Лекция 3. Классификация и особенности оценки эффективности различных типов информационных систем
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Принципы классификации информационных систем.

Декомпозиция ИС дается по этапам жизненного цикла, что вызвано постоянным его сокращением и ростом характерных случаев его прерывания из-за резкой смены элементов технической базы, системных, технических и технологических решений.

Информационная система современного предприятия – это, прежде всего, совокупность модулей, собранных в соответствии с потребностями заказчика. Основные модули информационной системы, рассматриваемые ниже, формируются в соответствии с иерархией системы управления предприятием.

Существующие информационные системы можно разбить на группы в соответствии с архитектурными стилями, по которым они построены. Различные бизнес-процессы требуют разную по характеру среду информационных технологий, отличающуюся по производительности и надежности.

Архитектурный стиль – это совокупность корпоративных технологий и операционных сред, ориентированных на обслуживание определенных групп бизнес-процессов. Классификация на основе такой разбивки позволяет отслеживать взаимосвязи между требованиями, предъявляемыми различными типами бизнес-процессов предприятия, и информационными системами.

В соответствии с архитектурными стилями выделяется пять основных групп информационных систем:

1. Приложения, обслуживающие большое количество транзакций (Transaction Processing). К таким приложениям можно отнести биллинговые системы (поддерживающие функционирование телекоммуникационных компаний), банковские системы (обеспечивающие транзакции по кредитным картам).

2. Операции в реальном времени (Real-Time operations) – информационные системы, обеспечивающие бизнес-процессы, требующие непрерывного мониторинга и информационного обеспечения. К таким системам можно отнести обеспечение транспортных операций в аэропорту.

3. Аналитические приложения, бизнес-аналитика, поддержка принятия решений (Analytical and Business Intelligence) – все информационные системы, занимающиеся управлением знаниями, обеспечивающие сбор и анализ больших массивов данных в короткие промежутки времени.

4. Приложения поддержки совместной работы (Collaborative) – различные средства взаимодействия пользователей внутри компаниями, например, корпоративный портал компании.

5. Корпоративные и обслуживающие приложения (Utility) – стандартные приложения, обеспечивающие функционирование основных бизнес-процессов компании. В этот раздел попадают такие группы систем как управление взаимоотношений с клиентами (CRM), управление ресурсами предприятия (ERP) и другие.

Следует отметить, что подобная классификация, с одной стороны охватывает все существующие информационные системы, с другой стороны, большое количество приложений может попадать одновременно в несколько групп данной классификации.

В настоящее время известно несколько различных, вполне оформившихся и обоснованных вариантов классификации информационных систем. Наиболее популярной считается методика, предложенная аналитической компанией Gartner, позволяющая классифицировать информационные системы в соответствии с бизнес-процессами, которые они обслуживают.

Классы информационных систем, как правило, воздействуют на небольшой набор бизнес-процессов компании, что позволяет легко выделить результаты их внедрения на предприятии и оценить в количественной или качественной форме.

Рассмотрим наиболее популярные в настоящее время информационные системы.

 

Автоматизация проектно-конструкторских работ (CAD/CAM/CAE).

Жизненный цикл любого изделия начинается с его разработки и проектирования. Современное конструкторское бюро не обходится без систем автоматизированного проектирования (САПР).

Рассматривать все направления автоматизации проектно-конструкторских работ в рамках данного курса не представляется возможным, поэтому проблемы эффективности инвестиций в этой области мы будем рассматривать на примере CAD/CAM систем.

Основные модули, входящие в САПР, включают в себя автоматизацию проектно-конструкторских работ (CAD), технологическую подготовку производства (CAM), автоматизацию инженерных расчетов (CAE). Неотъемлемой частью САПР является система управления конструкторско-технологической документацией (PDM) обеспечивающая эффективное взаимодействие различных рабочих групп в момент проектирования изделия и интеграцию с АСУ предприятия.

CAD (computer-aided design) – общепринятое международное обозначение систем, предназначенных для решения конструкторских задач и оформления конструкторской документации. Как правило, в современные CAD-системы входят модули моделирования трехмерной объемной конструкции изделия и оформления конструкторской документации.

