Руководитель в системе управления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Менеджмент представляет собой чрезвычайно сложную систему, состоящую из органов разного уровня, работников разных категорий, из различных подразделений и служб. Центральное место в этой системе занимает руководство, которое выполняет следующие функции:

- выработка общего плана действий всей организации (выработка целей, плана, осуществление контроля и т.д.);

- координация всех подразделений управления. Руководитель координирует работу подчиненных ему служб (плановых, финансовых, бухгалтерских, технических и т.д.);

- воздействие на нижестоящие звенья и их руководителей. Так, директор руководит цехами, начальник цеха – участками и т.д.

- подбор кадров на различные участки управления.

Функции руководства реализует руководитель.

Существует два основных типа руководителей – линейные и функциональные.

Линейные руководители возглавляют линейные подразделения и всю систему управления. Они принимают решения по всему кругу проблем общего руководства: организация, целеуказание, координация, несение ответственности, коммуникационные функции и воспитание.

Функциональные руководители возглавляют функциональные подразделения (отдел кадров, плановый отдел, и пр.) и выполняют одну возложенную на нее функцию. Если руководитель возглавляет функциональный отдел, то по отношению ко всей системе он считается функциональным руководителем, а для работников данного отдела – линейным.

Руководитель – ключевое звено в кадровой системе. Руководитель направляет деятельность всего коллектива организации. Он одновременно и представитель высшего звена управления (или собственника) в управленческом коллективе, и лидер коллектива.

По занимаемому в управленческой иерархии уровню руководители составляют три звена: первичное, среднее и высшее. К первичному звену принято относить руководителей на уровне участков, цехов, производств (как линейных так и функциональных). Среднее звено – руководители крупных структурных подразделений организации. К высшему звену относятся руководители самостоятельных организаций. Высшее звено – это руководители, которые подчинены собственникам – хозяевам организации.

Хозяином организации может быть государство, муниципалитет, трудовой коллектив, акционеры, частный собственник и т.д. Хозяин организации определяет механизм назначения высшего руководителя. Положение руководителя определяется теми полномочиями, которые ему передает собственник. Сумма полномочий, которыми обладает руководитель, называется властью руководителя.

Руководители разного уровня могут быть и собственниками: полными (хозяевами) или частичными (акционерами).

Функции собственника четко отделены от функций управления. Собственник назначает управляющих, но само управление организуют уже управляющие. Если же собственник работает в управлении, то он должен выполнить только те обязанности, которые вытекают из его должности.

Влияние, которое имеет руководитель, принято называть авторитетом. Авторитет бывает формальный, определенный должностью, и реальный, который определен отношениями подчиненных к руководителю, и его взаимоотношениями с вышестоящими руководителями, а также отношениями с руководителями равного уровня.

Главной и определяющей является формальная власть руководителя – власть должности, а неформальная власть может только дополнять авторитет: усиливать его или ослаблять.

Любой руководитель имеет свой стиль руководства. Совокупность всех методов и приемов, которые использует руководитель в своей деятельности, их определенное сочетание называется стилем руководства.

Принято делить руководителей на «автократов» и «демократов». Автократы используют методы принуждения, власть, а демократы чаще применяют в своей работе методы убеждения. Такое деление очень условное, и трудно встретить представителей этих стилей в «чистом виде». В конкретной ситуации руководитель тяготеет к тому или иному стилю работы в зависимости от целей, от наличия ресурсов и т.д.

    Каждому лидеру присущ свой стиль руководства, то есть отношения к подчиненным.

    Авторитарный стиль сводится к тому, что руководитель, не доверяя подчиненным и не спрашивая их мнения и совета, единолично решает все вопросы и берет на себя ответственность за все, а в качестве основной формы мотивации использует наказание. К управленческим решениям руководителя подчиненные относятся безразлично или негативно. В организации формируется неблагоприятный морально-психологический климат, создается почва для развития конфликтов.

