Коваль Т.В. История России 10 кл.
Введение
Изучение истории в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
— воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
— развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
— освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
— овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
— формирование исторического мышления — способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности1.
Программа изучения истории в общеобразовательной школе имеет концентрическую структуру, т. е. учитывает, что ученики 10 класса обладают определенным запасом знаний и конкретными умениями исторического анализа. Концентризм при всех его недостатках дает возможность вернуться к изученным ранее событиям, сформированным «образам истории», с тем чтобы рассмотреть их на новом, проблемно-теоретическом уровне. Это преимущество (наличие ассоциаций и представлений, событийной опоры, сформированность ряда предметных умений, возможность повторить, систематизировать и обобщить материал на новом уровне и др.) не всегда реализуется в практике преподавания. Первой причиной этого является дублирование изученного ранее материала в рамках событийно-хронологического подхода. Вторая причина — информационный поток. Учителя стремятся к расширению количества дат, фактов, персоналий, которые предлагаются к безусловному усвоению. Информация учебника рассматривается как обязательная для воспроизведения. Следствием указанных недостатков становится катастрофическая нехватка времени на изучение темы в классе, рост объема домашнего задания. Репродуктивные задания, преимущественная нагрузка на память, недостаточное развитие интеллектуального потенциала, постоянная перегрузка вызывают критическое отношение старшеклассников к предмету, формируют негативный эмоциональный настрой. Книга для учителя предлагает варианты проведения уроков истории в 10 классе, которые позволяют избежать описанных выше трудностей.
В методике преподавания истории России IX—XIX вв. в 10 классе событийно-хронологический подход должен смениться проблемно-хронологическим. Проблема — связующее звено между фактами и теоретическими построениями. В переводе с древнегреческого этот термин обозначает преграду, трудность, задачу. Обучение истории, как и любой процесс в сфере образования, предполагает рассмотрение проблемности в двух аспектах: научно-историческом и методическом. Урок истории в старших классах позволяет ставить собственно исторические проблемы, знакомить с подходами (общенаучными, например, системным, и собственно историческими — цивилизационным, культурологическим) к их решению. При этом знание и понимание основных фактов, процессов и явлений, периодизации и хронологии, версий и трактовок событий не только становится целью изучения предмета, но и применяется на практике для развития предметных умений и самостоятельного мышления, формирования личности старшеклассника. Разработки уроков содержат рекомендации по выделению научно-исторических проблем при изучении отечественной истории IX—XVII вв. (см. рубрику «Историческая проблема»). Учебник А. А. Левандовского «История России XVIII—XIX веков» формулирует историческую проблему на базе каждого параграфа в приемлемой для ученика 10 класса форме. Рубрика «Историческая проблема» влияет на формирование методической проблемной ситуации, но имеет именно исторический смысл, определяя собственно научные проблемы. Создание проблемной ситуации на каждом уроке — важнейший методический прием, который позволяет превратить репродуктивное усвоение информации в ее освоение через решение творческих задач.
У выпускника средней школы, изучающего историю на базовом уровне, должны быть сформированы следующие предметные умения:
— проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
— критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
— анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
— различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
— устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
— участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
— представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.
Формирование умений происходит только в условиях деятельности. Процесс познания выступает как решение цепи проблем, для которого нужно предпринять теоретические или практические усилия. В предлагаемых рекомендациях реализован деятельностный подход в обучении истории. Наряду с исторической проблемой в каждом уроке представлена рубрика «Развитие умений». Педагогам рекомендуется корректировать развивающую задачу урока, исходя из индивидуальных особенностей образовательного процесса. Учителю предлагается обширный документальный материал, на основании которого можно формировать предметные умения.
Так как исторический материал многогранен и должен быть освоен в специфических условиях (особенности образовательного процесса в школе, классе, индивидуальные особенности старшеклассников), учитель может критически и творчески подходить к рекомендациям автора. В ряде случаев методические разработки уроков содержат избыточный объем информации и предлагают несколько форм организации деятельности (например, уроки 11—12, 14—16 и др.). Авторы намеренно идут на это, предоставляя возможность учителю выбрать оптимальный вариант для организации образовательного процесса в конкретных условиях. К каждой теме предлагаются вопросы и задания, которые учитель может использовать для текущего или рубежного контроля знаний. К ряду уроков предлагается несколько вариантов планирования.
1 См.: Сборник нормативных и методических материалов в помощь учителю истории. — М., 2004.
|
Уроки 3—4. КИЕВСКАЯ РУСЬ
Историческая проблема. Характер и особенности развития Древнерусского государства.
Ресурсы: учебник, § 2; карты 1, 2 на цветной вклейке учебника.
Понятийный аппарат: аристократия (боярство), крещение Руси, лествичная система, монархия, раннефеодальное государство, Русская Правда, феодализм, феодальная рента (натуральная, отработочная, денежная).
План уроков. 1. Характеристика Древнерусского государства. 2. Деятельность древнерусских князей. 3. Социальные отношения. 4. Киевская Русь и ее соседи.
Ход уроков
В начале урока заслушиваются выступления учеников, подготовленные дома. Оценивается умение высказать и аргументировать свое мнение, быть кратким (предварительно рекомендуется ограничить время выступления 3 мин).
Далее учащиеся выполняют задание «Угадай, кто я?». По фактам летописи нужно определить, о каких князьях идет речь (это задание основано на летописных свидетельствах, и при выполнении его без визуальной опоры могут возникнуть затруднения, поэтому учащиеся получают карточки с заданиями).
1. Сказал __________ матери своей и боярам: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу я жить в Переяславце на Дунае. Там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы».
2. Когда-то спрашивал он волхвов и кудесников: «От чего я умру?» И сказал ему один кудесник: «Князь! Конь твой любимый, на котором ты ездишь, — от него тебе умереть». __________ же взял это в ум и сказал: «Никогда не сяду на него и не увижу его более».
3. Когда __________ вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых. И легко ходил в походах, как пардус, и много воевал. В походах же не возил с собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел. Не имел он и шатра, но спал, подостлав потник, с седлом в головах. И посылал он в иные земли со словами: «Хочу на вас идти».
4. После смерти великого князя Ярослава взял власть сын его __________ и сел в Киеве.
5. Я, ничтожный, дедом своим Ярославом названный при крещении Василием, русским именем __________, отцом возлюбленным и матерью своею — Мономахом. Сидя на санях [т. е. на склоне лет, думая о смерти], подумал я в душе своей и воздал хвалу Богу, который меня до этих дней сохранил грешного.
6. Умер __________ , передав княженье свое Олегу, своему родичу, которому отдал на руки и сына Игоря, ибо тот был еще совсем мал.
7. В лето 6576(1068) пришли иноплеменники на Русскую землю, половцев множество. __________ же, и __________ , и __________ вышли им навстречу на реку Альта.
8. В 6496 (988) году пошел __________ с войском на Корсунь, город греческий, и затворились корсуняне в городе.
9. Сказала дружина __________: «Отроки (дружина) Свенельда изоделись оружьем и одеждой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью, да и ты добудешь, и мы».
10. Отправилась __________ в Греческую землю, и пришла к Царьграду. И увидел царь, что она прекрасна лицом и разумна, удивился ее разуму, беседуя с нею, и сказал: «Достойна ты царствовать с нами в столице нашей».
11. В лето 6545(1037) заложил __________ город большой, у которого сейчас Золотые ворота, заложил и церковь Святой Софии.
Для актуализации проблемы урока учитель задает вопросы: что же такое Древняя Русь? Что мы имеем в виду, когда произносим эти слова? Слово «Русь» в Средние века употреблялось в двух значениях: так именовали государство и населяющий его народ.
1. На основании текста учебника Древняя Русь характеризуется как раннефеодальное государство (разделы «Земля и воля», «Геометрия власти»). Учащиеся определяют основные задачи государства (задание 4 к § 2—3) и выполняют познавательные задания.
Задания
1. О том, как собирали дань киевские князья, повествует трактат византийского императора Константина Багрянородного (913—959) «О народах»: в ноябре князь с дружиной выезжал из Киева и отправлялся в земли древлян, дреговичей, кривичей и других славян. В апреле, когда реки освобождались из-подо льда, князь возвращался в Киев. Тем временем славяне-данники рубили лес, делали из цельных стволов долблёные лодки и сплавляли их по притокам Днепра к Киеву, где продавали вернувшейся дружине. В июне лодки, нагруженные медом, воском, мехами — данью подданных киевского князя, отправлялись вниз по Днепру, а затем морем к Константинополю.
Объясните, чем отличалась уплата дани славянами киевскому князю от уплаты восточнославянскими племенами дани хазарам или варягам.
2. Отрывки из летописей рассказывают о том, какие отношения сложились между первыми русскими князьями и дружиной. Например, решение отказаться от военных действий против Византии (944) князь Игорь принимает, послушав совет своих воинов-дружинников. Решение идти к древлянам за данью (945), трагически закончившееся для князя, также принято по настоянию дружины.
