Вместо заключения: здоровье — предпосылка делового успеха
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

По мнению специалистов Всемирной организации здравоохранения, под «здоровьем понимается не толь­ко отсутствие болезней и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благо­получие». В определении подразумевается, что у здо­рового человека не нарушена структура и функция (де­ятельность) органов и тканей (биологическая или фи­зическая компонента), сохранено привычное настрое­ние и хорошая адаптивность (приспосабливаемость) к воздействию повседневных факторов внешней среды (психическая компонента) и отмечается высокое каче­ство жизни (оценка своего материального и социаль­ного статуса как удовлетворительного — социальная компонента).

Со свойственной мне критичностью я обдумал предлагаемое образованными коллегами определение и засомневался — существуют ли абсолютно здоровые люди? Однако врачи рассеяли мое сомнение, подтвер­див, что таковые есть. Правда, подчеркнули они, здо­ровых людей становится все меньше, и это связано с ухудшением эколого-профессиональной обстановки не только в нашей стране, но и в мире в целом. Образ жиз­ни жителей цивилизованных стран становится все бо­лее нездоровым и отсюда большинство проблем. Вме­сте с тем достижения медицины и психологии убеди­тельно свидетельствуют о том, что здоровье можно не только длительно сохранять, но и улучшать его. Эти данные (о них я как-нибудь напишу в другой книге) позволяют с оптимизмом смотреть в будущее и вселя­ют надежду на счастливую старость.

Физическая компонента здоровья может быть оце­нена с использованием различных нагрузочных проб — велоэргометрии, степ-теста, обычного подъема на четвертый этаж по ступенькам и т. д. При этом чем боль­ше частота ваших сердечных сокращений (пульса) в от­вет на стандартную нагрузку (а также частота дыхания и некоторые другие параметры), тем хуже физическое здоровье.

Психическая компонента проявляется в на­строении, чувствах, мыслях и поступках человека. Ос­новными критериями психического здоровья считают стандартность поведения в обычных ситуациях (пове­дение соответствует принятому в данной группе), же­лательность этого поведения (не доставляет проблем окружающим) и эмоциональную адекватность (эмоции соответствуют реальности).

Социальное благополучие проявляется в удовлетворении своим положением в обществе, работой, семьей, зарплатой и т. д.

Несколько наукообразная преамбула к заключи­тельному разделу книги побудила меня изменить стиль и перейти на бытовой, понятный каждому из нас язык. Позволю себе предложить формулировку: «хороший руководитель (менеджер, управленец, специалист, на­чальник и т. д.) — только здоровый руководитель». А здоровье руководителя (в этом, надеюсь, не сомнева­ются уважаемые читатели) на 95% зависит от самого руководителя. При прочих равных условиях можно полагать, что чем лучше здоровье руководителя, тем эффективней его управленческие воздействия, деловое общение, восприятие окружающих, решение производ­ственных проблем.

Руководитель в силу обстоятельств постоянно на­ходится в центре внимания, не может позволить себе заболеть, поскольку состояние его здоровья немедлен­но отражается на внешнем виде, голосе и движениях. Основная рекомендация, которую я всегда даю руко­водителям, звучит так: «Помните: вы очень нужны себе и другим, так любите же себя и будьте к себе внима­тельнее. От вашего эмоционального настроя зависит то, как вы будете реагировать на критику. Когда вы уверены в себе, вам важнее всего ваше собственное мнение, вам легче доминировать над превратностями вашей лич­ной или профессиональной жизни. Смотрите на невзго­ды как на возможность испытать себя и проверить, спо­собны ли вы быть хозяином своей жизни».

Позволю себе дать несколько советов руководите­лям.

1. Старайтесь не заболеть инфекционными заболе­ваниями

Сделайте все от вас зависящее, чтобы избежать ин­фекционных болезней. Так как вы постоянно имеете дело с большим количеством людей, совершенствуйте собственные методы защиты. После пожатия рук в тол­пе обязательно мойте их перед тем, как коснуться лица, и перед приемом пищи. Мойте руки после прикоснове­ний к лестничным перилам, кнопке лифта, дверной руч­ке  Старайтесь находиться на возможно большем рассто­янии от людей с кашлем или простудой. Когда кто-то кашляет или чихает, отворачивайте голову в сторону. По­просите доктора прописать вам профилактическое сред­ство против инфекционных болезней. Мой собственный опыт свидетельствует, например, о высокой эффектив­ности приведенного курсового приема эхинацеи. Сей­час многие верят, что освоение релаксационных мето­дик может повысить иммунитет к простудам. Что ж, это логично, ведь когда вы очень устаете и плохо отдыхаете, сопротивляемость вашего организма резко падает, и вы становитесь более уязвимыми

