Устойчивость тракторов и автомобилей. способы повышения продольной и поперечной устойчивости
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Один из важных эксплуатационных показателей проходимости тракто­ра - устойчивость, которая характеризует его способность работать на про­дольных и поперечных уклонах без опрокидывания. Различают продольную и поперечную устойчивость трактора. Устойчивость оценивают статически­ми углами продольного и поперечного уклонов, на которых может стоять, не опрокидываясь, заторможенный трактор без прицепа и навесной машины. Оценка устойчивости трактора в агрегате с машиной в динамике представ­ляет большие трудности ввиду большого числа взаимодействующих факто­ров, влияющих на устойчивость движения системы трактор - машина.

Продольная устойчивость. Опрокидывание наступает при подъеме, когда передние колеса трактора и автомобиля полностью разгружаются. Весь вес машины воспринимается задними колесами. В этом случае опрокидыва­ние определяется координатами центра тяжести машины.

При движении под уклон опрокидывание наступает при полностью разгруженных задних колесах. В этом случае опрокидывание определяется координатами центра тяжести и расстоянием между осями колес.

Поперечная устойчивость. При стоянке трактора или автомобиля на поперечном уклоне одна из сторон их разгружается. При полной разгрузке одной из сторон наступает опрокидывание, которое определятся шириной колеи и вертикальной координатой центра тяжести. В связи с этим при рабо­те на уклонах у колесных тракторов увеличивают колею.

Принято считать, что тракторы, не оборудованные специальными при­способлениями для предупреждения опрокидывания, могут работать на склонах крутизной не более 12° (гусеничные) и 8° (колесные).

Большие площади плодородных земель нашей страны расположены в горной местности, что обусловило необходимость создания для горного зем­леделия специальных тракторов повышенной устойчивости, которые назы­вают также крутосклонными.

Способы повышения устойчивости. При наиболее простом способе повышения продольной устойчивости в передней части трактора на раме 2 (рисунок 9.5 а) размещают специальные балластные грузы 1. Такой способ используют для повышения продольной устойчивости колесного трактора при агрегатировании с тяжелыми, навешиваемыми сзади машинами, по-


скольку при разгрузке передних колес управляемость трактора нарушается, а грузы способствуют восстановлению ее.

Один из эффективных способов повышения устойчивости трактора как в продольном, так и в поперечном направлении - понижение его центра тя­жести в результате уменьшения дорожного просвета. Этот способ применен на модифицированной модели трактора ЛТЗ-55АМН.

Трактор ЛТЗ-55АМН предназначен для работ общего назначения и транспортировки грузов на склонах крутизной до 16° и равнинной местности. Он может также работать на склонах крутизной до 20°, на участках с ровным микрорельефом и при ограниченной скорости движения. Высота трактора уменьшена в сравнении с базовой моделью на 0,34 м, а агротехнический про­свет - на 0,32 м.

Из соображений безопасности в кабине применен жесткий каркас, за­щищающий тракториста в случае опрокидывания трактора. В кабине под щитком приборов установлена панель сигнализации креномера, предупреж­дающего тракториста о предельном крене трактора.




 


Рисунок 9.5 Повышение устойчивости трактора:

а - балластировка грузами: 1 - грузы; 2 - рама трактора; б - шарнирный механизм стабили­зации остова

Трактор, находящийся в неподвижном состоянии на склоне, опрокиды­вается под действием силы G sinα, где G - его вес (рисунок 9.5, б). Опроки­дывание трактора произойдет при некотором угле αтах, когда направление действия силы G будет проходить левее точки опоры. тахОпасность опрокиды­вания уменьшится, если правую и левую части трактора соединить шарнир­ным механизмом, позволяющим трактору сохранять вертикальное положение в некотором диапазоне значений угла склона α. Этот принцип реализован в конструкциях некоторых колесных крутосклонных тракторов.


Устойчивое движение такого трактора по склону обеспечивается меха­низмом выравнивания, выполненным в виде поворотных конечных передач и свободной подвески переднего моста на механизме шарнирного параллело­грамма.

Гусеничные тракторы более приспособлены для работы на горных склонах, так как центр их тяжести расположен относительно низко, динами­ческая устойчивость лучше и они менее подвержены сползанию со склона. Эти тракторы используют для наиболее энергоемких работ на горных, ов­ражных и балочных склонах крутизной до 20°, расположенных на высоте до 2 км над уровнем моря.

Для лучшей безопасности гусеничные тракторы оборудуют спе­циальной опорой, которая при помощи рычажной системы и гид­равлического цилиндра устанавливается в сторону крена и препятствует оп­рокидыванию. Колея и продольная база этих тракторов увеличены.

10 Рабочее и вспомогательное оборудование тракторов и автомо­билей







Дата: 2018-12-21, просмотров: 311.