Русская Церковь в XIII-XV в. Автокефалия Русской Церкви
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Русская Церковь в XIII-XV в. Автокефалия Русской Церкви.

 

Содержание

1. Русская Церковь в период монгольского ига. Митрополиты Кирилл II и св. Максим. Духовно-нравственные причины кризиса Руси. ……………………….2

1.1 Общая картина накануне монголо-татарского вторжения

1.2 Батыево разорение……………………………………………………………….2

1.3 Отношение монголо-татар к христианству. Распространение Православия среди татар…………………………………………………………………………………..3

1.4 Мученики периода монголо-татарского ига……………………………………….3

1.5 Значение Русской Церкви в период ига…………………………………………….4

1.6 Митрополиты Кирилл и Максим и их деятельность……………………………….4

2. Постепенное изъятие церковных областей юго-западной Руси из юрисдикции митрополита всея Руси. Литовская и Галицкая митрополии………………………..……6

2.1 Галицкая митрополия………………………………………………………………..6

2.2 Попытки разделения Киевской митрополии……………………………………….6

2.3 Попытки изъятия литовских и польских православных из юрисдикции русского митрополита………………………………………………………………………………… .7

2.4 Митрополиты Литовско-русские Роман и Киприан, Григорий Цамвлак. Митрополит Галицкий Антоний…………………………………………………………….8

3. Участие Русской церкви в объединительном процессе вокруг Москвы. Святые митрополиты Пётр,Феогност,Алексий………………………………………………….…9

3.1 Митрополит Пётр…………………………………………………………………….9

3.2 Митрополит Феогност………………………………………………………………..9

3.3 Митрополит Алексий…………………………… …………………………………10

4. Русская Церковь после кончины св. Алексия. Свв. Митрополиты Киприан и Фотий…………………………………………………………………………………………11

4.1 Кто такой будущий митрополит Киприан, и как он попал на Русь?......................11

4.2 Митрополит Фотий (1408—1431 гг.)……………………………………………….12

5. Флорентийская уния и её значение для Русской Церкви. История автокефалии Русской Церкви………………………………………………………………………………14

5.1 Обстановка накануне принятия унии……………………………………………….14

5.2 Принятие унии………………………………………………………………………..14

5.3 Возвращение на Русь и последствия………………………………………………..15

6. Особенности внутреннего устроения Русской Церкви в период монгольского ига 16

6.1.       Устроение Русской Церкви в монгольский период………………………….16

6.2.       Русские митрополиты, их значение в жизни Церкви и государства………..17

6.3.       Митрополичья власть и епархиальные архиереи…………………………….18

6.4.       Особенности положения Новгородского архиепископа…………………….18

6.5.       Епархии Русской Церкви………………………………………………………18

6.6.       Приходское духовенство……………………………………………………….19

7. Русское монашество «монгольской эпохи». Церковное искусство в XIV-1-й половине XV вв. ………………………………………………………………………………..20

7.1 Возрождение монашества…………………………………………………………......20

7.2 Церковное искусство в XIV-1-й половине XV вв…………………………………….22

8. Взаимоотношения властей, Церковной и государственной в домонгольский период…………………………………………………………………………………………...22

8.1Взаимоотношения властей, Церковной и государственной………………………….22

в домонгольский период………………………………………………………………...…22

8.2.       Взаимоотношения властей, Церковной и государственной

в монгольский период……………………………………………………….……………..24

 

1.Русская Церковь в период монгольского ига. Митрополиты Кирилл II и св. Максим. Духовно-нравственные причины кризиса Руси. [1 гл.6-7]

 

Общая картина накануне монголо-татарского вторжения

Киевская Русь распадается на множество удельных княжеств. Андрей Боголюбский созидает княжение во Владимиро-Суздальской земле. Единой державы больше не было. Церковь является связующим и объединяющим фактором. В единстве Русской Церкви выразилось национально-государственное значение. Духовно-нравственные причины кризиса:

1)«…по грехам нашим навел на нас Господь безбожных агарян» - греховность народа как причина беды - братоубийственная вражда, междоусобия-попрание евангельской заповеди любви к ближнему и братолюбия, за которой неминуемо должно было последовать вразумление.

 2) С середины X века народ в полной мере не воцерковился. Примеры святости (преп. Антоний и Феодосий Киево-Печерские, князья и святители) не исполняли своего предназначения. Имели место двоеверие и пережитки язычества. Бытовало нехристианское отношение к таинству брака (даже в княжеской среде), обряды, насильственное пострижение князей (Киевского Рюрика Ростиславича), иные безнравственные обычаи.

Батыево разорение

Нашествие монголо-татарских орд обозначило новый период в истории Руси и Русской Церкви. По источникам XIII в. численность Батыева воинства была в пределах 300 тысяч человек. Великолепно разработанная тактика сражений, железная боевая дисциплина, основанная на страхе смерти, и страшная жестокость, — вот причины успешного продвижения монголо-татарского войска на Запад. Первое сражение русских в в1223г закончилось поражением на реке Калке.