О чем говорит такое положение дружины времени первых русских князей? Как складывались отношения первых средневековых правителей и их воинов в Западной Европе (например, во времена Хлодвига во Франкском государстве)?
3. Определите положительные и отрицательные стороны лествичного принципа наследования престола.
4. Какие изменения произошли в Древнерусском государстве к XI в.? Что сохранилось как пережитки племенного строя?
Позиции для сравнения | Государство в XI в. | Пережитки племенного строя |
Верховная власть в государстве и обществе | ||
Вооруженные силы | ||
Правила, которым подчиняется общество | ||
Религия |
2. На этом этапе урока организуется работа в группах «Поспорь с историком». Каждая группа учащихся получает отрывок из произведения Н. М. Карамзина «История государства Российского», характеризующий деятельность одного из князей Древней Руси. Предварительно можно предложить учащимся тестовое задание.
Определите последовательность княжения в Древнерусском государстве.
Годы правления | Правители |
1) 882—915 | А) Владимир I |
2) 915—945 | Б) Владимир Мономах |
3) 945—60-е гг. X в. | В) Игорь |
4) 60-е гг. X в. — 972 | Г) Олег |
5) 972—980 | Д) Ольга |
6) 980—1015 | Е) Святослав |
7) 1019—1045 | Ж) Ярополк |
8) 1113—1125 | 3) Ярослав Мудрый |
Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Задания группам
1. Используя информацию учебника, подтвердите или опровергните мнение историка, представив свою аргументацию.
2. Определите значение деятельности князя для решения основных задач Древнерусского государства.
3. Подготовьте выступление (до 3 мин) по результатам группового обсуждения первого и второго вопросов.
Материалы для обсуждения в группах
Повесть временных лет
(извлечение)
1) В лето 6576 (1068) пришли иноплеменники на Русскую землю, половцев множество. Изяслав же, и Святослав, и Всеволод вышли им навстречу на Альту. И когда настала ночь, они пошли друг на друга. За грехи наши напустил на нас Бог поганых, и побежали русские князья, и победили половцы.
2) На междоусобную войну соблазняет людей дьявол. Бог ведь не желает зла людям, но добра. А дьявол радуется злому убийству и кровопролитию, возбуждая ссоры и зависть, братоненавистничество, клевету. Когда же впадет в грех какая-либо страна, карает Бог ее смертью, или голодом, или нашествием поганых, или засухой, или гусеницей, или иными казнями.
Владимир Мономах. Поучение
(извлечение)
1) Велик ты, Господи, и чудны дела твои... Ибо кто не восхвалит и не прославит силу твою и твоих великих чудес и благ, устроенных на этом свете: как небо устроено, или как солнце, или как луна, или как звезды, и тьма, и свет?
2) Смерти, дети, не бойтесь, ни войны, ни зверя, дело исполняйте мужское, как вам Бог пошлет. Ибо если я от войны, и от зверя, и от падения с коня уберегся, то никто из вас не может повредить себя или быть убитым, пока не будет от Бога повелено.
3) Душа своя дороже мне всего света сего.
Домашнее задание: 1. Выполнить задания 3—4 к § 4 (проверка — на уроке 7). 2. По желанию: работа с документом к § 4 (письменно ответить на вопросы и задания к нему). 3. Опережающее задание: используя учебник и дополнительный материал, повторить (актуализировать) изученную в 7 классе информацию о князьях Владимиро-Суздальской Руси (Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо) и Галицко-Волынского княжества (Ярослав Осмомысл, Роман Мстиславич, Даниил Галицкий).
Урок 6. РУССКИЕ ЗЕМЛИ В XII — НАЧАЛЕ XIII в.
НАСЛЕДНИКИ КИЕВСКОЙ РУСИ
Историческая проблема. Особенности и перспективы развития Древнерусского государства в период феодальной раздробленности. Какие альтернативы политического развития проявились в период феодальной раздробленности?
Ресурсы: учебник, § 5—6; карта 3 на цветной вклейке учебника.
Понятийный аппарат: боярская республика, домен (княжеская вотчина), ополье, самовластие и демократия, удельный период, феодальная раздробленность.
План урока. 1. Феодальная раздробленность: предпосылки, сущность и последствия. 2. Сравнительная характеристика Владимиро-Суздальского княжества, Новгородской земли, Галицко-Волынского княжества.
Ход урока
В начале урока выполняется задание «Угадай, кто я?»: по фактам определите, о каких князьях идет речь (используются карточки с заданиями).
1. Основал множество городов, пригласил Святослава Ольговича в городок Москов, но всегда мечтал захватить киевский престол. Умер в Киеве.
2. Княжил в Новгороде, владел Волынью и Галичем, завоевывал Киев, «устремлялся на поганых, как лев, свиреп был, как рысь, храбр был, как тур».
3. Автор «Слова о полку Игореве» писал об этом князе: «Ты ведь можешь Волгу веслами расплескать, а Дон шлемами вычерпать».
4. Хотел «самовластием быти» в своей земле, перенес столицу княжества в город Владимир, привез на Русь икону Богоматери, был убит в княжеской резиденции.
5. Княжеский сын, ребенком был изгнан из своего княжества, но в зрелые годы не только вернулся в свой город, но и сумел снова объединить княжество. Сохранил жизнь в битве при Калке. Владел Киевом в 1240 г.
6. Автор «Слова о полку Игореве» писал об этом князе: «Высоко сидишь на своем златокованом престоле, подпер горы Венгерские своими железными полками, заступив королю путь, затворив Дунаю ворота, меча бремена через облака, суды рядя до Дуная. Страх перед тобой по землям течет, отворяешь Киеву ворота, стреляешь с отцовского золотого престола в султанов за землями».
Учитель напоминает о том, что в начале XII в. распалось единое Древнерусское государство с центром в Киеве и до конца XV в. был период феодальной раздробленности.
1. Этот вопрос изучается в ходе самостоятельной работы с учебником (§ 5—6, разделы «Время разделов» и «Калькуляция истории»).
Задание для самостоятельной работы. На основании текста учебника определите предпосылки, положительные и отрицательные стороны феодальной раздробленности. Дайте общую оценку этому периоду истории. Примерные ответы на вопросы систематизированы в таблице.
Феодальная раздробленность
Предпосылки | Положительные стороны | Отрицательные стороны |
1. Единство Руси держалось на личном авторитете и военном могуществе киевского князя. 2. Падает значение Киева в связи с перемещением мировых торговых путей. 3. Рост населения провинциальных центров в XI — начале XII в. 4. В условиях натурального хозяйства отсутствует экономическое взаимодействие с центром и центральной властью. 5. Отсутствие в середине XII в. серьезной внешней опасности. 6. В условиях развития феодальных отношений местное боярство нуждается в местных династиях. 7. Заинтересованность местных династий в развитии своего домена | Открывает новые возможности для прогрессивного развития феодализма, развития экономики и культуры | Княжеские усобицы, которые сопровождаются гибелью людей и экономическим ослаблением территорий. Снижение общей обороноспособности (отсутствие единой системы обороны и единого командования). Дальнейшее дробление княжеств |
В результате выполнения работы учащиеся делают вывод о закономерности феодальной раздробленности.
2. На данном этапе организуется групповая работа. Класс делится на 3 группы, представляющие Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества и Новгородскую землю. В группах в свою очередь выделяются подгруппы географов, экономистов, политологов и специалистов по международным отношениям. Чтобы организационный момент прошел быстро и четко, учителю заранее следует подготовить таблички с названиями групп и подгрупп.
Задания подгруппам
1. Географам: определите, какие географические факторы и каким образом влияют на развитие вашего княжества (земли).
2. Экономистам: определите особенности хозяйства вашего княжества (земли).
3. Политологам: определите соотношение власти князя — бояр — веча и политические особенности вашего княжества (земли).
4. Специалистам по международным отношениям: определите формы и результаты внешней политики вашего княжества (земли).
Ответы представителей групп заносятся в таблицу (задание 3 к § 5—6), записанную на доске или на мониторе.
Задания группам. На основании информации подгрупп выскажите и аргументируйте предположение о потенциальных возможностях вашего княжества (земли) стать лидером централизации — следующего этапа в историческом развитии государства.
Вопрос для итогового обсуждения: какие альтернативы политического развития проявились в период феодальной раздробленности?
В качестве дополнительного материала для подготовки ответов учащимся можно предложить таблицу.
Наставление богатым
(извлечение)
Сколь великим наделен ты от Бога богатством, столь много и даже больше того должен ты отдать.
Обрати слух свой к страдающим в нищете.
Уклоняйся, как от воронов, от вкрадчивых слов льстецов, выклюют глаза те умники.
Если хочешь почет от всех иметь, будь сам для всех благодетелем.
Подводя итоги урока, учитель может попросить класс представить воображаемый диалог со своим сверстником из XII в. Какие темы будут одинаково волновать вас? В чем вы не сможете понять друг друга?