CAM (computer-aided manufacturing) – общепринятое международное обозначение систем, предназначенных для автоматизированной разработки программ обработки деталей или технологической оснастки на станках с числовым программным управлением (ЧПУ). Они производят проектирование обработки изделий для ЧПУ и выдачи программ для этих станков (фрезерных, сверлильных, эрозионных, пробивных, токарных, шлифовальных и др.). CAM-системы еще называют автоматизированными системами технологической подготовки производства (АСТПП). Сегодня они являются практически единственным способом для изготовления сложнопрофильных деталей и сокращения цикла их производства. В CAM-системах используется трехмерная модель детали, созданная в CAD-системе.

САЕ (computer-aided engineering) – общепринятое международное обозначение систем, предназначенных для проведения различных видов инженерных расчетов. Представляют собой обширный класс систем, каждая из которых позволяет решать определенную расчетную задачу (группу задач), начиная от расчетов на прочность, анализа и моделирования тепловых процессов до расчетов гидравлических систем и машин, расчетов процессов литья. В CAЕ-системах также используется трехмерная модель изделия, созданная в CAD-системе. CAE-системы еще называют системами инженерного анализа.

Применение CAD/CAM-систем для анализа технологичности конструкции на этапе проектирования позволяет снизить требования к оборудованию для механообработки, программируя львиную долю объема всей механообработки, как плоскую, позволяя при этом, шире использовать более низкие классы обработки. В результате, при применении CAD/CAM-систем для проектирования и производства деталей на станках с ЧПУ наблюдаются эффекты, приводящие к снижению себестоимости изделий.

Ускорение процесса отладки и особенно повторной отладки после внесения изменений в конструкцию принесет еще большую экономию средств. Экономия средств, в случае отказа от приобретения сложного оборудования, за счет улучшения технологичности конструкции и других возможностей, интегрированных CAD/CAM-систем, также очевидна.

Основные достоинства внедрения информационных систем данного класса.

1. Сокращение сроков проектирования. Количественный показатель позволяющий оценить время, необходимое для разработки изделия с использованием информационных систем.

2. Сокращение сроков подготовки изделия к производству. Количественный показатель. Сокращение времени ввода изделия в производство возможно, в первую очередь, за счет того, что информационные системы данного класса позволяют автоматически создавать не только проектную документацию на изделие, но и программы для работы станков с ЧПУ (числовым программным управлением).

3. Сокращение трудовых затрат. Качественный показатель. Благодаря автоматизации рутинных операций (например, расчет сопротивления материалов изделия, отработка элементов изделия на технологичность) инженер получает больше времени на разработку непосредственно изделия. Работа инженера становится творческой.

4. Улучшение технико-экономических показателей достигается за счет экономии материалов и увеличения точности расчетов. Количественный показатель. При внедрении CAD/CAM систем, например, происходит сокращение ресурсоемкости изделий за счет более эффективных конструкций заготовок изделия и оптимизации программ для станков с ЧПУ.

5. Улучшение качества проектной документации, уменьшение числа ошибок за счет автоматизации процесса внесения изменений. Количественный показатель.

 

Управление жизненным циклом изделия (PLM/PDM).

Управление жененным циклом изделия попадает с точки зрения аналитиков Gartner в раздел Manufacturing Systems.

PLM (Product Lifecycle Management) – управление жизненным циклом изделия (продукта) – это набор решений, обеспечивающих совместное создание, управление, распространение и использование информации, он интегрирует людей, процессы и бизнес-системы. Технология предполагает, что весь процесс производства должен стать «прозрачным». Вся цепочка, которую можно назвать жизнью товара, входит в поле зрения PLM – начиная от планирования, маркетинговых исследований и производства, заканчивая поддержкой и утилизацией продукта. Другими словами, PLM это «контур управления продукций, который контролирует, хранит и представляет всю конструкторскую, технологическую, производственную и эксплуатационную информацию об изделии.

