Внимательно читаем источник.
Шаг 1: определяем происхождение источника: автора, время и место создания.
Шаг 2: определяем цели создания источника: является он первичным или вторичным, для чего создан, на какую аудиторию рассчитан.
Шаг 3: определяем ценность источника: чем полезен источник, на какие вопросы с его помощью можно ответить.
Шаг 4: определяем ограниченность источника: на какие вопросы невозможно ответить на основании источника, насколько можно доверять информации, какие факторы нужно учесть при использовании источника.
После оценки источника учащиеся выполняют задания 1 и 2 к нему.
3. При раскрытии этого вопроса рекомендуется опираться на знания учащихся о происхождении и сущности государства из курсов истории и обществознания. Систематизировать знания можно, предложив учащимся заполнить таблицу (в процессе беседы заполняется на доске и соответственно в тетрадях учащихся).
Вопрос о происхождении термина «русь» спорен. В дискуссиях по этой проблеме отразились противоречия различных научных школ относительно формирования древнерусской народности, государства восточных славян, роли варягов в истории Древней Руси, основанные на неоднозначных свидетельствах источников. Предваряя рассмотрение следующего вопроса урока, учитель знакомит старшеклассников с наиболее аргументированными подходами. Письменные источники свидетельствуют о том, что первоначально термин «русь (русы)» имел отношение к представителям военно-служилого сословия — княжеской Дружины, которая была важнейшим элементом формирующегося государственного управления. Дружина участвовала в сборе налогов, отправлении судебной власти, защите населения и завоевании новых земель. Позже термин «русь» распространился на все население, проживающее на подвластной князю территории. Каково же происхождение этнонима?
1) Автохтонная5, среднеднепровская этимология. В Днепровско-Донском регионе существовало славянское племя русь (рось), чье самоназвание и распространилось на всю территорию восточного славянства. Одно из косвенных подтверждений этой точки зрения ее сторонники видят в свидетельстве «Повести временных лет». В 882 г. Олег берет в поход из Новгорода на Киев «многи варязи, чюдь, словени, мерю, весь, кривичи». После того как Киев был взят, «варязи и словени и прочи прозвашася русью».
2) Скандинавская этимология отражает эволюцию восточнославянско-скандинавского взаимодействия в VIII—X вв. Истоки восходят к дославянским связям между скандинавами и финским населением. Варягов — пришлое население, собиравшее дань на территории, ранее заселенной финнами, называли ruotsi (от слов «грести, гребец, гребля, плавание на гребных судах»). Заимствование слова славянским языком и его фонетическое изменение (русь, русы) относится к VIII—IX вв. Лингвисты полагают, что в то время термин имел два значения: этническое — обозначение народов северо-запада (возможно, и скандинавов, и финнов) и социальное (воины — гребцы, дружина, приплывшая на судах). В процессе формирования Древнерусского государства во второй половине IX — первой половине X в. варяги — русь становятся составной частью княжеской дружины. Очень скоро термин получает новое значение, распространяясь на всю полиэтничную дружину (исследователи доказывают, что летописец так называет всю дружину Олега). Со второй половины X в. этническое значение термина, связывающее его со скандинавским этносом, окончательно размывается. Понятия «русь», «русский» в международных договорах и летописях связываются с территорией, подвластной князю, и всем населением этой территории («все люди Русския земли»). Этнически нейтральное, не связанное ни с одним из названий племен, населяющих огромную, подвластную Киеву территорию от Белого озера и Ладоги до Среднего Поднепровья и Верхнего Поволжья, оно оказалось наиболее приемлемым для новой восточнославянской общности.
4. Если учитель использовал систему опережающих заданий, заслушивается сообщение ученика «Норманнская теория в исторической науке». Другой вариант организации деятельности учащихся — работа с учебником и источником 2 к § 1, ответы на вопросы 3, 4 к нему.