Домашнее задание: 1. Завершить (доработать) записи, сделанные на уроке (при необходимости). 2. Выполнить задание 3 к § 7 (письменно). 3. По желанию: выполнить задание 5 к § 7.
Феодальная война
Даты | События |
1425 | Начало княжения Василия II (1425—1462), опекуном которого становится Витовт, великий князь Литовский |
1430 | Смерть Витовта. Первое столкновение Василия II и Юрия Галицкого и Звенигородского |
1433 | Начало Феодальной войны. Повод к столкновению: на свадьбе Василия II сыновья Юрия Дмитриевича Василий Косой и Дмитрий Шемяка были оскорблены матерью жениха великой княгиней Софьей Витовтовной. Юрий Дмитриевич захватил Москву, но вынужден был оставить город: ему отказало в поддержке московское боярство |
1434 | Войско Юрия Дмитриевича победило московского князя в битве при Галиче. Второй захват Москвы. Смерть князя Юрия Галицкого (1374—1434). Московский престол занял Василий Косой, который вскоре был изгнан из города |
1435 | Победа Василия II. В ходе борьбы Василий Косой попал в плен и был ослеплен. Мирная передышка |
1445 | Поход Улу-Мухаммеда на Москву, поражение и пленение Василия II, Великий князь отпущен за выкуп |
1446 | Дмитрий Шемяка захватил Москву. Василий II ослеплен и отправлен в Углич |
1447 | Василий II вернулся в Москву: Дмитрия не поддержало московское боярство и церковь. На стороне Василия II сражались ордынские «царевичи» (Касим-хан) |
1453 | Дмитрий Шемяка отравлен в Новгороде |
Историческое значение Феодальной войны можно определить, используя информацию учебника и приведенные ниже высказывания С. М. Соловьева и В. О. Ключевского:
1. Сперва началась было она под предлогом старого права дяди перед племянником; но скоро приняла сообразный с временем характер: сыновья Юрия мимо всех прав враждуют с Василием Васильевичем, добиваются великого княжения, ибо чувствуют, что удельными князьями они больше оставаться не могут... вся эта знаменитая усобица между правнуками Калиты, усобица первая и последняя, ясно показавшая, что Московское княжество основывалось на новых началах, не допускающих сведения родовых счетов... между князьями (С. М. Соловьев. «История России с древнейших времен»).
2. Она взволновала все русское общество, руководящие классы которого — духовенство, князья, бояре и другие служилые люди — решительно стали за Василия. <...> Галицкие князья встречены были в Москве как чужие и как похитители чужого и чувствовали себя здесь одиноко, окруженные недоверием и недоброжелательством. <...> Все влиятельное, мыслящее и благонамеренное в русском обществе стало за него, за преемство великокняжеской власти в нисходящей линии (В. О. Ключевский. «Курс русской истории»).
5. Данный вопрос излагает учитель в объеме учебника. Основные факты: в 1439 г. во Флоренции была подписана уния (союз) Восточной и Западной церквей — патриарх константинопольский признал над собой власть Рима. Исидор, митрополит Московский, присоединился к унии. В 1443 г. Собор Русской православной церкви отверг Флорентийскую унию и сместил Исидора. В 1448 г. Иона, епископ Рязанский, по настоянию Василия II поставлен митрополитом без согласия Константинополя. Учитель задает вопросы: какое значение имел отказ от унии с католической церковью? О чем говорит вмешательство Василия II в церковные дела?
Российский историк А. А. Зимин (1920—1980) в своей монографии «Витязь на распутье. Феодальная война в России XV в.» писал: «Изгнание митрополита, поставленного в Византии, и неприятие унии в Москве имели два последствия. В церковных кругах складывалось убеждение, что греки «испроказились», погубили православную веру из-за своего «сребролюбия» и что истинной опорой правоверия стал московский великий князь Василий Васильевич... Так закладывались основы представления о Руси как о наследнице православной Византии и о московском великом князе как о новом царе Константине». Учитель дает задание прокомментировать высказывание ученого и ответить на вопросы: чем прославился Константин? Что означает сравнение московского князя с царем Константином?
Подводя итоги урока, учитель дает задание оценить успехи, достигнутые к середине XV в. Московским княжеством на пути объединения русских земель, и определить задачи, которые еще предстояло решить.
Домашнее задание: 1. Выполнить задание 7 к § 9—10. 2. Индивидуальное опережающее задание: подготовить сообщение «Личность Ивана III».
1 В рубрику вынесены понятия, которые используются в учебнике и важны для усвоения темы. Не все из них включены в Обязательный минимум содержания основных образовательных программ, но знание их способствует не только пониманию исторического материала, но и развитию речи старшеклассников.
2 Л. Н. Гумилев (1912—1992) — выдающийся отечественный этнограф и историк, создатель учения об этногенезе — процессе возникновения и исчезновения народов под влиянием природных воздействий.
3 Марк Блок (1886—1944) — выдающийся французский историк, один из основателей Школы анналов. Подробно занимался вопросами медиевистики. Расстрелян в 1944 г. за активное участие в движении Сопротивления.
4 См.: Седов В. У истоков Вистулы// Родина. — 2001. — № 1—2; Седов В. Великое переселение // Там же.
5 Автохтонная (от греч. autóchthõn — местный) — рассматривающая славян как местное среднеднепровское население.
6 Данные задания, составленные по типу ЕГЭ, могут быть использованы учителем не только для проверки знаний на уроках, но и для индивидуальных домашних заданий.
7 См.: Макаров Н. А. Русь. Век тринадцатый // Родина. — 2003. — № 11.
8 См.: Кучкин В. А. Русь под владычеством Золотой Орды // Преподавание истории в школе. — 1993. — № 3.
Ништадтский мир характеризуется на основании источника. Учащиеся работают с текстом договора и устно выполняют задания. Семилетняя война |
Разделы Речи Посполитой | Войны с Францией | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Группа 1: причины и результаты войны | Группа 2: ход и значение войны в истории России и Европы | Группа 3: почему Россия участвовала в разделах, в чем положительное значение процесса для Российского государства? | Группа 4: почему Польша не смогла противостоять разделам, в чем отрицательное значение процесса для Российского государства? | Группа 5: почему Россия участвовала в первой и второй антифранцузских коалициях, какую роль в них играла, каких военных успехов добилась? | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дополнительный материал для учителя
Участие России в международной политике
(середина — вторая половина XVIII в.)
Историки международных отношений отмечают, что первым и удачным фактом участия России в решении проблем западноевропейской международной политики было завершение войны за польское наследство (1733—1738). Станислава Лещинского, который уже был на польском престоле, поддерживала Франция. Саксонский курфюрст Фридрих Август искал поддержки Австрии и России (Курляндия была обещана в ленные владения Бирону). Станислав Лещинский занял престол, но лишь на три недели. Русские войска вошли в пределы Речи Посполитой. Королем был избран Фридрих Август. Франция начала войну против Австрии, но не смогла склонить Швецию и Турцию выступить против России. К англо-французскому договору присоединилась и Россия. Ее ставленник сохранил за собой титул польского короля.
В Семилетней войне Австрия, Франция и Россия воевали против Пруссии и Англии. К силовому решению вопроса привело общее недовольство результатами борьбы за австрийское наследство и ростом колониальных противоречий между Англией и Францией. Прусский король Фридрих II начал превентивную войну, напал на Саксонию и разорил ее. В 1757 г. на территории Саксонии потерпела поражение франко-австрийская армия. Но вступление в войну России обрекло Пруссию на поражение. Русские войска заняли Восточную Пруссию и Померанию (победы при Гросс-Егерсдорфе в 1757 г. и Кунерсдорфе в 1759 г.) и вступили в Берлин в 1760 г. Фридрих II готовился к отречению от престола, но смерть Елизаветы Петровны (1762) изменила ситуацию: коалиция распалась, Петр III отказался от всех завоеваний и притязаний по отношению к Пруссии.
К середине 1760-х гг. Речь Посполитая простиралась от Балтики до Карпат и от Днепра до Висло-Одерского междуречья. Население ее составляло 12 млн человек, в том числе 53,4% поляков, 10,4% евреев, 2% немцев. Остальное население — белорусы, украинцы, литовцы, латыши. Падение польского государства было скреплено отречением от престола его последнего короля — Станислава Августа Понятовского и конвенцией Австрии, Пруссии, России. Они обязались никогда не употреблять названия «Королевство Польское», «Польша» и совместно выступать против возрождения польской государственности. «Польского государства не стало, но польский вопрос не исчез; напротив, он превратился в одну из наиболее болезненных проблем в европейской политике. Все три части разделенной страны с течением времени зажили самостоятельной жизнью, но стремление к единству и независимости определяло национальное сознание большинства поляков все 123 года, прошедших с момента ликвидации Речи Посполитой до полной катастрофы всех трех империй в Первой мировой войне»8.
Второй вариант. Письменная самостоятельная работа учащихся.
Вопросы и задания
1. На основании информации учебника и исторической карты заполните таблицу «Внешняя политика России в середине — второй половине XVIII в.».
