Методы принятия управленческих решений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методы принятия управленческих решений

Тема 1. Процесс управления и управленческих решений

Вопросы: 1) Роль решений в деятельности организации

2) Значение, функции и принципы управленческих решений

3) Формы разработки и реализации УР.

Функции решения в методологии и организации процесса управления.

Решение:

- знания и опят человека, принимающего решение;

- наличие своевременной информации;

- способность применить специальные технологии принятия решений;

- время, имеющееся для принятия решения;

- уровень полномочий человека, принимающего решения;

- система ценностей человека, принимающего решения;

- способность человека отстоять принятое решение.

Решения в социальной системе:

- технические;

- биологические;

-управленческие.

Анализ ситуационной задачи

Имеются фрагменты текстов 18 решений. Необходимо определить какие из приведенных фрагментов текстов относятся к техническим, биологическим и управленческим решениям? К каким сферам деятельности относятся выбранные управленческие решения?

Основной вид решения — управленческое решение, осуществляемое линейными и функциональными руководителями.

Управленческое решение:

- выступает результатом коллективного творческого труда.

- всегда носит социальный, общественный характер; даже когда руководитель один разрабатывает решения, то коллективный интеллект неявно влияет на этот процесс.

 

Технические решения

Техническое решение – это решение, при котором объектом воздействия является неодушевленный предмет. Эти решения носят формализованный характер и выполняются в строго определенном порядке.

К таким решениям можно отнести следующие:

№ 4. Наладчику станков Тараненко Р.А. провести планово-предупредительный ремонт токарного оборудования в цехе № 4.

 № 7. Начальнику информационного отдела создать базу данных о текущих и потенциальных клиентах и поставщиках компании.

№ 8. Инженера Калинина Н.С. направить в командировку в объединение «Азовсталь» с 1 июня по 24 июня 2000 г. 

 

Биологические решения

Биологическое решение – это решение, объектом которого является флора или фауна планеты. Вариантов решений немного из-за объективно медленного эволюционного развития животного и растительного мира. Однако последствия таких решений могут носить непредсказуемый характер.

К данным решениям относятся следующие:

№ 10. Консилиум врачей согласился с диагнозом лечащего врача, поставленным пациентке Самойленко М.Ч. 

№ 17. Ветеринару цирка увеличить количество калорий в рационе питания слонов и лошадей. 

УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ

Явление - набор мероприятий, направленных на разрешение проблемы в форме постановления, приказа в устном или письменном виде.

Процесс - процесс идентификации проблем и возможностей и последующие решения об их устранении или использовании.

Включает этапы:

1. информационная подготовка,

2. разработка вариантов,

3. согласование вариантов,

4. выбор одного варианта,

5. утверждение,

6. реализация,

7. контроль выполнения УР,

информирование инициатора решения.

Управленческое решение - творческий акт субъекта управления, определяющий программу деятельности коллектива по эффективному разрешению назревшей проблемы на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее состоянии.

УР влияет на экономические, организационные, социальные, правовые и технологические интересы компании. Поэтому можно выделить аспекты УР (разную сущность УР):

1. Организационную,

2. психологическую,

3. социальную,

4. правовую,

5. экономическую,

6. технологическую

Организационная сущность состоит в том, что для разработки и реализации УР компания должна иметь соответствующие возможности, в том числе: необходимый персонал, инструкции и положения, регламентирующие полномочия, права, обязанности и ответственность работников; все требуемые ресурсы; техников и технологии; систему контроля.

Экономическая сущность для разработки и реализации УР требуются финансовые, материальные и другие ресурсы. Поэтому каждое УР имеет реальную себестоимость. Оно должно приносить компании прямой или косвенный доход. Посредством сопоставления затрат и возможной материальной выгоды от разработки и реализации УР можно определить целесообразность проведения этой работы.

Социальная сущность заключается в механизме управления исполнителями с целью достижения взаимодействия всех его участников. В самом УР или в процессе его разработки и реализации должны быть учтены потребности и интересы человека, мотивы и стимулы, установки и ценности, опасения и тревоги. Поэтому при выборе окончательной альтернативы у руководителя должно присутствовать чувство ответственности за социальные последствия.

Правовая сущность заключается в возможности осуществлять заданные мероприятия при строгом соблюдении законодательства РФ, международных обязательств, уставных и других документов компании. Компания может понести потери, если уже разработанное решение будет отменено, а в случае незаконной реализации решения может быть начислен штраф или возбуждено уголовное преследование кого-либо из инициаторов УР.

