1) Поклон от Петра к Марье. Покосил есмь пожню, и Озерици у меня сено отъели. Спиши список с купной грамоты да пришли семо, куды грамота поводе. Дать ми розумно. [Петр просит Марью прислать копию купчей грамоты для подтверждения его прав на сенокосный участок перед местными жителями, которые отняли у него сено.]
2) Поклон от Григория к матери. Дай 30 гривен. Воита и сына подвергли пытке после суда о воровстве.
3) От Никиты к Ульянице. Иди за меня замуж. Я тебя хочу, а ты меня. А на то свидетель Игнат Моисеев.
4) Челобитье от Нестерка господину Ивану Борисовичу... мя, господине, еси пожаловал.
5) Поклонение от попа к Гречине. Напиши мне двух шестикрылых ангелов на две иконки на верх деисуса. И целую [приветствую] тебя. А Бог [не постоит] за наградой, или же уговоримся между собой.
Учитель продолжает задавать вопросы: 3. В «Повести временных лет» содержится подробный рассказ о выборе веры князем Владимиром. Посланцы князя рассказывают: «И пришли мы в Греки, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказывать об этом». Выскажите свое мнение о качествах личности и духовных ценностях летописца. Можно ли считать их ценностями всего общества? 4. О чем свидетельствует развитие жанров слова и поучения? 5. Как и почему относились люди к иконам? 6. Прочитайте документ к § 7, выполните задания к документу.
3. Желательно, чтобы ответы на данный вопрос не только были эмоциональными, но и содержали элементы анализа. Можно предложить учащимся дополнительные вопросы и задания.
Вопросы и задания
1. Прочитайте отрывки из древнерусских изборников и летописей. Попробуйте перевести эти изречения на современный язык. Какие человеческие качества ценили в Киевской Руси?
1) Копаяи яму под ближним своим въпадеться в ню.
2) Луче малое имание с правдою, нежели мъногое богатство бес правды.
3) Достойна от верна друга язва, нежели лобзание врага.
4) Коньная хытрость на рати знаеться, а друг верен у беды.
5) Всем угодити люто есть.
6) Иже хощет над инем княжити, да учится первие сам собою владети.
7) Люто есть и горко, аще злии над добрыми владеють и несмыслении над умными.
8) Луче есть на своей земле костью лечи, и нежле на чюже славну быти.
2. Какие выводы можно сделать, прочитав нижеприведенный отрывок из произведения XII в.?
Наставление богатым
(извлечение)
Сколь великим наделен ты от Бога богатством, столь много и даже больше того должен ты отдать.
Обрати слух свой к страдающим в нищете.
Уклоняйся, как от воронов, от вкрадчивых слов льстецов, выклюют глаза те умники.
Если хочешь почет от всех иметь, будь сам для всех благодетелем.
Подводя итоги урока, учитель может попросить класс представить воображаемый диалог со своим сверстником из XII в. Какие темы будут одинаково волновать вас? В чем вы не сможете понять друг друга?
Домашнее задание: 1. Завершить (доработать) записи, сделанные на уроке (при необходимости). 2. Выполнить задание 3 к § 7 (письменно). 3. По желанию: выполнить задание 5 к § 7.
Урок 8. МОНГОЛЬСКОЕ НАШЕСТВИЕ. РУССКИЕ ЗЕМЛИ ПОД ВЛАСТЬЮ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ
Историческая проблема. Оценка влияния монгольского нашествия и его последствий на Русь.
Ресурсы: учебник, § 8; карта 5 и иллюстрации на цветной вклейке учебника.
Понятийный аппарат: иго, кочевой феодализм, монгольское нашествие.
План урока: работа с историческими источниками.
Ход урока
Поскольку исторические факты по данной теме известны учащимся из ранее изученных курсов истории, рекомендуется использовать урок для организации работы (исследовательской, лабораторной, аналитической) с источниками. При этом обязательно следует напомнить этапы работы с источником (см. урок 2).
Источник 1
Карта «Борьба с иноземными завоевателями в XIII в.» на цветной вклейке в учебнике.
Источник 2
Дата: 2018-12-21, просмотров: 444.