Задачи внешней политики | Когда и каким образом разрешены |
Завоевание выхода к Черному морю | |
Присоединение земель, находившихся в составе Польши | |
Сохранение завоеваний Петра I и укрепление позиций России в Прибалтике | |
Борьба с революционной Францией |
2. В чем проявилась преемственность внешнеполитического курса Петра I при Екатерине II?
3. Какие полководцы второй половины XVIII в. носили имена Задунайский, Таврический, Италийский, Рымникский? В связи с какими событиями они были удостоены этой чести?
4. Определите по кратким характеристикам, о каких полководцах идет речь.
1) Современники считали, что он сделал для России на юге не меньше, чем Петр I на севере, а Екатерина II говорила о нем: «Он был мой дражайший друг... человек гениальный. Мне некем его заменить!»
2) Павел I так оценил его деяния: «Побеждая повсюду и во всю жизнь вашу врагов Отечества, не доставало вам еще одного рода славы: преодолеть самую природу; но вы и над нею одержали верх».
3) Узнав об одной из его побед, А. В. Суворов воскликнул: «Зачем я не был при Корфу хотя бы мичманом!»
Домашнее задание: 1. Выполнить задания 6к § 8 и 4к § 9. 2. Прокомментировать высказывание Екатерины II: «Ослабление монархической власти во Франции подвергает опасности все другие монархии».
Устав народных училищ
(извлечение)
...Учреждаются ныне такие заведения, где на основании общих предписаний преподавать будут оное юношеству на языке природном. Таковые заведения существовать должны во всех губерниях и наместничествах Российской империи, под именем народных училищ, кои разделяются на главные и на малые.
1. В каждом губернском городе быть одному главному народному училищу, состоящему из 4-х разрядов или классов, в коих обучать юношество следующим учебным предметам и наукам на языке природном. <...>
2. В 1 классе обучать чтению, письму, первоначальным основаниям христианского закона и добронравию. Начиная с познания букв обучать складывать, и потом читать «Букварь», «Правила для учащихся», «Сокращенный катехизис» и «Священную историю». <...>
4. Во 2 классе или разряде, наблюдая те же предметы христианского закона и добронравия, начинать читать «Пространный катехизис без доказательств из Священного Писания», первую часть «Арифметики»... В сем разряде начинать также обучать юношество и рисованию. <...>
6. В 3 классе следует продолжать рисовальное искусство... учение второй части «Арифметики» и первой части «Всеобщей истории». <...>
8. В 4 разряде повторять «Российскую географию», продолжать рисование, «Историю всеобщую». <...>
11. Во всех главных народных училищах кроме правил языка российского... должны еще преподаваться основания латинского для желающих учение свое продолжать в высших училищах, как-то: гимназиях или университетах, а сверх того, учение того иностранного языка, какой по соседству каждого наместничества, где главное училище находится, быть может полезнее, по употреблении его в общежитии. <...>
18. В главном народном училище быть 6 учителям и обучать наукам по расположению предметов и часов... занимаяся 23 часа в неделю. <...>
24. Малые училища суть те учреждения, в коих обучается юношество на природном языке учебным предметам, преподаваемым в 1 и 2 классе главного народного училища, выключая учение иностранных языков... Сии училища должны существовать как в губернских городах... так и в уездных городах.
4. Подтвердите или опровергните слова А. С. Пушкина: «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериной II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый русский университет; он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».
5. Какими важными художественными принципами обогатили литературу классицизм и сентиментализм? В чем заключается противоположность этих литературных направлений? Назовите произведения второй половины XVIII в., принадлежащие каждому направлению.
6. Сравните изображения Зимнего дворца (архитектор В. В. Растрелли) и Михайловского дворца (архитектор К. И. Росси). Сформулируйте отличия архитектурных стилей барокко и классицизма.
7. Сравните изображения дома Пашкова (архитектор В. И. Баженов) и Таврического дворца (архитектор И. Е. Старов). Сформулируйте стилевые особенности классицизма.
8. Подтвердите или опровергните рассуждения автора источника, используя художественное наследие портретистов XVIII в. Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского.
«Они никого не судят, художники XVIII века, и тем более не чинят расправы. Они вглядываются в свою модель — это медленное чтение человеческой души. Итоги, ими подведенные, не всегда были веселы, видели мы и печаль, и тревогу, но никогда не замечали ни гнева, ни сарказма — подобные чувства были не только не нужны, они были противопоказаны их искусству: в состоянии раздражения, насмешки и даже праведного гнева никак не разглядишь глубины человеческой души. А перед художником стояла именно эта задача»1.
9. Сравните воплощение человеческой личности средствами искусства в начале и в конце XVIII в. Какие изменения произошли? С чем они связаны?
Урок 31. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
В КОНЦЕ XVIII — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.
Историческая проблема. Когда и почему крепостничество превращается в тормоз развития российской экономики?
Ресурсы: учебник, § 11; карта 11 на цветной вклейке в учебнике.
План урока. 1. Торговля, транспорт, города. 2. Специфика российской мануфактуры в первой половине ХIХ в. 3. Крепостное хозяйство.
Ход урока
Занятие целесообразно разделить на два этапа. В ходе первого этапа учащиеся самостоятельно работают с учебником и заполняют таблицу «Модернизация и традиционализм в экономике России конца XVIII — первой половины XIX в.». На втором этапе урока организуется фронтальная работа с тренировочными и познавательными заданиями к § 11 (учитель может выбрать задания из предложенных).
Модернизация и традиционализм в экономике России
конца XVIII — первой половины XIX в.
Линии сравнения | Факты, свидетельствующие о модернизации экономики | Факты, свидетельствующие о сохранении традиционного уклада в экономике |
Общие факты | Завершение формирования внутреннего рынка. Развитие рыночных отношений. Углубление специализации районов | Сохранение крепостничества |
Промышленность | 40-е гг. XIX в. — начало промышленного переворота. Развитие вольнонаемных мануфактур | Мануфактуры, основанные на крепостном труде, постепенно приходят в упадок |
Торговля | Появление магазинной торговли | Развитие ярмарочной торговли. Активный внешнеторговый баланс. Протекционистская политика. Аграрный экспорт |
Транспорт | Начало строительства шоссейных дорог. Появление пароходов (1815). Начало железнодорожного строительства (1837 г. — Петербург — Царское Село; 1843—1851 гг. — Петербург — Москва) | Гужевой транспорт. Продолжение строительства каналов |
Город | Рост удельного веса горожан, числа городов | Сельское население значительно превышает городское |
Крепостное хозяйство | Рост эксплуатации крестьянства в связи с развитием рыночных отношений | Продолжает существовать |
Выводы | В первой половине XIX в. крепостнические отношения препятствуют развитию промышленности, торговли, сельского хозяйства. Кризис крепостной системы не только подрывает экономику, но и ведет к обострению отношений между помещиками и крестьянами, влияет на государственную политику |
Вопросы и задания
1. Используя данные историка А. А. Корнилова (1862—1925), составьте диаграмму (по возможности используйте компьютерные технологии) и определите тенденции в развитии промышленности в первой четверти XIX в.: «В 1804 г. число фабрик было 2423, в 1825 г. — 5261, число рабочих в 1804 г. — 95 202, из них вольных... — 45 625 (48%), в 1825 г. всех рабочих было 210 568, вольных из них — 114 515 (54%)».
2. О каких явлениях свидетельствует Н. А. Благовещенский (писатель середины XIX в.) в очерке «Ткацкая фабрика»? «Фабрика наша большая, прядильная и ткацкая вместе, так что материал к нам привозится в виде хлопка, а вывозится в кладовые уже в виде готовых кусков миткаля, которых при благоприятных обстоятельствах выделывается в месяц до десяти тысяч штук. Идет наша фабрика днем и ночью; работающих в ней, считая женщин и детей, около восьмисот человек, которые разделяются на четыре смены: две дневных и две ночных, причем каждому рабочему приходится работать на фабрике 6 часов ночью, а всего 12 часов».
3. В 40-е гг. XIX в. в России начинается промышленный переворот. Почему, несмотря на это, российское промышленное производство в 30—40-е гг. XIX в. начинает заметно отставать от западного?
4. Подтвердите фактами или опровергните мнение «отца отечественной статистики» К. И. Арсеньева (1789—1865): «Истина непреложная, утвержденная опытами многих веков протекших, что свобода промышленника и промыслов есть самое верное ручательство в приумножении богатства частного и общественного и что для поощрения к большей деятельности и к большему произведению нет лучшего, надежнейшего средства, как совершенная, не ограниченная ничем, гражданская личная свобода, единый источник величия и совершенства всех родов промышленности».
5. Объясните, почему стабильность крепостного хозяйства оборачивалась в начале XIX в. его застоем.
6. Сравните способы увеличения доходности помещичьих хозяйств и результаты этого процесса в черноземных и нечерноземных районах.
