Урок 21. НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЯ ПЕТРА I
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Историческая проблема. Почему результаты борьбы за власть на рубеже XVII—XVIII вв. имели исключительно важное значение в истории России?
Ресурсы: А. А. Левандовский. История России. XVIII—XIX вв. (далее—учебник), § 1; карта 1 на цветной вкладке в учебнике.
Понятийный аппарат: начиная с урока 21 и до конца пособия основные понятия к каждому уроку см. в учебнике А. А. Левандовского «История России. XVIII—XIX вв.».
План урока. 1. Борьба за престол. 2. Начало самостоятельной политической деятельности Петра I.
Ход урока
Первый вариант актуализации исторической проблемы. Урок начинается с игры «Угадай, кто я». Учащимся предлагаются характеристики Алексея Михайловича, Федора Алексеевича, царевны Софьи, Петра I. Это задание позволит актуализовать историческую проблему урока.
Назовите деятелей российской истории и время их правления по данным им характеристикам.

1) В этом лице отразился первый момент преобразовательного движения, когда вожди его еще не думали разрывать со своим прошлым и ломать существующее. Царь ... принял в преобразовательном движении позу, соответствующую такому взгляду на дело: одной ногой он еще крепко упирался в родную православную старину, а другую уже занес было за ее черту, да так и остался в этом нерешительном переходном положении. Он вырос вместе с поколением, которое нужда впервые заставила заботливо и тревожно посматривать на еретический Запад в чаянии найти там средства для выхода из домашних затруднений, не отрекаясь от понятий, привычек и верований благочестивой старины (В. О. Ключевский).
2) При ... реформа не выходила из Москвы и придворного мира, она касалась только верхних слоев московского общества и только в них развивалась (С. Ф. Платонов).
3) Личность безусловно умная и энергичная, которой душно было в тесной полумонашеской обстановке, [окружавшей московских царевен]; образование расширило ее умственный кругозор, выработало в ней широкие запросы жизни, а отсутствие стесняющего внешнего авторитета родительской власти позволило искать ответы на эти вопросы вне терема (С. Ф. Платонов).
4) Новую русскую историю обыкновенно начинают с так называемой эпохи преобразований нашего общественного быта. Главным деятелем этих преобразований был ... . Поэтому время его царствования представляется нашему сознанию той гранью, которая отделяет старую Русь от преобразованной России (С. Ф. Платонов).

Далее учащимся предлагается схема «Наследие XVII в.» и организуется обсуждение вопросов домашнего задания: 1. Какие внутриполитические процессы в России XVII в. подготавливали почву для преобразований Петра I? 2. Какие внешнеполитические мероприятия в России XVII в. подготавливали почву для преобразований Петра I? 3. Какие процессы в культуре России XVII в. подготавливали почву для преобразований Петра I?
На данном уроке не затрагивается вопрос о причинах реформ Петра. Задача учащихся — уяснить, что необходимость преобразований нарастала начиная с XVII в. и предшествующие Петру I правители это так или иначе понимали.











Наследие XVII в.

Второй вариант актуализации исторической проблемы. Этот вариант можно использовать, не заслушивая выступления учащихся по вопросам домашнего задания.
Задание. Распределите по сферам жизни общества изменения, которые происходили в России в XVII в. и создавали условия для петровских преобразований (это задание включается в рабочий лист урока или фиксируется одним из учащихся на доске).
Сферы жизни общества: А — экономика, Б — социальная сфера, В — политическая сфера, Г — духовная сфера:
1) развитие ремесла, мелкотоварного производства;
2) отмена местничества (1682);
3) политика протекционизма (покровительства национальной промышленности и торговле);
4) развитие мануфактурного производства;
5) укрепление самодержавия;
6) сближение поместного и вотчинного землевладения;
7) обмирщение сознания;
8) начало формирования всероссийского рынка;
9) прекращение созыва Земских соборов;
10) попытка некоторых представителей высших слоев общества устроить свою жизнь по западному образцу.
Ответ (запишите сочетания букв и цифр): _____________________
Далее учитель обращает внимание класса на характеристику царствования Петра I, данную в учебнике, и переходит к новому материалу.
1. В конце XVII в. при малолетних наследниках престола в России снова началась активная борьба за власть между соперничавшими группировками знати. Династические споры обостряло отсутствие четких норм наследования и формальное равенство претендентов. В своей борьбе боярские группировки использовали стрелецкие полки (в Москве находилось 20 стрелецких полков, примерно 15 тыс. человек).
Начало восстания 1682 г. («хованщину») можно рассмотреть на основании источников (включаются в рабочий лист урока).
Задание. Проанализируйте источники. Какому событию они посвящены? Определите, каково отношение авторов к участникам события. Объясните различия в источниках (сохранена орфография подлинника).