Идея мировой империи стала главной причиной нашествия татаро-монголов на Русь. После смерти Чингисхана Запад Сибири, нынешний Казахстан, нижнее Поволжье и Северный Кавказ(удел-улус) отошел сыну Джучи, известному на Руси как Батый. Победа монгол над Волжской Болгарией в 1236г. открыла путь на Русь. Поражение на Калке ни чему не научило князей- их разрозненность и вражда привела к падению: Рязани, Владимиро-Суздальской земли, Коломны,Москвы Владимира, Ростова, Ярославля, Переяславль-Залесского, Юрьев-Польского, Дмитрова, Галич-Мерьского и другие. После разорения Северо-Восточной Руси монголо-татары устремились к Новгороду, уничтожив Тверь, Волоколамск и Торжок. Промысл Божий уберег Новгород, татаро-монголы ушли в половецкие степи, что в междуречье Дона и Волги.

Распри и усобицы между князьями продолжались и в 1240 г. пали Чернигов, Переяславль Южный и после осады 6 декабря пал Киев, пришел черед Галицкой, Волынской и Турово-Пинской земель. Погибло множество русских князей и простых людей. Священнослужители во дни Батыева погрома совершали богослужения, исповедовали воинов и горожан, воодушевляли на ратный подвиг.

В 1241 г. армия Батыя разгромила польско-германское воинство под Лигницей в Польше, Богемию и Силезию в Венгрию, Хорватию с Загребом и вышли к берегу Адриатического моря в районе Сплита. Русь, принявшая на себя основной удар, спасла Европу от повторения своей участи.

После смерти в 1242 г. хана Угэдэй, Батый вернулся в 1243 г. на Южную Русь и основывал государство, которое называлось «ханство Кипчакия» или «Золотая (или Синяя) Орда». Оно простиралось от Хорезма на Востоке до Болгарии на Западе, от Руси на Севере до Крыма и Кавказа на Юге со столицей Сарай-Бату (ныне городище Селитряное). Русь стала подконтрольна монголам с правами частичной автономии. С государственной самостоятельностью Руси было покончено. Северо-Восточная Русь и юго-западные княжества смогли, признав Батыя свои верховным государем, сохранить прежнюю структуру княжеского управления и местные династии Рюриковичей. Земли с Киевом, Переяславлем, часть Черниговского княжества и Подолия стали территориями, управляемыми монголами, которые держали там свои войска. Большая часть населения с этих земельа бежала на Северо-Восток или в Галицию. Князья, сохранившие свои уделы, получали от хана ярлык на управление своими княжествами. Визиты в Орду должны были совершать большинство русских князей, которые часто заканчивались смертью для них.

 

Галицкая митрополия

Разрушение Киева как политического и духовного центра Руси обусловило необходимость переноса центра духовной жизни на территорию, управляемую князем, хранящим верность Православию. Таким образом кафедра митрополита Киевского и Всея Руси была перенесена на Северо-Восток Руси во Владимир в 1299 г. Этот процесс начал митрополит Максим, который был грек по происхождению, но истинно русским по духу.

Галицко-Волынские князья, тяготевшие к союзу с Западом, были недовольны этим поступком митрополита. Их не интересовало объединение Руси, ни политическое , ни церковное. Кроме того, они опасались зависимости митрополита от владимирских князей. Поэтому князь Юрий Львович Галицкий начал деятельность, направленную на создание в Галиче своей собственной митрополии. Его труд увенчался успехом. В 1302-1303 г.г. императоре Андронике II Палеологе и патриархе Афанасии Галицкий епископ Нифонт получил титул митрополита и 6 епархий в свою юрисдикцию. Но уже 1305 г. Нифонт умер и Галицкая митрополия была упразднена. Это был первый прецедент, нарушивший единство Русской Церкви.

Отправленный галицким князем Петр был поставлен теми же Андроником II и патриархом Афанасием митрополитом, но не Галицким, а митрополитом единой Русской Церкви.

Во время управления Русской Церковью митрополитом Петром произошла еще одна попытка создания новой митрополии. Инициатором выступил литовский князь Гедимин, который объединил Литву и захватил большие территории Белой и Малой Руси за время своего правления  1315-1341 г.г. Следуя примеру Галицких князей, Гедимин обращается в Константинополь и получает просимое - в 1317 г. на Соборе в Константинополе уже присутствовал Литовский митрополит.

Новая Литовская митрополия тоже просуществовала недолго - при митрополите Феогносте (преемнике свт. Петра) она была упразднена (1328 г.) и, несмотря на старания Феофила Литовского в 1329 г., не была возвращена.

Но попытки дробления Русской Церкви продолжались. На закате своего княжества Галицкий князь Юрий II Андреевич добился от патриарха Исайи открытия Галицкой митрополии (1331 г.), которую Феогносту удалось ввести в свое подчинение в качестве епархии в 1332 г. Галицкая смута возобновилась через 15 лет, когда на фоне Паламистских споров Константинопольский патриарх варлаамит Иоанн XIV в пику исихасту Феогносту открыл митрополию в Галиче (1346 г.).

