Лекция 8. Методика совокупной ценности возможностей (Total Value of Opportunities, TVO)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Основы методики

TVO (Total Value of Opportunity) – совокупная ценность возможностей – стандартная методология на основе метрик для всестороннего инвестиционного анализа любых ИТ-инициатив для бизнеса. Такая методология помогает идентифицировать и контролировать инвестиции, которые оказывают самое непосредственное воздействие на финансовое оздоровление организации. Конечная цель оценки инвестиций заключается в установлении прямой связи между инвестициями в информационные технологии и результатами работы компании.

Для обоснования инвестиций в информационные технологии предлагается использовать методологию оценки их совокупной ценности для бизнеса (Total Value of Opportunity – TVO).

Данная методология позволяет оценить, как инвестиции в конкретную технологию отразятся на успешности бизнеса. Результаты в равной степени зависят как от эффективности самого предприятия и используемой системы отчетности, так и от самой технологии. TVO дает более полное представление о последствиях бизнес-инициатив в сфере информационных технологий и устраняет своего рода языковый барьер между управленцами и специалистами в области информационных технологий, позволяя более четко демонстрировать, как технологическая инициатива отразится на бизнесе.

В рамках методологии TVO определяются следующие параметры:

- ценность для бизнеса, которую принесет ИТ-инициатива;

- риски, относящиеся к данной инициативе;

- способность организации воплотить решение успешно.

Данный подход позволяет повысить степень понимания бизнес-руководителями эффекта от ИТ-инициатив. В рамках данного подхода необходимо ответить на следующие вопросы:

Что представляет собой инициатива?

Как измеряется ценность для бизнеса?

Что делает данная технология?

Какую выгоду можно получить?

Сколько будет стоить проект?

Как учесть будущие возможности?

Может ли предприятие использовать данные возможности?

Формирование системы показателей, оценивающих ИТ-инициативы на основе методологии TVO, и дальнейший их контроль позволят организации решить проблему ранжирования ИТ-проектов по их пользе и стоимости с целью определения приоритетных проектов.

В результате в организации устанавливается подход к определению и сбору параметров TVO, формированию показателей деятельности ИТ-службы, учитывающих и влияние информационных технологий на бизнес, и развитие инфраструктуры ИТ.

 

Применение методики TVO

Эффективность инвестиций может быть проиллюстрирована диаграммой, приведенной на рис. 8.1. Обычно инвестиции в ИТ связаны с низшими тремя уровнями в том смысле, что инвестиции могут быть обоснованы с использованием соответствующих метрик и показателей, таких как, например, среднее время выполнения процесса обработки заказа. Однако более существенный эффект для бизнеса будет связан с изменениями на верхних уровнях, которые станут возможными на основе реализованных проектов.

 

Рисунок 8.1 – Оценка эффективности ИТ по методике TVO

 

TVO является основанной на использовании набора метрик методикой оценки преимуществ, получаемых бизнесом от реализации некоторой ИТ-инициативы (проекта). Успех применения этой методики требует тесного взаимодействия как руководителей бизнес-подразделений, так и ИТ.

Применение методики TVO состоит из последовательного выполнения небольшого количества этапов.

Шаг 1: Четкая формулировка названия и целей проекта и идентификация типа инвестиций.

Описание проекта (объемом не более одного абзаца) должно содержать общие бизнес-цели инициативы и основную роль технологий в их достижении.

Например, «внедряем средства коллективной работы, в результате чего должен быть повышен уровень удовлетворенности клиентов и сотрудников, уменьшены затраты и ускорен процесс принятия решений».

На этом же этапе определяется тип инвестиций. Традиционно выделяются четыре возможных типа инвестиций (рис. 8.2):

- трансформация инфраструктуры;

- обновление инфраструктуры;

- улучшения в процессах;

- эксперименты.

 

Рисунок 8.2 – Метод оценки инвестиций в ИТ-проекты, основанный на различиях в периоде возврата инвестиций

 

Шаг 2: Оценка преимуществ для бизнеса, которые определяются в соответствии с некоторой моделью показателей, называемой Моделью эффективности бизнеса (Business Performance Framework – BPF).

