Цели: уточнить и расширить знания детей об уборке урожая; ознакомить, кто делает хлеб, где и из чего; из каких зерновых культур делают муку, какую; кто делает муку и где; какие бывают виды хлеба, названия разных хлебобулочных изделий; для чего нужен хлеб; как человек должен относиться к хлебу; познакомить с сельскохозяйственными машинами; учить подбирать родственные слова.
Словарь: рожь, пшеница, овёс, ячмень, зерно, поле, колосья, трактор, сеялка, борона, комбайн, уборка, элеватор, ток, мельница, мельник, хлеборобы, мука, пекарь, пекарня, хлеб, булка, батон, калач, бублик, тракторист, пахарь, комбайнер, хлебопродукты, пшеничный, ржаной, лелеять и др.
Оборудование: предметные картинки, натуральные хлебобулочные изделия.
Ход занятия I . Организационный момент.
П. Игра «Откуда хлеб пришёл?»
- Откуда хлеб пришёл? - Из магазина.
- А в магазин как попал? - Из пекарни.
- Что делают в пекарне? - Пекут хлеб.
- Из чего? - Из муки.
- Из чего мука? - Из зерна.
- Откуда зерно? - Из колоса пшеницы.
- Откуда пшеница? - Выросла в поле.
- Кто её посеял? - Люди (хлеборобы).
- А что они ещё делают? - Хлеб убирают.
Ш. Беседа.
- Какие машины помогают людям в поле?
• Трактор и плуг. На тракторе работает тракторист. Он пашет землю плугом.
• Это бороны. Они рыхлят землю.
• Это сеялки. Они сеют зерно.
• Это комбайн. На комбайне комбайнер. Он убирает урожай.
• В машине шофер. Он возит зерно. Машина с прицепом.
- Что вырастает из зерна? (Колосья.)
-Как называется человек, который выращивает хлеб? (Хлебороб.)
IV . Физкультминутка.
V . Подбор родственных слов.
Хлеб - хлебушек, хлебороб, хлебный, хлебница, нахлебник, хлеборезка, хлебозавод.
- Назовите хлебобулочные изделия.
VI . Заучивание пословиц.
Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке. Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют. Объяснить значение слова лелеют.
VIII . Итог занятия.
Занятие 14 (23) Формирование грамматического строя речи
Тема: ПОЛЕ. ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЕЛ?
Цели: учить составлять простые и распространенные предложения; учить согласовывать существительные с прилагательными; учить составлять предложения по опорным словам; учить образовывать существительные в родительном падеже.
Оборудование: предметные картинки.
Ход занятия
I Организационный момент.
Сядет тот, кто назовет по два хлебобулочных изделия.
II . Закрепление изученного материала.
Игра «Подбери признак».
Хлеб (какой?) - пшеничный, полезный, ароматный, ржаной, пышный, аппетитный, свежий, хрустящий, поджаренный, мягкий, душистый, пропеченный, вкусный, пахучий, сухой, черствый.
Булка (какая?) - ... , ... И т. д.
Игра «Назови со словом «нет».
Рожь нет ржи. Зерно - нет зерна.
Пшеница - нет пшеницы. Колос - нет колоса.
Овёс - нет овса. Колосья - нет колосьев.
Сеялка нет сеялки. Комбайн - нет комбайна.
Каравай нет каравая. Хлеб - пет хлеба.
И т. д.
Физкультминутка.
3. Игра «Добавь слово «хлеб». Я знаю пословицу о ... (хлебе). Мама купила пшеничный ... (хлеб). Дети едят суп с ... (хлебом). Ваня пошел в магазин за ... (хлебом). Я не люблю есть суп без ... (хлеба). У меня дома нет ... (хлеба).
III . Составление предложений по опорным словам.
Хлеб, печь, мука, из. Хлеб, лежать, в, хлебница. Комбайны, косить, пшеница. Машины, возить, зерно, на, элеватор. Па, стол, лежать, бублики. В, пекарня, печь, хлеб. И т. д.
IV . Итог занятия.
Занятие 15 (25) Обучение рассказыванию
Тема: ПОЛЕ. ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЕЛ?
Цели: закрепить представления детей о труде людей, выращивающих хлеб (зерно); расширить и уточнить знания об уборке урожая, механизации работ; воспитывать уважение к труду людей; учить составлять рассказ по картине.
Оборудование: картина «Уборка урожая».
Ход занятия
I . Организационный момент.
- Сядет тот, кто назовет признак к слову «хлеб».
Хлеб (какой?) - ..., ...
II. Беседа.
- Кто работает в поле?
- На чём?
- Что они выращивают?
- Чем убирают пшеницу?
- А что делает эта замечательная машина? (Комбайн выполняет сразу многие виды работ: срезает пшеницу, собирает колосья, молотит, очищает зерно, высыпает его в машину.)
Дата: 2018-12-21, просмотров: 597.