Церковное искусство в XIV-1-й половине XV вв
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 В тесной связи с возрождением монашества приходится расцвет русского искусства. Многие монастыри были настоящими центрами церковного искусства, например, Спасо-Андронников в Москве, где подвизались прп. Андрей Рублев и Даниил Черный. Иконописные мастерские требовали немалых затрат. Одновременно они являлись и художественными школами Руси, создавали свои коллекции (например, преп. Иосиф Волоцкий целенаправленно приобретал работы преп. Андрея Рублева и Дионисия, хотя мастера свои работы не подписывали). Столпами иконописи в XIV-1-й половине XV вв. являются: Феофан Грек (конец XIV в.), преп. Андрей Рублев (к. XIV – нач. XV в.). Дионисий (2-я пол. XIV в.) На нем великая эпоха церковного искусства практически заканчивается, что соответствует наметившемуся снижению уровня духовности на Руси (начинаются споры о монастырском землевладении и появляется ересь жидовствующих). Все они были очень тесно связаны с ведущими подвижниками своего времени. Андрей Рублев, ученик прп. Сергия, обучался иконописи у Феофана Грека, который прибыл как беженец из Византии; он расписывал храмы в Новгороде и Москве. О самом прп. Андрее Рублеве сведения очень скудны. Родился ≈ в 1360 году, умер около 1430 г. Датировать его работы можно весьма условно. Минимум информации, дошедшей об этом мастере, содержит «Сказание о святых иконописцах», принадлежащее кругу преп. Иосифа Волоцкого. Его работы: икона «Троица», роспись великокняжеского Благовещенского собора в Московском Кремле, одна из фресок владимирского Успенского собора — «Земля и море отдают мертвых», фрески и 3 иконы из «Звенигородского чина» — деисуса, от которого сохранились иконы Спасителя, Архангела Михаила и апостола Павла. Андрею Рублеву также приписывают фрагменты фресковых росписей в Успенском Соборе г. Звенигорода, работы в Саввино-Сторожевском монастыре и др. Самым достоверным произведением Рублева является «Троица», написанная в храме в честь Пресвятой Троицы, построенным над гробом преподобного. Известно, что Андрей Рублев был очень близок с другим знаменитым иконописцем Даниилом Черным, с которым они тpудились во Владимиpе. Даниил Чеpный скончался также одновременно с своим другом Андреем, оба великих иконописца погребены в Андpонниковом монастыре.

 

8. Взаимоотношения властей, Церковной и государственной в домонгольский период. [1], [3]

Взаимоотношения властей, Церковной и государственной

В домонгольский период.

 

 

Христианской церковью на Русь принесена идея – Церковь и светская власть, есть отдельные учреждения. Однако идея первоначально не прижилась, так как государство имело патриархальное сознание не позволяющее разделить, а наоборот объединить оба учреждения и значит объединить обе власти в одну.

Светская власть вполне с этим согласилась и на основании размытости своих прав и обязанностей, как государства стало делится ими с Церковью. Права у Церкви стали расширятся, как стали расширятся и материальные запасы, передаваемые ему государством. Конечно, нужно понимать, что этому способствовало, то что митрополитами во весь домонгольский период были греки назначенные Константинополем. Поэтому они были самостоятельны. В случае конфликта митрополит мог апеллировать в Константинополь и мог не опасаться смещения.

Церковь могла, но не стала настаивать на передаче им полномочии представителей князя на местах епископий и, соответственно, не заместила наставников князей, их власть решать, в том числе и судебные вопросы.

Зато Церковь стала неким посредником в урегулировании спорных вопросов между делящими светскую власть князьями. Т. е. Церковь была втянута в круговорот внутренней политики.

Церковь с честью заняла путь христианского нейтралитета, не вмешиваясь в интриги дележа светской власти(кроме еп.Антония и еп. Порфирия нагло полезшими решать со своим интересом дела князей).

Но в большинстве случаев, Церковь остановила множество кровавых ссор князей (например, митр. Николай, еп. Ефремий).

Итак, Церковь получила положение посланников князей.

Кроме того, иерархия в связи с грамотностью церковнослужителей получила роль дельцов секретарей) при князях.

В результате к концу Киевского периода иерархи Церкви заняли место сотрудников князей в их государственной деятельности.

Но власть светская также влияла на власть Церкви благодаря:

- Сильному влиянию князей на установление епископов на кафедру;

- Возможности князей своей властью расправится с неугодным епископом (например, ссылки) без участия церковного суда.

Вышеуказанное приводило к давлению светской власти на церковную власть. Отсюда самовластное отношение князей к епископам, иногда передающее власть над церковью Руси в руки князей ( например, принесение мощей свв. Бориса и Глеба только с разрешения князя).

Нельзя не отметить, что Церковь установила для светской власти главное – ее авторитет. Установлено это путем проповеди князьям и народу, что власть князей, есть власть богоустановленная.

Богоустановленность хорошо усваивалась в тишине и спокойствии единовластия, но не в период междоусобиц.

Кроме того, Церковь установила среди княжеской власти и народа принцип почитания всех властей, а так же была внушена идея богоподобия и боготворения власти.

Таким образом, из этих идей делались 2 вывода:

- власти добиваться насильно нельзя, так как она дарована Богом по его промыслу.

- Бог дает ту власть, которую заслужили по своим делам мирским, так как качество власти санкционируется богоустановленностью.

Из вышеуказанной идеи следует еще один вывод: обладающие властью князья отвечают перед Богом за все, что они совершили облеченные в нее. А из этого следовало главное – князь обязан, будучи верховным попечителем Церкви, хранить чистоту веры и ограждать православный народ от соблазнов.

Таким образом, воспитав на вышеуказанных принципах из князей опекуна Церкви, она получила его и стала с ним считаться.

Добавлю, что власть Церкви в этот период через Единство Русской Церкви противодействовало разделу и распаду на мелкие княжества Руси, что так же влияло на единство власти князей.

 

                                   

                                        

                              

 

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 240.