Российская армия в середине XVII в
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Основные позиции Дворянская конница Стрелецкое войско Полки «нового строя» Конница «служилых инородцев»
Комплектование        
Вооружение        
Численность        
Значение в бою        

2. Организуется групповая работа. Учащиеся делятся на 6 групп для анализа одного из внешнеполитических событий: завершение войны со Швецией, завершение войны с Речью Посполитой, Смоленская война, война с Речью Посполитой 1654—1667 гг., русско-шведская война 1656—1661 гг., русско-турецкая война 1676—1681 гг.
Задание группам
На основании материала учебника проанализируйте внешнеполитическое событие по плану:
1) причины;
2) основные события;
3) результаты (условия мирных договоров);
4) историческое значение.
После презентаций групп дается общая оценка эффективности внешней политики России в XVII в.
Учитель может выделить время в конце урока и провести закрепление изученного фактического материала с помощью тестовых заданий.
1. Соотнесите событие и его дату.

События Даты
1) Взятие русскими войсками Смоленска 2) Поляновский мир 3) Смоленская война 4) Андрусовское перемирие 5) Бахчисарайский мир 6) «Вечный мир» со Швецией 7) Переяславская рада 8) Война с Турцией и Крымом за Правобережную Украину 9) Чигиринские походы 10) Война с Речью Посполитой за украинские и белорусские земли A) 1632—1634 гг. Б) 1681 г. B) 1676—1681 гг. Г) 1654—1667 гг. Д) 1654 г. Е) 1677, 1678 гг. Ж) 1634 г. З) 1617 г. И) 1667 г. К) 1654 г.

Ответ:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
                   

2. Соотнесите мирный договор, дату его подписания и содержание.

Мирный договор Дата подписания договора Содержание договора
1) Поляновский мир 1) 1618 г. 1) Левобережная Украина, Смоленск — в составе России, Правобережная Украина — в составе Речи Посполитой, Киев оставлен России на 2 года
2) Столбовский мир 2) 1661 г. 2) Россия не смогла вернуть Смоленск и Северские земли, выплатила 20 тыс. рублей. Польша отказалась от притязаний на российский престол
3) Бахчисарайский мир 3) 1667 г. 3) Россия отказалась от всех завоеваний в Лифляндии
4) Андрусовское перемирие 4) 1617 г. 4) Новгород, Старая Русса, Порхов возвращены России; Ям, Копорье, Ивангород, Орешек — в составе Швеции, Россия выплачивает 20 тыс. рублей
5) Кардисский мир 5) 1634 г. 5) Смоленск и Северская Украина переходят к Речи Посполитой, обмен пленными
6) Деулинское перемирие 6) 1681 г. 6) Граница между государствами — река Днепр, Киев и Запорожская Сечь признаны российскими

Ответ (впишите сочетания цифр): _______________________
Домашнее задание: выполнить задание 5 к § 20 (будет проверено на уроке 21).

1 В 1479—1480 гг. шли переговоры в Москве и столице Крымского ханства Бахчисарае, в результате которых был подписан договор: «А на Ахмата-царя быть с нами за один: коли пойдет на меня царь Ахмат, и тобе, моему брату великому князю, Ивану, царевичей твоих отпустить на Орду... А пойдет на тобя Ахмат-царь, и мне, Менгли-Гирею царю, на Ахмата царя пойти или брата своего отпустить с своими людьми. Также и на короля, на вопчего нашего недруга, быти нам с тобою заодин: коли ты на короля пойдешь... и мне на него пойти и на его землю; или король пойдет на тобя, на моего брата на великого князя, и мне также на короля и на его землю пойти».

 

Коваль Т. В. История России. 10 класс

 

