Рассмотрим общий подход к составлению таблиц (табл. 24 и 25) для анализа надежности сложного многофункционального изделия.
Требуется дать количественную оценку вероятности безотказной работы изделия, имеющего следующие исходные данные:
§ — количество функциональных групп;
§ — количество элементарных агрегатов в функциональной группе;
§ — количество функций, выполняемых изделием;
§ — количество возможных отказов данного агрегата или системы.
В таблице возможных состояний изделий обозначено:
§ 1 — отказ не влияет на выполнение функции;
§ 0 — при данном отказе изделие не может выполнять заданные функции.
При наличии статистической информации может быть произведена и количественная оценка вероятности выполнения функции одной из функциональных групп:
где - вероятность безотказной работы агрегата,
- вероятность отказа вида агрегата при выполнении функции за время ,
- количество агрегатов в группе,
- количество видов отказов агрегата или элемента.
Суммирование ведется только для тех строчек, где в таблице проставлены «1».
Помимо количественного анализа, который иногда невозможен, с помощью таблицы состояний проводится качественный (инженерный) анализ надежности. Он позволяет выявить «критичные» элементы, выработать основные направления усовершенствования конструкции с целью уменьшения влияния на надежность отказов «критичных» элементов.
Анализа надежности по таблице двигателя и его систем, и возможности выполнения отдельных режимов полета является иллюстративной.
Она носит методический характер и показывает возможное влияние некоторых видов отказов двигателя на выполнимость отдельных этапов полета. Эта таблица может быть использована двояко:
1. для количественного расчета надежности с определением величин вероятности выполнения отдельных этапов и полета в делом;
2. для качественного, или инженерного, анализа надежности двигателя.
Качественный анализ надежности позволяет решить следующие практические задачи:
1. выявить наиболее опасные отказы конкретных элементов и узлов двигателя и его систем, не обеспечивающих выполнение отдельных этапов полета;
2. определить основные направления конструктивных решений по уменьшению влияния некоторых отказов на безопасность полета.
Кроме того, анализ надежности позволяет выявить наиболее неблагоприятные сочетания режимов работы двигателей и этапов полета, для устранения нежелательных последствий которых необходимо или вводить резервирование агрегатов и узлов, или создавать некоторым элементам облегченные нагрузки и уменьшать внешние воздействия на них.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 286.