Период местного самоуправления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Ограничение действий наместников и волостелей Губная реформа (с 30-х гг. XVI в.) Земская реформа (1555—1556) Наместники, назначенные для управления уездами и волостели, управляющие волостями, собирают налоги и пошлины и являются судьями. Оплатой их труда является корм (кормления) — специальные подношения, установленные уставными грамотами. Кормленщики стремились произвольно увеличивать «корм», проявляли самовластие, на которое жаловались жители уездов и волостей Четко определены размеры корма. Собирают кормления выборные представители населения, годичный срок кормления, контроль из центра Создание специальных округов, где судили выборные губные старосты. В суде наместников участвуют излюбленные головы — выборные лица (целовальники). После земской реформы губные органы утрачивают свое значение После указа 1555 г. учреждаются земские власти — выборные излюбленные головы (старосты и целовальники). Собирают налоги, занимаются судопроизводством. Фактически ликвидируются кормления. Собирается специальный налог, который идет на выплату жалованья земским властям

7. Соотнесите термин и его определение.

Термины Определения
1) Наместник 2) Волостель 3) Корм, кормление 4) Губной староста 5) Излюбленные головы 6) Целовальники 7) Земские власти A) Выборный представитель местного населения, судивший «лихих людей» в уезде или волости Б) Название выбираемых лиц B) Глава местного управления (уезда), назначаемый князем Г) Выбранные на губную или земскую должность, которые целовали крест, клянясь добросовестно выполнять свои обязанности Д) Содержание, обеспечение бояр, находящихся на службе, за счет местных налогов и сборов Е) Выборные главы местного управления, сменившие наместников и волостелей Ж) Глава местного управления (волости)

Ответ:

1 2 3 4 5 6 7
             

8. Нарисуйте схему «Управление и вооруженные силы России в середине XVI в.». Какие новые элементы центрального и местного управления появились в России по сравнению с временами Ивана III? О чем это свидетельствовало?
9. Современники и историки по-разному объясняют отказ Ивана IV от политики Избранной рады и разрыв с ее участниками. Ознакомьтесь с различными взглядами на причины изменения внутренней политики после 1560-х гг. Сравните мнения современников и историка. В чем их позиции совпадают? В чем расходятся? Какие причины представляются вам наиболее вероятными?

1) Иван IV считал, что члены Избранной рады А. Адашев, А. Курбский, Сильвестр после взятия Казани и Астрахани настаивали на ведении войны на юго-восточном направлении (против Крымского ханства и Османской империи) и критически относились к войне против Ливонского ордена на западе — «ради того сыскал и опалу на них положил».
2) Иван IV обвинял своих советников в убийстве царицы Анастасии: «А и з женою вы меня про что разлучили?»
3) А. Курбский писал, что еще при жизни Анастасии ее братья «во уши шептаху» царю доносы на Сильвестра и Адашева, а впоследствии обвинили их в смерти царицы.
4) Иван IV говорил о членах Избранной рады: «Сами государилися, как хотели, а с меня государство сняли: словом я был государь, а делом ничего не владел».
5) А. Курбский писал о том, как Вассиан Топорков, бывший монах Иосифо-Волоколамского монастыря, дал совет царю: «Если хочешь быть самодержцем, не держи при себе ни одного советника, который был бы умнее тебя, потому что ты лучше всех; если так будешь поступать, то будешь тверд на царстве и все будешь иметь в руках своих. Если же будешь иметь при себе людей умнее себя, то по необходимости будешь послушен им». Царь поцеловал его руку и сказал: «Если бы и отец мой был жив, то и он такого полезного совета не подал бы мне!»
6) Иван IV утверждал: «Русские самодержцы изначала сами владеют своими царствами. А не бояре и вельможи... Жаловать своих холопей мы вольны и казнить их вольны же».
7) Смерть Анастасии стала последней каплей в разладе между царем и Избранной радой. И Иван IV, и А. Адашев, и Сильвестр были сильными и властолюбивыми натурами, и в этой борьбе характеров царь не мог долго быть «в тени». Его привязанность к советникам превратилась в ненависть (В. Кобрин. «Иван Грозный»).
8) Иван стремился как можно скорее провести централизацию страны, укрепить свое единовластие. Методы Избранной рады казались ему постепенными и медленными. Жестокая политика, по мнению царя, должна была принести скорый успех (В. Кобрин. «Иван Грозный»).

10. Термин «опричнина» был известен задолго до Ивана Грозного. Происходит он от слова «опричь» — кроме. В Древней Руси опричниной называли ту часть княжества, которую после смерти князя выделяли его вдове, «опричь» всех уделов. Эта вдовья опричнина после смерти княгини заново делилась между сыновьями. Происхождение слова «опричнина» использовал А. Курбский, который называл опричников «кромешниками», что заставляло вспомнить о месте, где господствует «тьма кромешная». Какой смысл вкладывал князь Курбский в слово «опричнина»?
11. Российский историк В. Б. Кобрин (1930—1990) писал: «Путь централизации через опричнину, по которому повел страну Иван Грозный, был гибельным, разорительным для страны... Было бы ошибкой считать прогрессивной террористическую диктатуру опричников. Не только потому, что протестует наше естественное нравственное чувство, но и потому, что последствия опричнины отрицательно сказались на ходе отечественной истории». Обобщите летописные сведения и высказывания историков и определите результаты опричнины.
1) «Опритчиные на правежи замучили, дети з голоду примерли».
2) «Опритчина живот пограбели, а скотину засекли, а сам умер, дети безвесно сбежали».
3) «Опричиныи замучили, живот пограбели, дом сожгли».
4) В Новгородской земле осталась пятая часть населения.
5) «Царь учиниша опричнину... И от того бысть запустение велие Руской земли».
6) В Московском уезде обрабатывалось только 16% пашни.
7) «Пашня лесом проросла в бревно, в кол и в жердь».
8) «Се пустоши, что были деревни».
9) Разорялись помещики. Они бросали свои поместья, из которых разбежались крестьяне, и превращались в нищих — «волочились меж двор».
10) Запустение центра поставило проблему: нужно было обеспечить рабочими руками хозяйство помещиков в условиях гибели и бегства крестьян.
11) Выросли налоги, цены на хлеб подскочили в четыре раза.
12) Опричнина усилила и закрепила элементы деспотизма в русской монархии.
13) Расправы с боярами и дворянами закрепляли приниженное холопское положение не только простых людей, но и правящего сословия.