На втором шаге выбираются метрики для оценки отдачи от ИТ-проекта с точки зрения получения бизнес-преимуществ. Преимущества для бизнеса могут быть перечислены в рамках некоторой модели взаимосвязанных сгруппированных показателей (по аналогии с системой показателей Balanced ScoreCard – BSC). Компанией Gartner была разработана соответствующая Модель эффективности бизнеса (Business Performance Framework), которая включает наборы показателей (метрики), покрывающие основные области деятельности организации, такие как адекватность требованиям рынка, эффективность процесса продаж и т.д. Очевидно, что не только технологии вносят вклад в достижение тех или иных показателей ведения бизнеса, однако, предлагаемые метрики позволяют построить причинно-следственные связи.

На рисунке 8.3 приведены основные группы агрегированных показателей и первичные метрики, которые могут использоваться для их оценки.

Для каждой ячейки таблицы определяются соответствующие элементарные (первичные) показатели. Например, «индекс новых ИТ-проектов» может рассчитываться ежеквартально как доля проектов, успешно завершенных или выполняемых с опережением плана, по отношению к общему числу начатых и продолжающихся проектов. Обычно все показатели при водятся к нормированным относительным значениям (индексам), при необходимости с при влечением внешних данных – например, для оценки доли рынка или путем нормировки на максимальные или характерные значения. После этого рассчитываются агрегированные показатели путем перемножения соответствующих исходных метрик.

Для каждой конкретной организации выбираются наиболее подходящие стандартные метрики и добавляются, при необходимости, свои, специфичные для этой области деятельности.

Шаг 3: Идентификация функциональных возможностей (capabilities), реализуемых внедряемыми новыми технологиями.

На следующем шаге уточняются те функциональные возможности (capabilities), которые несут в себе новые технологии, внедряемые в рамках рассматриваемого проекта. Именно получение новых функциональных возможностей является той основной причиной, по которой организация инвестирует в технологии.

Функциональные возможности технологий делятся на четыре класса, каждый из которых содержит более специфические функциональные возможности:

 

Рисунок 8.3 – Метрики TVO оценки эффективности

 

 

Базовые (10) – это те ИТ-сервисы, которые организация «обязана» иметь: гибкость, расширяемость, масштабируемость, надежность, доступность, требуемая производительность, возможность наращивания производительности, совместимость с имеющейся инфраструктурой, безопасность и защита частных данных, удобство обслуживания.

Операционная поддержка и возможности снижения ТСО (8) – эти возможности связаны, в основном, с деятельностью самих ИТ-подразделений: стандартизация платформ, стандартизация поставщиков, стандартизация приложений, консолидация систем, уменьшение стоимости ИТ-процессов, ускорение ИТ-процессов, эффективность работы ИТ-персонала, стандартизация и интеграция ИТ-процессов.

Прямые улучшения бизнеса (6) – это преимущества, которые напрямую получают бизнес-подразделения: уменьшение стоимости бизнес-процессов, ускорение бизнес-процессов, эффективность работы сотрудников, функциональные улучшения, требуемые изменения в структуре бизнес-процессов, обеспечение соблюдения требований законодательства и стандартов в области ведения бизнеса.

Управление знаниями и информацией (7) – связанные с этим преимущества достигаются за счет более эффективного использования, распространения и доступа к информации: улучшение доступа, повышение точности информации, улучшения с точки зрения своевременности предоставления информации, улучшения в навигации и синтезе информации, улучшения в способах распространения информации и совместной работе, профилирование и персонализация информации, улучшения в принятии решений или рекомендаций.

 

Шаг 4: Оценка влияния возможностей технологий на метрики, определенные в Модели эффективности бизнеса.

На следующем шаге, после того, как на предыдущих шагах идентифицирован тип инвестиций и функциональные возможности технологий, оценивается их влияние на значение метрик, описанных в Модели эффективности бизнеса.

 

Шаг 5: Оценка финансовой составляющей проекта, определяемой с учетом совокупной стоимости владения (ТСО), включая скрытые и косвенные затраты.

