Сущность менеджмента
Наука «менеджмент» является системной, т.к. она базируется на знаниях других наук и использует достижения других наук: экономических, социологических, психологических, правовых, технических и др). Наука состоит из 4 разделов:
1. Теория менеджмента
2. Организация менеджмента
3. Методы менеджмента
4. Техника менеджмента
1. Теория менеджмента – связана с изучением закономерностей, принципов науки управления.
2. Организация менеджмента – связана с изучением функций, структур управления.
3. Методы менеджмента – раздел связан со способами воздействия с целью получения желаемого результата.
4. Техника менеджмента – связана с изучением техники и технологии принятия и реализацией управленческих решений.
Менеджмент – это система управления предприятием в условиях рыночной экономики. Она порождена объективной необходимостью и закономерностями рыночных отношений, связанными с ориентацией производства на спрос и потребности рынка, запросы индивидуальных потребителей.
Особенность менеджмента состоит в его направленности на обеспечение рациональной деятельности предприятия в условиях дефицита ресурсов и оптимальную адаптацию к новым условиям, достижение высоких конечных результатов с минимальными затратами.
Особое место менеджмента в экономике объясняется тем, что именно он должен обеспечить интеграцию производственных и экономических процессов на предприятии, необходимые ресурсы и взаимоотношения с внешней средой. Знание основ менеджмента, методов управления предприятием, принятия решений – залог эффективной работы.
В современной теории управления ключевая роль отводится менеджеру. Первостепенная задача менеджера – высокий уровень организации работы, создание творческого климата в коллективе. Важнейшей его функцией является разработка и реализация эффективной стратегии развития предприятия. Руководители должны стать инициаторами технологических и организационных перемен.
Важный фактор успеха – подготовка руководителей нового типа: высокопрофессиональных, компетентных в экономических, социальных и технологических вопросах, обладающих чувством ответственности за результаты деятельности предприятия.
Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Это функция, вид деятельности по руководству людьми.
Менеджмент – это целенаправленное воздействие на людей или отдельные личности, координация их деятельности в процессе производства с целью получения максимума прибыли.
Сущность менеджмента
Менеджмент - это вид профессиональной деятельности, направленный на достижение в хозяйственной жизни организации оптимальных результатов на основе разумного использования материальных, трудовых, финансовых, информационных и организационных ресурсов, применения многообразных принципов и методов экономического стимулирования.
Термин "менеджмент" является синонимом термина "управление".
Общее двух терминов связано с координацией совместного труда. Предметом исследований являются отношения, которые возникают в процессе управления. Они возникают в производственном коллективе для организации трудового процесса, соблюдения определенного порядка, согласованных действий.
Различия
Термин «управление» шире, поскольку применим к разным видам человеческой деятельности (управление транспортом); к разным органам управления (подразделениям в государственных и общественных организациях).
Термин "менеджмент" подразумевает в самом общем смысле управление социально-экономическими процессами на уровне предприятия действующего в рыночных условиях. Таким образом, «менеджмент» применим только к тем категориям предприятий, которые осуществляют свою деятельность в целях получения прибыли. Менеджмент охватывает деятельность не только производственных предприятий, но и банков, страховых обществ, транспортных компаний и др. хозяйственных единиц.
Содержанием хозяйственной деятельности предприятия является снабжение производства всеми необходимыми ресурсами и организация технологического цикла в целом: внедрение результатов научно исследовательских работ; разработка и совершенствование технологии; обеспечение требуемого уровня качества продукции; проведение коммерческих операций; операций товародвижения; осуществление всех видов расчетов; техническое обслуживание; материально-техническое снабжение; обеспечение финансовыми ресурсами; подбор персонала.
Менеджмент можно определить, с одной стороны, как систему экономического управления производством (экономического механизма), включая агропромышленную сферу, и рассматривать ее в виде совокупности функций, принципов, методов, форм и приемов управления. С другой, - как непосредственный орган управления, а также как форму предпринимательской деятельности в условиях свободного рынка, требующем самостоятельных решений в любых неожиданных обстоятельствах.
Менеджмент необходимо понимать как искусство, как конкретное, комплексное явление. Учитывая, что в своей основе менеджмент исходит из экономических соображений, то любые его действия следует квалифицировать как мероприятия экономического характера.
Исходя из сущности, менеджмент АПК в своей основе направлен на управление экономически обоснованным, рациональным движением материально-технических и иных ресурсов, а также на совершенствование агропромышленных связей и отношений, которые возникают между хозяйствующими субъектами на стадиях производства, переработки и реализации сельхозпродукции и сырья.