Психологическая сущность так как решения принимаются людьми (это логико-мыслительный акт), то их характер несет на себе отпечаток личности менеджера и, следовательно, успешность процесса принятия решений во многом зависит от индивидуальных качеств руководителя. Весьма важным психологическим аспектом принятия решений является также проблема стиля руководства, т.е. правильного поведения руководителя по отношению к подчиненным в ситуации, требующей выбора.

Технологическая сущность проявляется в возможности обеспечения персонала, участвующего в разработке и реализации УР, необходимыми техническими, информационными средствами и ресурсами.

Анализ ситуации

Глава Администрации Московской области А.С. Тяжлов

13 февраля 2013 года №4/13-ОЗ

Требования к УР и условия их достижения

№ п/п Требования к УР Условия достижения требований
1 Соответствие УР действующему законодательству и положениям уставных документов компании Самоконтроль или контроль со стороны юриста, референта
2 Наличие у руководителей соответствующих полномочий (прав и ответственности) для РУР Разработка должностных инструкций и положений об отделах и службах
3 Наличие в тексте УР четкой целевой направленности и адресное™ (исполнителям должно быть ясно, на что направлено разрабатываемое решение и какие средства будут использоваться) Доведение до каждого работника информации о целях! сроках выполнения, используемых ресурсах
4 Соответствие формы УР его содержанию Контроль со стороны юриста, референта
5 Обеспечение своевременности (нельзя ни опережать, ни опаздывать) Знания и интуиция руководителя, реальная оценка ситуации
6 Недопустимость в тексте решения противоречий самому себе или ранее реализованным решениям Самоконтроль и контроль со стороны юриста, референта
7 Возможность технической, экономической и организационной выполнимости УР Заключение специалистов или экспертов
8 Наличие параметров для внешнего или внутреннего контроля выполнения УР Составление рабочих документов, проведение аудита
9 Учет возможных отрицательных последствий при реализации УР в экономической, социальной, экологической и других областях Заключение внешних экспертов, оценка рисков
10 Наличие возможности обоснованного положительного результата Набор расчетов и предположений

Социальные методы

К социальным методам при разработке и реализации УР относятся методы управления социально-массовыми процессами, внутригрупповыми явлениями и процессами, индивидуально-личностным поведением.

Методы управления социально-массовыми процессами необходимы для больших коллективов исполнителей УР, например, воинских подразделений, производственных и общественных собраний людей, стихийных митингов и даже целых государств. Основу этих методов составляют теория систем и законы организации, такие, как закон синергии, самосохранения, пропорциональности и композиции, развития и другие.

К методам управления социально-массовыми процессами относят методы:

• Внутригрупповые(методы повышения социально-производственной активности, методы коммуникаций, методы морального стимулирования);

• Индивидуально-личностные методы включают убеждение, личный пример, внушение.

Психологические методы

Психологические методы призваны обеспечить благоприятную для производственной деятельности персонала морально-психологическую атмосферу. В их состав входят приемы психологического побуждения. Предметом психологических методов являются формальные и неформальные отношения работников компании.

Как и другие виды методов, психологические способы и приемы воздействия на людей направлены на удовлетворение психологических интересов личности, проявляющихся в потребностях иметь комфортные условия труда, справедливую оценку трудового вклада и его общественное признание, пребывать в группе людей с близкими мировоззренческими взглядами, а также в потребности творческого характера трудовой деятельности.

Особенностью психологических методов является то, что они не требуют значительных материальных затрат, но несмотря на это, их воздействие на людей - это результативность.

Различают следующие группы психологических методов:

• методы комплектования малых групп, которые призваны обеспечивать оптимальную численность людей в группе, их психологическую совместимость;

• методы установления благоприятных для совместной деятельности взаимоотношений отношений между руководителем и подчиненными;

• методы гуманизации труда базируются на объективной потребности людей в определенных требованиях к свойствам среды, в которой пр методы профессионального отбора и соответствующего обучения работников исходя из индивидуальных способностей и их эффективного применения в фирме;

• отекает деятельность.

 

Основные понятия

Метод- это совокупность приемов, операций, мероприятий, технологий для достижения какой-либо цели или решения конк­ретной задачи.

 Модель- некий образец.

 Алгоритм - это набор правил, позволяющих чисто механически решать любую, из класса однотипных, задачу.