Учитель напоминает учащимся, что норманнскую теорию выдвинули в первой половине XVIII в. историки Готлиб Зигфрид Байер (1694—1738) и Герард Фридрих Миллер (1705—1783), которые работали в Петербургской Академии наук с 30-х гг. XVIII в. В 60-е гг. эту теорию поддержал Август Людвиг Шлетцер (1735—1809). Против норманистов в XVIII в. выступили В. Н. Татищев (1686—1750), автор «Истории Российской с древнейших времен», и М. В. Ломоносов (1711—1765) в «Древней российской истории». В XIX в. норманнскую теорию поддерживали Н. М. Карамзин, М. П. Погодин, С. М. Соловьев, антинорманистами были И. Е. Забелин, Н. И. Костамаров. Противостояние обоих учений продлилось и в XX в., когда идеологическая составляющая теории активно использовалась для дискредитации истории восточных славян и России (например, в Германии в 1933—1945 гг.). Одним из последовательных противников норманнизма в XX в. был Б. А. Рыбаков.
Домашнее задание: 1. Выполнить задание 5 к § 1. 2. Опережающее задание: используя учебник и дополнительные материалы, актуализировать изученную в 7 классе информацию о древнерусских князьях (Олег, Игорь, Ольга, Владимир, Ярослав Мудрый, братья Ярославичи, Святополк Изяславич, Владимир Мономах, Мстислав Великий).
Задания для организации самостоятельной работы учащихся к § 16
1. Среди перечисленных терминов, имен и названий вычеркните лишний (лишнее). По какому принципу составлены ряды?
1) Поляне, кривичи, чудь, словене ильменские, дреговичи.
2) Днепр, Волхов, озеро Ильмень, Ладожское озеро, Нева, Ловать, Дунай.
3) Хазары, вятичи, печенеги, половцы.
4) Аскольд, Дир, Рюрик, Кий, Синеус, Трувор.
5) Кий, Щек, Хорив, Рюрик, Лыбедь.
2. В летописях часто говорится о том, как племена платили дань. Что означала уплата дани? На основании приведенных летописных отрывков объясните, что могла включать дань.
1) Напали на полян хазары и сказали: «Платите нам дань». Подумали поляне и дали по мечу от дыма. И принесли их хазары к своему князю и старейшинам и сказали им: «Вот добыли мы дань новую»... И молвили старцы хазарские: «Не добра эта дань, княже: мы добыли ее саблями — оружием, острым лишь с одной стороны, их же оружие — меч — обоюдоостро; будут они собирать дань и с нас, и с других земель».
2) Хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по горностаю и белке от дыма.
3) Олег начал ставить города и установил давать дань варягам от Новгорода по 300 гривен на лето.
4) Начал Олег воевать против древлян и, покорив их, брал дань с них по черной кунице.
3. Расположите отрывки из «Повести временных лет» в хронологическом порядке. Объясните, как появилось, по мнению летописца, государство Русь. Какие отрывки представляются вам более достоверными и почему?
1) И сел Олег княжить в Киеве, и сказал Олег: «Это будет мать городам русским».
2) В лето 6367(859). Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со славян, и с мери, и со всех кривичей, а хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по горностаю и белке от дыма.
3) Поляне жили особо и владели своими родами... И было три брата: один по имени Кий, другой — Щек, а третий — Хорив, а сестра их была Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековицей, а Хорив — на третьей горе, которая прозвалась по нему Хоривицей. И построили городок во имя старшего своего брата, и назвали его Киев.
4) Олег спрятал одних воинов в ладьях, а других оставил позади, а сам подошел к горам, неся малолетнего Игоря... И послал к Аскольду и Диру, говоря им, что «гость я, и идем мы в греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, своим родичам». Когда же Аскольд и Дир пришли, воины выскочили из ладей. И сказал Олег Аскольду и Диру: «Вы не князья и не княжеского рода, я же княжеского рода, а это сын Рюриков». И убили Аскольда и Дира.
5) Два года спустя умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик.
6) Было у Рюрика два мужа, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и, проходя мимо, увидели на горе городок. И спросили: «Чей это городок?» И сказали им: «Были три брата: Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и погибли. А мы, их потомки, сидим здесь и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали около себя много варягов и стали владеть землею полян.