7. А. И. Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву» описывает встречу с крестьянином в ночь с субботы на воскресенье: «В неделе-то, барин, шесть дней, а мы шесть раз в неделю ходим на барщину; да под вечером возим оставшее в лесу сено на господский двор, коли погода хороша... Не одни праздники, и ночь наша. Не ленись наш брат, то с голоду не умрет. Видишь ли, одна лошадь отдыхает; а как эта устанет, возьмусь за другую; дело-то и споро. — Так ли ты работаешь на господина своего? — Нет, барин, грешно бы было так же работать». Какие проявления крепостнической системы хозяйства нашли отражение в этом отрывке?
8. Придумайте и разыграйте диалоги, участниками которых являются крестьяне — выходцы из черноземной и нечерноземной губерний; крепостной и государственный крестьяне.
Могли ли в действительности встретиться и поговорить ваши воображаемые персонажи?
Домашнее задание: § 11, выполнить задания к нему.
Отечественная война 1812 г.
Даты (по юлианскому календарю) | События |
12 июня | Вторжение французской армии в Россию. Первым форсировал Неман корпус маршала Л. Даву |
2 августа | Бой под Красным между отрядом генерал-майора Д. П. Неверовского и войсками маршалов Нея и Мюрата. Соединение 1-й и 2-й русских армий под Смоленском |
4—5 августа | Смоленское сражение. М. Б. Барклай де Толли решает оставить Смоленск |
8 августа | М. И. Кутузов назначен главнокомандующим |
17 августа | Прибытие М. И. Кутузова в действующую армию |
24 августа | Шевардинский бой |
26 августа | Бородинское сражение |
1 сентября | Военный совет в Филях |
2 сентября | Армия Наполеона вступила в Москву |
5 сентября | Тарутинский маневр — отход из Москвы и отрыв от авангарда французской армии, которым командовал маршал И. Мюрат. Завершен 21 сентября |
6 сентября | Сражение при Тарутине |
7—11 октября | Французские войска оставляют Москву |
12 октября | Сражение при Малоярославце. Наполеоновская армия вынуждена отступать по уже опустошенной Смоленской дороге |
14—16 ноября | Сражение на р. Березине |
3 декабря | Переправа французских войск через Неман. Наполеон оставляет армию и возвращается в Париж |
25 декабря | Манифест Александра I об изгнании неприятеля из России — окончании войны |
Материалы для работы в группах5
Группа 1. Причины войны и соотношение сил в ее начале
Стереотип: Наполеон, подобно Гитлеру, совершил вероломное нападение на Россию, неожиданно бросив войска на самодержавную монархию, проявлявшую все признаки миролюбивого спокойствия.
В. М. Безотосный: Война с Наполеоном, вопреки распространенному мнению, отнюдь не была неожиданностью. Почти одновременно — с 1810 г. — готовиться к ней начали и Франция, и Россия, завоевать которую Наполеон и не помышлял: слишком уж трудноосуществимой казалась эта задача. Тем более что своим главным противником французский император всегда считал самую богатую державу — Англию. С 1806 г. Наполеон объявил континентальную блокаду, смысл которой заключался в полной изоляции английской экономики от Европы. Не последняя роль в удушении британской промышленности отводилась России.
Именно нарушение этой блокады русской стороной и стало одной из основных причин вступления Франции в войну. Развязав ее, Наполеон прежде всего хотел заставить Россию присоединиться к континентальной блокаде: одним из пунктов мирного договора стало бы участие русских войск в экспедиции в Индию.
Перед войной российская военная мысль утвердила стратегию отступления — вернее, стратегию активной обороны. Стратегический план (автор, вероятнее всего, сам Александр I) был рассчитан на несколько лет ведения войны и после обороны на русской земле предусматривал перенос военных действий в Европу, где русские рассчитывали на антинаполеоновское освободительное движение.
Процесс разработки операционного плана начался с 1810 г. и продолжался до начала войны. Руководил им Барклай де Толли. Подготовка к войне проводилась на основе его записки 1810 г. «О защите западных пределов России». Окончательный вариант действий выработан весной 1812 г. Основная мысль плана сводилась к ведению активной оборонительной тактики главными силами и наступательных действий на флангах против слабых частей противника.
У Наполеона успех первоначальных операций определял окончательную стратегию, все расчеты строились на последующем соглашении с царем.
А. А. Васильев: Согласно документам, хранящимся в нашем Военно-историческом архиве, в западных губерниях России к лету 1812 г. сосредоточилось около 320 тыс. солдат. В то же время первый эшелон Великой армии Наполеона, по французским данным, насчитывал 448 тыс. Общее численное превосходство французов было не столь велико, как считали многие отечественные историки. Другое дело, что из-за неудачного расположения русских войск Наполеон сумел собрать почти 300 тыс. солдат против 120-тысячной 1-й Западной армии Барклая де Толли, тем самым обеспечив себе подавляющий перевес на главном, виленском направлении.
На 1 июня 1812 г. Великая армия вместе с резервами имела в строю 678 тыс. человек. Вспомним, что Наполеон вел войну на два фронта. В Испании он держал 300 тыс. опытных, закаленных солдат (в основном «природных» французов). В состав Великой армии ему пришлось включить многочисленные иностранные контингенты, неоднородные по своим боевым качествам. Кроме того, большинство французских полков, собранных для похода в Россию, имело в своих рядах очень высокий процент новобранцев, плохо подготовленных к тяготам русской кампании. Отсюда — большие потери, понесенные еще до встречи с противником.
Никогда ранее наполеоновская армия не имела столь растянутых коммуникаций, затруднявших нормальное снабжение, и фактически она таяла с каждым шагом вперед.
Группа 2. Бородинское сражение
Проблема: кто победил в Бородинской битве?
А. М. Валькович: Все согласятся с тем, что на первый взгляд ни одно сражение так хорошо не изучено, как Бородинское. Уже сложился стереотип, что все известно: и силы сторон, и ход битвы, и ее итоги. При этой кажущейся изученности все же остается немало вопросов. Например, как назвать результат сражения: победой или поражением русских?
Или соотношение сторон... Прежде считалось, что французы преобладали числом. Однако последние архивные изыскания показали, что русская армия даже превосходила неприятеля, хотя, с другой стороны, в ней было много ополченцев, которые в битве не участвовали.
Итак, силы в какой-то степени равны: 150 тыс. — со стороны русских и 130 тыс. — со стороны французов. И вот при определенном равенстве сил, при самоотверженности и мужестве русской армии, талантливости ее полководцев — такой незначительный результат: неприятель не остановлен, не разбит; наоборот, русские покинули поле битвы.
Еще вопрос: удачно ли Кутузов расположил свои войска на боевой позиции? Считается, что он все предусмотрел... Однако, на мой взгляд, именно из-за чрезмерно растянутой боевой линии мы не успевали вовремя парировать неприятельские удары, резервы запаздывали, а русские теряли одно за другим укрепления...
Б. С. Абалихин: Вопрос о численности русских войск на Бородинском поле не так прост, как может показаться. Они включали регулярные части, казаков и ополченцев. Бесспорна только одна цифра — численность строевых солдат — 116 тыс. Цифровые данные показывают, что никакого превосходства в численности у русской армии не было.
Не могу согласиться и с мнением А. М. Вальковича о том, что боевая линия была, чрезмерно растянута и поэтому русские войска не успевали вовремя парировать удары противника. Кутузов стремился прикрыть Старую и Новую смоленские дороги, ведущие на Москву. Он не знал и не мог знать, куда Наполеон нанесет главный удар.
Чья это победа? На мой взгляд, ничья. Ни Наполеон, ни Кутузов не добились главных целей. Французский полководец намеревался разгромить русскую армию и заставить Россию заключить выгодный для него мир. Кутузов ставил задачу отстоять Москву. Об этом он впервые писал Милорадовичу 11 августа.
А. А. Васильев: Конечно, это была победа Наполеона, тактическая победа «по очкам», если применять боксерскую терминологию. То, что французы не разгромили русскую армию при Бородине, — не удивительно. При том соотношении сил, какое сложилось перед сражением, Наполеон вряд ли мог рассчитывать на какой-либо иной результат. Его войска ценой огромных усилий сумели отбросить русскую армию с ее первоначальной позиции, захватить большинство полевых укреплений противника и причинить последнему тяжелые потери. Но у них не было сил для широкого маневрирования, для обхода или окружения армии Кутузова. Кроме того, Наполеон прекрасно знал стойкость русских солдат. Это не испанцы или австрийцы... Чтобы разбить армию с такими высокими боевыми качествами, как армия Кутузова, да еще к тому же находившуюся в обороне, Наполеону нужно было иметь хотя бы на 20—30 тыс. солдат больше. А у него всего 134 тыс. человек и 587 орудий против 116 тыс. русских регулярных солдат и 624 орудий (с казаками и ратниками ополчения у Кутузова было около 157 тыс. человек).
Историки пытаются доказать, что Наполеон одержал при Бородине «пиррову победу», так как понес слишком тяжелые, невосполнимые потери. Спору нет, урон французских войск очень велик. Но какая же это «пиррова победа», если армия Наполеона, будучи наступающей стороной, теряет около 30 тыс. человек убитыми и ранеными, в то время как русская армия, обороняясь на позиции, усиленной полевыми укреплениями, — более 40 тыс.?
