Цели, задачи и методы менеджмента
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

    Конечной целью менеджмента является обеспечение прибыльности, или доходности в деятельности предприятия путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.

Важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом рыночной конъюнктуры на основе имеющихся материальных и людских ресурсах и обеспечение рентабельности предприятия и его стабильного положения на рынке.

В данной взаимосвязи менеджмент призван обеспечивать теоретическую разработку основ и важнейших направлений совершенствования управления на основе постоянных нововведений, позволяющих максимально учитывать особенности, национальные традиции, специфику отраслей сельского хозяйства и других сфер отечественного АПК.

К важнейшим задачам менеджмента относятся:

1) усиление взаимосвязей современного управления “внутренними” факторами производства в сельском хозяйстве и других сферах АПК с факторами “внешней” среды, которые непрерывно меняются;

2) творческий подход к использованию в управлении теории систем, ситуационного подхода и других нестандартных решений, с помощью которых можно эффективно достигать цели;

3) практическая организация эффективной совместной работы, в ходе которой каждый труженик мог бы раскрывать свой потенциал;

4) укрепление кадровой политики предприятий, комплексное совершенствование методов и стиля управления.

5) обеспечение автоматизации производства и переход к использованию работников высокой квалификации;

6) стимулирование работы сотрудников путем создания для них лучших условий труда и установления более высокой заработной платы;

7) постоянный контроль за эффективностью деятельности предприятия, координация работы всех его подразделений;

8) постоянный поиск и освоение новых рынков;

9) выявление приоритетности целей, их очередности и последовательности решения;

10) разработка стратегии развития организации - хозяйственных задач и путей их решения;

11) выработка системы мероприятий для решения намечаемых проблем на различные временные периоды;

12) определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;

13) установление контроля за выполнением поставленных задач.

Задачи менеджмента непрерывно усложняются по мере роста масштабов производства, требующих обеспечения все возрастающими объемами ресурсов: материальных, финансовых, трудовых.

 


2. Научные основы управления: цель, процесс, функции, принципы и закономерности

 


Миссия и цель организации

Процесс управления, его структура и особенности.

Функции менеджмента, их характеристика и закономерности.

Принципы и закономерности в управлении.

 

Миссия и цель организации

Предназначение организации в условиях постоянно меняющейся внешней среды является миссией фирмы, которая определяется руководством фирмы и реализуется через ее стратегию.

Миссия организации – это скорее философское понятие, чем управленческое. Однако она предполагает наличие определенных ценностей, правил и приемов, которыми пользуется фирма в своей деятельности.

Это микро-культура фирмы, ее традиции, подход руководителей к принятию решений, т.е. та уникальность, которая делает организацию неповторимой, отличной от других. Как правило, миссия организации формируется годами, оттачивается и редко меняется. На формирование миссии влияют:

● собственники фирмы, развивающие организацию для того, чтобы за счет прибыли решать свои жизненные проблемы и интересы;

● сотрудники фирмы, непосредственно создающие продукт, организующие получение необходимых ресурсов, обеспечивающие (через маркетинг) реализацию продукции и решающие таким образом свои жизненные проблемы и интересы;

● покупатели продукции фирмы, за счет своих финансовых ресурсов приобретающие продукцию для удовлетворения своих потребностей и интересов;

● деловые партнеры фирмы, оказывающие определенные коммерческие услуги фирме в своих интересах;

● внешняя среда организации, требующая от фирмы поддержки для формирования социальной и экономической среды обитания фирмы.

При формировании миссии фирмы необходимо учитывать интересы всех пяти указанных субъектов, каждый из которых в разных решениях оказывает разное влияние. Четко сформулированная миссия показывает отличие фирмы от других подобных ей. Для этого должны быть сформулированы следующие характеристики организации:

- философия фирмы, выбранная администрацией фирмы для организации работы;

- сфера деятельности фирмы, учет которой необходим для выбора ресурсов и продукта;

- система целей фирмы, показывающая, к чему стремится организация;

- технологические возможности фирмы.