Методы реализации УР

— Методы реализации УР являются продолжением методов подго­товки и включают практическое выполнение набора мероприятии до получения требуемого результата.

— В теории управленческих решений выделяют следующие методы:

аналитические, статистические, матричные, эвристические, акти­визирующие, экспертные, методы сценариев и метод «дерева реше­ний». Каждый метод (как процесс) основан на использовании спе­циально разработанных моделей (явлений).

Активизирующие методы

Данные методы основаны на стимулировании и активизации сознания и подсознания человека .

Метод «6-5-3»

— Метод «6-5-3» используется при разработке решений по важным проблемам. Он основан на стимулировании процесса мышления на уровне сознания . Метод стимулирует состязательность и эрудицию разработчиков. 

Технология реализации данного метода :

— собирают 6 специалистов ;

—  каждый пишет на листе 3 идеи по обсуждаемому заданию      

( итого 6 листов по три идеи);

—  6 листов размножают в 5 экземплярах. Автор 3 идей использует 

свой лист ( итого 30 экземпляров плюс 6 экземпляров авторских, итого 36 листов );

— 5 специалистам отдаются листы с идеями других участников , у каждого 6 листов с 3 идеями;

— по каждому листу другого специалиста придумывается еще 3 идеи.

Итого каждый специалист придумывает 18 идей-решений . Всего будет 108 идей. Таким образом, большой набор решений позволит выбрать наиболее достойное УР.

Экспертные методы

Экспертные методы используются при решении прогностических, аналитических и проектных задач, связанных с неформализуемостью и отсутствием определенности в представлениях об организационно -экономических  объектах . Сущность данного метода : проведение экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с качественной оценкой суждения и формальной обработкой результатов. Особенности метода экспертных оценок : необходимость научно-обоснованной организации экспертизы, применение количественных методов для оценки качественных суждений экспертов.

Экспертный метод может использоваться при определении прогнозов развития объектов; при определении целей и задач, альтернативном распределении ресурсов; при принятии решений в условиях неопределенности и риска.

Эвристические методы

§ Эвристические методы основаны на логике , интуиции и опыте лиц , принимающих решение ( ЛПР ). Данные методы позволяют « уловить» и использовать эти процессы при разработке альтернатив. В зависимости от используемого подхода эвристические методы подразделяются на:

ü  формально-эвристические    

ü  неформально - эвристические.

Метод сценариев

Метод сценариев – это совокупность приемов изящного изложения процедур подготовки и реализации любых решений, в том числе и управленческих. Осуществляется  набор прогнозов по каждому рассматриваемому решению, возможным положительным и отрицательным последствиям. При составлении сценария должна быть решена задача, связанная с установлением логической последовательности событий,  чтобы было видно, как происходит переход системы из предыдущего состояния в последующее.

Сценарий – это попытка подробно описать последовательность событий, с определенной вероятностью ведущих к конечному состоянию, или учесть возможные последствия производимого выбора.

Структура сценария состоит из содержательной и количественной частей.

Процесс разработки сценария реализует следующие функции: описательную, объяснительную и   предсказательную.

Этапы разработки сценария

Предсценарный этап содержательное исследование и описание прогнозируемых процессов, построение моделей системы и подготовка всей необходимой информации для синтеза сценариев. Данный этап выполняет описательную и объяснительную функции прогнозных исследований.

Сценарный этап обычно  начинается с проведения расчетов по всем базовым сценариям . Цель расчетов – проверка содержательных базовых сценариев на допустимость и реализуемость, уточнение исходных значений фоновых переменных и сценарных параметров , количественно-качественный анализ сценариев. Процесс построения сценариев – это выдвижение различных альтернатив развития рассматриваемой системы и последующая проверка каждой из них . 

Варианты подключения к процессу ПРУР руководителя или специалиста

 

 

Первый вариант включает весь набор типовых процедур. Второй вариант состоит из процедур, количество которых зависит от ста­дии подключения руководителя или специалист к процессу ПРУР. Третий вариант может включать несколько процедур по выбору вы­шестоящего руководства, например, только информирование. На практике чаше используется второй вариант.

Стадии развития проблемы

УР можно формировать на трех стадиях развития проблемы:

· в начале развития проблемы (стадия 1), когда ее величина не внушает опасений. Решение будет действовать по упреж­дению.