Следующим шагом является оценка общей стоимости владения, связанная с технологическими и бизнес- компонентами рассматриваемого проекта. Это включает одноразовые (инвестиционные) и постоянные (текущие) затраты, связанные с технологиями, персоналом и операционными процессами (поддержкой) в пределах горизонта проекта (обычно 3-5 лет). При этом параллельно учитываются экономия и уменьшение издержек, связанных с этими же категориями.

 

Шаг 6: Оценка возможностей предприятия с точки зрения конвертирования технологических преимуществ от реализации проекта в ощутимые выгоды для бизнеса.

Следующий шаг методики TVO связан с попыткой дать оценку того, насколько предлагаемый к рассмотрению ИТ-проект соответствует внутренним, характерным для данной организации способностям конвертировать (превратить) получаемые новые возможности в некоторую ценность для основного бизнеса.

Для этого используется анализ соответствия проекта возможностям и стратегиям организации в пяти областях (pillars):

- стратегическое соответствие: соответствие стратегии инвестиций в области ИТ с точки зрения реализации бизнес-целей и задач организации;

- влияние на бизнес-процессы: влияние на требующиеся для организации изменения в бизнес-процессах, интеграции цепочек поставщиков и других аналогичных аспектов;

- архитектура: интеграция, масштабируемость, гибкость баз данных, операционных систем, приложений и сетей, которые организация имеет или хотела бы иметь в будущем;

- прямая отдача: традиционно понимаемые преимущества от реализации проекта (например, возврат инвестиций);

- риски: оценка рисков для данных проектов с точки зрения неудачи или недостижения целей.

Соответственно, определяется средневзвешенная балльная экспертная оценка проекта по этим пяти ключевым аспектам.

 

Шаг 7: Оценка косвенных выгод и неопределенностей, связанных с влиянием реализуемых решений на другие проекты в будущем.

Последний шаг связан с учетом степени неопределенности, которую несет в себе будущее по отношению к рассматриваемому проекту. Для этого используются количественные оценки рисков, а также оценка величины опций, которые приобретает организация в связи с реализацией проекта.

Риски оцениваются в трех категориях:

- бизнес-риски, связанные с изменением бизнес-среды и рынка, которые могут скорректировать преимущества, получаемые от проекта;

- технологические риски, связанные с изменениями в технологиях, поставщиках, поддержке и ценах;

- управленческие риски, оценивающие изменения в культуре, процессах и управлении, которые могут повлиять на проект.

Оценка будущей отдачи от проекта связана с тем, что многие проекты, особенно в области инфраструктуры, не приносят отдачу сразу, в четко обозначенный момент времени и в какой-то одной области. Например, обновление сетевой инфраструктуры может обеспечить в будущем создание прикладных систем, которые позволят реализовать принцип самообслуживания клиентов через Web и создания внутренних приложений. Для оценки таких опций используется модель Блэка – Шоулза ­ модель оценки стоимости реальных опционов.

В итоге, совокупная оценка проекта определяется не только чисто финансовым показателем ROI и ТСО, но и набором имеющих непосредственную связь с бизнесом показателей модели и средней балльной оценкой. Важным элементом подхода является необходимость перерасчета или даже постоянного мониторинга фактических значений показателей модели перед началом, в ходе и по окончании реализации проекта.

 


 


Глоссарий

 

World Wide Web (WWW) – набор гипертекстовых документов, хранящихся на постоянно подключенных к Интернету компьютерах и связанных друг с другом многочисленными гиперссылками.

ИТ-сервис – процесс предоставления пользователям ресурсов информационных технологий для обеспечения выполнения ими своих бизнес функций.

Метрика (англ. – metric) – измеряемый и используемый в отчётах показатель для управления процессом, ИТ-услугой или деятельностью.

Модель ценообразования опционов Блэка–Шоулза (англ. Black – Scholes Option Pricing Model, OPM) – это модель, которая определяет теоретическую цену на европейские опционы, подразумевающая, что если базовый актив торгуется на рынке, то цена опциона на него неявным образом уже устанавливается самим рынком. Данная модель получила широкое распространение на практике и, помимо всего прочего, может также использоваться для оценки всех производных бумаг, включая варранты, конвертируемые ценные бумаги, и даже для оценки собственного капитала финансово зависимых фирм.