12. Объясните, почему в конце 60-х — начале 70-х гг. XVI в. помещики решительно настаивали на отмене права выхода крестьян в Юрьев день? Как был решен этот вопрос при Иване IV?
13. По материалам учебника составьте таблицу «Успехи и неудачи внешней политики России при Иване IV», указав время военных действий, противников России, итоги войны (основные статьи мира или перемирия).
14. В конце XVI в. Россия переживала династический кризис. Объясните, в чем он заключался.
15. На основании проведенной работы дайте общую оценку царствования Ивана IV.
Домашнее задание: 1. Ответить на вопрос 10 к § 14—15. 2. Прочитать документы и материалы к § 14—15, ответить на вопросы и выполнить задания.



























Урок 17. СМУТНОЕ ВРЕМЯ

Историческая проблема. Роль Смутного времени в истории России.
Ресурсы: учебник, § 17—18; карта 11 и иллюстрации на цветной вклейке в учебнике.
Понятийный аппарат: интервенция, Крестоцеловальная запись, междуцарствие, самозванство, Семибоярщина, смута, Тушинский вор.
Первый вариант планирования
Групповая работа по теме «Герои Смутного времени».
План урока. 1. Сущность и причины Смуты. 2. Основные события Смутного времени. 3. Оценка Смуты современниками и историками.
Ход урока
Первый этап. Работа в группах (до 7—8 мин). Класс делится на группы. Задача каждой группы — проанализировать деятельность одного из героев Смутного времени — Б. Годунова, Лжедмитрия I, В. Шуйского, Сигизмунда III, Лжедмитрия II, И. Болотникова, Д. Пожарского, К. Минина, М. Романова (список можно расширить или сократить).
Задания группам
Проанализируйте деятельность одного из участников исторических событий, используя текст учебника (§ 17—18, документ к параграфу) и фрагмент статьи В. Б. Кобрина «Смута» (см.: Родина. — 1991. — № 3). Анализ желательно провести по плану:
1) Дайте оценку роли вашего персонажа в Смуте.
2) Какую альтернативу исторического развития страны он представлял?
3) Почему эта историческая альтернатива оказалась реализованной (или не была реализована)?
Подготовьте презентацию вашей работы. Время выступления — до 3 мин.














В. Б. Кобрин. Смута

(извлечение)