· в период устойчивого опасного развития проблемы (стадия 2), когда се значение будет приближаться к недопустимой величине. Решение будет действовать с некоторым запозданием от негативных результатов проблемы.

· в период стабилизации (стадия 3), когда всем станут оче­видны ее размеры и опасное действие. Решение будет дей­ствовать в режиме реального времени.

Ситуация

Российская торговая компания ОАО «Нефтехим» с 1995 г. занимается реализацией на внутреннем рынке минераль­ных удобрений и продуктов нефтехимии. В компании работают 986 человек. У поставщиков этой продукции появилась возможность увеличить производство удобрений на 60%. Они попросили компанию ОАО «Нефтехим» соответственно увеличить реализа­цию этого товара. Руководство компании было заинтересовано таким предложением и создало группу для её детальной прора­ботки. Группа специалистов провела маркетинговые исследова­ния и определила наиболее выгодные для продвижения продук­ции регионы. Ими являются Курская и Воронежская области. Краснодарский и Ставропольский края. Руководство ОАО «Неф­техим» запланировало создать сеть филиалов в данных регионах по продвижению удобрений. Данное УР было одобрено советом директоров и через некоторое время реализовано. Через год рабо­ты финансовые показатели компании ухудшились из-за убытков большинства филиалов. Основная причина этих убытков заклю­чалась в плохой информированности филиалов о времени и наи­меновании поступающих в их адрес удобрений. В результате ожи­дания акционеров относительно увеличения прибыли компании не увенчались успехом.

Вопросы. Какой порядок подготовки УР был реализован в компа­нии ОАО «Нефтехим»? Какие рекомендации можно дать компании для подготовки эффективною УР?

Обсуждение ситуации

Вывод:

Рассматриваемая ситуация в компании ОАО «Нефтехим» демонстрирует элементы управленческого непрофессионализма при разрешении крупных проблем.

4.3. Аналитический, статистический и матричный методы, метод математического
программирования


Матричный метод

Договоренность реализуются через

механизм компромисса. Он может быть

достигнут тремя путями посредством:

1. достижения взаимных уступок (консенсуса);

2. подавления потребностей и интересов одной из сторон;

3. предварительного учета приоритетов потребностей и интересов личности, общества, коллектива.

Достижение компромиссов по убеждению это современный профессиональный подход к ПРУР.

(в порядке убывания значимости):

1) основные потребности человека;

2) основные потребности общества;

 

 

3) социальные потребности человека;

4) социальны потребности общества;

5) Интересы человека;

6) Интересы общества.

 

Разработчики Заказчики Потребители Надзорные органы
Заинтересованные стороны
Критерии и их значение
Набор альтернативных решений
Согласованное решение

 


Схема матричного метода (четырехмерная матрица)

Основные условия эффективного использования данного метода

• необходимость достижения согласия между участниками ПРУР;

• количество лиц, участвующих в процессе ПРУР, ограничено, так как сложность достижения компромисса резко возрастает с ростом количества участников;

• штат исполнителей, в той или иной степени привлеченных к выполнению УР, неограничен;

• время выполнения УР неограниченно,

• характер ПРУР, объекта управления типовой.

Матричный метод, в общем, гарантирует эффективность УР и достижение цели.

  Ситуация

В НОУ «Институт системного аудита» решили совершенствовать качество обучения. Объект эксперимента — студенты 3-го курса, дисциплина — «Управленческие решения». Приказом ректора создали комиссию. Члены комиссии стали перебирать различные методы ПРУР и остановились на самом простом — статистическом. В рамках этого метода проанализировали приемы проведения семинарских занятий в ряде высших учебных заведений по нескольким дисциплинам. Исходя из эффективности обучения и мнения студентов, была составлена таблица приемов, которые могли бы использоваться при проведении занятий по УР (табл. 74.1).

В результате анализа приемов обучения члены комиссии составили скорректированный набор приемов, который был одобрен ректором для проведения эксперимента:

1. Составление кроссвордов, тесты;

2. Работа с реальными управленческими решениями, набор которых имеется в системе «Консультант Плюс»;

3. Обзор наиболее значимых мировых УР (выступление президентов государств, лидеров общественных организаций и др.);

4 Контрольные работы;

5. Подготовка докладов, составление УР для семьи, студенческой группы;

6. Строгий контроль за подготовкой к семинару (выставление оценок за подготовку);

7. Составление наглядных схем продвижения УР по стадиям подготовки и реализации;

8. Проведение деловых игр «Если я был бы директором».