Успех французскому императору в Бородинском сражении обеспечили резервы. Как известно, он сохранил почти нетронутой свою гвардию (вместе с эскортом Главной квартиры и парков — свыше 20 тыс. человек). На следующий день после битвы к главным силам Наполеона присоединилась свежая итальянская дивизия генерала Пино (6 тыс. штыков). Кутузов же после Бородина мог им противопоставить только егерскую бригаду, бесцельно простоявшую на Масловских флешах, да два мало пострадавших полка гвардейской пехоты (Преображенский и Семеновский).
Все вышесказанное не умаляет доблести и самоотверженной стойкости русских солдат и офицеров, проявленных ими при Бородине. Вряд ли какая-либо другая армия, кроме русской и, возможно, английской, смогла бы выдержать такой страшный артиллерийский огонь, такой мощный натиск и при этом не дрогнуть.
Тем не менее нельзя считать, что Бородино имело ничейный результат. Наши историки, чтобы лишить Наполеона лавров победителя, обычно утверждают, что французская армия в ночь после сражения оставила все захваченные ею у русских пункты и отошла за реку Колочь. Увы, это не так. Как свидетельствуют все французские источники, наполеоновские войска ночевали на поле сражения, сохранив в своих руках и село Бородино, и флеши, и деревню Семеновскую, и Курганную батарею. Лишь часть войск была действительно отведена на ночлег ближе к воде (к Колочи и Семеновскому ручью). Но для прикрытия всех захваченных в сражении пунктов и наблюдения за русской армией были выставлены сильные заслоны.
Группа 3. Наполеон и крепостное право в России
Стереотип: отмена крепостничества могла принести победу в войне Наполеону.
А. Г. Тартаковский: Мог ли Наполеон, последовательно сокрушавший в завоеванных странах Европы феодально-средневековые институты, провозгласить и в России освобождение крестьян? Некоторые историки полагают, что в 1812 г. такого рода устремления уже не были свойственны Наполеону, а те или иные его антифеодальные высказывания неправомерно расцениваются лишь как проявление социальной демагогии. Если вспомнить известные слова Пушкина о Наполеоне: «мятежной вольности наследник и убийца», то акцент здесь явно делается на второй его ипостаси. Объясняется же данный феномен тем, что к моменту похода в Россию давно обозначилось перерождение политической системы Наполеона из республиканской в откровенно монархическую, в личную военно-деспотическую диктатуру императорского типа, возобладание во всех его действиях династически легитимных интересов и т. д. Объяснение это, верное лишь в самом общем виде, представляется неполным и упрощенным. Оно не позволяет понять, например, почему, будучи уже императором, Наполеон в 1807 г. ввел в герцогстве Варшавском «Гражданский кодекс», уничтоживший крепостную зависимость крестьян и сословные перегородки, а в 1808 г. в Испании декретировал отмену феодальных прав, привилегий церкви, инквизиции монастырей.
Еще сложнее дело обстояло с Россией. В первой половине кампании мысль об объявлении «вольности» в коренных русских землях не покидала Наполеона, всерьез обсуждавшего в своем окружении способы антикрепостнической агитации и развязывания крестьянских восстаний, — следы этих намерений сохранились в его деловой переписке и в воспоминаниях его приближенных. «Надлежало подкупить крестьян обещанием свободы и привлечь на нашу сторону, возмутив их более или менее повсеместно» (Ф. Сегюр). Разговоры на эту тему со знающими положение дел в России людьми и с самими крестьянами Наполеон вел и в Витебске, и в Смоленске, и в первые дни пребывания в Москве.
Конечно, как и прежде, антифеодальные акции не играли для Наполеона сколько-нибудь самостоятельной роли, а были подчинены политико-стратегическим расчетам. Провозгласив освобождение крестьян и привязав их к своему режиму, он, вероятно, намеревался подорвать боеспособность русской армии, парализовать силы национального сопротивления. Для этого ему совсем не нужен был административный аппарат, ибо речь шла не о практическом проведении в жизнь антикрепостнических мер на местах, а именно и только о провозглашении этого акта. Естественно, что Наполеон испытывал при этом сильнейшие колебания и в конце концов вовсе отказался от каких-либо планов на сей счет, чреватых непредсказуемыми социальными последствиями. Отказ этот совершился, видимо, не позднее конца второй декады сентября под непосредственным впечатлением пожаров и крестьянского партизанского движения, принявшего широкий размах и крайне ожесточенный характер. По возвращении в Париж в речи Сенату Наполеон признавался, что «мог бы вооружить против России» большую часть населения, «провозгласив освобождение рабов», но отринул эту меру, «увидев огрубление этого многочисленного класса русского народа».
В последние две недели пребывания в Москве, когда после возвращения Лористона из Тарутина обнаружилась окончательно тщетность надежд добиться мира с русскими, антикрепостнические и подобные им лозунги Наполеон попытался использовать совсем в иных целях. Есть сведения, что он распорядился составить прокламацию об освобождении крепостных. Остававшимся в городе дворянам подкидывали изданное еще в начале войны воззвание Наполеона к русским войскам с резко антикрепостническими выпадами. Был пущен слух, что выходцы из «низших классов населения» обратились к Наполеону с ходатайством о даровании «вольности» и кто-то даже видел эту бумагу с крестьянскими подписями. Поговаривали, будто французы собираются возмутить казанских татар, посулив им поддержку в избавлении от гнета царизма и отделении от России; что Наполеон возымел желание иметь под рукой кого-либо из потомков старинных удельных князей, могущих претендовать на русский престол. С этой целью поручил написать проект прокламации от имени князей Долгоруких, низлагавшей «немецкую династию узурпаторов Романовых». Запугав господствующие слои русского общества угрозой внутренних волнений, антипомещичьего бунта и свержения царствующей династии, Наполеон хотел побудить Александра I к прекращению войны. Но все это, как мы знаем, было тщетным.
Группа 4. Факторы, значение и последствия Отечественной войны 1812 г.
Проблема: чему способствовала победа России в войне 1812 г.: укреплению самодержавия или расшатыванию его? Что было бы благоприятнее для Европы: победа Наполеона или победа над Наполеоном?
В. М. Безотосный: Победа русского оружия привела к окончательному поражению Наполеона в 1814 г. Впервые среднепоместные дворяне, одетые в офицерские шинели, получили возможность за государственный «кошт» путешествовать по Европе, увидеть и сравнить Европу с русскими порядками. Увидеть и задать вопрос: от чего они освобождали Европу? Многие сделали выводы не в пользу крепостной России и задались другими вопросами: «что делать?» и «кто виноват?», и в конце концов оказались в среде декабристов. Именно 1812 год послужил первоначальным толчком создания революционного движения в России.
Многие известные русские деятели ХIХ в. считали, что «гроза двенадцатого года» пробудила Россию, и не только в плане революционного движения. Именно на послевоенный период приходится расцвет русской литературы и искусства, начинают быстрее развиваться элементы капиталистических отношений в промышленности. Если говорить о внешней политике, то в 1815 г. был заключен Венский мирный договор, зафиксировавший границы государств и незыблемость монархий. Образовался Священный союз (союз монархов), активно подавлявший революционные взрывы, при этом не последнюю роль играла Россия. Тут можно спорить, что было лучше для Европы: не знать более 30 лет войны при незыблемости общественных устоев или через потрясения быстро двигаться по пути прогресса. Что же касается России, то победа над Наполеоном законсервировала социально-экономические отношения. И, на мой взгляд, отсрочила отмену крепостного права, хотя этот вопрос уже стоял на повестке дня в царствование Александра I.
Б. С. Абалихш: Безусловно, в победе над наполеоновским нашествием экономика сыграла важную роль. По своему военно-экономическому потенциалу, как это ни парадоксально, феодальная Россия превосходила буржуазную Францию. Ее промышленность производила больше, чем французская, вооружения, боеприпасов, пороха и т. п.
А. А. Васильев: В России существовали огромные военные заводы. Но качество русского вооружения: ружей, сабель — было хуже французского, немецкого и др. Французские ружья быстрее чинились, все их части, в том числе замки, были взаимозаменяемы. (Такого уровня Россия достигла только к Крымской войне.)
В воспоминаниях офицеров русской армии есть описания, как при первом же ударе сабли отлетали от клинка, штыки гнулись. Русские имели превосходство, например, в артиллерии за счет деятельности того же Аракчеева. Но в русских орудиях лафет опирался на оси деревянные, у французов — на металлические, вот почему они с большей скоростью передвигались по пересеченной местности, а у русских оси ломались. Говорить о военно-техническом превосходстве не приходится. Уровень в среднем одинаковый. На ход событий больше влияли стратегические, субъективные и моральные факторы.
Дополнительный материал для учителя
Карл фон Клаузевиц 6 . Поход в Россию 1812 г.
