Урок 20. КУЛЬТУРА РОССИИ В XVI—XVII СТОЛЕТИЯХ: СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ
Историческая проблема. Какие изменения произошли в культуре России в XVII в. по сравнению с предшествующим периодом? Ресурсы: учебник, § 16, 21; иллюстрации на цветной вклейке в учебнике. Понятийный аппарат: Великие Минеи четьи, Домострой, годуновская школа, строгановская школа, Лицевой летописный свод, лицевое шитье, «дивное узорочье», нарышкинское барокко, архитектурная школа. План урока. 1. Какие изменения произошли в культуре по сравнению со временем единой Древней Руси? 2. Какую роль играли литература и искусство в жизни людей XII в.? 3. Каким мы представляем человека XII в. по памятникам литературы и искусства? Ход урокаПервый вариант планирования Организуется самостоятельная работа с учебником. Учащимся предлагается систематизировать информацию § 16 и 21, представив результат в виде таблицы «Развитие культуры в XVI—XVII вв.». Таблицу учащиеся заполняют самостоятельно (представлен примерный ответ), далее происходит обсуждение, записи корректируются.
Развитие культуры в XVI—XVII вв.
Линии сравнения
| XVI век
| XVII век
| Образование
| Домашнее, у священнослужителей, распространено незначительно. Первые печатные буквари (в XVI в. во Львове И. Федоровым были напечатаны два издания букваря)
| Домашнее, частные школы, школы при храмах и монастырях. Славяно-греко-латинская академия (1687) — начало высшего образования. Буквари В. Бурцева, К. Истомина, С. Полоцкого, азбуковники, учебники и переводная учебная литература. Хронографы (книги по всемирной истории) и синопсисы (отечественная история)
| Литература
| Начало книгопечатания (1564). Сохранение старых жанров, развитие публицистики (М. Грек, И. Пересветов, переписка Ивана Грозного с А. Курбским). Распространение государственной идеи об особой роли московских государей и православной церкви. Нравоучительный характер литературы (Домострой Сильвестра)
| Закат летописания. Обмирщение литературы. Появление и распространение новых жанров: автобиография; сатирическая, бытовая, историческая повесть; поэзия, драматургия. Интерес к человеку, психологическая характеристика, тема ценности человеческой личности. Новый герой — купец, посадский человек, небогатый дворянин. Развитие светской литературы, усиление демократических мотивов
| Архитектура
| Строительство пятиглавых соборов, небольших четырехстолпных храмов, бесстолпных церквей. Шатровый стиль как образ независимости, единства, подъема страны
| Обмирщение архитектуры. «Дивное узорочье». Появление архитектурных школ (московская, ярославская). Московское (нарышкинское) барокко, строгановская школа. Реформа Никона — запрет строительства шатровых храмов
| Живопись
| Сложные сюжеты с многочисленными действующими лицами. Развитие официально-государственного подхода к искусству. Годуновская, строгановская школы. Развитие книжной миниатюры
| Обмирщение живописи. Реалистические тенденции в иконописи (новые живописные приемы, проникновение бытовых подробностей в содержание)
| Общая характеристика
| Культура развивается в условиях формирования самодержавия, которое стремится возвеличить себя в литературе и искусстве, нарастает стилевое единообразие, авторское начало подчинено официально-государственному, ярко выражен назидательный, дидактический характер литературы и искусства. Растет число грамотных людей, появляется книгопечатание
| Двойственный, переходный характер культуры: — обмирщение (усиление светского начала, ослабление позиций церкви, рационализация картины мира); — демократизация; — идея ценности человеческой личности. Появление новых жанров в литературе и живописи, театрального искусства. Усиление контактов с зарубежной культурой. Развитие образования, рост числа грамотных людей
| Второй вариант планирования Более сложный урок можно провести, используя в качестве рабочего листа нижеприведенную таблицу. Учитель организует беседу по основным линиям таблицы. Задание для учащихся — подтвердить или опровергнуть фактами записанные в таблице суждения, используя материал учебника и собственные знания. В результате появляется скорректированный и дополненный примерами вариант таблицы.
Ценности в культуре России XVI и XVII вв. 1
Линии сравнения
| XVI век
| XVII век
| Вера, религия
| Православие — безусловная ценность. Появление ересей пресекается
| Православие — безусловная ценность, но появляются элементы рационального мировоззрения. Обмирщение сознания
| Церковь
| В споре нестяжателей и иосифлян ставится проблема соотношения светской и духовной власти. «Москва — Третий Рим»
| Церковный раскол как следствие реформ Никона. Вопрос о соотношении светской и духовной власти проявляется в разногласиях патриарха и царя и заканчивается победой государя
| Отношение к государству и государю
| Особая роль государства и государя (защитник веры, традиций, устоев). Спор о пределах государственной власти, утверждение самодержавного начала
| Сохранение идей XVI в. Самодержавие выступает как культурная ценность
| Отношение к личности
| Личность как таковая не является ценностью (проявление соборного сознания)
| Интерес к личности независимо от ее социального статуса
| Представление об истории
| Провиденциализм (от лат. providentia — провидение) — религиозное понимание истории как проявления воли бога, божественной предопределенности
| Появление нового отношения к истории, связанного с возможностями народа и отдельной личности (идея самовластия человека) и допускающего элементы рационализма (например, поиск реальных причин исторических событий)
| Эстетический идеал
| Связан с православным эстетическим сознанием: соборное сознание (как надличностное единение родственных по духу людей, в деятельности, в творчестве которых проявляется божественная воля); следование художественному канону как воплощению божественного замысла; духовность культуры (как направленность искусства на выражение высших духовных ценностей)
| Элементы кризиса средневековой системы ценностей, которую отстаивают представители традиционного начала (прежде всего старообрядцы). Зарождение новых представлений о прекрасном, основанных на реалистических принципах
| Домашнее задание: 1. Выполнить задания 2, 4, 6 к § 21 (задание 6 будет проверено на уроке 21). 2. По желанию: выполнить задание 7 к § 21 (письменно). 3. Обращается особое внимание учащихся, что к следующему уроку следует повторить вопросы: какие внутриполитические процессы в России XVII в. подготавливали почву для преобразований Петра I? Какие внешнеполитические мероприятия России в XVII в. подготавливали почву для преобразований Петра I? |