Таким образом, миссия – формирует направление движения организации с учетом ее внешних и внутренних условий.

Миссия организации влияет на прогноз действия фирмы, который определяется рыночными условиями и выбранным сроком существования фирмы. Именно здесь раскрывается управленческое содержание миссии, поскольку миссия -это совокупность стратегий, которые вырабатывает администрация организации для достижения глобальных целей.

При разработке миссии, т.е. совокупности стратегий, исследуется не только внешняя среда (геополитические, экономические и социальные условия), но и системные характеристики фирмы, совокупность ресурсов, производственных либо организационных процессов, продукции. При рассмотрении всех этих характеристик важное значение приобретают разработка и определение долгосрочных и краткосрочных целей организации.

Любая система управления – это, прежде всего целенаправленная система, имеющая иерархическое строение и организованная для достижения целей фирмы, которые принято называть целями функционирования.

Цели, стоящие перед системой управления, являются отправной точкой планирования. Планирование же в свою очередь – это разборка целей и задач фирмы, нашедших конкретное выражение в перспективных и текущих планах.

В зависимости от сроков достижения целей различают перспективное и текущее планирование.

Любая деятельность в системе – оправдана только в том случае, если она способствует достижению ее конечной цели функционирования. Иначе говоря, любая организация должна быть спроектирована таким образом, чтобы вся деятельность в системе, реализовала только те цели функционирования, для которых она создавалась.

Искусство выбора и формулирования правильной цели, управление процессом ее реализации, включая оценку достигнутой степени реализации, отличают действительно умелого руководителя.

Цель является наиболее важным элементом, так как правильно выбранная цель способствует рациональному использованию всех ресурсов, уменьшает неопределенность текущей деятельности как предприятия, так и каждого работника. Кроме того, цель обладает организующей психологической основой и носит политический характер (сплачивает людей).

Цель - это планируемый результат, который выступает как единство желаемого и возможного. Наличие цели является отличительным признаком исключительно человеческой деятельности. По своему происхождению цель - определенный мотив деятельности, которой присущи конкретные формы и содержание достигаемого результата.

Невозможно управлять людьми, если и руководителям, и подчиненным цели совершенно не ясны. Управлять – значит побуждать других к достижению ясной им цели, а не заставлять делать то, что считаешь правильным.

Когда цель функционирования сформулирована нечетко, требовать четкой организации работ не реально, так как невозможно правильно выбрать средства достижения цели, нет критерия, по которому можно судить о ее достижении, невозможно измерить эффективность текущей работы фирмы, скоординировать деятельность структурных подразделений, практически нельзя четко организовать работу аппарата управления и оценить ее эффективность.

Вследствие нечеткого формулирования целей невозможно рационально распределять обязанности между сотрудниками аппарата управления и оценивать деятельность каждого из них.

Требования для успешной реализации поставленных целей:

- конкретность, т.е. должны быть представлены качественные и количественные ориентиры;

- реальность достижения намеченного;

- гибкость, т.е. способными к трансформации и корректировке в соответствии с меняющейся ситуацией;

- признаваемость людьми в качестве личных целей (гласность, доступность, близость);

- должны быть проверяемыми на степень достижения;

- должны быть совместимыми друг с другом во времени и пространстве.

Цели, стоящие перед организацией, подразделяются на качественные и количественные. Количественные цели могут быть оценены в едином эквиваленте, например, в денежном выражении, в годах, в тоннах и т.д.

Оценка качественных целей в количественных показателях весьма затруднена и требует применения метода, известного под названием метода экспертных оценок, который позволяет выбрать цель функционирования, определить приоритет целей и их важность.