 

 

Наименование дииплины Приемы, полезные для семинаров по дисциплине «Управленческие решения»
Английский язык Информационные технологии Маркетинг Статистика Предпринимательство Бухгалтерский учет Финансы Экономическая политика • Отгадывание кроссвордов, тесты • Работа с реальными информационными технологиями • Практический обзор мировых событий • Контрольные работы • Подготовка докладов, составление контрактов • Строгое проведение занятий (звонки родителям) • Составление наглядных схем движения капитала • Работа с моделями и алгоритмами

Классификация критериев

по функциональной направленности: при планировании, организации, активизации, координации, контроле;

по организации: индивидуальные, коллегиальные (групповые)и корпоративные;

по причинам: ситуационные, по предписанию, программные,

инициативные, сезонные;

по повторяемости использования: постоянные, периодические;

по принадлежности: собственные, заранее заданные;

по масштабам воздействия: общие и частные;

по времени действия: стратегические, тактические и оперативные;

по характеру действия: уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные, осторожные;

по числу: единичные и групповые;

по структуре: простые и составные;

по направлению оценки: внутренние и внешние;

по глубине воздействия: одноуровневые и многоуровневые;

по способу фиксации: письменные и устные.

Один критерий  - Примитивный подход к УР

Несколько критериев - Возрастает правильность выбора УР

Показатели критериев могут иметь максимальные, минимальные или промежуточные численные или качественные значения.

Цель метода Дельфи

Получение согласованной информации высокой степени достоверности в процессе анонимного обмена мнениями между участниками группы экспертов для принятия решения.

Характерные черты:

1. Анонимность мнений экспертов;

2. Регулируемая обработка, связь, которая осуществляется аналитической группой за ряд туров опроса, причем результаты каждого тура сообщаются экспертам;

3. Групповой ответ, который получается с помощью статистических методов и отображает обобщенное мнение участников экспертизы.

Реализация метода Дельфи

 

1.Приглашают 5—12 экспертов, которые не знакомы друг с

другом;

2. Каждому эксперту дается предмет оценки (процесс или явление);

3. Письменные мнения экспертов разделяют на две части по

близости результата оценки;

4. Оценки и аргументация меньшинства экспертной комиссии

передаются большинству для анализа;

5. Оценки и аргументация большинства экспертов передаются

меньшинству для анализа;

6. Этот процесс согласований продолжается либо до полного

согласия, либо до категорического противостояния;

7. В случае согласия процесс экспертизы заканчивается, а в

случае противостояния организатор экспертизы доводит до

сведения руководителя разные результаты экспертизы.

Этапы метода Дельфи

Достоинства

1. Способствует выработке независимости мышления членов группы.

2. Обеспечивает спокойное и объективное изучение проблем, которые требуют оценки.

Недостатки

1. Чрезмерная субъективность оценок.

2. Требует достаточно много времени и организационных усилий.

Метод экстраполяции основанный на прогнозировании поведения или развития объектов в будущем по тенденциям его поведения в прошлом.

Методы экстраполяции по математическим моделям и графический.

Основа экстраполяционных методов - изучение эмпирических рядов.

Эмпирический ряд - это множество наблюдений, полученных последовательно во времени.

Методы, составляющие экспертные методы:

• Метод простой ранжировки

• Метод непосредственного оценивания

• Метод сопоставлений

Общность каждого из методов заключается в последовательности проведения процедур их использования. К ним следует отнести:

Метод ранжирования

• эксперт осуществляет ранжирование (упорядочение) исследуемых объектов организационной системы в зависимости от их относительной значимости (предпочтительности). При этом обычно наиболее предпочтительному объекту присваивается ранг 1, а наименее предпочтительному - последний ранг, равный по абсолютной величине числу упорядочиваемых объектов. Более точным такое упорядочение становится при меньшем количестве объектов исследования и наоборот.

Достоинства

• простота

Недостатки

• невозможность с достаточной точностью ранжировать количество объектов, количество которых превышает 15-20;

• не отвечает на вопрос как далеко по значимости находятся исследуемые объекты друг от друга.

Данный метод применяется в практике исследования СУ несмотря на свою простоту, довольно редко.