<...> Федор Иванович занимал царский престол четырнадцать лет, но из них по меньшей мере 12, а то и 13 фактически правителем страны был Борис Годунов.
В 1598 г., после смерти Федора, Земский собор избрал Бориса царем. Иначе и быть не могло. За годы своего правления Годунову удалось собрать вокруг себя — и в Боярской думе, и среди придворных чинов — «своих людей».
Можно по-разному относиться к личным качествам Бориса Годунова, но даже самые строгие его критики не могут отказать ему в государственном уме, а самые рьяные апологеты не в состоянии отрицать, что Борис Федорович не только не руководствовался в своей политической деятельности моральными нормами, но и нарушал их для собственной выгоды постоянно. И все же он был прежде всего талантливым политическим деятелем, несомненным реформатором. И судьба его трагична, как судьба большинства реформаторов.
Удивительный парадокс: Иван Грозный привел страну даже не к краю пропасти, а просто в пропасть. И все же в народной памяти он остался порой внушающим ужас, отвращение, но ярким и сильным человеком. Борис же Годунов пытался вытащить страну из пропасти. И поскольку ему это не удалось, он оказался устраненным из фольклора, а в массовом сознании сохранился лишь своим лукавством, изворотливостью и неискренностью. Методы Годунова резко отличались от методов царя Ивана. Борис был беззастенчив и жесток в устранении своих политических противников, но только реальных, а не выдуманных. Он не любил устраивать казни на площадях, торжественно и громогласно проклинать изменников. Его врагов тихо арестовывали, тихо отправляли в ссылку или в монастырскую тюрьму, а там они тихо, но обычно быстро умирали — кто от яда, кто от петли, а кто неизвестно от чего.
Вместе с тем Годунов стремился к сплочению, к консолидации всего господствующего класса. Это была единственно правильная политика в условиях всеобщего разорения страны.
Однако именно на время правления Бориса Годунова приходится и утверждение крепостного права в России. <...>
Внутренняя политика Годунова была направлена на стабилизацию положения в стране. При нем идет строительство новых городов, особенно в Поволжье. Именно тогда возникли Самара, Саратов, Царицын, Уфа. Облегчилось положение посадского населения: крупные феодалы больше не имели права держать в своих «белых», не обложенных податями слободах ремесленников и торговцев; все, кто занимался промыслами и торговлей, должны были отныне входить в посадские общины и вместе со всеми платить государственные налоги — «тянуть тягло».
Во внешней политике Борис Годунов стремился к победам не столько на поле брани, сколько за столом переговоров. Несколько раз удалось продлить перемирие с Речью Посполитой. Хорошо развивались отношения с государствами Средней Азии. Укреплялась оборона южных границ. Единственная война, начатая Россией в правление Бориса Годунова, была направлена против Швеции. После трех лет военных действий в 1595 г. был подписан Тявзинский мирный договор, вернувший России Ивангород, Ям, Копорье и волость Корелу.
Борис Годунов сделал первую до Петра попытку прорвать культурную отсталость России от стран Западной Европы. В страну приезжает много, значительно больше, чем раньше, иностранных специалистов — военных и врачей, разведчиков полезных ископаемых («рудознатцев») и мастеров. Бориса Годунова обвиняли (как через сто лет Петра I) в излишнем пристрастии к «немцам» (как называли в России западноевропейцев). Впервые «для науки разных языков и грамотам» было отправлено в Англию, Францию, Германию несколько молодых дворян. В Смутное время они не решились вернуться на родину и «задавнели» за границей; один из них в Англии перешел в англиканство, стал священником и даже богословом.
Вероятно, если бы в распоряжении Годунова оказалось еще несколько спокойных лет, Россия более мирно, чем при Петре, и на сто лет раньше пошла бы по пути модернизации. Но этих спокойных лет не было. <...>
В чем причины провала всех попыток Бориса Годунова преодолеть голод, несмотря на искреннее стремление помочь людям? Прежде всего в том, что царь боролся с симптомами, а не лечил болезнь. Причины голода коренились в крепостничестве, но даже мысль о восстановлении права крестьян на переход не приходила в голову царя. Единственной мерой, на которую он решился, было разрешение в 1601—1602 гг. временного ограниченного перехода некоторых категорий крестьян. Эти указы не принесли облегчения народу.
Голод погубил Бориса. Волнения охватывали все большие территории. Царь катастрофически терял авторитет. Те возможности, которые открывало перед страной правление этого талантливого государственного деятеля, оказались упущены. Победа самозванца была обеспечена, по словам Пушкина, «мнением народным».
О Лжедмитрии I накопилось и в литературе, и в массовом сознании много ложных стереотипов. В нем видят обычно агента, марионетку польского короля и панов, стремившихся при его помощи захватить Россию. Совершенно естественно, что именно такую трактовку личности Лжедмитрия усиленно внедряло правительство Василия Шуйского, севшего на престол после свержения и убийства «царя Дмитрия». Но сегодняшний историк может более беспристрастно отнестись к деятельности молодого человека, год просидевшего на русском престоле.
Судя по воспоминаниям современников, Лжедмитрии I был умен и сообразителен. Его приближенные поражались, как легко и быстро он решал запутанные вопросы. Похоже, он верил в свое царское происхождение. Современники единодушно отмечают поразительную, напоминающую петровскую смелость, с какой молодой царь нарушал сложившийся при дворе этикет. Он не вышагивал степенно по комнатам, поддерживаемый под руки приближенными боярами, а стремительно переходил из одной в другую, так что даже его личные телохранители порой не знали, где его найти. Толпы он не боялся, не раз в сопровождении одного-двух человек скакал по московским улицам. Он даже не спал после обеда. Царю прилично было быть спокойным и неторопливым, истовым и важным, этот действовал с темпераментом своего названого отца, но без его жестокости. Все это подозрительно для расчетливого самозванца. Знай Лжедмитрий, что он не царский сын, он уж наверняка сумел бы заранее освоить этикет московского двора, чтобы все сразу могли сказать о нем: «Да, это настоящий царь». К тому же «царь Дмитрий» помиловал самого опасного свидетеля — князя Василия Шуйского, который руководил в Угличе расследованием дела о гибели подлинного царевича и своими глазами видел его мертвое тело. Шуйского, уличенного в заговоре, Собор приговорил к смерти, «царь Дмитрий» помиловал.
Не готовили ли несчастного молодого человека с детства к роли претендента на престол, не воспитали ли его в убеждении, что он законный наследник московской короны? Недаром, когда первые вести о появлении самозванца в Польше дошли до Москвы, Борис Годунов, как говорят, сразу сказал боярам, что это их рук дело.
<...> Во всяком случае, само появление Лжедмитрия никак не связано с иноземными интригами. Прав был В. О. Ключевский, когда писал о Лжедмитрии, что «он был только испечен в польской печке, а заквашен в Москве».
Польше не только не принадлежала инициатива авантюры Лжедмитрия, но, напротив, король Сигизмунд III Ваза долго колебался, стоит ли поддерживать претендента. Он лишь разрешил польским шляхтичам, если пожелают, вступать в войско Лжедмитрия. Их набралось чуть больше полутора тысяч. К ним присоединились несколько сотен русских дворян-эмигрантов да еще донские и запорожские казаки, видевшие в походе хорошую возможность для военной добычи. Претендент на престол располагал, таким образом, всего лишь горсткой воинов — около четырех тысяч. С ними он и перешел через Днепр.
Лжедмитрия уже ждали, но возле Смоленска: оттуда открывался более прямой и короткий путь на Москву. Он же предпочел путь подлиннее: через Днепр перебрался возле Чернигова. Зато войскам Лжедмитрия предстояло идти через Северскую землю, где накопилось много горючего материала: недовольные своим положением мелкие служилые люди, подвергающиеся особо сильной эксплуатации в небольших поместьях крестьяне, остатки разгромленных войсками Годунова казаков, поднявших под руководством атамана Хлопка восстание, наконец, множество беглых, собравшихся здесь в голодные годы. Именно эти недовольные массы, а не польская помощь помогли Лжедмитрию дойти до Москвы и воцариться там.
В Москве Лжедмитрий тоже не превратился в польского ставленника. Он не торопился выполнять свои обещания. Православие оставалось государственной религией; более того, царь не разрешил строить в России католические церкви. Ни Смоленск, ни Северскую землю он не отдал королю и предлагал только заплатить за них выкуп. Он даже вступил в конфликт с Речью Посполитой. Дело в том, что в Варшаве не признавали за русскими государями царского титула и именовали их только великими князьями. А Лжедмитрий стал называть себя даже цесарем, то есть императором. Во время торжественной аудиенции Лжедмитрий долго отказывался даже взять из рук польского посла грамоту, адресованную великому князю. В Польше были явно недовольны Лжедмитрием, позволявшим себе самостоятельность.
Раздумывая над возможной перспективой утверждения Лжедмитрия на престоле, нет смысла учитывать его самозванство: монархическая легитимность не может быть критерием для определения сути политической линии. Думается, личность Лжедмитрия была хорошим шансом для страны: смелый и решительный, образованный в духе русской средневековой культуры и вместе с тем прикоснувшийся к кругу западноевропейскому, не поддающийся попыткам подчинить Россию Речи Посполитой. И вместе с тем этой возможности тоже не дано было осуществиться. Беда Лжедмитрия в том, что он был авантюристом. В это понятие у нас обычно вкладывается только отрицательный смысл. А может, и зря? Ведь авантюрист — человек, который ставит перед собой цели, превышающие те средства, которыми он располагает для их достижения. Без доли авантюризма нельзя достичь успеха в политике. Просто того авантюриста, который добился успеха, мы обычно называем выдающимся политиком.
Средства же, которыми располагал Лжедмитрий, были в самом деле неадекватны его целям. Надежды, возлагавшиеся на него разными силами, противоречили одна другой. Мы уже видели, что он не оправдал тех надежд, которые возлагали на него в Речи Посполитой. Чтобы заручиться поддержкой дворянства, царь щедро раздавал земли и деньги. Но и то, и другое не бесконечно. Деньги Лжедмитрий занимал у монастырей. Вместе с просочившейся информацией о католичестве царя займы тревожили духовенство и вызывали его ропот. Крестьяне надеялись, что добрый царь Дмитрий восстановит право перехода в Юрьев день, отнятое у них Годуновым. Но, не вступив в конфликт с дворянством, Лжедмитрий не мог этого сделать. Поэтому крепостное право было подтверждено и лишь дано разрешение крестьянам, ушедшим от своих господ в голодные годы, оставаться на новых местах. Эта мизерная уступка не удовлетворила крестьян, но вместе с тем вызвала недовольство у части дворян. Короче: ни один социальный слой внутри страны, ни одна сила за ее рубежами не имели оснований поддерживать царя. Потому-то так легко и был свергнут он с престола.
На импровизированном Земском соборе (из случайно находившихся в Москве людей) царем был избран («выкликнут», как говорили презрительно тогда) князь Василий Иванович Шуйский. Трудно найти добрые слова для этого человека. Бесчестный интриган, всегда готовый солгать и даже подкрепить ложь клятвой на кресте, — таков был «лукавый царедворец» (Пушкин), вступивший в 1606 г. на престол. Но независимо от личных качеств царя Василия его царствование тоже могло стать началом хороших перемен в политическом строе Русского государства. Дело в тех обязательствах, которые он вынужден был дать при вступлении на престол.