PLM-системы позволяют более эффективно использовать корпоративные информационные системы (ERP, SCM, CRM). Интеграция PLM и ERP (планирование ресурсов предприятия) позволяет проектировщикам разрабатывать продукты с учетом особенностей их производства, а изготовителям – усовершенствовать все этапы производственного процесса, начиная с планирования, заканчивая снятием с производства. Интеграция с PLM и SCM (управление цепочками поставок) позволяет расширить обмен информацией между предприятием и его поставщиками и, соответственно, упрощается снабжение комплектующими. Интеграция PLM и CRM (управление взаимоотношениями с клиентами) обеспечивает эффективное взаимодействие с заказчиками, позволяя клиентам вносить дополнительные требования к изделию еще на моменте его разработки.

PDM (Product Data Management) – управление данными по продукту – является элементом PLM. PDM – это комплексные системы, позволяющие управлять конструкторско-технологической документацией и предоставлять дополнительные данные, экспортированные из других корпоративных систем, из справочников или нормативных источников.

PDM – система управления, обеспечивающая обмен данными о структуре изделия и вносимых в него изменениях, она также обеспечивает взаимодействие с любыми корпоративными приложениями в рамках определения и реализации управляющих воздействий по внесению изменений в изделие, упрощая процессы совершенствования и модификации (классические BOM (bill of materials), конструкторские, технологические, заказные спецификации, спецификации на покупные изделия, на поставки и т.д.), Кроме того, PDM призвана обеспечивать создание и поддержку множества взаимозависимых и взаимоувязанных спецификаций изделия, давая пользователю согласованное представление об изделии на протяжении всего жизненного цикла.

В соответствии с классификацией Gartner, PDM системы являются элементом управления жизненным циклом изделия (PLM системы), но при этом ориентированы исключительно на проектно-конструкторскую деятельность.

Современная система PDM в наиболее полном объеме реализует функции управления составом изделия, структурой всех его составных частей, деталей, узлов и агрегатов. Кроме того, в управляемую структуру должны входить и управляться системой дополнительные структурированные информационные объекты, состав которых отражает все необходимые данные для организации работ по производству самого изделия – структура оснастки, инструментального парка, операций и переходов, технологических приемов.

Основные достоинства PLM/PDM:

1. Снижение материальных затрат обеспечивается детализированным учетом требований к изделию на всех этапах его жизненного цикла (маркетинговые исследования, разработка, подготовка производства, непосредственное производство, снятие с производства) и, таким образом, позволяет выявить большую часть ошибок до этапа производства. Качественный показатель.

2. Сокращение сроков подготовки изделия происходит, во-первых, за счет эффективной системы распределения информации между участниками проектов PLM системы, позволяющей сократить сроки разработки изделия и подготовки его к производству. Во-вторых, за счет интеграции PLM и PDM систем в единое целое с системами управления предприятием (ERP,CRM). Количественный показатель.

 

Управление ресурсами предприятия (ERP)

ERP (Enterprise Resources Planning) – планирование ресурсов предприятия, класс систем, обеспечивающих управление предприятием, включает в себя не только планирование потребностей в материалах (MRP, Material Requirements Planning) и планирование ресурсов распределения (DRP – Distribution Requirements Planning), но и бухгалтерский учет, управление финансами, сбыт, маркетинг, производство.

Основным назначением ERP систем является автоматизация процессов планирования, учета и управления по основным направлениям деятельности предприятия и, поэтому, Enterprise Resources Planning systems – Системы Планирования Ресурсов Предприятия, в общих чертах можно рассматривать, как интегрированную совокупность подсистем, синхронизирующую хозяйственную деятельность предприятия и обеспечивающую следующие функциональные возможности:

- обработка заказов клиентов;

- управление запасами и закупками;

- планирование и составление производственных графиков;

- управление позаказным производством;

- оперативное производственное управление;

- управление возвратом продукции;

- управление проектами;

- управление затратами;

- финансовое управление.

Основная цель внедрения ERP-системы – интеграция всех бизнес-процессов предприятия по единым правилам и оперативная передача информации между различными подразделениями.

Факторы воздействия ERP систем на производство:

1. Сокращение производственного цикла, за счет снижения вложений в активы, снижения затрат на материальные ресурсы и сокращения сроков производства. Количественный параметр.

2. Сокращение незавершенного производства, за счет снижения затрат на материальные ресурсы и сокращение производственного цикла. Качественный параметр.