Совокупная ценность возможностей (англ. Total Value of Opportunity, TVO) – стандартная методология на основе метрик для всестороннего инвестиционного анализа любых ИТ-инициатив для бизнеса.

Функциональные возможности (способности) (англ. Capabilities) – возможность организации, человека, процесса, приложения, конфигурационной единицы или ИТ-услуги осуществлять деятельность. Способности – это нематериальные активы организации.

 



Вопросы для самоконтроля

 

1. Расскажите об основных положениях методики совокупной ценности возможностей.

2. Опишите 1 шаг методики – формулировку названия и целей проекта и идентификацию типа инвестиций.

3. Опишите 2 шаг методики – оценку преимуществ для бизнеса в соответствии с моделью эффективности бизнеса.

4. Опишите 3 шаг методики – идентификацию функциональных возможностей.

5. Опишите 4 и 5 шаги методики – оценка влияния возможностей технологий на метрики и оценку финансовой составляющей проекта.

6. Опишите 6 шаг методики – оценку возможностей предприятия с точки зрения конвертирования технологических преимуществ от реализации проекта в ощутимые выгоды для бизнеса

7. Опишите 7 шаг методики – оценку косвенных выгод и неопределенностей, связанных с влиянием реализуемых решений на другие проекты в будущем.

 

 


 

Тестовые задания

 

1. В рамках методологии TVO определяются следующие параметры:

А) ценность для бизнеса, которую принесет ИТ-инициатива

Б) риски, относящиеся к данной инициативе

В) способность организации воплотить решение успешно

Г) ориентация организации на будущее

 

2. Согласно методике совокупной оценки возможностей к изменениям верхнего организационного уровня относятся изменения на уровне:

А) бизнес-процесса

Б) транзакции

В) элементарной операции

Г) стратегии бизнеса

 

3. Согласно методике совокупной оценки возможностей критерием эффективности на уровне продукта является:

А) время выполнения

Б) надежность, безопасность, доступность, удобство, сервис

В) время выхода на рынок

Г) стратегические инновации

 

4. Расставьте этапы реализации методики совокупной оценки возможностей по порядку выполнения:

А) четкая формулировка названия и целей проекта и идентификация типа инвестиций

Б) оценка преимуществ для бизнеса

В) идентификация функциональных возможностей

Г) оценка влияния возможностей технологий на метрики

Д) оценка финансовой составляющей проекта

Е) оценка возможностей предприятия с точки зрения конвертирования технологических преимуществ от реализации проекта в выгоды для бизнеса

Ж) оценка косвенных выгод и неопределенностей

 

5. К группе метрик «Реагирование на изменения рынка» методики совокупной оценки возможностей относятся показатели:

А) портфель продуктов, выгодность каналов, доля рынка

Б) цены продаж, стоимость продаж, сохранение клиентов

В) новые продукты, функциональные возможности, время выхода на рынок

Г) своевременная доставка, скорость выполнения заказа, качество материалов

 

6. К группе метрик «Реагирование на требования клиента» методики совокупной оценки возможностей относятся показатели

А) своевременная доставка, скорость выполнения заказа, качество материалов

Б) цены продаж, стоимость продаж, сохранение клиентов

В) новые продукты, функциональные возможности, время выхода на рынок

Г) индекс соответствия, индекс точности, индекс стоимости услуг

 

7. К прямым улучшениям бизнеса в методике совокупной оценки возможностей относятся:

А) гибкость, расширяемость, масштабируемость, надежность, доступность, требуемая производительность, возможность наращивания производительности

Б) стандартизация платформ, стандартизация поставщиков, стандартизация приложений, консолидация систем, уменьшение стоимости ИТ-процессов

В) уменьшение стоимости бизнес-процессов, ускорение бизнес-процессов, эффективность работы сотрудников, функциональные улучшения

Г) улучшение доступа, повышение точности информации, улучшения с точки зрения своевременности предоставления информации, улучшения в навигации и синтезе информации



Дата: 2018-12-21, просмотров: 1834.