В это же время Рим предпринимает неудачную попытку ввести унию в Галиции. Феогност смог добиться отмены этой митрополии только в 1347 г., когда к власти в Константинополе пришли император Иоанн Кантакузен и патриарх паламит Исидор. Но вскоре Галицию окончательно захватили поляки, которые стремились к разрыву с Русской Церковью и последующему переходу в католицизм.

 

 

Митрополит Пётр

В домонгольский период кафедра предстоятеля русской церкви находилась в Киеве. Во время внутренней войны в Золотой орде Киев подвергся разорению и в 1299г. мирополит Максим перенёс свою резиденцию во Владимир- на Клязьме. В 1305 митрополит Максим скончался и константинопольский патриарх Афанасий I митрополитом Киевским и всея Руси поставил Петра. Митрополит Пётр, первое время находился в Киеве, но в 1309г. по примеру своего предшественника митрополита Максима, переехал жить во Владимир. Владимирский князь находился во вражде с Тверским Михаилом, который желал, чтобы кафедра предстоятеля находилась в тверском княжестве. С этой целью он оклеветал митрополита Петра, обвинив его в симонии и инициировал осуждение митрополита на Соборе. Собор был созван в 1313г. в Переяславле-Залесском, на котором митрополит Пётр был полностью оправдан.Конфликтом между владимирским и тверским князьями умело воспользовался князь московский Юрий.Он оказал всемерную поддержку митрополиту, после чего Пётр стал часто и подолгу пребывать в Москве, которой в ту пору управлял младший брат князя Юрия- Иван Данилович Калита. Качества князя Ивана Калиты- миролюбие, набожность, щедрость к бедным, а главное –политика укрепления государства нравились митрополиту, и с 1322г. он безвыездно поселился в Москве и не формально переносит церковный центр в Москву. В 1325г. он уже в Москве, а не во Владимире совершает рукоположение на Новгородскую кафедру архиепископа Моисея, тем самым придав значимости Москве. В том же году он погребает убитого в Орде Дмитрием Тверским князя Юрия. Иоанн Калита становится Князем Московским. В 1326г. видя приближение своей кончины и чая возвышение Москвы митрополит Пётр повелел построить соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, в которой и был похоронен 21 декабря 1326г.

 

Митрополит Феогност

После кончины митрополита Петра предстоятелем Руси патриарх поставил грека Феогнгноста , в 1328г. В том же году золотоордынский хан отобрал ярлык на великое княжение у тверских князей и Иван Данилович становится великим князем. Таким образом преемник митрополита Петра, новый митрополит явился ко двору уже великого князя Ивана Калиты. Иван Калита желал назначения своего преемника, но со смирением принял константинопольского грека. Феогност, как и положено, посетил Киев, Владимир, после чего Москву, где и остался жить, так как в Москве жил Великий князь, который оказал ему самый тёплый приём. К тому времени политическая власть была сосредоточена в Москве, и митрополит Феогност приложил силы для единства Русской Церкви, он добивается закрытия Ливтовской митрополии. Галицкие князья вновь добиваются открытия, с тем, чтобы оторвать своих православных подданных от Москвы. В ответ Феогност лично отправляется в Константинополь и в 1332г. добивается отмены митрополии Галица, митрополит Галицкий вновь становится епископом, в подчинении Феогноста. Феогност ставит епископов Новгородского и Тверского, тем самым подтверждает свою юрисдикцию над всей Русью. В 1347г. новый патриарх Константинополя Исидор Вухир подтвердил незаконность Галицкой метрополии, своё решение направил Феогносту и князьям Симеону Гордому и Любарту в Луцк, тем самым прекратил смуту. В 1350г. Первосвятитель заболел и направил ходатайство в Константинополь о поставлении, в случае кончины митрополитом епископа Алексия, своего наместника во Владимире. Скончался святитель Феогност от чумы в Москве, 11 марта 1353г. Святитель Феогност был искренним патриотом Руси, опорой княжеской власти. Тесным союзом великокняжеской власти с митрополией всея Русь, митрополит Феогност способствовал объединительному курсу Московских князей.

Митрополит Алексий.

 