7) По смерти братьев обижали полян древляне и иные окольные. И напали на них... хазары.
8) В лето 6370(862). Изгнали варягов за море и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было между ними правды. И встал род на род, и были меж ними усобицы, и начали воевать сами с собой. И сказали они себе: «Поищем себе князя, который владел бы нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Сказали руси чудь, словене, кривичи все: «Земля наша велика и обильна. А порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались три брата со своими родами, и взяли с собой всю русь... И сел в Ладоге старейший Рюрик, а другой — Синеус — на Белом озере, а третий — Трувор — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля.
9) В лето 6390(882). Пошел в поход Олег, набрав с собой много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и взял город, и посадил там мужа своего. Оттуда отправился вниз, взял Любеч и посадил там мужа своего. И пришли к горам киевским, и узнал Олег, что княжат здесь Аскольд и Дир.
10) В лето 6387(879). Умер Рюрик, передав княженье свое Олегу, своему родичу, которому отдал на руки сына Игоря, ибо тот был еще совсем мал.
4. Откуда произошло название Русской земли? Чем название «Русская земля» отличается от названия «Славянская земля»?
5. Историк В. О. Ключевский (1841—1911) писал: «Кто владел Киевом, тот держал в своих руках ключ от главных ворот русской торговли». Согласны ли вы с этим мнением? Аргументируйте свой ответ.
6. Ученые утверждают, что кузнецы и гончары были первыми ремесленниками, которые могли отказаться от занятия сельским хозяйством. Приведите не менее трех доводов в пользу этого мнения.
Уроки 3—4. КИЕВСКАЯ РУСЬ
Историческая проблема. Характер и особенности развития Древнерусского государства.
Ресурсы: учебник, § 2; карты 1, 2 на цветной вклейке учебника.
Понятийный аппарат: аристократия (боярство), крещение Руси, лествичная система, монархия, раннефеодальное государство, Русская Правда, феодализм, феодальная рента (натуральная, отработочная, денежная).
План уроков. 1. Характеристика Древнерусского государства. 2. Деятельность древнерусских князей. 3. Социальные отношения. 4. Киевская Русь и ее соседи.
Ход уроков
В начале урока заслушиваются выступления учеников, подготовленные дома. Оценивается умение высказать и аргументировать свое мнение, быть кратким (предварительно рекомендуется ограничить время выступления 3 мин).
Далее учащиеся выполняют задание «Угадай, кто я?». По фактам летописи нужно определить, о каких князьях идет речь (это задание основано на летописных свидетельствах, и при выполнении его без визуальной опоры могут возникнуть затруднения, поэтому учащиеся получают карточки с заданиями).
1. Сказал __________ матери своей и боярам: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу я жить в Переяславце на Дунае. Там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы».
2. Когда-то спрашивал он волхвов и кудесников: «От чего я умру?» И сказал ему один кудесник: «Князь! Конь твой любимый, на котором ты ездишь, — от него тебе умереть». __________ же взял это в ум и сказал: «Никогда не сяду на него и не увижу его более».
3. Когда __________ вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых. И легко ходил в походах, как пардус, и много воевал. В походах же не возил с собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел. Не имел он и шатра, но спал, подостлав потник, с седлом в головах. И посылал он в иные земли со словами: «Хочу на вас идти».
4. После смерти великого князя Ярослава взял власть сын его __________ и сел в Киеве.
5. Я, ничтожный, дедом своим Ярославом названный при крещении Василием, русским именем __________, отцом возлюбленным и матерью своею — Мономахом. Сидя на санях [т. е. на склоне лет, думая о смерти], подумал я в душе своей и воздал хвалу Богу, который меня до этих дней сохранил грешного.
6. Умер __________ , передав княженье свое Олегу, своему родичу, которому отдал на руки и сына Игоря, ибо тот был еще совсем мал.
7. В лето 6576(1068) пришли иноплеменники на Русскую землю, половцев множество. __________ же, и __________ , и __________ вышли им навстречу на реку Альта.