Метод экспертных оценок это «процедура» учитывающая субъективное мнение с целью определения количественных соотношений между переменными, когда эти соотношения нельзя установить из теоретических соображений или на основании накопленных статистических данных. Таким образом, задача формулирования целей функционирования организации с помощью экспертных оценок – это задача получения объективного результата на основании индивидуальных субъективных мнений группы экспертов.

Создание условий для плодотворной деятельности экспертов, производящих выбор целей функционирования, означает необходимость организации максимально эффективной системы контактов между ними, позволяющей;

- создавать условия, при которых специалист может активно взаимодействовать с другими экспертами;

- иметь свободный доступ к относящейся к делу информации;

- исключить возможность неправильной интерпретации мнений.

Этот метод наиболее прост, но имеет ряд недостатков, вызванных влиянием психологических факторов. В последнее время разработаны методы, с помощью которых удается преодолеть эти трудности путем устранения непосредственного общения специалистов друг с другом.

Цели менеджмента характеризуются большим многообразием, как по уровням, так и по специализированным направлениям практической деятельности.

По фазам жизненного цикла тех или иных систем цели подразделяются: на цели периода создания, функционирования, развития и обновления систем.

По масштабам (степени охвата) цели могут быть: общими (в состав которых входит генеральная цель и миссия), локальными, частными.

По своевременности постановки - актуальными, важными, малозначимыми, второстепенными.

По степени важности – стратегические и тактические. Стратегические цели – ориентированы на решение перспективных, масштабных проблем. Тактические – являются промежуточными по отношению к стратегическим, отражают отдельные этапы их достижения.

В своей основе цель объективна, так как ее достижение возможно на основе учета, экономики, уровня развития техники, социального развития общества.

 

2. Процесс управления, его структура и особенности

Процесс управления – совокупность, непрерывная последовательность взаимосвязанных действий управленческих работников по реализации функций менеджмента, осуществляемых по особой технологии и направленных на достижение целей на основе применения управленческих принципов, методов и средств.

Процесс управления характеризуется функциональной и технологической структурой и имеет ряд специфических особенностей.

Функциональная структура показывает, какие управленческие работы, функции с учетом их содержания выполняются аппаратом управления. Технологическая структура показывает, в какой последовательности и из каких стадий складывается процесс управления.

Технология управления – это приемы, способы и порядок (последовательность и регламент) выполнения процесса управления в целом и составляющих его функций.

    Управленческий процесс объединяет в себе такие моменты как управленческий труд, его предмет и средства, и реализуется в определенном продукте.

Предметом и продуктом труда в управлении является информация; в первом случае она — «сырая», а поэтому не может применяться на практике; но она служит основой подготовки решения, то есть преобразования информации, которой можно руководствоваться для осуществления конкретных действий.

Преобразованная информация приобретает самостоятельное существование и может накапливаться (кто не видел груду документов на столе!), что приводит к усложнению процесса управления, усилению господства прошлых решений над текущими. Последнее, правда, в определенной степени полезно, так как порождает так называемый организационный порядок, обеспечивающий автоматическое срабатывание управленческих механизмов и выполнение соответствующих действий без специальных распоряжений. Однако он ограничен, так как не в состоянии подчинить и координировать все организационные элементы.

Средствами управленческого труда является все то, что способствует осуществлению операций с информацией — от компьютеров, телефонов до авторучки и бумаги. При этом выделяют: средства составления документов (принтеры, диктофоны и пр.); средства обработки и оформления документов (штемпели, резаки, дыроколы); средства группировки и хранения документов (папки, скоросшиватели, картотеки); средства выполнения вычислительных операций; средства оперативной связи; мебель.

Управленческий труд, как и инженерный, конструкторский, исследовательский и пр., относится к категории труда умственного, осуществляемого человеком в виде нервно-психических усилий. Он существует в трех основных формах: эвристического, административного и операторного.

Эвристический труд сводится к совокупности действий по анализу и изучению тех или иных проблем, стоящих перед организацией, и разработке на основе этого различных вариантов их решений — управленческих, экономических, технических. В зависимости от сложности и характера самих проблем этот труд выполняется руководителями и специалистами.