    Демократический стиль характеризуется активным участием сотрудников в принятии решений, созданием условий, при которых выполнение служебных обязанностей становится для них привлекательным, а достижение успеха служит вознаграждением. Обычно демократический стиль применяется в случае, когда исполнители хорошо, порой лучше руководителя разбираются в тонкостях работы и могут в нее новизну и творчество.

Поэтому, автократический стиль предпочтителен при руководстве простыми видами деятельности, ориентированными на количественные результаты, а демократический – сложными, где на первое место выступает качество.

Либеральный стиль управления сводится к тому, что руководитель ставит перед исполнителями проблему, создает необходимые организационные условия для их работы, определяет ее правила, задает границы решения, а сам отходит на второй план, оставляя за собой функции консультанта, арбитра, эксперта. Такая форма приносит удовлетворение и формирует благоприятный морально-психологический климат в коллективе.

Выделяют пять стилей руководства по соотношению в них проблем человека и проблем производства.

● Невмешательство. Этот стиль характерен низким уровнем заботы руководителя о результатах организации. Главная его забота – сохранить свою должность.

● Теплая компания – характеризуется высоким уровнем заботы о своих людях, стремлением к установлению теплых отношений в коллективе, удобный темп работы. К сожалению, результаты работы часто отодвигаются на второй план.

● Производство – внимание и влияние руководителя сосредоточены только на производстве. Человеческий фактор отходит на второй план.

● Золотая середина – это сочетание интересов коллектива организации и целей организации.

● Команда – руководитель эффективного сочетания.

Существует множество вариантов того, каким образом руководители оказывают влияние на сотрудников, как сочетаются авторитарный стиль руководства и демократический. Это определяется действиями, которые предпринимает руководитель:

1) принимает решение и сообщает свое решение подчиненным как приказ;

2) принимает решение и объясняет, почему он его принял;

3) принимая решение, интересуется мнением подчиненных, получая возможность сверить свое решение с их мнением и в случае необходимости внести изменения;

4) принимает решение и представляет его группе на доработку;

5) излагает суть проблемы, выслушивает мнение подчиненных и только потом принимает решение;

6) ставит проблему и просит группу представить варианты решения, оставляя за собой право выбора;

7) излагает проблему и принимает только то решение, которое предложено группой.

Стиль руководства связан с имиджем руководителя. Психологи под имиджем понимают сложившееся в уме представление (образ) о каком-либо товаре, технологии, организации, человеке (личности).

Для менеджера важны такие аспекты имиджа:

● имидж продукции, которую производит организация; это одна из важнейших проблем маркетинга;

● имидж самой организации. Организация с устойчивой репутацией может продать мало кому известный товар, так как известна репутация организации; имидж организации создается людьми;

● имидж руководителя, менеджера, работника.

Имидж – это правильный выбор модели поведения. Человек стремиться осваивать те модели поведения, которые ему приносят успех. Выбор модели социального поведения личности может быть различен, но необходимо учитывать следующее:

● соответствие поведения личности законодательству и правовым нормам;

● конкретную ситуацию, в которой личность действует;

● цели личности;

● нравственные критерии (честность, справедливость, самокритическая оценка собственных возможностей, модели поведения);

● психологические характеристики.

Искусство и техника создания образа заключается в том, чтобы понять, что является привлекательным для других, познать себя и привести в соответствие свой образ.

Имиджирование – это манипулирование характеристиками с целью создания благоприятного впечатления. Специалист, задачей которого является создание у кого-то привлекательного образа, называется имиджмейкером.

Специалисты по имиджированию выделяют три составляющие имиджа руководителя (менеджера):

● личное обаяние; оно всегда способствует успеху в профессиональной деятельности менеджера;

● нравственные характеристики – коммуникабельность, эмпатичность (способность к сопереживанию), рефлексивность (способность понять другого), красноречивость (способность воздействовать словом);

● технику самопрезентации (умение подать с наилучшей стороны свои знания, умения, опыт).

 

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 212.