Шуйский впервые в истории России присягнул подданным: дал «запись», соблюдение которой закрепил целованием креста. Эту Крестоцеловальную запись иногда трактуют как ограничение царской власти в пользу бояр и на этом основании видят в Шуйском «боярского царя». В самом ограничении самодержавия, хотя бы и в пользу бояр, нет ничего дурного: ведь именно с вольностей английских баронов начинался английский парламентаризм. Вряд ли необузданный деспотизм лучше, чем правление царя совместно с аристократией. Но в Крестоцеловальной записи вовсе не было реального ограничения власти царя. Вчитаемся в нее.
Прежде всего Шуйский обещал «всякого человека, не осудя истинным судом с бояры своими, смерти не предати». Таким образом создавались законодательные гарантии против бессудных опал и казней времени опричнины. Далее новый царь клялся не отнимать имущества у наследников и родственников осужденных, если «они в той вине невинны», такие же гарантии давались купцам и всем «черным людям». В заключение царь Василий обязывался не слушать ложных доносов («доводов») и решать дела только после тщательного расследования («сыскивати всякими сыски накрепко и ставити с очей на очи»). Историческое значение Крестоцеловальной записи Шуйского не только в ограничении произвола самодержавия, даже не столько в том, что впервые был провозглашен принцип наказания только по суду (что, несомненно, тоже важно), а в том, что это был первый договор царя со своими подданными. Вспомним, что для Ивана Грозного все его подданные были лишь рабами, которых он волен жаловать и казнить. Даже мысли, что не его «холопы» ему, а он им будет присягать, «целовать крест», не могло возникнуть у Ивана IV. Ключевский был прав, когда писал, что «Василий Шуйский превращался из государя холопов в правомерного царя подданных, правящего по законам». Запись Шуйского была первым робким и неуверенным, но шагом к правовому государству. Разумеется, к феодальному.
Правда, Шуйский на практике редко считался со своей записью: судя по всему, он просто не знал, что такое святость присяги. Но уже само по себе торжественное провозглашение совершенно нового принципа отправления власти не могло пройти бесследно: недаром основные положения Крестоцеловальной записи повторялись в двух договорах, заключенных русскими боярами с Сигизмундом III, о призвании на русский престол королевича Владислава.
Существенно еще одно обстоятельство. До 1598 г. Россия не знала выборных монархов. Иван IV, противопоставляя себя избранному королю Речи Посполитой Стефану Баторию, подчеркивал, что он — царь «по Божию изволению, а не по многомятежному человечества хотению». Теперь же один за другим на престоле появляются цари, призванные тем самым «многомятежным человечества хотением»: Борис Годунов, избранный Земским собором, Лжедмитрий, не избранный, но овладевший троном только по воле людей, Шуйский... А за ним уже маячат фигуры новых избранных государей — королевича Владислава, Михаила Романова. А ведь выборы монархов — это тоже своего рода договор между подданными и государем, а значит, шаг к правовому государству. Именно поэтому неудача Василия Шуйского, не сумевшего справиться с противоборствующими силами и с начавшейся интервенцией Речи Посполитой, его свержение с престола знаменовали собой, несмотря на всю антипатичность личности царя Василия, еще одну упущенную возможность.
Ко времени царствования Василия Шуйского относится восстание Ивана Болотникова. Неудачу этого движения, охватившего весьма широкие массы, трудно отнести к тем альтернативам, которые, осуществившись, могли бы принести хорошие плоды. И личность предводителя восстания, и характер самого движения в нашей популярной и учебной литературе значительно деформировались. Начнем с самого Ивана Исаевича Болотникова. О нем пишут, что он был холопом князя Телятевского. Это правда, но у неискушенного читателя создается впечатление, что Иван Исаевич пахал землю или прислуживал своему хозяину. Однако среди холопов были совершенно разные социальные группы. Одну из них составляли так называемые послужильцы, или военные холопы. Это были профессиональные воины, выходившие на службу вместе со своим хозяином. В мирное время они зачастую исполняли административные функции в вотчинах и поместьях своих владельцев. Рекрутировались они в значительной степени из обедневших дворян. Тот факт, что нам известен в XVI—XVII вв. дворянский род Болотниковых, заставляет предполагать в Болотникове разорившегося дворянина.
Мы плохо знаем программу Болотникова, до нас дошло только изложение ее в документах, исходящих из правительственного лагеря. Излагая призывы восставших, патриарх Гермоген писал, что они «велят боярским холопам побивати своих бояр». Как будто звучит вполне антифеодально. Но прочитаем текст дальше: «...и жены их и вотчины и поместья им сулят» и обещают своим сторонникам «давати боярство и воеводство и окольничество и дьячество». Таким образом, мы не находим здесь призыва к изменению феодального строя, а только намерение истребить нынешних бояр и самим занять их место. Вряд ли случайность, что «в воровских полках» казакам (так именовались все участники восстания) раздавали поместья. Некоторые из этих помещиков-болотниковцев продолжали владеть землями и в первой половине XVII в.
Вряд ли случайно отношение к Болотникову фольклора. Сколько песен и легенд сложено о Степане Разине! На Урале записаны предания о Пугачеве. Но о Болотникове фольклор молчит, хотя, если верить современной исторической науке, именно его должен был бы воспевать народ.
<...> «Тушинский вор», Лжедмитрий II, унаследовавший от своего прототипа авантюризм, но не таланты, жалкая пародия на предшественника, нередко и впрямь игрушка в руках представителей короля Речи Посполитой, не олицетворял собой, как и Болотников, никакой серьезной альтернативы тому пути развития, по которому пошла Россия. Но еще одной упущенной возможностью было, на мой взгляд, несостоявшееся царствование сына Сигизмунда III — королевича Владислава.
В феврале 1610 г., разочаровавшись в «тушинском царике», группа бояр из его лагеря отправилась к Сигизмунду III, осаждавшему Смоленск, и пригласила на трон Владислава. Было заключено соответствующее соглашение. А через полгода, в августе, после свержения Василия Шуйского, уже московские бояре пригласили Владислава. И тушинцев, и московских бояр традиционно клеймят как изменников, готовых отдать Россию иноземцам. Однако внимательное чтение соглашений 1610 г. не дает оснований для таких обвинений.
В самом деле, в обоих документах предусмотрены разнообразные гарантии против поглощения России Речью Посполитой, и запрет назначать выходцев из Польши и Литвы на административные должности в России, и отказ в разрешении воздвигать католические храмы, и сохранение всех порядков, существующих в государстве, в том числе крепостного права: «на Руси промеж себя христианам выходу не быти», «людем руским промеж себе выходу не кажет король его милость допущати». В заключенном тушинцами в феврале договоре мы встречаем и отзвук годуновских времен: «А для науки вольно кождому з народу московского людем ездити в иншые господарства хрестиянские».
Впрочем, в обоих соглашениях остался несогласованным один существенный пункт — о вероисповедании будущего царя Владислава. И тушинцы, и московские бояре настаивали на том, чтобы он перешел в православие; воинствующий католик, потерявший из-за приверженности к римской вере шведский престол Сигизмунд III не соглашался. Признание Владислава царем до решения этого вопроса — тяжелая по последствиям ошибка московских бояр. Дело здесь не в сравнительных достоинствах и недостатках обеих конфессий, а в элементарном политическом расчете. По законам Речи Посполитой король должен был обязательно быть католиком. Православный Владислав лишался таким образом прав на польский престол. Тем самым устранялась бы опасность сначала личной, а потом и государственной унии России и Речи Посполитой, чреватой в дальнейшем утратой национальной независимости. Признание же власти «царя и великого князя Владислава Жигимонтовича всея Руси» открыло путь в Москву польскому гарнизону.
Можно предположить, что воцарение православного Владислава на Руси принесло бы хорошие результаты. Дело не в его личных качествах: став впоследствии польским королем, он ничем особенно выдающимся себя не проявил. Существенно другое: те элементы договорных отношений между монархом и страной, которые были намечены в Крестоцеловальной записи Василия Шуйского, получали свое дальнейшее развитие. Само воцарение Владислава было обусловлено многочисленными статьями соглашения. Сам же Владислав превратился бы в русского царя польского происхождения, как его отец Сигизмунд был польским королем шведского происхождения. Однако и эта возможность оказалась упущенной, хотя и не по вине России. <...>
Возникшие на фоне этой общей усталости силы порядка оказались, как часто бывает, довольно консервативными. Нельзя не восхищаться мужеством, самоотверженностью и честностью Минина и Пожарского. Но правы были дореволюционные историки, подчеркивавшие консервативное направление их деятельности. Общественному настроению отвечало воспроизведение тех порядков, которые существовали до Смуты. Недаром второе ополчение, возобновив чеканку монеты, выбивало на ней имя давно умершего царя Федора — последнего из царей, чья легитимность была вне подозрений для всех.
Изгнание из Москвы интервентов дало возможность созвать Земский собор для избрания нового царя. Но это был последний избирательный собор: Михаил Федорович становился царем как «сродич» Федора Ивановича и наследник «прежних великих благородных и благоверных и Богом венчанных российских государей царей».
Итак, в конце концов царем стал шестнадцатилетний сын митрополита Филарета Никитича Михаил Федорович. Один из бояр писал в Польшу князю Голицыну об этом выборе: «Миша Романов молод, разумом еще не дошел и нам будет поваден». Думается, мотивы избрания несколько глубже. Молодость должна была пройти, а за спиной «недошедшего» разумом Миши, который и в зрелые годы не отличался особенно глубоким умом, стоял его властный отец — Филарет Никитич. Правда, он пока находился в польском плену, но его возвращение было делом времени.
Неглупый человек, с сильной волей, но без особого блеска и таланта, Филарет Никитич оказался удобным для всех. В этом ему помогла, в частности, изворотливая ловкость. Его поддерживали те, кто выдвинулся в годы опричнины: ведь Романовы — родня первой жены царя Ивана, кое-кто из их родственников был опричником, а отец Филарета — Никита Романович — постоянно занимал высокое положение при дворе грозного царя. Но и пострадавшие от опричнины могли считать Филарета своим: среди его родни тоже были казненные в годы репрессий, а у Никиты Романовича была стойкая популярность заступника, того, кто умел умерить гнев царя. Должно быть, это был миф: ведь пережить все изливы опричных и послеопричных лет можно было тому, кто сидел тихо и ни за кого не заступался. Но миф порой для действий людей важнее реалий. Поддерживали Филарета и сторонники Лжедмитрия, ведь его холопом был Гришка Отрепьев, а первым делом Лжедмитрия стало возвращение Филарета из ссылки. Не могли быть против и сторонники Василия Шуйского: при этом царе все тот же митрополит Филарет Никитич участвовал в торжественной церемонии перенесения мощей невинно убиенного царевича Дмитрия, действие, которое должно засвидетельствовать, что убитый в Москве «царь Дмитрий» на самом деле «росстрига», самозванец, принявший на себя имя святого и благоверного царевича. Но и для главных противников Шуйского — тушинских казаков — Филарет был своим человеком. В 1608 г. войска тушинцев взяли Ростов, где Филарет был митрополитом. С тех пор он и оказался в тушинском лагере то ли как пленник, то ли как почетный гость. Филарета в Тушине называли даже патриархом. Недаром голос, поданный за Михаила Федоровича казачьим атаманом, был последним решающим голосом в пользу нового царя. Правда, согласие самого юного Михаила было получено не сразу. Особенно противилась мать будущего царя — инокиня Марфа. Ее можно понять: не было в те годы более опасного занятия, чем исполнение обязанностей царя. Только когда будущему царю и его матери пригрозили, что они будут виновны в «конечном разореньи» страны, они наконец согласились.