В Константинополе епископа Алексия приняли «прохладно», ставить митрополитом русского священника им не желалось. После продолжительных раздумий, которые продлились целый год, греки согласились поставить Алексия митрополитом Киевским и всея Руси. Перед отъездом из Константинополя в 1355г. митрополит Алексий убедил греков, что ,ввиду фактического перенесения местонахождения кафедры из Киева во Владимир оформить этот факт каноническим определением. На это константинопольцы согласились, так как митрополит-грек Максим перенёс кафедру во Владимир и там покоится, а нынешний митрополит Алексий является епископом Владимирским и там пребывает, и вынесли определение Патриаршего Синода. По возвращении на Русь митрополит Алексий избирает местом пребывания Москву и продолжает политику св.Феогноста по укреплению союза с княжеской властью и объединении Церкви вокруг Москвы. При нём Москва окончательно обретает статус духовного центра Северо-Восточной Руси. Вследствие этого укрепились связи русских земель вокруг Московского княжества. Симеон Гордый, который скончался от той же «московской чумы», что и митрополит Феогност, завещал святителю Алексию стать попечителем его братьев-князей Иоанна Красного и Андрея, и в этом ещё одна из причин пребывания митрополита Алексия в Москве. По смерти Иоанна митрополит Алексий берёт воспитание и опекунство над его малолетним сыном и преемником великого князя Дмитрия Иоанновича,- будущего великого Дмитрия Донского. Связь церковной и светской власти вылилась в фактическое правление Русским государством Предстоятелем Русской Церкви. В самом начале служения митрополита Алексия в 1357г. по требованию хана Золотой Орды Джанибека святитель отправился в Орду исцелять жену хана Тайдулу. Опасная поездка закончилась успешно, жена исцелилась, после чего отношения с ханом Джанибеком гораздо улучшились и укрепились. И ,соответственно, авторитет Москвы и Церкви сильно возрос. К Москве стали обращаться за поддержкой в междоусобных спорах. Святитель Алексий и преп. Сергий Радонежский помогли новгородцам бескровно преодолеть смуту, возникшую между братьями князьями Борисом и Дмитрием. Увещеванием и отлучением от Церкви заставили Бориса уступить княжение брату Дмитрию. Смоленского князя Святослава угрозой отлучения заставил восстановить союзнический договор с Москвой и прекратить поддерживать Литовского князя Ольгерда. Святителю Алексию удалось отстоять титул великого княжения молодого князя Дмитрия. Когда в 1360г. Суздальский князь выхлопотал в Орде ярлык на великое княжение, вмешательство и ходатайство святителя Алексия позволило вернуть ярлык московским правителям. Литовский князь Ольгерд неоднократно предпринимал попытки получения церковной власти над южными землями Руси. Для этого пытался утвердить на Киевской кафедре своего митрополита Романа. Но все попытки, благодаря святителю Алексию, греками были отклонены. То, что не удалось литовцам, удалось польскому королю Казимиру, в1371г. патриархом был поставлен Галицкий митрополит. Литовцы тоже потребовали митрополита и в 1375г. получили своего Киевского митрополита и на Руси образовалось три метрополии- Галицкая, Киевско-Литовская и Владимиро-Московская. За время своего пребывания первосвятителем, митрополит Алексий покровительствовал монашеству, основал 3 монастыря в своей епархии и три в Москве: Спасский Андронников, Алексеевский женский (на Остоженке) и Чудов в честь «чуда архистратига Михаила в Хонех», в котором он и погребён 12 февраля 1378г., потрудившись на кафедре всероссийской метрополии 24 года.

 

Принятие унии

 

Отрицательно настроенный к новому митрополиту великий князь Василий, из-зна неустойчивости своего положения, все же решает не устраивать скандал. Исидор только приехав в Москву, сразу начинает готовиться к отбытию на собор в Феррару, убедив великого князя, что с Западом можно примириться без ущерба Православию.

Исидор в сентябре 1437 г. отбывает в Феррару с большой помпой, имея свиту в 100 человек, в составе которой был епископ Авраамий Суздальский и обоз в 200 лошадей, везущий имущество митрополита, пожалованное ему Василием.

Еще по дороге на собор, стала очевидна приверженность Исидора к унии, в Ливонии он будучи встречен латинянами и православными, в первую очередь прикладывался к католическому кресту, заходил в костелы, не посещая православных храмов. В августе 1438 г., Исидор прибывает на собор, который уже шел с апреля 1438 г. и делегация греков к этому моменту, уже находилась в Феррару, поддавшись уговорам Папы Евгения IV не ехать на Базельский собор, который постановил, что собор выше папы и может низлагать его. На Базельском соборе, поддерживаемым большинством монархов Европы, у греков с Римом был бы больший шанс вести настоящий богословский диалог о воссоединении Церквей и давало возможность получить реальную помощь в борьбе с турками.

С начало собора по октябрь, шли переговоры о вопросе чистилища и состоянии праведников после смерти и Исидор прибыл уже к финалу этого диалога, который не принес результатов и греки отказывались его принять, тогда император стал на православных оказывать грубое воздействие, урезав им содержание и приказав никого не выпускать из города. Снова начались заседания, на которых обсуждалось filioque, но и это ни принесло никакого результата и несогласным опять перестали выдавать средства на проживание. В феврале 1439 г., собор переезжает во Флоренцию, где опять идут прения по вопросу filioque, на которых с православной стороны выступил крупнейший богослов свт. Марк Эфесский, аргументировано раскритиковавший нововведения латинян. Прения не принесли результата, обе стороны остались при своих мнениях. Раздраженный Папа Евгений, предъявляет грекам ультиматум, либо принять латинское учение до Пасхи, либо уезжать к себе обратно. Заседания собора заканчиваются и начинаются личные встречи папы с греками, на которых он при помощи ограничений и щедрых подарков, смог склонить на свою сторону многих византийских делегатов. Среди наиболее ревностных поборников в борьбе за соединение с Римом, был и митрополит Исидор. Греков убеждают принять латинские догматические нововведения и 5 июля 1439 г. уния подписывается всеми участниками, кроме Марка Эфесского. Исидор ставит свою подпись с характерной припиской: "подписуюсь с любовью и одобрением", а Авраамия Суздальского насильно принудили к подписанию, после которого он бежал домой, где покаялся и рассказал о творящемся на соборе. За большую роль в деле подписания унии, Исидору Римским Папой был дарована кардинальская шапка и особый титул "легата от ребра апостольского", в его юрисдикцию передают не только Русь с Литвой, но и Польскую Галицию с Ливонией.

