Историческая проблема. В чем заключается самобытность культуры Киевской Руси?
Ресурсы: учебник, § 4; цветные иллюстрации в учебнике.
Понятийный аппарат: иконопись, крестово-купольный храм, культ, культура, летопись (летописный свод), мозаика, фольклор, фреска, христианская символика.
План урока. 1. Особенности культуры Киевской Руси. 2. Устное народное творчество. 3. Создание древнерусской письменности. 4. Древнерусская литература. 5. Архитектура Киевской Руси. 6. Живопись Киевской Руси.
Ход урока
Урок можно построить на основании текста учебника и выступлений (презентаций) учеников. Этот вариант представляется оптимальным, так как, с одной стороны, позволяет углубить и систематизировать знания старшеклассников, максимально опираясь на межпредметные связи, а с другой стороны, является более «компактным» по временным затратам. Учитель может также, предложив учащимся план занятия и разобрав первый вопрос плана, подробно сосредоточиться на одном из последующих пунктов.
В ходе урока учащимся предлагаются тесты и познавательные задания.
1. Соотнесите имя языческого божества и занятия, которым это божество покровительствовало.
Божество | Занятия, которым покровительствовало божество |
1) Перун 2) Хорс 3) Даждьбог 4) Стрибог 5) Симаргл 6) Мокошь | A) Бог ветра и повелитель вихрей Б) Божество, связанное с персидским Симургом — вещей птицей B) Бог грозы, бог-воин, отражающий злые силы; перед ним клялись на оружии Г) Женское божество, помогает при засухе, связано с прядением и ткачеством Д) Бог солнца Е) Бог солнца, сын бога огня, приносит удачу |
Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
2. Вставьте пропущенные слова.
После принятия христианства на Руси началось строительство каменных ______________. Первые сооружения строили мастера из ___________________ . Князь Владимир отдал десятую долю княжеских доходов на строительство в Киеве _________________, посвященной Успению Богородицы. Это сооружение не дошло до наших дней — оно сгорело вместе с киевлянами во время нашествия Чингисхана в 1240 г. На месте победы над ______________ в 1037 г. по желанию __________ был заложен киевский ___________________ — резиденция русского митрополита. Через восемь лет __________________ был заложен в Новгороде. Святой Софии — Премудрости Божией, символу крещения Руси — был посвящен и ______________ в городе Полоцке.
(Варианты ответов: Софийский собор, Византия, храм, печенеги, Ярослав Мудрый, Десятинная церковь.)
3. Соотнесите термин и его определение.
Термины | Определения |
1) Крестово-купольный храм 2) Нефы 3) Плинфа 4) Лопатки 5) Световой барабан 6) Апсиды 7) Закомары | A) Полукруглые выступы — пристройка, в которой внутри храма помещался алтарь Б) Тип церковного сооружения, заимствованный из Византии B) Часть храм с окнами, над которой возвышался купол Г) Элементы внешнего убранства храма, вертикальные утолщения стен храма, которые делили стену на отдельные части — прясла Д) Полукруглые завершения прясел Е) Древнерусский кирпич Ж) Продольные части, на которые делилось помещение храма внутренними опорными стопами |
Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
4. В приведенных ниже рядах вычеркните лишний термин. Определите, по какому принципу образованы ряды
1) Книжная миниатюра, мозаика, фреска, икона.
2) Загадка, пословица, летопись, былина, песня.
3) Неф, барабан, купол, апсида.
4) Сварог, Даждьбог, Иисус Христос, Перун, Мокошь, Семаргл.
5) Летопись, житие, поучение, слово, былина.
5. После принятия христианства на Руси появляются новые взгляды и представления: мир воспринимается как творение Бога; человек — как двойственное существо, состоящее из бренного тела и бессмертной души; история — как события, в которых происходит борьба бога и дьявола. Найдите и подчеркните подтверждения этого высказывания в отрывках из летописи и древнерусской литературы.
Повесть временных лет
(извлечение)
1) В лето 6576 (1068) пришли иноплеменники на Русскую землю, половцев множество. Изяслав же, и Святослав, и Всеволод вышли им навстречу на Альту. И когда настала ночь, они пошли друг на друга. За грехи наши напустил на нас Бог поганых, и побежали русские князья, и победили половцы.
2) На междоусобную войну соблазняет людей дьявол. Бог ведь не желает зла людям, но добра. А дьявол радуется злому убийству и кровопролитию, возбуждая ссоры и зависть, братоненавистничество, клевету. Когда же впадет в грех какая-либо страна, карает Бог ее смертью, или голодом, или нашествием поганых, или засухой, или гусеницей, или иными казнями.
Владимир Мономах. Поучение
(извлечение)
1) Велик ты, Господи, и чудны дела твои... Ибо кто не восхвалит и не прославит силу твою и твоих великих чудес и благ, устроенных на этом свете: как небо устроено, или как солнце, или как луна, или как звезды, и тьма, и свет?
2) Смерти, дети, не бойтесь, ни войны, ни зверя, дело исполняйте мужское, как вам Бог пошлет. Ибо если я от войны, и от зверя, и от падения с коня уберегся, то никто из вас не может повредить себя или быть убитым, пока не будет от Бога повелено.
3) Душа своя дороже мне всего света сего.