Продовольствие наступающей и преследующей армий представляет всегда большие трудности, так как к моменту образования продовольственного склада армия уже успевает вновь продвинуться на известное расстояние и для своевременного снабжения требуется огромный транспорт. Эти трудности растут с уменьшением населенности и количества посевов в стране. У продвигающегося вперед имеются только два выхода, которые могут облегчить его положение. Во-первых, время от времени ему может удаться захват продовольственных складов отступающего; во-вторых, не будучи вынужден, как последний, держать свои силы в совокупности крупными массами, он может их дробить и, следовательно, в большей мере довольствовать войска за счет средств местного населения.
В России оба эти выхода отпадали: первый — потому что русские большей частью поджигали свои магазины и даже большинство сел и городов, которые они оставляли позади себя, второй — по причине малонаселенности страны и недостатка проселочных дорог. Для того чтобы не закрывать окончательно этот второй выход, Наполеон все время вел армию тремя колоннами, из которых колонны, шедшие справа и слева от большой дороги, по большей части состояли каждая из одного корпуса, т. е. составляли вместе от 30 тыс. до 40 тыс. человек.. Из обстоятельного изложения некоторых французских писателей видно, что этим колоннам приходилось в походе преодолевать большие трудности и они обычно заканчивали переход поздно ночью с огромной затратой излишних усилий...
У русского арьергарда вошло в обыкновение поджигать занятые им деревни при оставлении их. Жители обычно еще раньше разбегались; все, что можно было найти из продовольствия и фуража, тут же поедалось, так что единственно, что еще оставалось — это деревянные строения, не представлявшие в этой местности особой ценности. В этих условиях не слишком заботились о сохранении их от слома или пожара, и одного этого уже было достаточно для разрушения большинства этих домов. То, что вначале было плодом небрежности и необдуманности, постепенно превратилось в правило, которое стало распространяться на небольшие и даже более крупные города.
Если учитель предложит учащимся ознакомиться с данными воспоминаниями, то целесообразно задать им следующие вопросы: 1. Что на практике означает выражение источника «довольствовать войска за счет средств местного населения»? 2. На основании источника объясните, почему армия Наполеона не смогла использовать указанный выше принцип. 3. Какие проблемы, кроме проблемы снабжения, возникли у французских войск в отношениях с гражданским населением?
Домашнее задание: выполнить задания 7, 8 к § 13.
Год
Заработная плата
Индекс розничных цен
Фактический размер заработка был, однако, меньше указываемого в официальных источниках вследствие практиковавшихся на предприятиях различного рода приемов его явного или скрытого снижения. К их числу относились содержание рабочих на «хозяйских харчах», предоставление рабочему жилья от предприятия, частичная выдача заработка талонами в заводские лавки, где товары продавались по завышенным ценам, штрафы, вычеты и т. п.
Особенно широко натуральная форма расплаты с рабочими была распространена на предприятиях Центрального промышленного района и Поволжья. Так, рабочие Богородско-Глуховской мануфактуры в 1883 г. в своей жалобе указывали, что «съестные припасы рабочие обязаны покупать в лавке фабриканта по увеличенным ценам, дурного качества, с обмером и обвесом, в счет заработной платы, которая доходит до самой низкой цифры — 8 р. в месяц, а за исключением штрафа, по произволу налагаемого фабрикантом, рабочему придется получать только 6 р.». По данным фабричной инспекции, на многих фабриках и заводах Смоленской губернии в конце 80-х гг. до 90% заработной платы выдавалось в виде талонов в продуктовые лавки.
Штрафы процветали в металлургической промышленности Юга. Так, на Новороссийском металлургическом заводе в Юзовке действовала особо изощренная система штрафных статей: за малейший недосмотр на работе — 3 р., за опоздание свыше 15 минут — дневной заработок, за один пропущенный день, включая болезнь, — трехдневная плата, «за недобропорядочное поведение, ослушание и грубость» — 3 р. и увольнение или направление в полицию. Если рабочий отказывался от перевода на другую работу, он штрафовался на 10 р. и увольнялся с завода. В юзовской заводской казарме рабочий не имел права без разрешения администрации иметь свидания со знакомыми и родными, в противном случае ему угрожал штраф в размере трехдневного заработка.
Представление об экономическом положении дают сведения, полученные в ходе санитарного обследования жилищ рабочих. Приведем для примера годовые бюджеты одинокого и семейного рабочих (средняя семья включала 3—4 человек) типографий Саратова за 1899 г. Бюджеты равнялись в среднем 234 р. 75 к. и 332 р. 61 к. Одинокий и семейный рабочие на питание, квартиру, освещение и отопление расходовали соответственно 130 р. (55,5%) и 250 р. 29 к. (75,1%), на одежду — 1 р. 25 к. (21,8%) и 45 р. (13,5%), на стирку белья — 5 р. 90 к. (2,5%) и 3 р. 16 к. (1%), на гигиену (баню) — 3 р. 18 к. (1,3%) и 4 р. 21 к. (1,3%), на табак и спиртные напитки — 17 р. 21 к. (7,3%) и 16 р. 20 к. (4,9%), на лечение — 4 р. 21 к. (1,8%) и 2 р. 92 к. (0,9%), на кассу взаимопомощи — 2 р. 75 к. (1,1%) и 4 р. 68 к. (1,4%), на газеты, библиотеку, театр, развлечения — 2 р. 60 к. (1,1%) и 60 к. (0,2%), на прочие (мелочные) расходы — 16 р. 44 к. (7,1%) и 3 р. 55 к. (1,1%), на подати — 1 р. 25 к. (0,5%) и 2 р. (0,6%).
В конце XIX — начале XX в. у одиноких фабрично-заводских рабочих Москвы, печатников Саратова, петербургских рабочих предприятий военного ведомства расходы на питание составляли 42—44%, жилье (обычно койку или угол) — 14—17%, одежду — 13—22%, лечение — менее 2%, газеты, книги и развлечения — 1—4%.
В дореволюционной России существовали четыре основных типа рабочих жилищ: 1) фабричные, заводские и рудничные казармы и бараки, места в которых рабочим предоставлялись администрацией предприятий за определенную плату; этот тип жилья был особенно распространен в развивавшихся районах, где не хватало рабочих рук, а также на предприятиях промышленных селений Центрального района; 2) частные коечно-каморочные квартиры, тесные и скученные рабочие жилища, типичные для промышленных центров; 3) производственные помещения в мастерских и цехах предприятий, где рабочие после трудового дня спали прямо на рабочих столах или на полу под станками; этот тип жилья, характерный для начальной стадии промышленного капитализма, преобладал в мелких кустарных заведениях с ручным трудом; 4) собственные избы, в которых проживали горнозаводские и горные рабочие Урала, часть рабочих Центрального промышленного района.
Тяжелые условия труда, продолжительный рабочий день и фактическое отсутствие досуга, низкая заработная плата, скудное питание, неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, повышенные профессиональная заболеваемость и травматизм, плохое медицинское обслуживание, явно недостаточное социальное обеспечение, нехватка средств для того, чтобы дать образование своим детям, — таковы условия труда и жизни большинства рабочих России. Но в экономическом положении пролетариата наблюдались и некоторые положительные сдвиги. Они обусловливались социально-экономическим развитием страны, происходили под воздействием усиления борьбы пролетариата. К концу XIX в. несколько повысилась реальная заработная плата отдельных отрядов и категорий рабочих; в известной мере улучшились их питание и жилищные условия; сократилась в большинстве отраслей производства продолжительность рабочего дня и года; увеличилась возможность более широко удовлетворять материальные и духовные потребности2.
Домашнее задание: 1. Выполнить задания 3, 4, 6, 8 к § 20. 2. По желанию: выполнить задание 9 к § 20. Если на следующем уроке планируется проведение ролевой игры, учащиеся получают задание подготовиться к судебному заседанию в соответствии со своей ролью, используя § 21 и дополнительные материалы.
Форма оценивания
Фамилия, роль | Исторические свидетели. Критерий оценки: фактическая безупречность (1—5 баллов) | Судьи, обвинители, адвокаты, присяжные заседатели. Критерий оценки: умение поставить вопрос (1—3 балла) | Остальные участники игры. Критерий оценки: убедительность (логичность, отсутствие речевых ошибок). (1—3 балла) |
Домашнее задание: ответить на вопрос 2 к § 21.
Второй вариант планирования
Проводится групповая работа по основным направлениям реформ. Организуется 6 групп. Каждая группа должна подготовить краткое выступление-резюме ответов на вопросы и задания.
Вопросы и задания «земской» группе. 1. Как были организованы выборы гласных в земские уездные и губернские собрания? 2. Составьте схему местного управления после проведения земской реформы. 3. Почему губернская администрация всячески препятствовала земской активности? 4. Дайте оценку роли земства в обществе.
Вопросы и задания «городской» группе. 1. Как были организованы выборы гласных в городские думы? 2. Составьте схему городского управления после проведения городской реформы. 3. Какую роль в российском обществе играли городские думы?