 

Епархии Русской Церкви

Епархиальное устроение в монгольский период сильно изменилось:

- из-за страшного разорения ряда земель были упразднены епископии: Черниговская, Переяславская, Белгородская и Юрьевская (в домонгольский период обе были викаритствами при Киевской митрополии);

- в 1250 г. была перенесена кафедра из Угровска в Холм, ставший новой столицей князя Даниила Галицкого;

- другие кафедры, хотя и сохранились, однако, как можно полагать, довольно долго (до XIII – начала XIV в.в.) бывали вакантными;

- Владимирская епархия, восстановленная в 1274 г., с 1299 г. стала основной частью митрополичьего округа после того, как резиденция Предстоятеля Русской Церкви была перенесена во Владимир;

- в связи с изменениями на политической карте Руси, последовавшими за монгольским нашествием, созданы новые епархии: Сарайская (1261), Тверская (1271), Суздальская (1347), Брянская (1360), куда перемещается древняя кафедра Черниговских епископов, Пермская (1383), Луцкая (1 половина XIII века), Звенигородская (1389), просуществовавшая, однако, недолго. 

Всего на рубеже XIV-XV в.в. в Русской Церкви было 18 епархий, из которых:

- 9 (включая Московскую митрополичью область) находились на территории Северо-Восточной Руси: Владимиро-Московская, Новгородская, Ростовская, Суздальская, Рязанская, Тверская, Сарская, Коломенская и Пермская;

- 9 (не считая митрополичьей Киевской) находились под властью литовских князей: Черниговско-Брянская, Полоцкая, Смоленская, Галицкая, Перемышльская, Владимиро-Волынская, Холмская, Туровская и Луцкая.

Владыки всех епархий носят титул епископов, за исключением новогородского, который, как и в домонгольский период, именуется архиепископом.

 

Приходское духовенство

Характерными чертами приходского духовенства в монгольский период были:

- очень низкое социальное положение, которое колоссально отличалось от положения архиереев. Приходские клирики были обложены в пользу епископата податями и повинностями, сбор которых обеспечивали архиерейские десятинники;

- рядовое приходское духовенство было по преимуществу выборным. Община определяла кандидата и ходатайствовала за него перед архиереем;

- нахождение на содержании у общины, которая выделяла клирику в пользование земельный надел, а также незначительную ругу (чаще натуральными продуктами);

- низкий уровень грамотности, а также духовно-нравственное оскудение, причинами которых были разруха и разорение, постигшие Русь в результате татарского нашествия, - люди были заняты лишь физическим выживанием.  

6.7.       Возрождение русского монашества в XIV столетии.

Возрождение русского монашества началось лишь спустя столетие после нашествия Батыя, в середине XIV века. К началу XIV века Русь пребывала в крайне плачевном состоянии. Страна была разгромлена, практически уничтожена. Материальные и людские потери были огромны. Почти целое столетие Русь не могла оправиться от шока, полученного от Батыева погрома. Помимо материально-технических и демографических проблем, имело место духовное одичание народа, безграмотность, безкультурье, возрождение языческих суеверий, падение нравов, угасание предания и традиций. Поэтому во второй половине XIII – начале XIV в.в. практически нет канонизированных монахов. «Мерзость запустения», царившая почти повсюду, не могла произвести из себя подлинных подвижников иноческой жизни.

Несколько десятилетий мира и тишины, обеспеченные мудрой политикой св. князя Александра Невского и купленные на собранные Калитой с кровью и слезами по всей Руси деньги, дали возможность передохнуть и, главное – воспитать новое поколение, которое уже не ведало панического страха перед Ордой и могло вспомнить о прошлом и дерзнуть возродить его. Люди этого поколения вышли потом на Куликово поле, к ним же принадлежал преп. Сергий Радонежский и его сподвижники, взявшие на себя подвиг возрождения русского монашества.

А начале процесса возрождения монашества превалировала материальная составляющая – восстановления храмов и монастырских построек, духовной составляющей неоткуда было взяться, поскольку в иноки приходили представители того же одичалого народа, а нить преемственности была прервана. Почти все монастыри того времени – очень бедные, особножительные, с малым количеством иноков, с низким уровнем духовного образования, монастыри, где каждый спасался в меру своих представлений об иноческом подвиге.