3. Повышение производительности труда, происходит за счет минимизации потерь рабочего времени, переналадок, повышения коэффициента готовности оборудования, высвобождения сотрудников для исполнения контрольных и методологических функций. Качественный параметр.

4. Сокращение запасов. Жесткий контроль за складскими запасами и эффективное планирование закупок обеспечивают снижение складских запасов, снижение затрат на перемещение материалов и повышение уровня обслуживания. Количественный параметр.

5. Повышение качества продукции происходит за счет снижения брака и количества нарушений графиков производства, уменьшения количества переналадок и предотвращения снижения объема продаж. Качественный параметр.

6. Повышение эффективности финансового планирования за счет согласования финансового и производственного плана на максимальном уровне детализации вплоть до отдельных продуктов и проектов, сокращения сроков получения данных о доходности продуктов и проектов, контроля исполнения бюджета в реальном времени на уровне бизнес правил. Качественный параметр.

7. Оптимизация портфеля финансовых инструментов и расчетов обеспечивается за счет использования актуальной производственной и финансовой информации и использования программных математических модулей для оценки финансового состояния и ликвидности предприятия. Качественный параметр.

8. Снижение объема ввода бухгалтерских данных и уменьшение ошибок происходит за счет автоматизации рутинных бухгалтерских операций и автоматического переноса данных по продукту внутри ИС. Качественный параметр.

 

Управление взаимоотношениями с клиентами и партнерами (CRM/PRM)

CRM (Customer Relationship Management) – системы, направленные на управление отношениями с клиентами. Появление этой концепции было вызвано сменой приоритетов в развитии крупных компаний. Если в ERP системе на первом месте стоит изготовление продукта, то CRM-системы стали нужными на рынке с высокой конкуренцией, где основная задача – завоевать и удержать клиента.

Управление отношениями с клиентом – это разносторонний процесс, обеспечивающий тесную интеграцию всех областей деятельности фирмы и ее цепочки поставок, которые «имеют отношение к клиентам» (маркетинг, сбыт, обслуживание клиентов, обработка счетов и т.д.), за счет налаживания взаимодействия между людьми и процессами, как вручную, так и автоматически. Такое определение предполагает, что вся структура фирмы должна ориентироваться на клиента. Однако большинство организаций строятся по функциональному принципу – в них создаются подразделения сбыта, маркетинга, финансов, бухгалтерия и так далее.

Полная перестройка подобной структуры требует очень сложных изменений в культуре производства и организационной динамике. Проще ограничиться лишь группами и функциями, «имеющими отношение к клиенту». Поэтому CRM – это в первую очередь набор приложений с единой логической структурой, являющийся надстройкой над ERP системой, интегрированной в корпоративную информационную среду компании.

В настоящее время CRM системы являются наиболее востребованными в таких отраслях, как телекоммуникации, банковское дело, страхование. В этих отраслях компании должны хранить актуальную информацию по большому числу клиентов, отслеживать их операции. Количество клиентов у промышленных предприятий существенно меньшее, поэтому они имеют слабо мотивированный спрос на CRM системы.

PRM (Partner Relationship Management, управление взаимоотношениями с партнерами – объединяет набор систем, обеспечивающих повышение эффективности процессов взаимодействия с партнерами в области продаж, маркетинга, поставок и обслуживания за счет интеграции различных аспектов партнерской деятельности в единую систему. Данные системы реализуются в различных приложениях для автоматизации и оптимизации указанных процессов. PRM представляет собой:

1. Средство коммуникации с партнерами, обеспечивающее сотрудничающие стороны необходимой информацией для эффективного обслуживания клиентов.

2. Средство оптимизации финансовых потоков за счет интеграции информации о заказах с маркетингом, продажами и производством.

3. Аналитический инструмент для анализа деятельности партнеров.

Считается, что при правильной реализации концепция CRM/PRM дает компании существенные конкурентные преимущества:

1. Сокращение времени обработки заказа на закупку за счет единой базы данных по клиентам и партнерам компании и в результате контроля за исполнением заказов. Количественный параметр.

2. Сокращение затрат на обработку заказа на закупку достигается за счет сокращения времени обработки заказа и минимизации возможных ошибок при формировании заявки. Использование ИС обеспечивает повышение объема и качества данных по выгодности поставщиков и каналов закупки. Количественный параметр.

