V . Подбор синонимов к слову «комната».
Комната - светелка, горница, светлица, зал.
VI . Итог занятия.
Занятие 40 (67) Формирование грамматического строя речи
Тема: ЗАВОДЫ. ФАБРИКИ. ПРЕДЛОГ ВОЗЛЕ
Цели: учить детей понимать значение предлога «возле» и пользоваться им в самостоятельной речи; учить согласовывать числительное «пять» с именами существительными; развивать слуховое внимание.
Оборудование: сюжетные картинки, различные предметы, схемы.
Ход занятия
I . Организационный момент.
- Сядет тот, кто правильно ответит.
Я буду называть один предмет, а ты пять таких предметов.
• Одна комната - ... пять комнат
• Одно яблоко - ... пять яблок
• Один огонь - ...
• Одна яблоня - ...
• Один камень - ...
• Одни колготки - ...
• Один корень - ... пять корней. И т. д.
• II . Введение в тему.
Игра «Составь предложение по схеме».
Предлагаются схемы (предлогов)? и дети, опираясь па эти схемы? составляют предложения, выделяя в них «маленькое слово» (предлог).
• Составление предложений по демонстрируемому действию.
К доске вызываются два ребенка. Задание:
- Коля встань возле стула, а ты Саша сядь возле стола.
- Коля, где ты стоишь? - Саша, а где ты сидишь?
- Дети, где стоит Коля? - А где сидит Саша?
- III . Постановка цели занятия.
- Сегодня мы будем учиться составлять предложения с «маленьким словом» (предлогом) возле.
Игра «Слушай и делай».
- Ира, положи ручку возле книжки.
- Ира, где лежит книжка?
- Дети, куда положила Ира ручку? И т. д.
• Составление предложений по сюжетным картинкам с предлогом возле.
IV . Итог занятия.
Занятие 41 (68) Формирование грамматического строя речи
Тема: ФАБРИКИ И ЗАВОДЫ
Цели: познакомить детей с некоторыми названиями фабрик и заводов; уточнить профессии людей, работающих на фабриках и заводах; учить образовывать слова с помощью суффиксов; учить детей составлять распространенные предложения.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки.
Ход занятия
I . Организационный момент.
- Сядет тот, кто образует существительное женского рода.
• Я художник, а ты ... (художница).
• Я продавец, а ты ... (продавщица).
• Я учитель, а ты ... (учительница).
• Я проводник, а ты ... (проводница).
• Я писатель, а ты ... (писательница).
• Я певец, а ты ... (певица). И т. д.
II . Введение в тему. Беседа.
Педагог выставляет картинки разных заводов: металлургический, автомобильный, тракторный, приборостроительный, алюминиевый и др.
А.
- Что это? (Заводы.)
- Назовите их.
- Кто работает на металлургическом заводе? (Здесь работают металлурги.)
- Что они делают? (Они плавят сталь.)
- Кто работает на автомобильном заводе?
- Что на нем делают?
- Какой это завод? (Тракторный.)
- Что на нем делают?
- А что делают на приборостроительном заводе?
- Какие заводы есть в нашем городе?
- А какой завод в нашем районе? Б.
- Что это? (Фабрики.)
- Фабрики бывают разные: ткацкие, обувные, швейные, кондитерские и др.
- Что делают на ткацкой фабрике? (Ткани.)
- Какие ткани вы знаете?
- Кто работает на ткацкой фабрике?
- Что делают на обувной фабрике?
- А что делают на кондитерской фабрике?
- Какие ещё фабрики вы знаете?
III . Составление предложений по вопросам.
- Что делает ткачиха?
- Что делает кондитер?
- Что делает швея?
- Что делает токарь?
- Что делает сталевар?
- Что делает обувщик? И т. д.
IV . Итог занятия.
А н я т и е 42 (70) Обучение рассказыванию
Тема: ЗАВОДЫ И ФАБРИКИ
Цели: учить детей составлять рассказы о профессиях по плану; учить детей пользоваться в речи словами, отвечающими на вопрос: как?
Оборудование: сюжетные картинки.
Ход занятия
I . Организационный момент.
- Сядет тот, кто скажет название завода или фабрики.
II. Закрепление пройденного материала.
- Люди каких профессий работают на заводах и фабриках?
- Что они делают?
- Что им нужно для работы?
III . Введение в тему. Составление рассказа по плану.
- Кто это?
- Где он работает?
- Что делает?
- Что ему нужно для работы?
- Каким он должен быть?
- Как он работает?
IV. Составление рассказов детьми.
V. Итог занятия.
Занятие 43 (72) Обучение рассказыванию
Тема: ЗИМА
Цели: обобщить и систематизировать знания детей о зиме; уточнить знания детей о признаках зимы; учить подбирать родственные (однокоренные) слова; учить детей пересказывать текст.
Оборудование: сюжетная картина «Зима».
Ход занятия
I . Организационный момент.
- Сядет тот, кто ответит, о чем можно сказать:
Ударили ... (морозы), хрустит ... (снег), бушует ... (вьюга), замерзли ... (реки), скрипит ... (снег), метут ... (метели) и т. д.
П. Введение в тему. Беседа.
- Как вы думаете, о каком времени года будем говорить?
- Какое сейчас время года?
- Как вы заметили наступление зимы?
- Назовите признаки зимы.
- Расскажите о повадках зверей и птиц зимой.
- Чем занимаются зимой дети?
- Назовите зимние месяцы.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 478.