Второй этап. Презентации групп (25—30 мин).
Третий этап. Класс отвечает на вопрос: какие последствия для страны имело утверждение власти новой династии Романовых (до 5 мин)?
Домашнее задание: 1. Выполнить задание 2 или 3 к § 17—18 (по выбору). 2. По желанию: выполнить задание 5 к § 17—18.
Второй вариант планирования
Групповая работа «События Смуты».
Первый этап. Работа в группах (10 мин).
Задания группам
Группа 1. Выдающийся русский историк С. Ф. Платонов (1860—1933) в работе «Очерки по истории Смуты» писал: «В развитии московской Смуты ясно различаются три периода. Первый может быть назван династическим, второй — социальным и третий — национальным. Первый обнимает собою время борьбы за московский престол между различными претендентами вплоть до Василия Шуйского включительно. Второй период характеризуется междоусобной борьбою общественных классов и вмешательством в эту борьбу иноземных правительств, на долю которых и достается успех в борьбе. Наконец, третий период Смуты обнимает собою время борьбы московских людей с иноземным господством до создания национального правительства с М. Ф. Романовым во главе».
Используя материалы § 17—18, определите главные события каждого периода Смуты. Подготовьте выступление по вашей проблеме (до 8 мин).
Группа 2. Выдающийся русский историк В. О. Ключевский (1841— 1911) в «Курсе русской истории» писал: «Смута была вызвана событием случайным — пресечением династии. Вымирание семьи, фамилии, насильственное или естественное, — явление, чуть не ежедневно нами наблюдаемое, но в частной жизни оно мало заметно. Другое дело, когда кончается целая династия. У нас в конце XVI в. такое событие повело к борьбе политической и социальной, сначала к политической — за образ правления, потом к социальной — к усобице общественных классов. Столкновение политических идей сопровождалось борьбой экономических состояний.<...> Смута началась аристократическими происками большого боярства, восставшего против неограниченной власти новых царей. Продолжали ее политические стремления столичного дворянства... За столичными дворянами поднялось рядовое провинциальное дворянство, пожелавшее быть властителем страны; оно увлекло за собою неслужилые земские классы, поднявшиеся против всякого государственного порядка, во имя личных льгот, т. е. во имя анархии. Каждому из этих моментов Смуты сопутствовало вмешательство казацких и польских шаек... обрадовавшихся легкости грабежа в замутившейся стране. Но общество не распалось: расшатался лишь государственный порядок. Когда надломились политические скрепы общественного порядка, оставались еще крепкие связи национальные и религиозные: они и спасли общество. Казацкие и польские отряды, медленно, но постепенно вразумляя разоряемое ими население, заставили, наконец, враждующие классы общества соединиться не во имя какого-либо государственного порядка, а во имя национальной, религиозной и простой гражданской безопасности... Таким образом, Смута... прекратилась борьбой всего земского общества со вмешавшимися во внутреннюю усобицу сторонними силами».
Используя материалы § 17—18, выделите основные события политического, социального и общенационального этапов Смуты. Подготовьте выступление по вашей проблеме (до 8 мин).
Группа 3. Среди претендентов на российский престол на Земском соборе 1613 г. были названы польский королевич Владислав, шведский королевич Карл-Филипп; из старинных княжеских родов — Мстиславские и Голицыны; трехлетний сын Марины Мнишек и Лжедмитрия II Иван («воренок», которого в 1614 г. публично повесят в Москве за Серпуховской заставой). После длительных споров остановились на кандидатуре Михаила Романова, которая, по преданию, была названа дворянином из Галича. Об избрании Михаила Романова на царство в 1613 г. говорили, что выбрали не способнейшего, а удобнейшего. В. Б. Кобрин, крупнейший российский историк (1930—1990), в своей последней работе «Смута» писал: «Итак, Романовы устроили всех. Таково свойство посредственности. Быть может, для восстановления общественного согласия страна и нуждалась не в ярких личностях, а в людях, способных спокойно и настойчиво вести консервативную политику. Здоровый консерватизм правительства первых Романовых дал возможность постепенно восстановить экономику, государственную власть и, с некоторыми потерями, государственную территорию... Издержки успокоения были велики. Наступила стабильная, но традиционная жизнь. Почти на целый век оказалась отложенной модернизация страны. Упрочилось крепостное право, окончательно зафиксированное в Уложении 1649 г. <...> Но если модернизация страны все же началась в конце века, то элементы правового государства, ростки которых зарождались в Смутное время, были забыты надолго».
Используя материалы § 17—18, сформулируйте причины выбора на царство Михаила Романова. Подготовьте выступление по вашей проблеме (до 8 мин).
Второй этап. Выступления представителей групп (25 мин).
Третий этап. Совместная работа класса по определению значения Смуты (10 мин). Учащимся предлагаются оценки историков (на карточках). Задание классу: «Выберите оценки (не более трех), с которыми вы наиболее согласны, приведите аргументы в защиту выбранных позиций».