3. Сокращение отклонения от графика поставки достигается за счет возможности контролировать состояние заказанных продуктов и услуг на любой стадии исполнения заказа. Качественный параметр.

4. Исключение недопустимых заказов, то есть заказов, не соответствующих ресурсам предприятия достигается за счет увеличения объема и повышения качества данных по выгодности покупателей и каналов сбыта. Качественный параметр.

 

Управление цепочками поставок (SCM)

Управление цепочкой поставок (Supply Chain Management, SCM) обеспечивает контроль материальных и информационных потоков от поставщика к потребителю. Подобные системы необходимы не только для принятия эффективных управленческих решений, но и позволяют интегрировать в единое информационное пространство различные разрозненные компании, обеспечивающие производство и дистрибуцию различных продуктов и услуг.

Функциональность SCM систем является дополнением к ERP и CRM и обеспечивает бесшовную интеграцию с внешними организациями. В принципе SCM можно рассматривать, как модификацию CRM системы, объединяющую производителя, продавца и оптового покупателя в единую цепочку поставки.

SCM системы базируются на процессно-ориентированном подходе к оптимизации эффективности цепочки поставок. Они ориентированы на компании с большим количеством региональных подразделений (включая их производственные мощности, распределительные центры и торговые офисы, в том числе за рубежом) и ее партнеров по цепочке поставок (дистрибуторов, оптовиков, розничную торговую сеть, предприятия-потребителей).

Реализованная в IFS концепция управления цепочками поставок (SCM) включает три элемента:

1. Планирование цепочки поставок (SCP) охватывает поток спроса и характер процесса взаимодействия компании, организации и отдельных подразделений между собой в ходе поставок.

2. Реализацию цепочки поставок (SCE) охватывает движение материалов, товаров и услуг, информационные и финансовые потоки как «вверх», так и «вниз» по всей цепочке.

3. Отслеживание эффективности цепочки поставок (CPM) обеспечивает отслеживание текущих поставок, анализ данных, контроль ключевых показателей эффективности, в том числе связанных с поставками, планирование спроса.

Считается, что эффективно выстроенная цепочка может дать существенные стратегические преимущества в конкурентной борьбе. Внедрение SCM призвано принести компании существенные конкурентные преимущества:

1. Уменьшение стоимости и времени обработки заказа за счет автоматизации рутинных операций и сокращения количества ошибок в заказе. Количественный параметр.

2. Сокращение закупочных издержек происходит при оптимизации логистики в цепочке поставок. Качественный параметр.

3. Уменьшение складских запасов и соответственно сокращение производственных затрат возможно за счет точного планирования поставок в будущие периоды времени. Количественный параметр.

4. Сокращение времени выхода на рынок. SCM системы позволяют успешно выводить продукты на новые рынки за счет сокращения времени поставок и минимизации издержек. Качественный параметр.

 

Системы управления знаниями (Knowledge Management)

Управление знаниями (Knowledge Management) – это процесс сохранения и эффективного использования знаний и информации в компании, и включает в себя алгоритмы, направленные на своевременное предоставление необходимых знаний в соответствии с запросами пользователей.

В основе управления знаниями заложены технологические решения для выявления хранения, передачи, структуризации, обработки, преобразования, распространения и проведения других операций со знаниями и информацией, если это необходимо для эффективной деятельности предприятия.

Информационные системы, обеспечивающие управление знаниями условно разделяют на две группы: системы поддержки знаний (Knowledge Support), системы анализа информации (Business Intelligence and Data Warehousing).

Системы поддержки знаний (Knowledge Support) обеспечивают создание единого хранилища информации для интеграции данных со всех независимых информационных систем компании или другими словами управлением нормативно-справочной информацией (Master Data Management, MDM).

Системы анализа информации (Business Intelligence and Data Warehousing) ориентированы на обработку информации, которая собрана и структурирована оптимальным для последующего анализа образом. Системы анализа информации можно назвать надстройкой системы, обеспечивающей управление знаниями (Knowledge Support) в компании, если она существует. В противном случае системы анализа информации используют данные, предоставляемые любыми другими корпоративными системами. 