8. В 6496 (988) году пошел __________ с войском на Корсунь, город греческий, и затворились корсуняне в городе.
9. Сказала дружина __________: «Отроки (дружина) Свенельда изоделись оружьем и одеждой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью, да и ты добудешь, и мы».
10. Отправилась __________ в Греческую землю, и пришла к Царьграду. И увидел царь, что она прекрасна лицом и разумна, удивился ее разуму, беседуя с нею, и сказал: «Достойна ты царствовать с нами в столице нашей».
11. В лето 6545(1037) заложил __________ город большой, у которого сейчас Золотые ворота, заложил и церковь Святой Софии.
Для актуализации проблемы урока учитель задает вопросы: что же такое Древняя Русь? Что мы имеем в виду, когда произносим эти слова? Слово «Русь» в Средние века употреблялось в двух значениях: так именовали государство и населяющий его народ.
1. На основании текста учебника Древняя Русь характеризуется как раннефеодальное государство (разделы «Земля и воля», «Геометрия власти»). Учащиеся определяют основные задачи государства (задание 4 к § 2—3) и выполняют познавательные задания.
Задания
1. О том, как собирали дань киевские князья, повествует трактат византийского императора Константина Багрянородного (913—959) «О народах»: в ноябре князь с дружиной выезжал из Киева и отправлялся в земли древлян, дреговичей, кривичей и других славян. В апреле, когда реки освобождались из-подо льда, князь возвращался в Киев. Тем временем славяне-данники рубили лес, делали из цельных стволов долблёные лодки и сплавляли их по притокам Днепра к Киеву, где продавали вернувшейся дружине. В июне лодки, нагруженные медом, воском, мехами — данью подданных киевского князя, отправлялись вниз по Днепру, а затем морем к Константинополю.
Объясните, чем отличалась уплата дани славянами киевскому князю от уплаты восточнославянскими племенами дани хазарам или варягам.
2. Отрывки из летописей рассказывают о том, какие отношения сложились между первыми русскими князьями и дружиной. Например, решение отказаться от военных действий против Византии (944) князь Игорь принимает, послушав совет своих воинов-дружинников. Решение идти к древлянам за данью (945), трагически закончившееся для князя, также принято по настоянию дружины.
О чем говорит такое положение дружины времени первых русских князей? Как складывались отношения первых средневековых правителей и их воинов в Западной Европе (например, во времена Хлодвига во Франкском государстве)?
3. Определите положительные и отрицательные стороны лествичного принципа наследования престола.
4. Какие изменения произошли в Древнерусском государстве к XI в.? Что сохранилось как пережитки племенного строя?
Позиции для сравнения | Государство в XI в. | Пережитки племенного строя |
Верховная власть в государстве и обществе | ||
Вооруженные силы | ||
Правила, которым подчиняется общество | ||
Религия |
2. На этом этапе урока организуется работа в группах «Поспорь с историком». Каждая группа учащихся получает отрывок из произведения Н. М. Карамзина «История государства Российского», характеризующий деятельность одного из князей Древней Руси. Предварительно можно предложить учащимся тестовое задание.
Определите последовательность княжения в Древнерусском государстве.
Годы правления | Правители |
1) 882—915 | А) Владимир I |
2) 915—945 | Б) Владимир Мономах |
3) 945—60-е гг. X в. | В) Игорь |
4) 60-е гг. X в. — 972 | Г) Олег |
5) 972—980 | Д) Ольга |
6) 980—1015 | Е) Святослав |
7) 1019—1045 | Ж) Ярополк |
8) 1113—1125 | 3) Ярослав Мудрый |
Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Задания группам
1. Используя информацию учебника, подтвердите или опровергните мнение историка, представив свою аргументацию.
2. Определите значение деятельности князя для решения основных задач Древнерусского государства.
3. Подготовьте выступление (до 3 мин) по результатам группового обсуждения первого и второго вопросов.
Материалы для обсуждения в группах
Дата: 2018-12-21, просмотров: 402.