Усилиями митрополитов Петра и Феогноста духовно-нравственная обстановка на Руси поправляется, появляется новое поколение, искренне стремящееся к возрождению лучших монашеских традиций. Но не находя в духовно скудных монастырях того, чего жаждет их душа, они, как когда-то преп. Антоний, уходят в отшельничество. Именно с него начинают свой подвиг множество подвижников:

- преп. Сергий со своим братом Стефаном уходит в Радонежские леса;

- преп. Димитрий Прилуцкий – в Вологодскую землю;

- преп. Пахомий Нерехтский – в костромские леса, покинув монастырь во Владимире;

- преп. Стефан Махрищский – в Московскую землю, покинув Киево-Печерскую Лавру;

- преп. Сергий и Герман – на острове Валаам;

- преп. Кирилл Челмогорский устраивает свой скит на далеком севере, вблизи Каргополя;

- преп. Дионисий Суздальский устраивает свой Печерский монастырь вблизи Нижнего Новгорода по образу родной для него Киево-Печерской Лавры.

Эти отдельные подвижники начинают возрождать утраченную монашескую традицию. Вскоре возле них собираются их ученики, создаются монастыри с общежительным уставом. Так началось возрождение русского монашества.

 

7. Русское монашество «монгольской эпохи». Церковное искусство в XIV -1-й половине XV вв. [1 Лекция 14 ], [4]

Возрождение монашества

С начала XIV в. на Руси происходит возрождение монашества. Возникают монастыри с общежительным уставом, которые начали играть важную роль в общественной, культурной и политической жизни. Из первого жития Сергия Радонежского, написанного его учеником Епифанием Премудрым, можно понять величину вклада преподобного в развитие русского монашества. Достижение благодатного и просветленного пути достигается осознанным выбором монашества. Преп. Сергий в монашестве прежде всего видит путь спасения. Такое понимание монашества стало образцом для его учеников – лучших представителей русского монашества в дальнейшем. Преп.Сергий и большинство его последователей принадлежали к знатным аристократическим семьям, а главным средством смирения гордыни они видели в труде. Своим трудом они не только содержат себя, свои монастыри, но и формируют вокруг монастырей школы, лечебницы. Более того они имеют возможность ежедневно обеспечивать нуждающихся крестьян в питании, т.е. трудятся во благо ближнего.

Эпоха монашества «монгольской эпохи» заложила фундамент для всего русского монашества впоследствии. Для неё особенно характерна обращенность достигшего духовной высоты подвижника к народу и служение ему, появление такого явления как старчество. К другим основным чертам развития русского монашества в этот период относятся:

Переосмысление сути монашеского пострига, т.е. сам постриг не является гарантией спасения, его нужно заслужить через исполнение монашеских обетов.

Физический труд рассматривается как необходимый компонент всего аскетического делания монаха. Труд – необходимое условие для выживания подвижников в северных условиях.

Отход от отшельничества и становление общежительных монастырей. Этот переход связан главным образом с именем прп. Сергия Радонежского.

Для подвижников характерно умное делание, связанное с глубочайшим молитвенным напряжением. Через этот мистический путь проходит постижение глубин богословия, возникает необычное для Руси пристальное внимание троическому догмату. Вершина — созерцание тайны Пресвятой Троицы.

Укрепление монастырей привело к усилению их роли в жизни государства. Монастыри оказывают поддержку Московским князьям. Возрастает роль монастырей в освоении отдаленных земель, в том числе севера России.

С ослаблением и окончанием татаро-монгольского ига у монастырей появляются земельные угодья, их положение стабилизируется.

Монастырям стала принадлежать ведущая роль в развитии благотворительности и церковного искусства. Ведущая роль в возрождении монашества принадлежит преп. Сергию Радонежскому (1314-1392), его ученикам и близким друзьям («собеседникам»). Ученики и близкие преп. Сергия основали многочисленные обители по всей Руси, около 180 монастырей. Основанную им обитель прп. Сергий посвящает Пресвятой Троице, впервые на Руси уделяя особое внимание Троическому догмату – цель молитвы и монашеского жития, таинственное созерцание Божества. За этим стоит одинаковая практика с афонскими монахами-исихастами (паламитами), с которыми прп. Сергий поддерживал тесную связь. Одновременно с прп. Сергием устраивали обители преп. Стефан Махрищский и преп. Пахомий Нерехтенский. Прп. Кирилл Белозерский, не являясь непосредственным учеником Сергия, основал свой знаменитый Кириллов-Белозерский монастырь, который в течение всего XV столетия продолжал воспитывать подвижников, основывавших новые обители (преп. Зосима положил начало Соловецкому монастырю, прп. Ферапонт дал начало Ферапонтову монастырю на Белом озере и Лужецкому вблизи Можайска). Дружба Кирилла Белозерского с афонскими монахами Дионисием Святогорцем и его учеником прп. Дионисием Глушицким стала символом соединения школы преп. Сергия с заново усвоенной на Руси греческой традицией иночества. В результате на Русском Севере их учениками было основано огромное количество обителей. Не случайно Русский Север получил прозвание Русской Фиваиды.