1) Смута преподала важный урок русскому народу. Призыв Кузьмы Минина — не искать личных выгод, а отдавать все на общее дело — имел отклик у большинства простых людей, символизируя поворот общества к нравственному гражданскому началу.
2) В обществе крепло чувство национального и религиозного единства, слагалось более отчетливое представление о государстве. В XVI в. оно еще не мыслилось как форма народного общежития, оно казалось вотчиной государевой, а в XVII в., по представлению московских людей, это уже «земля», т. е. государство (С. Ф. Платонов).
3) Произошло то, что С. М. Соловьев назвал «подвигом очищения», когда «народ, не видя никакой внешней помощи, углубился во внутренний духовный мир свой, чтобы оттуда извлечь средства спасения».
4) Во время Смуты обанкротилась правящая верхушка, а народ, спасая государство, обнаружил «такое богатство нравственных сил и такую прочность своих исторических и гражданских устоев, какие в нем и предполагать было невозможно» (И. П. Забелин).
5) «Из потрясения, пережитого в Смутное время, люди Московского государства вынесли обильный запас новых политических понятий, с которыми не были знакомы их отцы, люди XVI в. Московские люди XVI в. видели в своем государе не столько блюстителя народного блага, сколько хозяина московской государственной территории, а на себя смотрели как на пришельцев, обитающих до поры до времени на этой территории, как на политическую случайность... Из-за государя не замечали государства и народа... Теперь стали... приходить в иное соотношение основные стихии государственного порядка: государь, государство и народ... Теперь опытом убедились, что государство, по крайней мере некоторое время, может быть без государя, но ни государь, ни государство не могут обойтись без народа» (В. О. Ключевский).

