Историческая проблема. Опираясь на знание культуры Руси XII — начала XIII в., охарактеризуйте культурно-духовный облик человека того времени.
Ресурсы: учебник, § 7; цветные иллюстрации по теме урока.
Понятийный аппарат: материальная и духовная культура, фольклор, изборник, житие, крестово-купольный храм, икона, мозаика, фреска.
План урока. 1. Какие изменения произошли в культуре по сравнению с периодом единой Древней Руси? 2. Какую роль играли литература и искусство в жизни людей XII в.? 3. Каким мы представляем человека XII в. по памятникам литературы и искусства?
Ход урока
В начале урока проводится игра в парах «Кто больше вспомнит?». Учащимся в течение минуты предлагается письменно перечислить «первые» явления культуры Киевской Руси (задание 4 к § 4). Далее обсуждаются вопросы домашнего задания: 1. Сопоставьте деятельность и судьбу князей эпохи феодальной раздробленности (персоналии и критерии сравнения определите самостоятельно). 2. Какие качества избранного вами героя эпохи феодальной раздробленности подтверждают слова М. Блока: «Люди больше походят на свое время, чем на своих отцов»?
Учитель знакомит учащихся с планом урока и обращает внимание на то, что пункты плана сформулированы в вопросительной форме. После обсуждения каждого пункта плана ученикам будет дано время для записи краткого самостоятельного письменного ответа.
1. Для ответа на данный вопрос учащиеся получают задания (учитель использует рабочий лист урока или записывает их на доске), из которых могут выбрать наиболее интересные. Желательно, чтобы все они оказались востребованными. Если останутся невостребованные задания, то их лучше обсудить совместно. При выполнении заданий используется информация учебника, дополнительная литература, которая может быть предоставлена ученикам, доступ в Интернет (если это возможно). После выполнения заданий класс обсуждает выводы и их аргументацию. Каждый ученик самостоятельно формулирует и записывает в тетрадь свой ответ.
Задания. 1. Сравните храмы XI в. (например, Софийские соборы в Киеве и Новгороде) с архитектурными сооружениями XII в. (например, Дмитровский собор во Владимире или храм Покрова на Нерли). Определите общее и особенное в архитектуре храмов. 2. Сравните летописание XII — начала XIII в. и «Повесть временных лет». Определите общее и особенное. 3. Сравните произведения литературы X—XI вв. и XII — начала XIII в. Определите общее и особенное.
Возможные выводы в общем виде сформулированы в таблице.
Особенности культуры периода феодальной раздробленности (домонгольский период)
Летописание | Литература | Архитектура |
Общее: продолжение традиции летописания. | Общее: сохранение основных жанров (житие, слово, сказание). | Общее: сохранение крестово-купольного храма, выбор места постройки (рельеф, особенности ландшафта). |
Особенное: развитие местных центров летописания со своими особенностями. Интерес к местным, а не общерусским событиям. Более полное отражение жизни русских земель. Развитие местных литературных особенностей и приемов. Киевские летописцы продолжают считать Киев центром русских земель, призывают к единению. Галицкая летопись прославляет Даниила Галицкого, по форме похожа на рыцарский роман. Новгородские летописи деловиты, подробно фиксируют политические события и факты, связанные с развитием хозяйства. Владимирские летописи описывают деяния князей | Особенное: развитие новых жанров (проповедей и поучений). Расцвет жанра слова: «Слово о полку Игореве», «Слово Даниила Заточника», «Слово о погибели Русской земли» | Особенное: складываются местные архитектурные школы. Монументальные многоглавые постройки сменяются небольшими одноглавыми с ярко выраженными местными особенностями. Появление столпообразных (башнеобразных) храмов (Пятницкая церковь в Чернигове), арочной системы сводов |
Вывод: сохраняется единство культуры, продолжается ее развитие. Складываются местные школы, обогатившие отечественную культуру. Проявляется «разнообразие возможностей» (Д. С. Лихачев): разнообразие тем и жанров, свобода в выборе конкретных форм.
2. Учитель предлагает школьникам на основании выполненной работы высказать и аргументировать свою точку зрения по проблеме: какую роль играли литература и искусство в жизни человека в Древней Руси? Учащиеся записывают свой ответ в тетрадь. При необходимости можно использовать наводящие вопросы и задания: 1. Нужна ли была грамотность человеку Древней Руси? 2. В Новгороде, Пскове, Смоленске и некоторых других городах во время археологических раскопок были найдены берестяные грамоты — древнерусские письма и документы. Прочитайте грамоты и объясните, в каких слоях новгородского общества была распространена грамотность. С чем связано распространение грамотности в древнерусских городах?
Дата: 2018-12-21, просмотров: 351.