Системы сбора и обработки информации являются неотъемлемой частью многих комплексных (корпоративных) систем. Системы поддержки принятия решений обычно обладают средствами предоставления пользователю агрегатных данных в соответствии с запросом. Как правило, такие агрегатные функции представлены в виде многомерного набора данных (гиперкуб или метакуб), оси которого содержат параметры, а ячейки – агрегатные данные. Вдоль каждой оси данные могут быть организованы в виде иерархии, представляющей различные уровни их детализации. Такая структура позволяет генерировать отчеты на сложные запросы пользователей.

Экономический эффект от внедрения ИС этой категории оценить достаточно сложно. Это, в первую очередь, связано с тем, что подобные системы призваны лишь облегчать аналитическую работу и принятие решений, а не осуществлять эти процессы вместо ответственных лиц.

Таким образом можно говорить лишь о косвенных факторах влияния систем управления знаниями на эффективность предприятия, но оценить в количественном выражении эффект от внедрения систем управления знаниями не представляется возможным.

 

Отраслевые системы.

Большинство современных предприятий имеют множество схожих бизнес-процессов, таких как, управление персоналом (HR), склад, бухгалтерия и т.д. Но, при этом, определенные бизнес-процессы предприятия зависит от отрасли, в которой они функционируют. Ниже перечислены некоторые наиболее известные отраслевые системы.

1. Billing systems – биллинговые системы обеспечивают учет потреблённого пользователем трафика, а также движений денежных средств в телекоммуникационной сфере.

2. Financial Services Systems – финансовый сектор (банки, страховые компании).

3. Manufacturing Systems – производственные системы.

4. Education Industry Systems – образовательные системы.

5. Energy and Utilities Systems – обеспечивают автоматизацию энергетического комплекса.

6. Government Applications – правительственные системы, обеспечивают автоматизацию управления на государственном уровне.

 


 


Глоссарий

 

CRM (англ. Customer Relationship Management – управление взаимоотношениями с клиентами) – модель взаимодействия, полагающая, что центром всей философии бизнеса является клиент, а основными направлениями деятельности являются меры по поддержке эффективного маркетинга, продаж и обслуживания клиентов. Поддержка этих бизнес-целей включает сбор, хранение и анализ информации о потребителях, поставщиках, партнёрах, а также о внутренних процессах компании. Функции для поддержки этих бизнес-целей включают продажи, маркетинг, поддержку потребителей.

ERP (англ. Enterprise Resources Planning – планирование ресурсов предприятия) – организационная стратегия интеграции производства и операций, управления трудовыми ресурсами, финансового менеджмента и управления активами, ориентированная на непрерывную балансировку и оптимизацию ресурсов предприятия посредством специализированного интегрированного пакета прикладного программного обеспечения, обеспечивающего общую модель данных и процессов для всех сфер деятельности.

ERP-система – конкретный программный пакет, реализующий стратегию ERP.

PDM (англ. Product Data Management – система управления данными об изделии) – организационно-техническая система, обеспечивающая управление всей информацией об изделии. PDM-системы являются неотъемлемой частью PLM-систем.

PLM (англ. Product Lifecycle Management – управление жизненным циклом изделия) – технология управления жизненным циклом изделий. Организационно-техническая система, обеспечивающая управление всей информацией об изделии и связанных с ним процессах на протяжении всего его жизненного цикла, начиная с проектирования и производства до снятия с эксплуатации.

PRM (англ. Partner Relationship Management – управление взаимоотношениями с партнерами) – объединяет набор систем, обеспечивающих повышение эффективности процессов взаимодействия с партнерами в области продаж, маркетинга, поставок и обслуживания за счет интеграции различных аспектов партнерской деятельности в единую систему.

Бизнес-анализ, бизнес-аналитика (англ. Business Intelligence, BI) – программное обеспечение, созданное для помощи менеджеру в анализе информации о своей компании и её окружении.

Система автоматизированного проектирования (САПР, CAD/CAM/CAE) – автоматизированная система, реализующая информационную технологию выполнения функций проектирования, представляет собой организационно-техническую систему, предназначенную для автоматизации процесса проектирования, состоящую из персонала и комплекса технических, программных и других средств автоматизации его деятельности.