Друзья («собеседники» преп. Сергия), основавшие обители, – прп. Кирилл Белозерский, прп. Зосима, прп. Ферапонт, прп. Димитрий Прилуцкий, прп. Пахомий Нерехтский, равноап. Стефан Пермский, прп. Стефан Махрищский и др. Наиболее известные ученики преп. Сергия, которые основали другие обители, – прп.Никон Радонежский, прп.Сергий Нуромский, прп. Павел Обнорский, прп. Сильвестр Обнорский, прп. Авраамий Чухломский, прп. Иаков Железноборский, прп. Мефодий Пешношский, прп. Савва Сторожевский и др. Характерная черта почти всех учеников прп.Сергия: начав с общего жития, они достигают той духовной высоты, которая требует уединенного созерцательного образа жизни. Но за уходом в «пустыню» впоследствии непременно следует традиционное собирание вокруг себя учеников и создание новой обители. Одновременно оформляется монастырское землевладение, которое раньше не существовало, потому что «древними отцами не предано владеть монахам селами и землями, дабы не связывать себя мирским попечением» и из-за набегов татар. Монастырское хозяйство было необходимо для просветительской и благотворительной деятельности – страноприимства, больниц, школ, гостиниц и богаделен. Кроме того, монастыри занимали ведущую позицию в переписывании и изготовлении книг. Монастырское землевладение было выгодно и для крестьян. Земли не облагались разного рода налогами, а крестьяне с таких земель освобождались от принудительных работ для нужд князя. Монахи относились к работникам человеколюбиво. Поэтому вокруг каждого монастыря добровольно возникали сельские поселения. Частым явлением был переход крестьян с боярских земель на монастырские (до крепостного права). Таким образом, монастыри становились мощным фактором колонизации и освоения малонаселенного Русского Севера.

Противниками монастырей в основном выступают крупные землевладельцы, боявшиеся конкуренции.

 

В домонгольский период.

 

 

Христианской церковью на Русь принесена идея – Церковь и светская власть, есть отдельные учреждения. Однако идея первоначально не прижилась, так как государство имело патриархальное сознание не позволяющее разделить, а наоборот объединить оба учреждения и значит объединить обе власти в одну.

Светская власть вполне с этим согласилась и на основании размытости своих прав и обязанностей, как государства стало делится ими с Церковью. Права у Церкви стали расширятся, как стали расширятся и материальные запасы, передаваемые ему государством. Конечно, нужно понимать, что этому способствовало, то что митрополитами во весь домонгольский период были греки назначенные Константинополем. Поэтому они были самостоятельны. В случае конфликта митрополит мог апеллировать в Константинополь и мог не опасаться смещения.

Церковь могла, но не стала настаивать на передаче им полномочии представителей князя на местах епископий и, соответственно, не заместила наставников князей, их власть решать, в том числе и судебные вопросы.

Зато Церковь стала неким посредником в урегулировании спорных вопросов между делящими светскую власть князьями. Т. е. Церковь была втянута в круговорот внутренней политики.

Церковь с честью заняла путь христианского нейтралитета, не вмешиваясь в интриги дележа светской власти(кроме еп.Антония и еп. Порфирия нагло полезшими решать со своим интересом дела князей).

Но в большинстве случаев, Церковь остановила множество кровавых ссор князей (например, митр. Николай, еп. Ефремий).

Итак, Церковь получила положение посланников князей.

Кроме того, иерархия в связи с грамотностью церковнослужителей получила роль дельцов секретарей) при князях.

В результате к концу Киевского периода иерархи Церкви заняли место сотрудников князей в их государственной деятельности.

Но власть светская также влияла на власть Церкви благодаря:

- Сильному влиянию князей на установление епископов на кафедру;

- Возможности князей своей властью расправится с неугодным епископом (например, ссылки) без участия церковного суда.

Вышеуказанное приводило к давлению светской власти на церковную власть. Отсюда самовластное отношение князей к епископам, иногда передающее власть над церковью Руси в руки князей ( например, принесение мощей свв. Бориса и Глеба только с разрешения князя).

Нельзя не отметить, что Церковь установила для светской власти главное – ее авторитет. Установлено это путем проповеди князьям и народу, что власть князей, есть власть богоустановленная.

Богоустановленность хорошо усваивалась в тишине и спокойствии единовластия, но не в период междоусобиц.

Кроме того, Церковь установила среди княжеской власти и народа принцип почитания всех властей, а так же была внушена идея богоподобия и боготворения власти.

Таким образом, из этих идей делались 2 вывода:

- власти добиваться насильно нельзя, так как она дарована Богом по его промыслу.

- Бог дает ту власть, которую заслужили по своим делам мирским, так как качество власти санкционируется богоустановленностью.

Из вышеуказанной идеи следует еще один вывод: обладающие властью князья отвечают перед Богом за все, что они совершили облеченные в нее. А из этого следовало главное – князь обязан, будучи верховным попечителем Церкви, хранить чистоту веры и ограждать православный народ от соблазнов.

Таким образом, воспитав на вышеуказанных принципах из князей опекуна Церкви, она получила его и стала с ним считаться.