Итак, менеджмент это особая динамическая организация управления, необходимая экономически самостоятельному хозяйственному объекту, гибкая система предприимчивого и инновационного руководства, способная чутко реагировать на конъюнктуру рынка, условия конкуренции и своевременно перестраиваться с учетом требований внешней среды.
Содержание менеджмента
Содержание менеджмента АПК заключено в том, чтобы всесторонне учитывать специфические особенности сельского хозяйства и других сфер агропромышленного производства, обеспечивать искусство управления в первую очередь хозяйственными и коммерческими связями и отношениями, осуществлять процесс экономически обоснованной выработки целей управления, обеспечивать гибкое и эффективное воздействие на них в постоянной опоре на экономические рычаги, стимулы и социально-психологические методы влияния.
Менеджмент в АПК включает не только стратегию, но и тактику эффективного управления. О стратегии можно судить по общим направлениям и способам использования средств для достижения поставленных целей; о тактике - по конкретным методам и приемам с учетом специфики местных условий для каждого сельхозтоваропроизводителя.
Менеджмент как систему эффективного управления АПК можно представить в виде двух основных подсистем: управляемой подсистемы (объекта управления) и управляющей подсистемы (субъекта управления).
При характеристике важнейших свойств управляемой подсистемы важно обращать внимание на главное свойство АПК - как социально-экономической системы. Оно заключено в том, что основу ее эффективного функционирования составляют интересы сельских товаропроизводителей и работников обслуживающих сфер. Социально-экономическая совокупность этих интересов (коллективных, личных и общественных) оказывает влияние на эффективность взаимодействия всех элементов системы АПК, на совершенствование связей и отношений внутри АПК и с “внешней” средой.
Менеджмент объединяет под своим началом труд многих специалистов: экономистов, статистиков, инженеров, психологов, юристов, бухгалтеров и др. В качестве объекта менеджмента выступает хозяйственная деятельность предприятия в целом или ее конкретная сфера (финансы, сбыт и т. д.).
Какой бы характер хозяйственная деятельность ни носила, но если она направлена на получение прибыли или предпринимательского дохода, то можно сказать, что она осуществляется при помощи менеджмента. Таким образом, менеджмент охватывает деятельность промышленных предприятий, банков, страховых обществ, гостиниц и целый ряд других хозяйственных организаций, которые выступают в рыночном механизме в качестве самостоятельных экономических субъектов.
Особенности содержания хозяйственной деятельности предприятия определяются сферой его деятельности. Но общим для всех сфер является обеспечение процесса производства необходимыми ресурсами и поддержание его непрерывности. Под воздействием менеджмента находятся такие виды деятельности, как внедрение в производство результатов научных исследований, совершенствование технологического процесса, поддержание необходимого уровня качества продукции, материально-техническое снабжение, учет и отчетность, обеспечение финансовыми ресурсами и кадрами.
Менеджмент, хотя и играет вполне определенную роль в организации, тем не менее, как бы пронизывает всю организацию, касаясь и затрагивая практически все сферы ее деятельности. Однако при всем многообразии взаимодействия менеджмента и организации можно достаточно четко установить границы деятельности, которая составляет содержание менеджмента, а также достаточно четко определить субъектов управленческой деятельности - менеджеров.
Управление организацией предстает в виде процесса осуществления определенного типа взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения ею своих целей. Менеджмент не эквивалентен всей деятельности организации по достижению конечных целей, а включает в себя только те функции и действия, которые связаны с координацией и установлением взаимодействия внутри организации, с побуждением к осуществлению производственной и других видов деятельности, с целевой ориентацией различных видов деятельности и т.п.
Менеджмент призван создавать условия, для успешного функционирования организации исходя из того, что прибыль является не причиной существования организации, а результатом его деятельности, который в конечном итоге определяет рынок. Ситуация на рынке, как известно, постоянно меняется, происходят изменения в положении на рынке конкурентов, в условиях и формах финансирования, состоянии хозяйственной конъюнктуры в отрасли или в стране в целом, в условиях торговли на мировых товарных рынках. Отсюда постоянное наличие риска. Целью менеджмента в этих условиях является постоянное преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем.
Таким образом, содержание менеджмента состоит в достижении фирмой или другими предприятиями определенных результатов в ходе предпринимательской деятельности.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 221.