Уроки 15—16. РОССИЯ ВРЕМЕНИ ИВАНА ГРОЗНОГО
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Первый вариант планирования
Ролевая игра «Суд над Иваном Грозным».
Желательно провести эти уроки как внеурочное мероприятие. Это предоставит возможность пригласить учащихся других классов, раздвинуть временные рамки занятия, предоставить большую свободу высказывания. Обсуждение формы урока и заданий к нему рекомендуется провести примерно за неделю до занятия.
Историческая проблема. Оценка деятельности выдающейся исторической личности.
Ресурсы: учебник, § 14—15 (до раздела «Последний Рюрикович»); карты 9—10 и иллюстрации на цветной вклейке в учебнике.
Дополнительная литература
XVI век. Сотворение России // Родина. — 2004. — № 12.
Антология мировой политической мысли. В 5 т. — Т. 3. Политическая мысль в России. X — первая половина XIX в. — М., 1997.
Володихин Д. Иван IV: от боярского правления к опричнине / Д. Володихин // Энциклопедия для детей. — М.: Аванта+, 1995. — Т. 5. — Ч. 1. История России. От древних славян до Петра Великого.
Зимин А. А. Россия времени Ивана Грозного // А. А. Зимин, А. Л. Хорошкевич. — М., 1982.
Кобрин В. Б. Иван Грозный / В. Б. Кобрин. — М., 1989.
Скрынников Р. Г. Иван Грозный / Р. Г. Скрынников. — М., 1983.
Хрестоматия по истории России. В 4 т. / сост. И. В. Бабич [и др.] Т. 1. С древнейших времен до конца XVII в. — М., 1994.
Задание к уроку для свидетелей. Используя информацию учебника, дополнительные материалы, свои знания, подготовьте выступление в защиту или против Ивана IV от лица определенного исторического персонажа. В выступление включите краткий рассказ о себе и своих отношениях с Иваном IV. Укажите, какую роль в вашей судьбе сыграл он (его политические решения). Если ваш персонаж Елена Глинская, объясните особенности ее характера.
Задание к уроку для участников суда. Используя информацию учебника, дополнительные материалы, свои знания, подготовьтесь к участию в процессе. Обязательно узнайте, какие исторические лица входят в число свидетелей. Если вы прокурор или адвокат, продумайте, за какие деяния Ивана IV можно обвинить, за какие оправдать.
Количество ролей можно изменять в соответствии с числом учащихся. Обязательное условие: независимо от объема собранной информации свидетель получает не более 5 минут на выступление. Роль определяется заранее по желанию или по жребию.
Исторические липа, свидетели:
Елена Глинская, великая княгиня, мать Ивана IV.
Иван Иванович, сын Ивана IV.
Митрополит Макарий, член Избранной рады.
Священник Сильвестр, духовник Ивана IV, член Избранной рады.
Алексей Адашев, член Избранной рады.
Князь Андрей Курбский, член Избранной рады, воевода.
Малюта Скуратов, опричник.
Симеон Бекбулатович, служилый татарский хан.
Григорий Строганов, купец.
Владимир Старицкий, удельный князь.
Участники суда:
прокурор, адвокат, присяжные заседатели, судья.
Ход урока
Первый этап. Вступительное слово судьи. Уточнение регламента процесса (время выступления, права присяжных, прокурора, адвоката и судьи задавать вопросы, выбор старейшины присяжных).
Второй этап. Опрос свидетелей защиты и преступления. Формулировка вопроса для суда присяжных (прокурор и судья должны продумать заранее статьи обвинения. Например: террор против подданных, участие в убийствах, причинение экономического вреда, создание династического кризиса, поражение в войнах и пр. Адвокат заранее продумывает вопрос о положительных сторонах царствования и о смягчающих обстоятельствах).
Третий этап. Выступление прокурора и адвоката по результатам опроса свидетелей.
Четвертый этап. Суд присяжных выносит вердикт по вопросам обвинения.
Пятый этап. Приговор судьи. Оценка деятельности учащихся на занятии.
Для проведения оценивания можно использовать прием «Оцени соседа». Каждый ученик получает форму оценивания, в которую вносит свои баллы и комментарии относительно оценки своего правого (левого) соседа. Такую же форму на каждого ученика заполняет учитель. Третью оценку ученик выставляет себе сам. Итоговый балл может складываться из трех оценок. Процедуру оценивания можно поручить судье и присяжным. По окончании занятия они собирают формы оценивания (по три формы на каждого участника), подсчитывают количество баллов и выводят рейтинговую оценку. Опыт показывает, что упрощать оценивание деятельности учащихся на занятиях подобного рода не следует. В противном случае старшеклассники могут проявить легкомыслие и подготовиться поверхностно, считая, что достаточно самого факта участия. Урок остается привлекательным для учеников, но обучающая роль занятия уменьшается.

