Д. С. Лихачев. Предвозрождение в литературе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(извлечение из работы «Развитие русской литературы X—XVII вв. Эпохи и стили»)

Русское Предвозрождение не перешло в настоящее Возрождение. Предвозрождение тем и отличается от Возрождения, что оно еще тесно связано с религией. В нем уже сильны еретические течения и антицерковные настроения, пробуждается индивидуализм, изображение божества очеловечивается, все наполняется особым психологизмом, динамикой, рвущей со старым и устремляющейся вперед. Но религия по-прежнему подчиняет себе все стороны культуры. <...>
Освобождение различных сторон культуры от религии начало проявляться в России только с конца XVII в. До этого могут быть отмечены только отдельные элементы возрожденческой культуры.
Когда, начиная с середины XV в., стали падать одни за другими основные предпосылки образования Ренессанса, русское Предвозрождение не перешло в Ренессанс.
Предренессанс не перешел в Ренессанс, так как погибли города-коммуны (Новгород и Псков), борьба с ересями оказалась удачной для официальной церкви. Централизованное государство отнимало все духовные силы. Связи с Византией и западным миром ослабели из-за падения Византии и появления Флорентийской унии, обострившей недоверие к странам католичества.

3. Учащиеся получают задание самостоятельно прочитать соответствующий раздел учебника и устно ответить на вопросы: 1. Назовите качества героя эпохи второй половины XIII—XV в. Кого и почему прославляла житийная литература? Какие духовные ценности эпохи отразились в житиях святых? 2. Какие последствия для жизни общества, для развития культуры имела борьба с ересями и еретиками?
4. Если учитель не имеет возможности организовать экскурсию и познакомить учащихся с подлинниками иконописи, можно воспользоваться видеофильмами, слайдами. Учебник также содержит подборку репродукций и авторский текст, которые позволяют дать целостную характеристику иконописи как жанра живописи и творчеству выдающихся художников-иконописцев.
Вопросы и задания к тексту учебника
1. Определите, в каком отрывке идет речь о Феофане Греке (ок. 1430 — после 1405), об Андрее Рублеве (ок. 1360—1370 — ок. 1430), о Дионисии (ок. 1440 — после 1503).
1) Этот художник был назван современниками «отменным живописцем», мудрецом и философом. Он работал в Константинополе, Галате, Кафе, Москве, Великом Новгороде, Нижнем Новгороде. В Москве он расписал Рождественскую церковь, Благовещенский и Архангельский соборы. Его работы выразительны, динамичны и строги. Художник расписывал не только церкви, но и каменные княжеские палаты и терема. Есть сведения о росписи внутренних стен в покоях Владимира Андреевича Серпуховского, великого князя Василия Дмитриевича. На одной стене художник изобразил всю Москву, на другой — Московский Кремль. Для Благовещенского собора он написал иконы «Корень Моисеев» и «Апокалипсис». Был он известен и как иллюстратор книг. Его миниатюры перерисовывались из книги в книгу и служили образцами для последующих поколений книжников.
2) В отличие от своих предшественников и современников, этот художник не был монахом. Он сам обучил иконописному искусству своих сыновей, которые потом работали с ним в разных уголках Московской Руси, вместе расписали собор Ферапонтова монастыря в самом начале XVI в. Художник создавал росписи в Пафнутьево-Боровском и Иосифо-Волоколамском монастырях, куда он был приглашен самим основателем и где его работу увидел Иван III. После этого художника пригласили в Москву писать иконы для Успенского собора в Кремле. Для его икон характерны нарядность, декоративность, торжественность.
3) Этот художник смог через живопись выразить те нравственные идеалы, которые словом и делом утверждал Сергий Радонежский. Самая известная икона художника была живописным воплощением слов «да воззрением на Святую Троицу побеждается страх ненавистной розни мира сего», его живопись полна гармонии и лиризма. Вместе с Даниилом Черным по повелению великого князя Василия Дмитриевича он расписывал Успенский собор во Владимире. Чуть позднее ученик Сергия Радонежского и игумен Троицкого монастыря Никон пригласил для росписи Троицкого собора всех известных тогда живописцев. Их росписи современники назвали «чудными». Последние годы жизни художник провел в Спасо-Андрониковом монастыре. В XVI в. иконы его письма наряду с работами византийских иконописцев считались эталоном для русских живописцев.
2. Творчество иконописца подчинено церковным канонам. Объясните, в чем кроется своеобразие произведений Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия. Почему они такие разные? Не противоречит ли это канону?
Подводя итоги урока, учитель задает вопрос: можно ли считать произведения искусства источниками исторических знаний об эпохе? Аргументируйте свой ответ на примерах XIV—XV вв.

Дополнительный материал для учителя












Дата: 2018-12-21, просмотров: 473.