При рассмотрении функций менеджмента необходимо помнить, что само управление есть функция общественного производства возникшая в процессе общественного разделения труда и его кооперации. Функции менеджмента представляют собой относительно обособленные направления хозяйственно-экономических и социальных аспектов управленческой деятельности, которые позволяют гибко и оперативно учитывать особенности “внешней” среды, повышать тем самым эффективность управляющего воздействия на исполнителей, на активизацию их социально-психологического потенциала.
Реализация функций менеджмента предполагает наличие некоторого замкнутого контура, охватывающего связи и отношения “внешней” среды и “внутренних” возможностей сельхозтоваропроизводителей. В рамках этого контура процессы получения и переработки информации должны повторяться не столько циклически, сколько гибко и оперативно для того, чтобы можно было принимать откорректированные решения, доводить их до исполнителей.
Каждая функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного процесса управления. Система же управления конкретным объектом или видом деятельности – это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом.
Существует несколько подходов к классификации функций управления.
Организаторы производства, при классификации функций управления, используют принцип разделения управленческой деятельности, учитывающей специфику объекта управления. Они выделяют стадии управления промышленным предприятием, такие функции, как техническая подготовка производства, материально-техническое снабжение, оперативное управление, управление трудом и заработной платой и т.д.
Экономисты при классификации функций управления используют принцип, позволяющий учитывать содержание процесса управления, из которого вытекают такие функции, как: планирование, организация, регулирование контроль, учет.
Иногда принципом, характеризующим классификацию функций управления, являются стадии жизненного цикла продукции, такие, как исследование, производство, реализация продукции.
Наиболее верным подходом к классификациям функций управления является подход, при котором учитываются все выше перечисленные принципы классификации в зависимости от целей исследования.
Рассмотрим более подробно существующие классификации функций управления.
Для промышленных предприятий в наибольшей мере подходит классификация, учитывающая специфику промышленного объекта. При этом выделяют следующие функции управления:
● основным производством;
● вспомогательным производством;
● оперативное управление;
● технической подготовкой производства;
● управление трудом;
● заработной платой;
● реализацией продукции (маркетинг продукта).
Предложенная классификация используется только при исследовании промышленных объектов и не может быть перенесена на прочие объекты: комитеты, ассоциации, акционерные общества и т.д.
Каждая функция менеджмента наделяется объемом полномочий, необходимых и достаточных менеджеру для выполнения конкретных видов работ по данной функции и принятия решений.
Выделяются следующие функции:
1. Функция общего руководства. Она включает комплекс управленческих работ, обеспечивающих функционирование всего подразделения, всего предприятия, отраслей, служб, отдельных работников, организацию планирования, охраны, подбора кадров. Исполнителями этой функции являются руководители предприятий. В определенной мере ее выполняют руководители подразделений, цехов, заведующие ферм, бригадиры и главные специалисты. Основная задача общего руководства заключается в том, чтобы из результатов деятельности отдельных подразделений, создать такую систему, которая могла быть конкурентоспособной, позволяла избежать убыточности и получить максимум прибыли.
2. Функция организации – управленческая деятельность, посредством которой система управления приспосабливается для выполнения задач, поставленных на этапе планирования (разрабатывается система мер, регламентирующая деятельность аппарата управления с целью обеспечения достижения поставленных целей функционирования);
3. Регулирование – управленческая деятельность, направленная на ликвидацию отклонений от заданного режима функционирования и приведение объекта управления в заданное состояние. Посредством регулирования осуществляется, оперативное управление ходом производственного процесса, перераспределяются материально-технические и финансовые ресурсы и т.д.
4. Функция оперативного управления. Она направлена на управленческие работы связанные с решением неотложных текущих задач. Как правило, эти работы связаны с временным лагом, т.е. промежутком времени между принятием решения о производстве и самим производством продукции. Ее важность заключается в том, что несвоевременное планирование, контроль, учет, устранение недостатков приводит к невосполнимым потерям в сельском хозяйстве, так как экономические и биологические процессы в сельском хозяйстве переплетаются и основным средством производства является земля. Оперативное управление осуществляется руководителями внутрихозяйственных подразделений и специалистами.
5. Функция планирования. Планирование - обоснованное определение основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития предприятия и каждого подразделения в отдельности на установленный период; определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач. Таким образом, планирование имеет индикативный характер. Кроме того, важность планирования заключается в том, что без плана, без четких граней конкурировать предприятию не представляется возможным.
6. Функция прогнозирования. При прогнозировании необходимы знания тенденций развития рынка и общества. Из всех видов прогнозирования наиболее важным является внутрифирменное планирование.
7. Учет – управленческая деятельность по фиксированию состояния объекта управления с заданного (начального) до данного (конкретного) моментов времени. Это учет выполнения производственной программы, наличия материальных и финансовых ресурсов и т.д.
8. Функция контроля. Контроль – управленческая деятельность, фиксирующая состояние объекта управления в заданные моменты времени. Так обеспечивается контроль выполнения производственной программы, контроль расходов материальных и финансовых ресурсов во времени и т.д. Основными полномочными представителями являются владельцы имущества, акций. Функция предполагает контроль как по вертикали, так и по горизонтали. Функцию выполняют: руководитель предприятия, специалисты, руководители внутрихозяйственных подразделений. Кроме того, контроль за деятельностью предприятия ведется различными организациями, налоговой полицией, казначейством, органами исполнительной власти.