Добавлю, что власть Церкви в этот период через Единство Русской Церкви противодействовало разделу и распаду на мелкие княжества Руси, что так же влияло на единство власти князей.

 

                                   

                                        

                              

 

 

В монгольский период.

В монгольский период Церковь Руси изменила резиденцию митрополитов. Значение Киева, как политического центра упал. С южного центра митрополиты перебрались в северный центр. И в связи с неустойчивостью самого политического центра (Тверь, Владимир, Москва), а вернее борьбы за него митрополиты вынуждены вступить в борьбу политическую. Это дает толчок к увеличению власти Церкви и ее значении в жизни государства, что в свою очередь понуждает князей иметь митрополитов из русских. Это все приводит к разрыву отношений светской и церковной власти с Костантинопольским Патриархатом на основании Флорентийской унии. Возникает порядок самостоятельного избрания и поставления себе автокефальных митрополитов на Москве.

С этого момента идет резкое падение Церковной власти, так как утерян внешний источник являвшийся опорой Русской православной Церкви – Константинопольский патриархат.

В свою очередь светская власть князей возрастает и поглощает Церковную власть. Князь становится согласно византийской идее патронатом над всеми православными христианами.

Воля князя подчиняет власть Церкви и она с этим соглашается.

 

 

Литература.

 

 

1. Петрушко В.И. Курс лекций по истории Русской Церкви.

2. Беглов А. История Русской Церкви XX века. Аудиолекции. Лекция 1. Периодизация истории Русской Церкви.

3. Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви.

4. Житие прп. Сергия Радонежского

Русская Церковь в XIII-XV в. Автокефалия Русской Церкви.

 

Содержание

1. Русская Церковь в период монгольского ига. Митрополиты Кирилл II и св. Максим. Духовно-нравственные причины кризиса Руси. ……………………….2

1.1 Общая картина накануне монголо-татарского вторжения

1.2 Батыево разорение……………………………………………………………….2

1.3 Отношение монголо-татар к христианству. Распространение Православия среди татар…………………………………………………………………………………..3

1.4 Мученики периода монголо-татарского ига……………………………………….3

1.5 Значение Русской Церкви в период ига…………………………………………….4

1.6 Митрополиты Кирилл и Максим и их деятельность……………………………….4

2. Постепенное изъятие церковных областей юго-западной Руси из юрисдикции митрополита всея Руси. Литовская и Галицкая митрополии………………………..……6

2.1 Галицкая митрополия………………………………………………………………..6

2.2 Попытки разделения Киевской митрополии……………………………………….6

2.3 Попытки изъятия литовских и польских православных из юрисдикции русского митрополита………………………………………………………………………………… .7

2.4 Митрополиты Литовско-русские Роман и Киприан, Григорий Цамвлак. Митрополит Галицкий Антоний…………………………………………………………….8

3. Участие Русской церкви в объединительном процессе вокруг Москвы. Святые митрополиты Пётр,Феогност,Алексий………………………………………………….…9

3.1 Митрополит Пётр…………………………………………………………………….9

3.2 Митрополит Феогност………………………………………………………………..9

3.3 Митрополит Алексий…………………………… …………………………………10

4. Русская Церковь после кончины св. Алексия. Свв. Митрополиты Киприан и Фотий…………………………………………………………………………………………11

4.1 Кто такой будущий митрополит Киприан, и как он попал на Русь?......................11

4.2 Митрополит Фотий (1408—1431 гг.)……………………………………………….12

5. Флорентийская уния и её значение для Русской Церкви. История автокефалии Русской Церкви………………………………………………………………………………14

5.1 Обстановка накануне принятия унии……………………………………………….14

5.2 Принятие унии………………………………………………………………………..14

5.3 Возвращение на Русь и последствия………………………………………………..15

6. Особенности внутреннего устроения Русской Церкви в период монгольского ига 16

6.1.       Устроение Русской Церкви в монгольский период………………………….16

6.2.       Русские митрополиты, их значение в жизни Церкви и государства………..17

6.3.       Митрополичья власть и епархиальные архиереи…………………………….18

6.4.       Особенности положения Новгородского архиепископа…………………….18

6.5.       Епархии Русской Церкви………………………………………………………18

6.6.       Приходское духовенство……………………………………………………….19

7. Русское монашество «монгольской эпохи». Церковное искусство в XIV-1-й половине XV вв. ………………………………………………………………………………..20

7.1 Возрождение монашества…………………………………………………………......20

7.2 Церковное искусство в XIV-1-й половине XV вв…………………………………….22

8. Взаимоотношения властей, Церковной и государственной в домонгольский период…………………………………………………………………………………………...22

8.1Взаимоотношения властей, Церковной и государственной………………………….22

в домонгольский период………………………………………………………………...…22

8.2.       Взаимоотношения властей, Церковной и государственной

в монгольский период……………………………………………………….……………..24

 

1.Русская Церковь в период монгольского ига. Митрополиты Кирилл II и св. Максим. Духовно-нравственные причины кризиса Руси. [1 гл.6-7]

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 290.