Система управления взаимоотношениями с клиентами (CRM-система) – прикладное программное обеспечение для организаций, предназначенное для автоматизации стратегий взаимодействия с заказчиками (клиентами), в частности, для повышения уровня продаж, оптимизации маркетинга и улучшения обслуживания клиентов путём сохранения информации о клиентах и истории взаимоотношений с ними, установления и улучшения бизнес-процессов и последующего анализа результатов.

Управления цепочками поставок (англ. Supply Chain Management, SCM) – организационная стратегия и прикладное программное обеспечение, предназначенные для автоматизации и управления всеми этапами снабжения предприятия и для контроля всего товародвижения. SCM-системы охватывает весь товарный цикл: закупку сырья, производство, распространение товара.

Хранилище данных (англ. Data Warehouse) – предметно-ориентированная информационная база данных, специально разработанная и предназначенная для подготовки отчётов и бизнес-анализа с целью поддержки принятия решений в организации.


Вопросы для самоконтроля

 

1. Дайте классификацию информационных систем по архитектурным стилям.

2. Опишите особенности автоматизации проектно-конструкторских работ (CAD/CAM/CAE). Дайте характеристику параметров оценки эффективности внедрения.

3. Опишите особенности внедрения систем управления жизненным циклом изделия (PLM/PDM). Дайте характеристику параметров оценки эффективности внедрения.

4. Опишите особенности внедрения систем управления взаимоотношениями с клиентами и партнерами (CRM/PRM). Дайте характеристику параметров оценки эффективности внедрения.

5. Опишите особенности внедрения систем управления цепочками поставок (SCM). Дайте характеристику параметров оценки эффективности внедрения.

6. Опишите особенности внедрения систем управления знаниями (Knowledge Management). Дайте характеристику параметров оценки эффективности внедрения.

 


 

Тестовые задания

 

1. В соответствии с архитектурными стилями выделяется пять основных групп информационных систем:

А) приложения, обслуживающие большое количество транзакций

Б) операции в реальном времени

В) аналитические приложения, бизнес-аналитика, поддержка принятия решений

Г) ERP-системы

 

2. К приложениям, обслуживающим большое число транзакций, можно отнести:

А) банковские системы

Б) системы управления взаимоотношениями с клиентами

В) диспетчерские системы аэропорта

Г) биллинговые системы

 

3. К корпоративным и обслуживающим приложениям можно отнести:

А) банковские системы

Б) системы управления взаимоотношениями с клиентами

В) ERP-системы

Г) корпоративный портал компании

 

4. Общепринятое международное обозначение систем, предназначенных для проведения различных видов инженерных расчетов

А) CAD

Б) CAM

В) CAE

Г) PDM

 

5. К результатам внедрения CAD/CAM-систем можно отнести:

А) сокращение сроков проектирования

Б) сокращение времени ввода изделия в производство

В) снижение материальных затрат

Г) повышение эффективности финансового планирования

 

6. К результатам внедрения CAD/CAM-систем можно отнести:

А) сокращение сроков проектирования

Б) сокращение сроков подготовки изделия

В) снижение материальных затрат

Г) повышение эффективности финансового планирования

 

7. К результатам внедрения ERP-систем можно отнести:

А) сокращение запасов

Б) повышение производительности труда

В) повышение качества продукции

Г) сокращение времени вывода продукции на рынок

 

8. К результатам внедрения систем управления цепочками поставок (SCM) можно отнести:

А) уменьшение стоимости и времени обработки заказа

Б) сокращение сроков проектирования

В) повышение эффективности финансового планирования

Г) оптимизация портфеля финансовых инструментов

 

9. К результатам внедрения CRM-систем можно отнести:

А) сокращение отклонения от графика поставки

Б) исключение недопустимых заказов

В) сокращение времени вывода продукции на рынок

Г) повышение производительности труда

 

10. К результатам внедрения систем управления знаниями можно отнести:

А) повышение эффективности финансового планирования

Б) повышение качества продукции

В) снижение материальных затрат

Г) результат внедрения таких систем нельзя количественно оценить


 



Дата: 2018-12-21, просмотров: 411.