 

   Метод непосредственного оценивания представляет собой упорядочение исследуемых объектов в зависимости от их важности путем приписывания баллов каждому из них. При этом наиболее важному объекту приписывается (дается оценка) наибольшее количество баллов по принятой шкале. Диапазон шкалы оценок наиболее распространенным бывает от 0 до 1, 0 до 5, 0 до 10, 0 до 100. В простейшем случае оценка может быть 0 или 1. Иногда оценивание осуществляется в словесной форме. Например, "очень важный", "важный", "маловажный", и т.п., что тоже иногда для большого удобства обработки результатов опроса переводится в балльную шкалу (соответственно 3, 2, 1).

Метод сопоставлений включает в себя парного сравнения и последовательного сопоставления

Метод парных сравнений

•  Эксперт располагает все исследуемые объекты в порядке их важности. Предварительно каждому из объектов приписывается определенное количество баллов. Причем самому важному объекту дается балл равный I, а всем остальным в порядке уменьшения их значимости.

• Далее эксперт решает вопрос будет ли важность объекта, имеющего ранг I, больше суммы балльных оценок всех остальных объектов. Если будет, то величина балльной оценки первого объекта увеличивается до соблюдения этого условия, а если нет, то эксперт уменьшает эту величину до такого числового значения, чтобы она стала меньше суммы оценок всех остальных объектов.

Метод последовательного сопоставления

• Обработка собранных мнений экспертов проводится как количественная (численных данных), так и качественная (содержательной информации). При этом используются различные способы. Необходимо отметить, что при наличии численных данных для решения вопросов, имеющих достаточный информационный материал, в основном, применяются методы усреднения экспертных суждений.

• Однако, даже при имеющихся численных данных, но при недостаточности информации по решаемому вопросу используются наряду с количественными методами обработки экспертных данных также и методы качественного анализа и синтеза.

Метод парных сравнений

• -очень прост

• -позволяет исследовать большее количество объектов

• -большая точность

Метод последовательного сопоставления

• -для экспертов наиболее трудоемок. Особенно это начинает ощущаться при количестве исследуемых объектов более шести-семи.

Этапы выработки УР

I . Подготовка решения:

1- получение информации о ситуации

2- определение целей

3- разработка системы оценок

4- анализ ситуации

5- диагностика ситуации

6- разработка прогноза развития ситуации

II . Разработка решения:

7- генерирование альтернативных вариантов решения

8- отбор основных вариантов управляющих воздействий

9- разработка сценариев развития ситуации

10- экспертная оценка основных вариантов управляющих воздействий

11- сравнительная оценка альтернативных вариантов

III . Принятие решения:

12- коллективная экспертиза

13- принятие индивидуального решения

IV . Реализация принятого решения:

14- разработка плана действий

15- контроль реализации плана

16- анализ результатов развития ситуации после управленческих воздействий

Заказчики

- руководители, которые будут организовывать его выполнение, либо сами будут его выполнять как исполнители;

- вышестоящие руководители, которые поручат выполнение будущего решения нижестоящим руководителям;

- надзирающие органы власти или управления (правительство, акционеры, наблюдательный совет, судебные органы, общественные организации и др.

 Заказчики решения могут быть разработчиками и исполнителями в одном лице

Разработчики

Отдельные специалисты, в т.ч. руководители; проектные организации; законодательные и надзирающие органы; общественные организации.

Исполнители

Работники компаний или общественных организаций, которые согласно должностным инструкциям или договорённостям имеют такие обязанности.

Потребители

Персонал или население, для которого готовится и реализуется решение; руководители соответствующих уровней управления; организации или подразделения.

Субъекты ПРУР

А) При масштабном характере конкретной функции ПРУР

Б) При масштабном характере процедур

 

 

В) При масштабном характере общих функций ПРУР

4. Перечень и содержание конкретных функций при ПРУР

Функция – это совокупность действий, относительно однородных по некоторому признаку, направленных на достижение заданной цели и подчинённой общей цели управления.

В перечень конкретных функций ПРУР включаются:

а) стратегическое планирование;

б) управление управленческой деятельностью;

в) коммуникации с внешней и внутренней средой;

г) управление человеческими ресурсами;

д) управленческое консультирование;

е) управление производственной и обслуживающей деятельностью;

ж) формирование системы управления компании (методология, структура, процесс, механизм, техника управления).

А) Стратегическое планирование предусматривает подготовку и реализацию УР, ведущих к разработке конкретных стратегий для достижения целей компании.

Стратегия – это общий, всесторонний план достижения целей.