Домашнее задание: выполнить задание 5 к § 17—18.

Урок 18. ВОЗРОЖДЕНИЕ СТРАНЫ ПОСЛЕ СМУТЫ.
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ПЕРВЫХ РОМАНОВЫХ

Историческая проблема. Какие новые явления можно отметить в политической, экономической, социальной и духовной сферах жизни России в XVII в.?
Ресурсы: учебник, § 19 (кроме разделов «Дворянское войско», «Полки «иноземного (нового) строя», «Оружие»); § 20 (раздел «Воссоединение Украины с Россией»); карты 12, 13, 14 и иллюстрации на цветной вклейке в учебнике.
Понятийный аппарат: «двоевластие», «прелестные грамоты», «служилые инородцы», белые слободы, «даточные люди», консолидация общества, полки «иноземного строя», «пятая деньга», реестровые казаки, старообрядцы, униатская церковь, ясак.
Первый вариант планирования
План урока. 1. Изменения в управлении государством при первых Романовых. 2. Социально-экономическая политика первых Романовых. 3. Церковный раскол.
Ход урока
Урок насыщен фактическим материалом, который достаточно подробно изучался в основной школе, поэтому рекомендуется организовать деятельность учащихся, направленную на актуализацию, систематизацию и обобщение фактической информации.
1—2. Данные вопросы изучаются в ходе самостоятельной работы учащихся с учебником и источником. На выполнение задания дается примерно 25 мин. По окончании самостоятельной работы учитель организует беседу, в ходе которой проверяются и корректируются результаты деятельности учащихся.
Задание. В. О. Ключевский полагал, что XVII век занимает особое место в русской истории, становится началом Новой истории. Прочитайте источник. Объясните выделенные фрагменты. Используя материалы § 19 и § 20 (раздел «Воссоединение Украины с Россией»), карты 12 и 14, подберите факты, которые обобщаются в приведенных фрагментах источника. В скобках [ ] в источнике указана примерная последовательность выполнения задания.

«Со второго десятилетия XVII в. в нашей истории последовательно выступает ряд новых фактов, которые заметно отличают дальнейшее время от предшествующего. Во-первых, на московском престоле садится новая династия [1]. <...> Государственная территория, дотоле заключенная в пределах первоначального расселения великорусского племени, теперь переходит далеко за эти пределы [6] и постепенно вбирает в себя всю Русскую равнину, распространяясь как до географических ее границ, так почти везде до пределов русского народонаселения. В состав Русского государства постепенно входят Русь Малая, Белая и, наконец, Новороссия, новый русский край, образовавшийся путем колонизации в южнорусских степях. Раскинувшись от берегов морей Белого и Балтийского до Черного и Каспийского, до Уральского и Кавказского хребтов, территория государства переваливает далеко за Кавказский хребет на юге, за Урал и Каспий на востоке.
Вместе с тем происходит важная перемена и во внутреннем строе государства: об руку с новой династией становится и идет новый правительственный класс [3]. Старое боярство постепенно рассыпается, худея генеалогически и скудея экономически, а с его исчезновением падают те политические отношения, какие прежде в силу обычая сдерживали верховную власть [2]. На его место во главе общества становится новый класс, дворянство, составившееся из прежних столичных и провинциальных служилых людей. <...>
Среди этого непрерывного напряжения народных сил окончательно гибнет и свобода крестьянского труда: владельческие крестьяне попадают в крепостную неволю [4]. <...> Но, стесняемый политически, народный труд расширяется экономически: к прежней сельскохозяйственной эксплуатации страны теперь присоединяется и промышленная ее разработка [5]; рядом с земледелием, остающимся главной производительной силой государства, является с возрастающим значением в народном хозяйстве и промышленность обрабатывающая, заводско-фабричная, поднимающая нетронутые дотоле естественные богатства страны» (В. О. Ключевский. «Курс русской истории»).

После обсуждения результатов выполнения задания учитель проводит беседу по вопросам: 1. Какие изменения произошли в управлении государством при первых Романовых? 2. Что изменилось в жизни крестьян? 3. Какие новые явления хозяйственной жизни появились в России первой половины XVII в.? Определите их значение.
3. Учащимся дается задание прочитать соответствующий раздел учебника («Церковная реформа патриарха Никона», § 19) и выполнить задание 7 к § 19: «Рассмотрите картину В. И. Сурикова «Боярыня Морозова». Какие события истории XVII в. лежат в основе живописного произведения? Какие персонажи картины — реальные липа? Выскажите свое мнение: может ли полотно Сурикова использоваться как исторический источник?»
Домашнее задание: 1. Выполнить задания 4, 8 к § 19. (Задание 8 будет проверено на уроке 21.) 2. Индивидуальное опережающее задание: подготовить сообщение «Вооруженные силы России в XVII в.».
Второй вариант планирования
План урока. 1. Изменения в управлении государством при первых Розановых. 2. Изменения в обществе при первых Романовых. 3. Новые явления экономической жизни. 4. Государство и церковь. Церковный раскол. 5. «Бунташный век». 6. Личности эпохи.
Ход урока
На уроке организуется групповая работа. Класс делится на 6 групп, которые изучают соответствующий пункт плана, используя учебник и познавательные задания. На доске представлена форма таблицы «Россия при первых Романовых», которую следует заполнить представителям групп. Время выполнения групповых заданий — 20 мин.
Задания для групповой работы (общие для всех групп): 1. Отберите информацию по вашему вопросу в § 19—20 учебника. 2. Выполните групповое задание. 3. Сформулируйте и запишите вывод по своему вопросу в таблице «Россия при первых Романовых». 4. Устную презентацию (3 мин) начните со слов: «Мы сделали такой вывод на оснований следующих фактов: ...».










































































Россия при первых Романовых

Изменения в управлении государством  
Изменения в обществе  
Новые явления экономической жизни  
Государство и церковь. Церковный раскол  
«Бунташный век»  
Личности эпохи  