Урок 20. КУЛЬТУРА РОССИИ В XVI—XVII СТОЛЕТИЯХ: СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ Историческая проблема. Какие изменения произошли в культуре России в XVII в. по сравнению с предшествующим периодом? Ресурсы: учебник, § 16, 21; иллюстрации на цветной вклейке в учебнике. Понятийный аппарат: Великие Минеи четьи, Домострой, годуновская школа, строгановская школа, Лицевой летописный свод, лицевое шитье, «дивное узорочье», нарышкинское барокко, архитектурная школа. План урока. 1. Какие изменения произошли в культуре по сравнению со временем единой Древней Руси? 2. Какую роль играли литература и искусство в жизни людей XII в.? 3. Каким мы представляем человека XII в. по памятникам литературы и искусства? Ход урокаПервый вариант планирования Организуется самостоятельная работа с учебником. Учащимся предлагается систематизировать информацию § 16 и 21, представив результат в виде таблицы «Развитие культуры в XVI—XVII вв.». Таблицу учащиеся заполняют самостоятельно (представлен примерный ответ), далее происходит обсуждение, записи корректируются. Развитие культуры в XVI—XVII вв.
Линии сравнения XVI век XVII век
Образование Домашнее, у священнослужителей, распространено незначительно. Первые печатные буквари (в XVI в. во Львове И. Федоровым были напечатаны два издания букваря) Домашнее, частные школы, школы при храмах и монастырях. Славяно-греко-латинская академия (1687) — начало высшего образования. Буквари В. Бурцева, К. Истомина, С. Полоцкого, азбуковники, учебники и переводная учебная литература. Хронографы (книги по всемирной истории) и синопсисы (отечественная история)
Литература Начало книгопечатания (1564). Сохранение старых жанров, развитие публицистики (М. Грек, И. Пересветов, переписка Ивана Грозного с А. Курбским). Распространение государственной идеи об особой роли московских государей и православной церкви. Нравоучительный характер литературы (Домострой Сильвестра) Закат летописания. Обмирщение литературы. Появление и распространение новых жанров: автобиография; сатирическая, бытовая, историческая повесть; поэзия, драматургия. Интерес к человеку, психологическая характеристика, тема ценности человеческой личности. Новый герой — купец, посадский человек, небогатый дворянин. Развитие светской литературы, усиление демократических мотивов
Архитектура Строительство пятиглавых соборов, небольших четырехстолпных храмов, бесстолпных церквей. Шатровый стиль как образ независимости, единства, подъема страны Обмирщение архитектуры. «Дивное узорочье». Появление архитектурных школ (московская, ярославская). Московское (нарышкинское) барокко, строгановская школа. Реформа Никона — запрет строительства шатровых храмов
Живопись Сложные сюжеты с многочисленными действующими лицами. Развитие официально-государственного подхода к искусству. Годуновская, строгановская школы. Развитие книжной миниатюры Обмирщение живописи. Реалистические тенденции в иконописи (новые живописные приемы, проникновение бытовых подробностей в содержание)
Общая характеристика Культура развивается в условиях формирования самодержавия, которое стремится возвеличить себя в литературе и искусстве, нарастает стилевое единообразие, авторское начало подчинено официально-государственному, ярко выражен назидательный, дидактический характер литературы и искусства. Растет число грамотных людей, появляется книгопечатание Двойственный, переходный характер культуры: — обмирщение (усиление светского начала, ослабление позиций церкви, рационализация картины мира); — демократизация; — идея ценности человеческой личности. Появление новых жанров в литературе и живописи, театрального искусства. Усиление контактов с зарубежной культурой. Развитие образования, рост числа грамотных людей

Второй вариант планирования
Более сложный урок можно провести, используя в качестве рабочего листа нижеприведенную таблицу. Учитель организует беседу по основным линиям таблицы. Задание для учащихся — подтвердить или опровергнуть фактами записанные в таблице суждения, используя материал учебника и собственные знания. В результате появляется скорректированный и дополненный примерами вариант таблицы.

Ценности в культуре России XVI и XVII вв. 1

Линии сравнения XVI век XVII век
Вера, религия Православие — безусловная ценность. Появление ересей пресекается Православие — безусловная ценность, но появляются элементы рационального мировоззрения. Обмирщение сознания
Церковь В споре нестяжателей и иосифлян ставится проблема соотношения светской и духовной власти. «Москва — Третий Рим» Церковный раскол как следствие реформ Никона. Вопрос о соотношении светской и духовной власти проявляется в разногласиях патриарха и царя и заканчивается победой государя
Отношение к государству и государю Особая роль государства и государя (защитник веры, традиций, устоев). Спор о пределах государственной власти, утверждение самодержавного начала Сохранение идей XVI в. Самодержавие выступает как культурная ценность
Отношение к личности Личность как таковая не является ценностью (проявление соборного сознания) Интерес к личности независимо от ее социального статуса
Представление об истории Провиденциализм (от лат. providentia — провидение) — религиозное понимание истории как проявления воли бога, божественной предопределенности Появление нового отношения к истории, связанного с возможностями народа и отдельной личности (идея самовластия человека) и допускающего элементы рационализма (например, поиск реальных причин исторических событий)
Эстетический идеал Связан с православным эстетическим сознанием: соборное сознание (как надличностное единение родственных по духу людей, в деятельности, в творчестве которых проявляется божественная воля); следование художественному канону как воплощению божественного замысла; духовность культуры (как направленность искусства на выражение высших духовных ценностей) Элементы кризиса средневековой системы ценностей, которую отстаивают представители традиционного начала (прежде всего старообрядцы). Зарождение новых представлений о прекрасном, основанных на реалистических принципах

Домашнее задание: 1. Выполнить задания 2, 4, 6 к § 21 (задание 6 будет проверено на уроке 21). 2. По желанию: выполнить задание 7 к § 21 (письменно). 3. Обращается особое внимание учащихся, что к следующему уроку следует повторить вопросы: какие внутриполитические процессы в России XVII в. подготавливали почву для преобразований Петра I? Какие внешнеполитические мероприятия России в XVII в. подготавливали почву для преобразований Петра I?












Дата: 2018-12-21, просмотров: 313.