Форма оценивания (самооценивания). Роль ___________________

Оценка Подготовка к процессу (информированность и эрудиция) Четкость выступления (умение сосредоточиться на главном и аргументировать свою позицию) Исполнение роли (речь, убедительность)
Количество баллов (1—3)      
Итог, комментарии      

Домашнее задание: 1. Ответить на вопросы 7, 8 к § 14—15. 2. По желанию: выполнить задание 11 (письменно) к § 14—15.
Второй вариант планирования
Самостоятельная работа учащихся с источниками, выполнение познавательных заданий.
Историческая проблема. Особенности и последствия развития России в середине — второй половине XVI в.
Ресурсы: учебник, § 14—15. Карты 9—10 и иллюстрации на цветной вклейке в учебнике.
Понятийный аппарат: регентство, Избранная рада, кормления, тарханы, местничество, стрелецкое войско, опричнина.
Ход урока
Ученики получают раздаточный материал, включающий систему познавательных заданий разного уровня. Учитель может сам выбрать задания из предложенных или включить в рабочий лист все задания, предоставив возможность учащимся выполнить не менее пяти (по выбору). В этом случае желательно указать максимальную оценку, которую получают ученики при правильном выполнении задания (задания на «5», задания на «4»). Это поможет избежать ситуации, при которой выбор наиболее легких заданий обеспечивает более высокую итоговую отметку.
Вопросы и задания
1. Проанализируйте информацию таблицы. Сравните политическое значение регентства Елены Глинской и боярского правления.

Даты События
1530 У Василия III и Елены Глинской, второй жены государя, родился сын Иван
1532 В ознаменование рождения наследника Ивана возведена церковь Вознесения в Коломенском
1533 Смерть Василия III. Регентство Елены Глинской (1533— 1538), которая опиралась на помощь своего фаворита Телепнева-Оболенского. Попытка продолжать политику Василия III, борьба с интригами бояр
1534—1535 Реформы Елены Глинской: создание Разрядного приказа, денежная реформа
1536 Удельный князь Юрий Иванович Дмитровский, арестованный в декабре 1533 г. за попытку предъявить свои права на престол, умер в тюрьме
1537 Удельный князь Андрей Старицкий попытался организовать заговор против Елены Глинской. Он приехал на переговоры в Москву, был арестован и умер в тюрьме
1538 Смерть Елены Глинской. Начало боярского правления. Борьба за власть между боярскими родами Шуйских и Бельских
1539 Бельские берут верх над Шуйскими
1542 Иван Шуйский вновь захватил власть. Иван Бельский отправлен в заточение на Белоозеро, где будет убит
1543 Иван IV приказал своим псарям задушить Андрея Шуйского
1547 Венчание на царство Ивана IV
1547 Брак Ивана IV и Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой
1547 Пожар и восстание в Москве. Уничтожены дворцы царя и митрополита, Оружейная палата и много церквей. После пожара создается Избранная рада во главе с А. Ф. Адашевым (священник Сильвестр, митрополит Макарий, князья Курбский, Курлятев, Одоевский, Воротынский, бояре Шереметевы, дьяк Висковатый)

2. По хронологической таблице определите, сколько лет было Ивану IV, когда он вынес первый смертный приговор. О чем это свидетельствует?
3. Как вы думаете, существует ли связь между действиями москвичей в 1547 г. и последующей политикой Ивана IV? Если ваш ответ положителен, объясните, как повлияли эти события на политику царя. Что изменилось при дворе и в стране?
4. Из приведенных ниже высказываний выберите те, которые правильно характеризуют Избранную раду, ее состав и деятельность.
1) Избранная рада — это кружок людей, которым Иван IV доверял и к советам которых прислушивался, который фактически решал главные политические задачи.
2) Все члены Избранной рады входили в Боярскую думу.
3) Все члены Избранной рады имели знатное происхождение.
4) Избранная рада обсуждала и предлагала государственные реформы.
5) Избранная рада не интересовалась вопросами внешней политики и не участвовала в ней.
6) В первый период политической деятельности Иван IV достиг значительных успехов благодаря влиянию и поддержке со стороны Избранной рады.
5. В 1549 г. в Москве на Красной площади собрался Земский собор — особое совещание, на котором присутствовали все члены Боярской думы, Освященный собор (митрополит и высшее духовенство), воеводы и служилые люди. Царь объявил, что хочет положить конец бесправию и «обидам великим в землях и холопех», которые «до его царского возраста» чинились боярами. 28 февраля был принят «приговор», по которому суд наместников над боярами оставался только в случае убийства, разбоя и кражи при задержании с поличным. Было объявлено о начале изменений в обществе и о подготовке нового Судебника. В истории это событие получило название Собор примирения.
Объясните, почему Собор примирения можно считать началом сословного представительства в России.
6. Историки, изучая развитие местного управления в России, выделяют в XVI в. два периода: период управления через наместников и волостелей (кормления) — до середины XVI в.; период земского и губного управления (самоуправления) — вторая половина XVI в. Проанализируйте информацию таблицы «Местное управление в России в XVI в.». Как вы думаете, каковы причины изменения местного управления? Какое значение имели губная и земская реформы? Как связаны они со становлением сословно-представительной монархии?
























































Дата: 2018-12-21, просмотров: 366.