Домашнее задание: 1. Выполнить задания 3—4 к § 4 (проверка — на уроке 7). 2. По желанию: работа с документом к § 4 (письменно ответить на вопросы и задания к нему). 3. Опережающее задание: используя учебник и дополнительный материал, повторить (актуализировать) изученную в 7 классе информацию о князьях Владимиро-Суздальской Руси (Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо) и Галицко-Волынского княжества (Ярослав Осмомысл, Роман Мстиславич, Даниил Галицкий).
Урок 6. РУССКИЕ ЗЕМЛИ В XII — НАЧАЛЕ XIII в.
НАСЛЕДНИКИ КИЕВСКОЙ РУСИ
Историческая проблема. Особенности и перспективы развития Древнерусского государства в период феодальной раздробленности. Какие альтернативы политического развития проявились в период феодальной раздробленности?
Ресурсы: учебник, § 5—6; карта 3 на цветной вклейке учебника.
Понятийный аппарат: боярская республика, домен (княжеская вотчина), ополье, самовластие и демократия, удельный период, феодальная раздробленность.
План урока. 1. Феодальная раздробленность: предпосылки, сущность и последствия. 2. Сравнительная характеристика Владимиро-Суздальского княжества, Новгородской земли, Галицко-Волынского княжества.
Ход урока
В начале урока выполняется задание «Угадай, кто я?»: по фактам определите, о каких князьях идет речь (используются карточки с заданиями).
1. Основал множество городов, пригласил Святослава Ольговича в городок Москов, но всегда мечтал захватить киевский престол. Умер в Киеве.
2. Княжил в Новгороде, владел Волынью и Галичем, завоевывал Киев, «устремлялся на поганых, как лев, свиреп был, как рысь, храбр был, как тур».
3. Автор «Слова о полку Игореве» писал об этом князе: «Ты ведь можешь Волгу веслами расплескать, а Дон шлемами вычерпать».
4. Хотел «самовластием быти» в своей земле, перенес столицу княжества в город Владимир, привез на Русь икону Богоматери, был убит в княжеской резиденции.
5. Княжеский сын, ребенком был изгнан из своего княжества, но в зрелые годы не только вернулся в свой город, но и сумел снова объединить княжество. Сохранил жизнь в битве при Калке. Владел Киевом в 1240 г.
6. Автор «Слова о полку Игореве» писал об этом князе: «Высоко сидишь на своем златокованом престоле, подпер горы Венгерские своими железными полками, заступив королю путь, затворив Дунаю ворота, меча бремена через облака, суды рядя до Дуная. Страх перед тобой по землям течет, отворяешь Киеву ворота, стреляешь с отцовского золотого престола в султанов за землями».
Учитель напоминает о том, что в начале XII в. распалось единое Древнерусское государство с центром в Киеве и до конца XV в. был период феодальной раздробленности.
1. Этот вопрос изучается в ходе самостоятельной работы с учебником (§ 5—6, разделы «Время разделов» и «Калькуляция истории»).
Задание для самостоятельной работы. На основании текста учебника определите предпосылки, положительные и отрицательные стороны феодальной раздробленности. Дайте общую оценку этому периоду истории. Примерные ответы на вопросы систематизированы в таблице.
Феодальная раздробленность
Предпосылки | Положительные стороны | Отрицательные стороны |
1. Единство Руси держалось на личном авторитете и военном могуществе киевского князя. 2. Падает значение Киева в связи с перемещением мировых торговых путей. 3. Рост населения провинциальных центров в XI — начале XII в. 4. В условиях натурального хозяйства отсутствует экономическое взаимодействие с центром и центральной властью. 5. Отсутствие в середине XII в. серьезной внешней опасности. 6. В условиях развития феодальных отношений местное боярство нуждается в местных династиях. 7. Заинтересованность местных династий в развитии своего домена | Открывает новые возможности для прогрессивного развития феодализма, развития экономики и культуры | Княжеские усобицы, которые сопровождаются гибелью людей и экономическим ослаблением территорий. Снижение общей обороноспособности (отсутствие единой системы обороны и единого командования). Дальнейшее дробление княжеств |
В результате выполнения работы учащиеся делают вывод о закономерности феодальной раздробленности.
2. На данном этапе организуется групповая работа. Класс делится на 3 группы, представляющие Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества и Новгородскую землю. В группах в свою очередь выделяются подгруппы географов, экономистов, политологов и специалистов по международным отношениям. Чтобы организационный момент прошел быстро и четко, учителю заранее следует подготовить таблички с названиями групп и подгрупп.
Задания подгруппам
1. Географам: определите, какие географические факторы и каким образом влияют на развитие вашего княжества (земли).
2. Экономистам: определите особенности хозяйства вашего княжества (земли).
3. Политологам: определите соотношение власти князя — бояр — веча и политические особенности вашего княжества (земли).
4. Специалистам по международным отношениям: определите формы и результаты внешней политики вашего княжества (земли).
Ответы представителей групп заносятся в таблицу (задание 3 к § 5—6), записанную на доске или на мониторе.
Задания группам. На основании информации подгрупп выскажите и аргументируйте предположение о потенциальных возможностях вашего княжества (земли) стать лидером централизации — следующего этапа в историческом развитии государства.
Вопрос для итогового обсуждения: какие альтернативы политического развития проявились в период феодальной раздробленности?
В качестве дополнительного материала для подготовки ответов учащимся можно предложить таблицу.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 340.