Широко используются:

- стратегия роста – план действий, предусматривающий увеличение ключевых показателей долгосрочного и краткосрочного плана компании;

-  стратегия ограниченного роста – план действий, основанный на достижении прошлых целей с учётом возможной инфляции;

-  стратегия сокращения – план действий, при котором ключевые показатели долгосрочного и краткосрочного плана компании ниже текущих.

Б) Управление управленческой деятельностью связано с УР, которые принимаются с целью совершенствования профессионализма аппарата управления.

 Руководитель любого подразделения работает в 2х ипостасях – руководителя и специалиста в конкретной области. (Например, главный агроном должен заниматься не только агрономической, но и управленческой деятельностью).

Руководители крупных компаний постоянно проводят учёбу управленческого персонала либо силами своей компании, либо с помощью привлечённых лиц.

В) Коммуникации с внешней и внутренней средой ориентируют УР на формирование благоприятной для деятельности компании обстановки.

Эти УР затрагивают отношения с поставщиками и потребителями, клиентами, работниками своей компании и населением близлежащих территорий.

Г) Управление человеческими ресурсами входит в состав более широкой конкретной функции – управление персоналом.

Под человеческими ресурсами подразумеваются: производительность труда, научный и практический потенциал, личностные качества человека.

УР в рамках данной функции отражают стимулирование, активизацию и мобилизацию.

Д) Управленческое консультирование в основном связано с УР ситуационного типа. Эти решения готовятся и реализуются в связи с обращениями персонала или граждан (приём по личным вопросам), руководителей других компаний, надзирающих органов государственного, муниципального или корпоративного управления.

УР в рамках данной функции отражает ответы на вопросы, запросы, требования и др.

Е) Управление производственной и обслуживающей деятельностью ориентируют УР на совершенствование функционирующей системы компании без её перестройки.

УР касаются совершенствования деятельности бухгалтерии, отдела кадров, отдела маркетинга и т.д. (Например: решение об использовании в компании интегрированной системы учёта «Галактика» вместо локальных информационных систем АСУ-бухгалтерия, АСУ-кадры, АСУ-маркетинг).

Ж) Формирование системы управления компании отражается в УР, направленных на реструктуризацию и реформирование компаний.

Результаты таких решений вносят существенные изменения в миссию компании, её структуру, выпускаемую продукцию, кадровую политику, отношения с внешней средой.

Содержание процедур и общих функций при ПРУР

Каждая конкретная функция может включать 8 процедур, разделённых на 2 этапа: подготовка и реализация УР.

Типовой состав процедур

Общие функции ПРУР

1. Прогнозирование использования конкретных технологий и методов ПРУР, а также возможных результатов и последствий от каждого УР;

2. Планирование состава и содержания выбранных технологий и методов ПРУР;

3. Организация (административная, технологическая, финансовая и др.) ПРУР;

4. Стимулирование исполнителей, выполняющих конкретные функции;

5. Координация действий исполнителей, т.е. изменение принятого ранее порядка ПРУР, в связи с возникшими и предусмотренными ранее обстоятельствами, мешающими или способствующими выполнению УР;

6. Контроль выполнения действий;

7. Информирование инициатора подготовки или реализации УР о ходе выполнения задания;

8. Формирование архивной базы данных о процессе ПРУР.

Основных уровня управления

«Кэйэй» (руководство)

• высший стратегический уровень управления. К нему относятся должности председателя и членов совета директоров, президента, вице-президентов и руководителей центральных служб. На этом уровне определяются стратегические цели и политика компании.

«Канри» (администрация)

• средний тактический уровень. К нему относятся должности руководителей отделений фирмы и начальников отделов

«Иппан» (рядовой состав)

• оперативный уровень управления. К этому уровню относятся должности линейных управляющих: руководители групп, начальники смен, участков, а также мастера и бригадиры.

Система «Ринги»

Ринги - это письменный документ с предложениями по тому или иному вопросу, подготовленный менеджером одного из низовых подразделений и направляемый по цепочке снизу вверх для получения одобрения ответственных лиц на каждом уровне управленческой иерархии.

В этом документе всесторонне описывается проблема, и предлагаются рекомендации по ее решению. После этого «ринги» передается на рассмотрение в те подразделения, деятельность которых хотя бы в какой-то степени затрагивает выдвинутую проблему. Это могут быть, в том числе, и подразделения (и соответственно руководители и сотрудники), от которых можно получить необходимую информацию по данному вопросу или помощь в осуществлении необходимых мер.