Вопросы и задания «судебной» группе. 1. Чем отличаются мировой и коронный суды? 2. Какие нововведения появились в российском суде? 3. Составьте схему государственных судебных органов после проведения судебной реформы. 4. Дайте оценку судебной реформе с точки зрения возможности защиты прав и свобод личности.
Вопросы и задания «военной» группе. 1. Объясните, почему военная реформа проводилась более десятилетия. 2. Назовите мероприятия военной реформы. 3. Как был организован призыв на военную службу после введения всеобщей воинской повинности? 4. Дайте оценку военной реформе с точки зрения государственной целесообразности.
Вопросы и задания «образовательной» группе. 1. Объясните, зачем государству потребовались нововведения в области образования. 2. Составьте схему «Система образования в России после реформы 1864 г.». 3. Дайте оценку изменениям в системе начального, среднего и высшего образования.
Вопросы и задания «группе печати». 1. Объясните, почему были произведены преобразования в области цензуры. 2. Какие нововведения появились в цензурном ведомстве? Что осталось без изменения и почему? 3. Почему государство не ликвидировало цензуру? 4. Дайте оценку реформе в области цензуры.
Этапы работы
Первый этап. Работа в группах (до 8 мин).
Второй этап. Презентация результатов работы групп (до 5 мин, всего 30 мин).
Третий этап. Коллективная работа. Обсуждение проблемных вопросов урока.
Домашнее задание: выполнить задания 1, 2 к § 21.
Уроки 41—42. ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ
СЕРЕДИНЫ 50-х — НАЧАЛА 80-х гг. XIX в.
Историческая проблема. Какие слои населения и организации проявили в середине 50-х — начале 80-х гг. XIX в. наибольшую социально-политическую активность и почему?
Ресурсы: учебник, § 22, 23.
План урока. 1. Общественное движение второй половины 50-х гг. XIX в. 2. Движение «шестидесятников». 3. Народничество: теория и практика. 4. «Диктатура сердца» М. Т. Лорис-Меликова. 5. Судьба царя-реформатора.
Ход урока
Первый вариант планирования
Урок содержит обширную фактическую информацию, которую необходимо систематизировать, поэтому, планируя урок, учитель может выбрать такую форму организации деятельности учащихся, как школьная лекция. Учащиеся записывают план лекции, конспектируют ее, в конце занятия отвечают на проблемный вопрос.
Домашнее задание: 1. Ответить на вопрос 8 к § 22. 2. Выполнить задания 4 и 7 к § 23.
Второй вариант планирования
Менее сложной для учащихся формой урока будет самостоятельная письменная работа. Выполнение заданий проверяется и корректируется в конце урока.
Задания. 1. Систематизируйте информацию о развитии общественного движения во второй половине 50-х — начале 80-х гг. XIX в. На основании учебника заполните таблицу «Общественное движение в конце 50-х — начале 80-х гг. XIX в.» 2. Объясните, что объединяло и что отличало революционные организации 60-х гг. и народническое движение 70-х гг.
Культура России XIX в.
Линии сравнения
Общее
Особенное
Результаты работы проверяются и корректируются в беседе с учащимися, либо тетради сдаются на проверку. В конце урока учащиеся отвечают на проблемный вопрос (см. второй вариант планирования).
Процесс модернизации
Начало модернизации | Раннее (XVII в.). Завершение промышленного переворота в первой половине XIX в. | Более позднее (XVIII в.). Завершение промышленного переворота в основных отраслях во второй половине XIX в. |
Путь перехода к модернизации | Революционный, эволюционный | Реформистский |
Основные факторы модернизации | Внутренние — модернизация «изнутри», предпосылки модернизации складываются в первую очередь в экономической сфере | Внутренние — модернизация «изнутри» под воздействием «демонстрационного эффекта» извне. Предпосылки модернизации не вызрели |
Темпы модернизации | Естественные, нефорсированные | Быстрые, форсированные |
Характер модернизации | Естественный, модернизация развивается как результат разрешения внутренних противоречий | Догоняющий. Государство играет решающую роль в развитии модернизационных процессов |
В ходе беседы формулируется вывод: модернизация в России достигла значительных позитивных результатов. В сжатые сроки была создана достаточно мощная промышленность, развивалась рыночная экономика, возникли элементы гражданского общества и правового государства. Россия стала частью мировой хозяйственной системы, заняв в ней по общему объему промышленной продукции пятое место.
Но основные задачи модернизации не были выполнены в полном объеме. В ходе модернизационных процессов возникли новые противоречия, которые наложились на нерешенные проблемы традиционного общества. Это ставило под угрозу социально-политическую стабильность России, было чревато политическими взрывами.
Дополнительный материал для учителя
Коваль Т.В. История России 10 кл.
Введение
Изучение истории в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
— воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
— развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
— освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
— овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
— формирование исторического мышления — способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности1.
Программа изучения истории в общеобразовательной школе имеет концентрическую структуру, т. е. учитывает, что ученики 10 класса обладают определенным запасом знаний и конкретными умениями исторического анализа. Концентризм при всех его недостатках дает возможность вернуться к изученным ранее событиям, сформированным «образам истории», с тем чтобы рассмотреть их на новом, проблемно-теоретическом уровне. Это преимущество (наличие ассоциаций и представлений, событийной опоры, сформированность ряда предметных умений, возможность повторить, систематизировать и обобщить материал на новом уровне и др.) не всегда реализуется в практике преподавания. Первой причиной этого является дублирование изученного ранее материала в рамках событийно-хронологического подхода. Вторая причина — информационный поток. Учителя стремятся к расширению количества дат, фактов, персоналий, которые предлагаются к безусловному усвоению. Информация учебника рассматривается как обязательная для воспроизведения. Следствием указанных недостатков становится катастрофическая нехватка времени на изучение темы в классе, рост объема домашнего задания. Репродуктивные задания, преимущественная нагрузка на память, недостаточное развитие интеллектуального потенциала, постоянная перегрузка вызывают критическое отношение старшеклассников к предмету, формируют негативный эмоциональный настрой. Книга для учителя предлагает варианты проведения уроков истории в 10 классе, которые позволяют избежать описанных выше трудностей.
В методике преподавания истории России IX—XIX вв. в 10 классе событийно-хронологический подход должен смениться проблемно-хронологическим. Проблема — связующее звено между фактами и теоретическими построениями. В переводе с древнегреческого этот термин обозначает преграду, трудность, задачу. Обучение истории, как и любой процесс в сфере образования, предполагает рассмотрение проблемности в двух аспектах: научно-историческом и методическом. Урок истории в старших классах позволяет ставить собственно исторические проблемы, знакомить с подходами (общенаучными, например, системным, и собственно историческими — цивилизационным, культурологическим) к их решению. При этом знание и понимание основных фактов, процессов и явлений, периодизации и хронологии, версий и трактовок событий не только становится целью изучения предмета, но и применяется на практике для развития предметных умений и самостоятельного мышления, формирования личности старшеклассника. Разработки уроков содержат рекомендации по выделению научно-исторических проблем при изучении отечественной истории IX—XVII вв. (см. рубрику «Историческая проблема»). Учебник А. А. Левандовского «История России XVIII—XIX веков» формулирует историческую проблему на базе каждого параграфа в приемлемой для ученика 10 класса форме. Рубрика «Историческая проблема» влияет на формирование методической проблемной ситуации, но имеет именно исторический смысл, определяя собственно научные проблемы. Создание проблемной ситуации на каждом уроке — важнейший методический прием, который позволяет превратить репродуктивное усвоение информации в ее освоение через решение творческих задач.
У выпускника средней школы, изучающего историю на базовом уровне, должны быть сформированы следующие предметные умения:
— проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
— критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
— анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
— различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
— устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
— участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
— представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.
Формирование умений происходит только в условиях деятельности. Процесс познания выступает как решение цепи проблем, для которого нужно предпринять теоретические или практические усилия. В предлагаемых рекомендациях реализован деятельностный подход в обучении истории. Наряду с исторической проблемой в каждом уроке представлена рубрика «Развитие умений». Педагогам рекомендуется корректировать развивающую задачу урока, исходя из индивидуальных особенностей образовательного процесса. Учителю предлагается обширный документальный материал, на основании которого можно формировать предметные умения.
Так как исторический материал многогранен и должен быть освоен в специфических условиях (особенности образовательного процесса в школе, классе, индивидуальные особенности старшеклассников), учитель может критически и творчески подходить к рекомендациям автора. В ряде случаев методические разработки уроков содержат избыточный объем информации и предлагают несколько форм организации деятельности (например, уроки 11—12, 14—16 и др.). Авторы намеренно идут на это, предоставляя возможность учителю выбрать оптимальный вариант для организации образовательного процесса в конкретных условиях. К каждой теме предлагаются вопросы и задания, которые учитель может использовать для текущего или рубежного контроля знаний. К ряду уроков предлагается несколько вариантов планирования.
1 См.: Сборник нормативных и методических материалов в помощь учителю истории. — М., 2004.
|
Дата: 2018-12-21, просмотров: 341.