9. Нормативная функция. Она включает в себя разработку и включение в производство обоснованных, технически и технологически разнообразных нормативов. Норматив – это условное распределение (закрепление) чего-либо на единицу. К нормирующим методам управления относят нормативы:
- времени (затраты времени на единицу товара и др.);
- численности (число голов скота на должность зоотехника и др.);
- величины (предельно допустимая концентрация вредных веществ в 1 куб. м производственных помещений и др.);
- выработки (объем продукции, произведенной за единицу времени и др.);
- соотносительности (соотношение числа преподавателей и студентов, руководителей и подчиненных).
Без нормативов производство и управление осуществлять невозможно. Контроль за выполнением нормативов выполняет главный инженер, технолог, бухгалтер. В настоящее время почти все нормативы связанные с функционированием технологических служб должны разрабатываться и утверждаться с участием собственников имущества.
10. Функция оценки, подбора и расстановки кадров. Она связана с подбором и назначением на руководящие должности с учетом экономического мышления, наличия административных способностей, здоровьем и т.д. Этой функцией должны заниматься руководители предприятий и организаций, отделы кадров, службы предприятий, главные отраслевые специалисты. Оценка кадров является важнейшей функцией, так как кадры решают все.
11. Функция мотивации труда. Мотивация – это процесс побуждения каждого сотрудника и всех членов коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей и для достижения целей организации. Она связана с осуществлением материального поощрения отдельных работников, коллектива и всех членов предприятия с учетом достигнутых задач и интересов участников производства. Эта функция является мобильной, она должна постоянно совершенствоваться, так как мотивация поведения людей изменчива и очень подвижна.
12. Функция охраны труда. Она связана с обеспечением и поддержанием на определенном уровне состояния здоровья работников. Эту функцию должны возглавлять руководители специальной службы (отдел по охраны труда и технике безопасности).
13. Функции специального управления. Особенностью является то, что в процессе их реализации не оказывается со стороны субъекта прямого воздействия на объект, а идет косвенное воздействие на процесс производства через функции общего руководства, или путем создания условий, предпосылок для эффективной производственной деятельности.
К этой группе относятся подфункции производственной и технической подготовки, организация вспомогательных и обслуживающих производств, документации и делопроизводства.
Функция производственной и технической подготовки включает совокупность управленческих работ связанных с разработкой приемов, способов, методов производства сельскохозяйственной продукции с определенными параметрами и качеством. Реализация функции предполагает подготовку технических средств, оборудования, механизмов к работе и поддержанию их в нормальном рабочем состоянии. Эту функцию выполняют все главные и отраслевые специалисты.
Функция вспомогательного производства заключается в создании, обеспечении и поддержании санитарно гигиенических условий труда, соблюдении правил противопожарной безопасности.
Функция снабжения и сбыта, связана с перераспределением рынка. Заключается в обеспечении производственно-техническими средствами, машинами, удобрениями, ядохимикатами, запчастями и осуществлении сбыта готовой продукции, где это выгодно для предприятия. Выполнять ее должны работники маркетинговых служб, главные специалисты и руководители хозяйства.
Функция делопроизводства. Ей занимаются все работники производства. Она включает сбор, обработку, систематизацию и хранение необходимой в управленческой деятельности информации. В деятельности каждой службы, объем этой функции будет разным.
Таким образом, функциями менеджмента АПК можно назвать совокупность организационно-хозяйственных, коммерческих и социальных задач в сочетании с присущими им способами и средствами решения в условиях постоянно изменяющихся критериев эффективного хозяйствования, повышения самостоятельности и ответственности реформируемых отраслей, предприятий и организаций, коллективов и отдельных работников.
С изменением форм собственности возникают новые функции управления. Старые функции отмирают или их содержание может быть изменено.
Принципы управления
Под принципами управления понимаются положения, которыми руководствуются органы управления и люди занимающиеся управленческой деятельностью. Существует две группы принципов: социально-экономические и организационно технические.
Социально-экономические принципы
1) научность;
2) системность и комплексность;
3) единоначалие и коллегиальность;
4) демократический централизм;
5) сочетание отраслевого и территориального подхода в управлении.
Принцип научности
Этот принцип требует построения системы управления и ее деятельности на строго научных основаниях. Как всякий принцип, отражающий развитие, он должен обладать внутренней противоречивостью, поскольку
Внутренняя противоречивость образует внутреннюю логику, создает внутренний импульс развития. Одно из противоречий принципа научности — противоречие теории и практики. Оно требует использования агрессивных научных идей (итогов научного познания — от явления к сущности, от сущности первого рода, менее глубокой, к сущности второго рода, более глубокой, и т. д., бесконечно). Однако необходимость организации процесса управления в конкретных условиях, для решения конкретных задач требует ограничения во времени процесса познания. Это противоречие разрешается путем активного исследования научных проблем управления многоцелевыми, комплексными коллективами, максимального использования средств вычислительной техники. Другое важное противоречие принципа научности — единство и противоречие объективного и субъективного. Это противоречие имеет универсальный характер и относится также ко всем другим принципам управления. Объективное в принципе научности вытекает из объективной природы законов управления, на которых базируются принципы управления. Субъективное в реализации принципов управления неизбежно, поскольку принципы управления реализуются только через сознание, волю и устремления человека. Таким образом, реализованный принцип неизбежно субъективирован. Отклонение процесса познания от объективной логики (субъективизм) возникает и проявляется в тем большей степени, чем больше сознание руководителей отходит от объективной логики развития природы, общества и мышления. Чем выше уровень общей культуры и профессионализма руководителя, тем меньше возможностей проявления субъективизма. Необходимость соблюдения принципа научности в управлении требует привлечения всего спектра современных знаний, их тщательного синтеза, и прежде всего, комплекса наук о человеке. При этом необходимо применять и передовые методы системного анализа в области экономических наук, философии, психологии, этики, эстетики, технических и технологических наук экологии и в других областях.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 238.