Познавательные задания
Группа 1
1. Определите, по какому принципу образованы ряды. Дополните каждый ряд недостающим элементом.
1) Кошкины — Захарьины — Юрьевы — ... .
2) 1497—1550—1581—1597—1607— ... —1649.
3) Царь, Боярская дума, ..., приказы.
2. Согласны ли вы с утверждением, что XVII век — время расцвета и исчезновения сословно-представительной монархии? Аргументируйте свой ответ.
3. Какое отношение к самодержавию выражено в пословицах?
Бог на небе, царь на земле.
Один бог, один государь.
Никто против бога да против царя.
Без царя земля вдова.
Народ — тело, царь — голова.
Правда божья, а воля царская.
Бог милостив, а царь жалостлив.
Виноватого бог простит, а правого царь пожалует.
Царь без слуг, как без рук.
Царские милости в боярское решето сеются.
Группа 2
1. Определите, по какому принципу образованы ряды. Дополните каждый ряд недостающим элементом.
1) Черносошные, монастырские, дворцовые, ....
2) 1497—1550—1581—1597—1607— ... —1649.
2. В XVII в. быстро рос новый для России слой населения — бюрократия (государственные служащие — чиновники). С 1640 по 1690 г. число приказных людей увеличилось с 837 до 2739 человек. Вместе с уездной администрацией количество формирующегося чиновничества составило 4650 человек. Объясните, какие факторы воздействовали на формирование бюрократии.
Группа 3
1. Проанализируйте информацию. Что свидетельствует о традиционном жизненном укладе москвичей? Какие факты говорят о происходящих в стране экономических изменениях? Какую роль в этом процессе играла Москва?
Посол Рима, Я. Рейтенфельс, живший в Москве в 1670—1673 гг., обратил внимание на такие достопримечательности города: в Белом городе — Пушечный и Пороховой дворы, Посольский двор на Покровке, Зерновой, Лесной и Конский рынки; в Китай-городе — дом князя Грузинского, Печатный двор, Греческий двор на Никольской, три Гостиных двора; в Кремле — Успенский собор, собор Троицкого подворья, Архангельский собор, Чудов и Вознесенский монастыри.
2. Какие особенности развития ремесла иллюстрирует описание Красной площади в Москве?
На протяжении всего XVII столетия на Красной площади размещалось более 100 торговых рядов. В Верхних рядах (от Никольской до Ильинки) находились иконный, калашный, бумажный, коробейный, железный, котельный, седельный, лапотный, овощной, шапочный мужской и шапочный женский и другие ряды, где можно было купить верхнюю одежду, головные уборы, украшения, домашнюю и хозяйственную утварь. В Средние ряды (от Ильинки до Варварки) входили хлебный, рыбный, просольный, сапожный, замочный, оконничный, свечной и восковой, медовый, игольный, пушной.
Группа 4
1. На основании источника определите, как относился патриарх Никон к духовной и светской власти.
«Два великих дара даны человеком от Вышнего по Божьему человеколюбию — священство и царство. Одно служит божественным делам, другое владеет человеческими делами и печется о них. Оба происходят от одного и того же начала и украшают человеческое житие; ничто не делает столько успеха царству, как почтение к святителям (святительская честь); все молитвы к Богу постоянно возносятся о той и другой власти... Если будет согласие между обеими властями, то настанет всякое добро человеческой жизни» (слова Никона на церковном соборе 1653 г.).
2. Почему внутрицерковное дело, связанное с исправлением ошибок в церковных книгах и приведением обряда богослужения в соответствие с греческими образцами, приобрело политическое значение и вызвало общественный протест?
3. Сравните судьбы патриарха Никона и протопопа Аввакума. Выскажите свое мнение: какие черты характера объединяют этих религиозных противников?
Группа 5
1. Соотнесите исторические термины и определения. Какую сторону российской жизни можно описать с помощью этих терминов?

Термины Определения
1) Медный бунт A) Совет, принявший решение о переходе Украины в российское подданство
2) Соборное уложение Б) Разделение православных верующих вследствие реформ Никона
3) Казацкий круг B) Центральное государственное учреждение
4) Переяславская рада Г) Выступление, в основе которого лежало недовольство обесцениванием денег
5) Соляной бунт Д) Новый свод российских законов
6) Поход «за зипунами» Е) Форма самоуправления
7) Раскол Ж) Выступление, в основе которого лежала попытка государства реформировать систему налогообложения

Ответ:

1 2 3 4 5 6 7
             

2. В. О. Ключевский писал, что к середине XVII в. в высших кругах сложился тип «сильного человека», или «временника», как его тогда называли. «Это — властное лицо, заручившийся льготами землевладелец, светский либо духовный, или приятный при дворе правитель, крепкий верой в свою безнаказанность и достаточно бессовестный, чтобы всегда быть готовым, пользуясь своею мочью и общим бесправием, употребить силу над беззаступным людом, «затеснить и изобидеть многими обидами»... Простой народ относился к этим временщикам с самой задушевной ненавистью». Назовите таких людей в правление Алексея Михайловича. В чем выражалась «задушевная ненависть» народа к ним?
Группа 6
1. Выполните задание 2 для группы 5.
2. Определите деятелей российской истории середины XVII в. по характеристикам Н. И. Костомарова и С. Ф. Платонова (охарактеризованы пять исторических деятелей).

1) Был добродушен в такой степени, что заслужил прозвище «тишайшего», принадлежал к тем благодушным натурам, которые более всего хотят, чтоб у них на душе и вокруг них было светло (Н. И. Костомаров).
2) Крупный самородок, очень умный от природы, фанатик, он честен и неподкупен, он способен слепо проникаться одним каким-нибудь чувством, готов на мучения. Он и умер, верный себе, мученической смертью (С. Ф. Платонов).
3) Поневоле усвоил себе всю грубость окружавшей его среды и перенес ее с собою даже на патриарший престол. В этом отношении он был вполне русский человек своего времени (Н. М. Костомаров).
4) Он был один из самых образованных людей московского общества того времени: следы его разносторонней начитанности, библейской, церковной и светской, разбросаны во всех его произведениях (С. Ф. Платонов).
5) Необыкновенно предприимчивый и деятельный, человек непреодолимой воли, которая уже одна могла заставить преклоняться перед ним толпу; своенравный и непостоянный и вместе с тем неуклонный в принятом намерении, то мрачный и суровый, то разгульный до бешенства, то преданный пьянству и кутежу, то способный с нечеловеческим терпением переносить всякие лишения (Н. И. Костомаров).
6) С подчиненным ему духовенством он обращался сурово, держал себя гордо и недоступно, словом, был настоящим деспотом в управлении... Он был очень скор на тяжкие наказания, легко произносил проклятия на провинившихся и вообще не останавливался перед крутыми мерами (С. Ф. Платонов).
7) Принадлежит к самым крупным двигателям русской истории. В многовековой борьбе Руси с Польшей он дал решительный поворот на сторону Руси и нанес аристократическому строю Польши такой удар, после которого этот строй не мог уже держаться в нравственной силе (Н. И. Костомаров).

Итоговое обсуждение. Представители групп обосновывают свой вывод. При необходимости записи в таблице уточняются или корректируются. Один из учащихся подводит итоги урока, определяя особенности развития России при первых Романовых.
Домашнее задание: см. первый вариант планирования.













































Дата: 2018-12-21, просмотров: 447.