Плюсы и минусы

Плюсы:

1. Коллективное принятие решения дает возможность найти новые оригинальные варианты разрешения проблемы

2. Быстрый этап реализации решения

Минусы:

1. Система «ринги» часто превращается в сложный и не всегда полезный механизм, отнимающий у руководителей и служащих разных рангов массу времени на согласование решений;

2. Отсутствие быстрой реакции на те или иные критические ситуации.

3. Громоздкость, загрузка информационных каналов ненужными сведениями.

4. Распыление ответственности за результаты принятых решений.

Американский опыт

Американские методы принятия управленческого решения ориентированы на руководителя, который несет персональную ответственность за реализацию задачи, и мнение его коллег играет лишь совещательную роль. Использование иерархии в принятии решений осуществляется большинством фирм лишь с целью координации деятельности и усиления централизации в управлении.

Процесс принятия решения включает ряд последовательных стадий:

• диагноз проблемы;

• формулировка ограничений и критерий принятия решения;

• выбор альтернативы решения проблем;

• Организация выполнения решения;

• Анализ и контроль выполнения решения;

• Обратная связь и корректировка.

Китай и Запад

Китай

В китайской традиции другие проявления. С одной стороны - моральность (моральная сила), с другой стороны -строгость власти (величие, определенный авторитет). И они друг друга дополняют, а не уменьшают силу друг друга, не вступают в противоречие.

Запад

В теории западной экономики и менеджмента считается, что решения должны быть однозначными, ярко выраженными. Что «срединные» пути, компромиссные решения являются наихудшими. Что лучше быть либо «этим», либо «тем», полностью сосредоточить силы на чем-то одном. Такой подход в западной экономике, по-видимому, связан вообще с особенностями западного мировоззрения. Иначе говоря, надо стать либо добрым, либо злым, либо богатым, либо хорошим

Цель компании

Как процесс цель отражает принятую в компании тенденцию развития, например, «Максимальное удовлетворение интересов и потребностей клиентов в качественной продукции». Как явление цель представляет собой мотивированные документы, касаю­щиеся развития компании, — бизнес-план, тексты различных задач, лозунги и призывы.

Риск и его разновидность

Риск – это опасность возникновения ущерба

Предметом риска являются потери ресурсов:

• материальные

• трудовые

• финансовые

• информационные

• интеллектуальные

К типичным признакам рисковых ситуаций относятся:

v величина потенциального ущерба

v  вероятность наступления последствий принятого решения

v  альтернативность выбора

v неопределенность условий

v возможность управления риском

v  надежда на успех

Назначение анализа риска – дать руководителям и потенциальным партнерам необходимые данные о целесообразности участия в проекте и предусмотреть меры по защите от возможных финансовых потерь.

«Последовательность проведения анализа риска»

Полезные советы управляющим

ü Не рискуй больше, чем можешь себе позволить

ü  Думай о последствиях

ü Не рискуй многим ради малого

ü  При общей значимости показателя вероятности наступления события приоритет отдавай размеру потенциальных потерь.

 

Неопределенность — это неполнота или недостоверность информации об условиях реализации решения, наличие фактора случайности или противодействия.

Источниками неопределенности ожидаемых условий в развитии предприятия могут служить:

· поведение конкурентов;

· персонала организации;

· технические и технологические процессы;

· изменения конъюнктурного характера.

Сталкиваясь с неопределенностью, руководитель может использовать две основные возможности:

Во-первых, попытаться получить дополнительную релевантную информацию и еще раз проанализировать проблему. Этим часто удается уменьшить новизну и сложность проблемы. Руководитель сочетает эту дополнительную информацию и анализ с накопленным опытом, способностью к суждению или интуицией, чтобы придать ряду результатов субъективную или предполагаемую вероятность.

Вторая возможность – действовать в точном соответствии с прошлым опытом, суждениями или интуицией и сделать предположение о вероятности событий. Временные и информационные ограничения имеют важнейшее значение при принятии управленческих решений.

Таким образом, принятие решения в условиях неопределенности означает выбор варианта решения, когда одно или несколько действий имеют своим следствием множество частных исходов, но их вероятности совершенно не известны или не имеют смысла.

 

 

Методы принятия управленческих решений

Дата: 2018-12-21, просмотров: 875.