Историческая проблема. Что преобладает во внешнеполитическом курсе Петра I — преемственность или новаторство? Какое значение для будущего России имел внешнеполитический курс Петра I?
Ресурсы: учебник, § 3 (до раздела «Народные восстания»); карты 2, 3, 4 на цветной вклейке в учебнике.
План урока. 1. Азовские походы. 2. Дипломатические результаты Великого посольства. 3. Северная война. 4. Отношения с Османской империей. Прутский поход. Россия и Персия.
Ход урока
Вопрос о преемственности политики Петра I и царевны Софьи (В. В. Голицына) рассматривается в начале урока в ходе проверки домашнего задания. Учитель может сузить рамки ответа, выделив в нем внешнеполитический курс. Далее рассматривается схема «Наследие XVII в.» (см. урок 21) и разбирается вопрос о направлениях внешней политики России: северном, балтийском, где ведущую роль играла Швеция, и южном, где грозную силу представляла Османская империя.
1. Фактический материал урока в целом знаком учащимся, поэтому рекомендуется включить в урок информацию о месте России в международной системе отношений конца XVII — начала XVIII в. В ходе объяснения материала учителем на доске составляется логическая цепочка.
1686 г. — «Вечный мир» с Речью Посполитой. Закрепил за Россией Левобережную Украину с Киевом, Запорожье, Северскую землю с Черниговом и Стародубом, Смоленск с окрестностями. Антикрымская, антиосманская направленность договора
Россия — участница Священной лиги — антиосманской коалиции в составе Польши, империи Габсбургов и Венеции
1687, 1689 гг. — военные походы против Крымского ханства — вассала Османской империи. Неудача внешней политики В. В. Голицына
1695, 1696 гг. —Азовские походы Петра I
Перспектива затяжной войны с Османской империей, подготовка сил, поиск союзников
1697 — 1698 гг. — Великое посольство
2. В 1699 г. все союзники России по Священной лиге заключают мирные договоры с Османской империей: ждали кончины бездетного короля Испании Карла II, раздела огромного испанского наследства — территории Испании, ее владений в Европе и колониальной империи. Реальными претендентами на испанскую корону были французские Бурбоны и австрийские Габсбурги. Карл II завещал корону младшему внуку Людовика XIV Филиппу Анжуйскому, но с требованием не объединять испанскую и французскую короны. Филипп был объявлен новым королем, а Людовик XIV, намереваясь управлять Испанией от лица внука, направил туда войска.
В ответ на это сформировалась антифранцузская коалиция, куда вошли лидеры почти всех имевших вес западноевропейских государств. В 1701—1713 гг. Западную Европу поглотила война за испанское наследство. Это отвлекло западные державы от вмешательства в шведско-российские отношения. В свою очередь, Швеция не смогла участвовать в западноевропейских событиях.
События 1699 г. заставили Петра пересмотреть отношения с Османской империей и начать мирные переговоры. В 1700 г. в Константинополе был заключен мир, по которому Россия сохраняла за собой выход в Азовское море.
Петр I учел новую европейскую ситуацию: Россия вошла в Северный союз с польским королем и курфюрстом Саксонии Августом II Сильным (1697—1733) и королем Дании Фридрихом IV (1699—1730). Союз предусматривал совместные военные действия против Швеции, где в 1697 г. корону унаследовал шестнадцатилетний Карл XII (1697—1718). Россия намеревалась вступить в войну только после заключения мира с Османской империей. Таким образом, во внешней политике приоритет был отдан северному направлению. Россия стояла перед началом длительной войны, о влиянии которой на жизнь страны историк Е. В. Анисимов писал: «Если признать завоевание Россией берегов Балтийского моря как обязательное условие для полноценного развития государства и признать, что мирная уступка Швецией выхода к Балтике была исключена, то многое, что предпринимал Петр, было вызвано необходимостью»2.
3. Этапы Северной войны и ее главные события, подробно изучавшиеся в основной школе, рассматриваются в ходе самостоятельной работы с учебником. Учитель может привести сведения о начальном периоде войны, используя таблицу «Северный союз против Швеции».
Северный союз против Швеции
Основные характеристики
Союзники
Ништадтский мир характеризуется на основании источника. Учащиеся работают с текстом договора и устно выполняют задания.
Задания. 1. На основании источника кратко сформулируйте условия мира. 2. Покажите приобретения России на карте. 3. Дайте оценку статьям 6, 16, 18 и 9, 10. 4. Определите значение мира для дальнейшего развития России.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 446.