Урок 14. РОССИЯ В XVI СТОЛЕТИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Историческая проблема. Характеристика молодого государства — России.
Ресурсы: учебник, § 14—15 (до раздела «Боярское правление»); карта 9 на цветной вклейке учебника.
Понятийный аппарат: Земский собор, идеология, казачество, Москва — Третий Рим, нестяжатели, иосифляне, приказная система, самодержавие, сословно-представительная монархия.
План урока. 1. Характеристика хозяйства и общества в первой половине XVI в. 2. Присоединение Смоленска, Пскова и Рязани. Личность Василия III. 3. Формирование сословно-представительной монархии. 4. Московская идеология. Нестяжатели и иосифляне.
Ход урока
Первый вариант планирования
В начале урока проводится проверка тезисного плана «Формирование крепостного права в России: причины, этапы, значение» и диаграмм «Россия первой половины XVI в. в зеркале статистики». Далее на основании рабочего листа урока и информации учебника проводится самостоятельная работа. При выборе этого варианта планирования вопросы плана 2—4 школьники изучают дома по учебнику.
Характеристика хозяйства и общества в первой половине XVI в.
Развитие сельского хозяйства. К середине XVI в. из 5—7-миллионного населения России в городах проживало примерно 5%. Россия была крестьянской страной. Ведение крестьянского хозяйства требовало упорства, труда, терпения и смекалки. Суровый климат и не очень плодородные почвы не позволяли собирать большие урожаи. Урожайность главных полевых культур — ржи и овса — была невысокой. Используя орудия труда, появившиеся еще в Киевской Руси, крестьяне отвоевывали у леса новые пах отные земли, на которые все больше распространялось трехполье, хотя все три формы землепользования — подсека, перелог, трехполье — можно было встретить в каждой крестьянской общине. На одну крестьянскую семью (до 10 человек) приходилось 10—15 десятин земли. Земли не было в избытке, потому что часть земель была непригодна для ведения сельского хозяйства. Помимо полевого надела, крестьяне нуждались в лугах и пастбищах. Они разводили скот, занимались промыслами.
Повинности в пользу государства (налоги) и в пользу землевладельцев долго не менялись и вряд ли были особенно обременительными. В среднем крестьянское хозяйство отдавало до 30% производимого. Оставшееся позволяло крестьянам достаточно благополучно жить и вести хозяйство. Крестьяне не стремились к его значительному расширению — большая часть произведенного потреблялась семьей.
Право выхода крестьян в Юрьев день фиксировалось, но не ограничивалось Судебником 1497 г. По Судебнику, крестьянин мог судиться с землевладельцем, свидетельствовать против него в суде.
Тем не менее некоторые историки называют конец XV — первую половину XVI в. «золотым веком русского земледельца».
Вопросы и задания
1. Согласны ли вы с мнением историков о «золотом веке русского земледельца»? Аргументируйте свой ответ.
2. Соотнесите понятие и его объяснение.

Понятия Объяснение понятий
1) Владельческие крестьяне 2) Дворцовые крестьяне 3) Черносошные крестьяне A) Крестьяне, проживающие на землях помещиков и вотчинников Б) Свободные крестьяне, живущие на государственных землях и несущие повинности в пользу государства B) Крестьяне, живущие на землях, принадлежащих лично великому князю

Ответ:

1 2 3
     

Развитие городов, ремесла и торговли. По подсчетам историков, до 80-х гг. XV в. в Северо-Восточной Руси существовало всего 73 города, из них только 29 были центрами ремесла и торговли (А. М. Сахаров. «Города Северо-Восточной Руси XIV—XV вв.»). Историк А. А. Зимин подсчитал, что в начале XVI в. на территории Московского государства было примерно 140 городов (А. А. Зимин. «Россия на рубеже XV—XVI столетий»).
Задание. Определите экономические и политические факторы быстрого роста городов в составе Московского государства.
Основные сословия
Вопросы и задания
1. На основании материала учебника заполните таблицу.

Сословия Причины роста значения в обществе Причины падения значения в обществе
Боярство    
Дворянство    
Высшие слои духовенства    
Посадские люди    
Крестьяне    
Казачество    

