Разработка авиационных изделий производится в соответствии с техническим заданием, определяющим технические требования, которым должно удовлетворять создаваемое изделие.
В этих требованиях регламентируются: назначение и условия применения, функциональные и эксплуатационные характеристики, ресурс или срок службы, масса и геометрические размеры, некоторые показатели надежности изделия.
Обычно по каждому регламентируемому параметру задается, конкретная цифра и в отдельных случаях указываются очень ограниченные допустимые отклонения от заданных номинальных значений.
Создание технического изделия производится по следующей технологии:
1. конструктор, получив и изучив техническое задание, выбирает наиболее рациональную конструктивную схему и в соответствии с имеющимися методическими и нормативно-техническими документами производит прочностной, функциональный (тепловой, гидравлический или специальный) и в некоторых случаях экономический и эксплуатационный расчеты.
По существующему стандарту на ТЗ в нем есть раздел «Надежность», в котором задается группа параметров, ее характеризующих, а именно:
а) наработка на отказ в полете, ресурс работы, время технического обслуживания или замены двигателя, а иногда требования к контролю и диагностике;
б) параметры, характеризующие условия работы – надежность зависит и от них – максимальная высота и скорость полета, продолжительность полета, дальность полета и т.д.
2. Затем разрабатывает указания технологу по особенностям изготовления и монтажа и экспериментатору по методам испытаний изделия.
3. Далее технолог па основе документации конструктора и существующих нормативно-технических документов по характеристикам материалов и технологическим процессам разрабатывает технологию изготовления, сборки к контрольно-сдаточных испытаний изделия.
4. Разработка инструкции по эксплуатации. Когда изделие поступает в эксплуатацию, и специалист-эксплуатационник, руководствуясь инструкциями и наставлениями по эксплуатации, обеспечивает использование изделия по назначению.
Таков нормальный традиционный процесс разработки, изготовления и эксплуатации любого авиационного изделия.
Но даже если все этапы создания изделия выполнены правильно на практике, все же в процессе применения изделия в реальных условиях наблюдаются его отказы и разрушения.
Причины подобных отказов:
1. разброс физических и прочностных свойств материалов;
2. нестабильности и неидентичности технологических процессов;
3. расхождения между фактическими и расчетными условиями работы (широкое разнообразие сочетаний внешних воздействий и нагрузок);
4. сочетаний внешних воздействий и нагрузок (например температурные нагрузки + внешние силы или наличие агрессивных сред).
Эти факторы являются объективной реальностью, и знание закономерностей их проявления поможет предупредить и исключить многие тяжелые по последствиям отказы технических устройств.
Рассмотрим основные принципы инженерных методов обеспечения надежности авиационных изделий, практическое применение которых с учетом функциональных и конструктивных особенностей каждого конкретного изделия должно рассматриваться в специальных курсах по двигателям.
Две части сложного изделия
Любое сложное авиационное изделие — самолет, вертолет, двигатель, радиолокационная станция и т. п. — можно представить состоящим из двух частей, различных по назначению, конструкции, нагрузкам и выполняемым функциям.
Первая часть — силовая, воспринимающая все нагрузки, возникающие в процессе функционирования изделия и являющаяся остовом, или каркасом, на котором монтируются и крепятся все функциональные системы, узлы и агрегаты.
Вторая часть — это системы, обеспечивающие функционирование, управление, регулирование и контроль работы изделия.
Иногда вторую часть называю обвязкой (например, для двигателя — это топливные, гидравлические и электрические коммуникации, узлы и агрегаты).
Дата: 2018-12-21, просмотров: 257.