Административный труд является уделом в основном руководителей. Он связан с выполнением таких видов работ, как текущая координация деятельности подчиненных, их контроль, оценка, мотивация, распорядительство (доведение в устном и письменном виде принятых решений до исполнителей), инструктирование, обмен информацией (осуществляется в процессе проведения собраний и совещаний, приема посетителей, ведения деловых переговоров, ответов на письма и телефонные звонки, обхода рабочих мест).

Операторный труд направлен на техническое обеспечение производственных и управленческих процессов необходимой информацией. Он включает такие работы как документационная (оформление, размножение, сортировка, и хранение различного рода документов); первично-счетная и учетная (сбор статистической, бухгалтерской и иной информации о производственных, хозяйственных, социальных и иных процессах, протекающих в рамках организации); коммуникативно-техническая, вычислительная и формально-логическая (последовательная обработка собранной информации и осуществление на ее основе и о заданному алгоритму, расчетов необходимых для принятия решений).

Этот труд выпадает на долю специалистов и технических исполнителей. Часть его, строго говоря, не относится к умственному, поэтому для ее обозначения иногда используют термин «нефизический труд».

Процесс управленческого труда состоит из элементарных действий, или операций, то есть однородных, логически неделимых частей управленческой деятельности, с одним или группой носителей информации (документов) от момента их поступления до передачи в преобразованном виде другим или на хранение.

Управленческие операции бывают: поисковыми, вычислительными, логическими, описательными, графическими, контрольными, коммуникационными, например, слушание, чтение, говорение, контактирование, наблюдение за действиями различных устройств, мышления и т.п.

Самостоятельный комплекс операций по обработке информации (сбора, изучения, анализа, формулировке выводов, их оформлению), заканчивающихся определенным по форме и содержанию результатом в виде устного сообщения или документа (справки, приказа, письма и пр.), получил название работы.

Управленческие работы различаются по целевому назначению (предвидение, активизация, контроль); по конкретному содержанию (исследования, планирование); по периодам (стратегические, тактические, оперативные); по этапам (целеполагание, анализ ситуации, определение проблемы, поиск решения); по направленности (внутрь или во вне организации); по сферам (экономическая, социальная, технологическая); по объектам (производство, персонал); по формам и методам осуществления; по организационной роли (дифференцирующие и интегрирующие); по характеру преобразования информации (стереотипные, выполняемые по алгоритму, и творческие); по степени сложности. Остановимся подробнее на последней, поскольку для управленческого труда она является едва ли не главной характеристикой.

Сложность управленческого труда обусловливается несколькими обстоятельствами. Во-первых, масштабами, количеством и составом решаемых проблем, связей между ними, разнообразием применяемых методов, организационных принципов.

Во-вторых, необходимостью принимать новые, нетрадиционные решения, часто в условиях неопределенности или риска, что требует глубоких профессиональных знаний, опыта, широкой эрудиции.

Наконец, в-третьих, сложность управленческого труда определяется степенью оперативности, самостоятельности, ответственности, рискованности решений, которые необходимо принимать. Менеджер, принимая решения, часто берет на себя ответственность не только за материальное благосостояние людей, но за их здоровье и даже жизнь.

По содержанию управленческие работы бывают: коммуникационными (ведение переговоров, прием посетителей, обход организации, выезд в командировки); распорядительными и координационными (доведение до исполнителей принятых решений в устной и письменной форме, составление и выдача заданий, инструктирование); контрольно-оценочными (проверка своевременности и качества выполнения заданий); аналитико-конструктивными (изучение информации и подготовка решений); информационно-техническими (с носителями информации) на которые уходит 10— 15% рабочего времени; первично-счетными и учетными.