2. Почему в XVI в. представители высшего сословия очень хорошо знали свою родословную и должности, которые занимали их предки?
3. О положении в обществе различных слоев населения можно судить по данным антропонимики — науки об именах людей. Известно, что фамилии появились во второй половине XV в. О чем свидетельствуют следующие изменения имен, упомянутых в источниках?
1) Великокняжеского слугу, который писал завещание Ивана Калиты, звали Кострома; завещание Ивана Ивановича Красного писал в 1358 г. Нестерко; первое завещание Дмитрия Донского — старый слуга его отца дьяк Нестер; завещания великого князя Василия Дмитриевича писали дьяки Тимофей Ачкасов и Алексей Стромилов.
2) К середине XVI в. фамилии были у всех представителей дворянства.
Налогообложение. Современный российский историк А. Д. Горский в своих исследованиях показал, что в конце XV в. резко возросли государственные подати и повинности. В их число (достигавшее 20) входили: дань (основной прямой налог), ям, «писчая белка» (для писцов), обязанность ставить дворы, выполнять городовое дело, служить с подводами, косить сено, кормить государственных посланцев — «ездоков», платить корм наместникам. Значительным было и число торговых пошлин: мыт (проездная пошлина), тамга (торговая), пятно (за клеймение лошадей), явка (за предъявление товара), гостиное. К этому надо прибавить еще и судебные пошлины (Горский А. Д. «Очерки экономического положения крестьян Северо-Восточной Руси XIV—XV вв.»).
Вопрос. Как вы думаете, какие политические изменения оказали влияние на процесс роста податей и повинностей?
Обобщающее задание. Сделайте вывод об изменениях в развитии хозяйства и общества, произошедших в России в первой половине XVI в.
Второй вариант планирования
При выборе этого варианта учитель меняет последовательность изучения пунктов плана урока. В начале урока учащиеся сдают домашнее задание на проверку и сразу переходят к изучению нового материала.
1. Вопрос о присоединении Смоленска, Пскова, Рязани и личности Василия III излагается в форме школьной лекции. При подготовке лекции материал учебника можно дополнить информацией о присоединении Пскова (1510) и Рязани (1521). Перед учащимися ставятся вопросы, на которые они отвечают, прослушав объяснение учителя: какие политические приемы использовал великий князь для превращения псковских и рязанских земель в составную часть Российского государства? Каким из них он научился у своего отца?
Василий III исподволь готовил присоединение вольного Пскова. Туда был назначен такой наместник, который вызвал недовольство во всех слоях общества: «стал судить и распоряжаться без воли веча, рассылал по волостям своих людей, которые грабили и притесняли жителей, да вдобавок отправил великому князю на псковичей донос, будто они держат его нечестно, вступаются в доходы и пошлины, принадлежащие наместнику, и наносят бесчестие его людям». В сентябре 1509 г. государь всея Руси прибыл в Новгород с войском. Псковичи испугались, «что государь замыслил что-то против них». Из Пскова в Новгород отправились челобитчики с жалобами на наместника. Государь приказал прислать в Новгород как можно больше жалобщиков. Когда псковичи — посадники, бояре, купцы и «простые люди» — собрались в Новгороде, Василий III велел переписать их поименно и объявил, что «если они сотворят государеву волю: снять прочь вечевой колокол и более не быть вечам во Пскове, а быть во Пскове и по пригородам и держать суд государевым наместникам... то кровь христианская взыщется на тех, которые презирают государево жалованье и не творят государевой воли». Псковичи покорились и в первый раз назвали себя государевыми холопами.
Когда в Пскове узнали о случившемся, то думали затворить город и выступить против государя, но «12 января 1510 г. приехал в Псков дьяк Третьяк Далматов. Зазвонили на вече. Дьяк взошел на ступени веча и объявил, что государь велит снять вечевой колокол, а иначе у него наготове много силы и начнется кровопролитие над тем, кто не сотворит государевой воли». Псковичи думали один день и решили покориться, при этом «плакали по своей воле; разве только грудной младенец не плакал», — говорит современник. Колокол отвезли к государю в Новгород.
После присоединения Пскова около трехсот семейств было отправлено в Москву. На сборы им дали один день. Земли и имущество изгнанных были розданы москвичам, переведенным в Псков.
Рязанская земля во все царствование Ивана III была покорна московскому государю. В начале царствования Василия там управляла тетка его Агриппина именем своего малолетнего сына Ивана. Но когда вырос этот князь, по имени Иван Иванович, то вспомнил о прежней независимости своих предков и стал тяготиться зависимостью от Москвы. Донесли московскому государю, что рязанский князь сходится с татарами и хочет жениться на дочери крымского хана Махмет-Гирея. Московский князь позвал его к себе и посадил под стражу, а его мать — в монастырь. Рязань утратила свою отдельность и была присоединена к Москве... Оттуда было выселено множество жителей, а вместо них переведены были в Рязань на жительство московские люди. Несколько лет спустя (в 1521 г.) рязанскому князю удалось убежать в Литву (Н. И. Костомаров. «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей»).
Василий III не только продолжил дело Ивана III. Историки отмечают сходство характеров великих князей. Н. И. Костомаров в очерке «Московский государь великий князь Василий Иванович» оценил черты характера государя так:
«Если при Иване именовались все «государевыми холопами» и приближенные раболепно сдерживали дыхание в его присутствии, то современники Василия, сравнивая сына с отцом, находили, что отец все-таки советовался с боярами и позволял иногда высказывать мнение, несогласное с его собственным, а сын не любил против себя «встречи», был жесток и немилостив к людям, не советовался с боярами и старыми людьми, допускал к себе только дьяков, которых сам возвышал, приблизивши к себе, и которых во всякое время мог обратить в прежнее ничтожество.
Он не терпел ни малейшего противоречия; все должны были безмолвно соглашаться с тем, что он скажет; все были полными рабами и считали волю государя волею самого Бога, называли государя «ключником и постельничим Божиим»; все, что ни делал государь, по их понятию, все это делал сам Бог; и если говорилось о чем-нибудь сомнительном, то прибавлялось в виде пословицы: «об этом ведает Бог да государь». Никто не смел осуждать поступков государя. Жизнь и имущество всех подданных находились в его распоряжении».
2. Учащиеся самостоятельно читают соответствующий материал учебника. В итоговой беседе они отвечают на вопрос: какие изменения в развитии хозяйства и общества произошли в России в первой половине XVI в.? Определите причины этих перемен.
3. Учащимся дается задание на основании информации учебника составить схему «Управление страной в первой четверти XVI в.». Один из учеников выполняет задание на доске. При обсуждении результатов учащиеся отвечают на вопрос: «Чем сословно-представительная монархия в России отличалась от сословно-представительных монархий в Западной Европе?»

Дополнительный материал для учителя





































Дата: 2018-12-21, просмотров: 398.