1) Майа в 15 день в осмом часу в набат ударили, и прииде вестник из государевых царских палат ко стрелцам: «Вы стрелцы государевы, не знаете, что во царских палатах учинилася, утухла у нас звезда поднебесная, не стало болшего брата государева царевича Ивана Алексеевича». И тогда стрелцы со знаменами и оружием пришли в Кремль к полатам государевым, и шли в полаты безошибочно, и учали вопить и кричать слезами великими умильными гласы жалостно: «Свет ты наш, великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич... объяви ты нам своего государева брата царевича и великого князя Иоанна Алексеевича, жив ли есть или мертв!»
2) В то время возмутишася людие, стрелцы и салдаты, дьяволским наветом колеблющиеся... И везде от стрелецких полков посланные навадницы и смутницы... глаголаше: «Ох! И горе и увы нам всем! Что содеяся ныне во царстве, яко великого государя нашего Иоанна Алексеевича Кириловы дети Нарышкина Иоанн да Афанасий убили до смерти!» И услышавше сия плевелныя, неистовыя и расколныя, смутныя глаголы... бысть же сие в 10 час дни, вси полки возмутились... И в той час в народе бысть ужас и трепет и страх велий, и сотворися в людех шум и мятеж... Стрелцы же всех полков приидоша болшим собранием бегущи ко Кремлю граду скоро со всех стран ратным строем вооруженны, со знамены и барабаны, и копии, и протазаны с алебарды, с мушкеты и самопалы, и бердыши, и внидоша во град царский...

Царями провозгласили Петра и Ивана, правительницей — Софью. В итоге этого восстания группировка Нарышкиных понесла большие потери (среди 40 убитых было 6 бояр, в том числе и братья Натальи Кирилловны Нарышкиной, 2 думных дьяка). Требования стрельцов о наказании полковников, которые отбирали их жалованье, заставляли работать на себя, были удовлетворены. Стрельцы получили 240 тыс. рублей и царские грамоты, оправдывающие их действия. Фактически до осени стрелецкая верхушка контролировала Кремль. Для «усмирения» стрельцов Софье пришлось созвать дворянское ополчение. Одновременно с устранением восставших из Кремля был казнен князь И. А. Хованский. Реальная власть сосредоточилась в руках главы посольскою приказа князя В. В. Голицына (1643—1713).
2. Следующий этапом борьбы за власть был связан с событиями августа 1689 г., которые учащиеся самостоятельно изучают по учебнику. С помощью тестового здания можно систематизировать информацию о результатах двух стрелецких восстаний.
Задание
Соотнесите последствия стрелецких восстаний: А — 1682 г. и Б — 1689 г.
Поставьте соответствующую букву около каждого пункта:
1) расправа над Нарышкиными и их сторонниками;
2) ссылка В. В. Голицына;
3) двор, патриарх и стрелецкие полки прибыли в Троице-Сергиев монастырь;
4) дознания и жестокие расправы над участниками восстания;
5) провозглашение царями Ивана и Петра;
6) Софья заточена в Новодевичий монастырь;
7) установление регентства царевны Софьи;
8) подавление восстания;
9) прощение участников восстания;
10) Софья Алексеевна пострижена в монахини.
Учитель может акцентировать внимание на том, что в 1689 г. Петра I поддержали бояре, дьяки, подьячие, полки нового строя, значительная часть стрельцов. Патриарх Иоаким через несколько дней после победы потребовал выслать из страны всех иноземцев. Молодой царь получил поддержку в борьбе против политики Софьи и Голицына, которую можно определить как «западническую». Вероятно, только Великое посольство и стрелецкий бунт 1698 г. ознаменуют окончательный перелом во взглядах Петра, подтолкнут к преобразованиям на европейский лад.
Последнее выступление стрельцов в XVII в. произошло в отсутствие Петра. Недовольные требованиями регулярной службы, несколько стрелецких полков отказались подчиняться своим начальникам и попытались захватить Москву. Выступление было подавлено, зачинщики наказаны. Но Петр, который срочно вернулся из-за границы, потребовал возобновить следствие. Учащиеся выполняют задание 5 к § 1: «Обратитесь к картине В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни». Дайте оценку действиям Петра на основании художественного произведения. В какой степени, по вашему мнению, эта картина может выполнять функцию исторического источника?»
В завершение урока организуется обсуждение проблемы: почему результаты борьбы за власть на рубеже XVII—XVIII вв. имели исключительно важное значение в истории России.
Домашнее задание: 1. Выполнить задание 2 к § 1. 2. Начать подготовку к конференции «Реформы Петра I».





































Дата: 2018-12-21, просмотров: 574.