Документально зафиксированная последовательность выполнения элементов управленческого процесса, определяющая состав, очередность, содержание составляющих его операций, получила название управленческой процедуры. Процедура должна отражать цель работы, используемые и разрабатываемые документы, их содержание, порядок прохождения.

Способ выполнения управленческих операций и их элементов в оптимальной последовательности при рациональном распределении между исполнителями с учетом их квалификации и затрат времени называется управленческой технологией.

Главными задачами технологии управления являются: установление организационного порядка и рациональной последовательности выполнения управленческих работ; обеспечение единства, непрерывности и согласованности действий субъектов при принятии решений; участие вышестоящих руководителей; равномерную загрузку исполнителей.

В основе управленческих технологий лежат производственные и информационные потоки, а также совокупность знаний о методах и приемах действий управленческих работников по выполнению управленческих операций.

Технологии управления должны быть минимально сложными и трудоемкими. Рассмотрим их более подробно.

Линейная технология. Характеризуется строгой последовательностью отдельных фаз, вытекающих друг из друга и сменяющихся в соответствии с заранее намеченным планом. Такая технология используется в типовых элементарных случаях при достаточной определенности ситуации и конечной цели, например, при управлении движением поездов, работой оборудования и пр.

При невозможности точно оценить положение дел, выделить ключевую проблему и наметить однозначную цель, технология управления может быть разветвленной. Решения разрабатываются в этом случае параллельно по нескольким линиям, вследствие чего желаемый результат достигается их совокупностью, или одним, но имеющим многоаспектный характер. Обычно это имеет место в сфере научных исследований.

Технология управления по отклонениям, возникшим на предыдущей фазе, исходит из того, что частично последние вообще не требуют корректировки; частично их преодоление и внесение изменений в управленческий процесс возможно силами самих исполнителей; и лишь при их значительной величине необходимо вмешательство руководителя. Такой подход позволяет не отвлекать его на пустяки и дать возможность сосредоточиться на главных проблемах. Однако он требует больших затрат времени и средств на создание нормативной базы, тщательного наблюдения и анализа отклонений, ведет к формализации и бюрократизации процесса управления.

Технология управления по ситуации применяется, когда процесс управления осуществляется в условиях высокой неопределенности. Она предусматривает действия, исходящие из складывающихся обстоятельств, подстройку под них, с тем, чтобы наиболее эффективно обеспечить решение существующих проблем; обычно это имеет место в сложных экономических условиях. Фазы управленческого процесса здесь часто независимы друг от друга, и менеджер принимает оперативные решения на основе постоянного наблюдения и анализа за изменениями, которые происходят во внешней и внутренней среде организации.

Технология управления по результатам заключается в том, что при отсутствия достаточной определенности ситуации и расплывчатости конечной цели, после каждой фазы, в зависимости от степени достижения запланированных результатов на предыдущей, происходит уточнение последующих управленчес ких действий. Такая технология часто применяется, например, при управлении войсками в боевых условиях.

Технология управления по целям близка к предыдущей, но ориентируется на стимулирование достижения не официальных заданий, а личных целей, сформулированных работниками совместно с непосредственными руководителями и зафиксированных в специальном документе.

Технология поискового управления исходит из полной ясности задач, но невозможности точно оценить ситуацию или проблему. Тогда решение разрабатывается, исходя из цели, в обратной последовательности фаз и корректируется по ситуации. Такой тип управленческого процесса имеет место при подготовке долгосрочного решения в условиях высокой неопределенности перспектив.

Процесс управления обладает рядом особенностей:

- Динамические – процесс управления постоянно изменяется под воздействием внутренних и внешних условий и связан продолжительностью, скоростью и временными аспектами (явления, понятие).

- Характеризуется определенной устойчивостью связанной с реализацией процесса управления.

- Процесс управления носит циклический характер.

- Осуществляется в определенной последовательности.

- Носит непрерывный характер.

В сельском хозяйстве на процесс управления, продолжительность и особенности менеджмента оказывают влияние особенности с.-х. производства.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 200.