2. Бросайте курить

В наши дни тот факт, что курение пагубно влияет на здоровье, стал уже общепризнанным. Теперь далее в самолетах — вне зависимости от продолжительности полета — или ограничивают, или вообще запрещают ку­рение. Курение напрямую связано с качеством голоса Скопление табачного дыма внутри легких ограничива­ет вашу способность дышать. Под воздействием никотина кровеносные сосуды сужаются, работа сердца ста­новится более тяжелой, затрудняется подача кислоро­да в мозг. Дым сигареты раздражает чувствительную оболочку ваших легких и горла, что может стать при­чиной кашля. Говорят, что дым сигареты, тлеющей в пе­пельнице, содержит больше вредных ингредиентов, чем дым, который вдыхает сам курящий.

Принимая во внимание все вышесказанное, перед тем как произнести речь или просто появиться на пуб­лике, избегайте накуренных помещений, старайтесь держаться подальше от курящих. И вообще, когда вы становитесь руководителем, следует серьезно задумать­ся, а не бросить ли вам курить. Тому есть еще одна се­рьезная причина. Если вы заядлый курильщик, то не сможете скрыть от людей свое «прокуренное дыхание» и запах, пропитавший ваши волосы и одежду. Этот за­пах особенно хорошо впитывается шерстяной одеждой. Курение может раздражать некурящих, и вообще, к сло­ву сказать, оно становится весьма непопулярной при­вычкой в наши дни.

3. Занимайтесь физкультурой, боритесь с гиподина­мией

Для улучшения кровотока, тренировки сосудов, улучшения кислородного питания мозга рекомендует­ся вести подвижный образ жизни, систематически раз­минаться или прогуливаться. Если вам приходится продолжительное время стоять или сидеть, необходимо периодически выполнять какие-либо физические уп­ражнения. Прогулка — это отличное упражнение, про­гуливайтесь везде, где только сможете, в любом месте. Перед тем как произносить речь, вы можете походить по коридору, по периметру комнаты, а еще лучше - про­гуляться по улицам. Прогулка способствует снятию на­пряжения, вы успокаиваетесь даже в стрессовой ситу­ации, ваш сон становится крепче. Прогулка — это под­ходящее упражнение для людей любого возраста. Когда вы сидите, то можете выполнять необременительное упражнение: ставить ногу то на пятку, то на носок. Вы можете делать подобное упражнение, сидя за столом или в кресле самолета, особенно во время продолжи­тельного полета. Можно также повращать стопой — это упражнение укрепляет мышцы ног. Стоя за трибуной, вы можете при случае перемещать свой вес с одной ноги на другую или переступать вперед-назад, назад-вперед. Даже простая прогулка по аудитории (лекционному залу) может стать приятным успокаивающим заняти­ем. Есть и другое упражнение, которое вы тоже, веро­ятно, найдете полезным: стоя на пятках, приподними­те носки вверх — насколько сможете. Затем приподни­митесь стоя на цыпочках. Выполните это упражнение попеременно для каждой ноги, как часто говорят, по­шагайте на месте. Вы почувствуете, как усиливается циркуляция крови.

4. Обратите внимание на свое питание От того, какую пищу вы употребляете, зависит и ваше здоровье, и ваш внешний вид. То, что вы едите, влияет на ваш энергетический уровень, на ваше настро­ение, вашу способность трезво мыслить. Основными требованиями к здоровому питанию являются количе­ственная (энергетическая, калорийная) и качественная (баланс белков, жиров, углеводов, витаминов и ми­неральных веществ) достаточность, рациональный ре­жим (распорядок). Разработайте свой специальный (распорядок питания, который работал бы на вас. Не-I которые руководители едят дома, игнорируя заведения общественного питания. Перед ответственными мероп­риятиями избегайте переедания. Тяжелая калорийная или пряная пища может украсть у вас энергию. Не забывайте, на банкете вы имеете право выбирать закус­ки и можете проигнорировать мясные блюда, предпо­чтя им салаты, овощи и жареный картофель. На вече­ринке с коктейлями отдавайте предпочтение подносам с сырыми овощами. Съешьте яблоко, даже если оно выступает в качестве декоративного украшения. По­мните, что, когда мероприятие закончится, вы сможе­те есть все что захотите. Избегайте блюд, выглядящих подозрительно, таких как салаты, заправленные майо­незом, блюда из мяса черепахи или канапе с мясом, изменившим цвет. Нет нужды есть пищу только пото­му, что она находится на столе.

Следует не забывать о воде. Старайтесь употреблять не менее 2-2,5 л воды в сутки. Не заменяйте воду ли­монадом, пивом, кофе или чаем. Когда путешествуете, всегда имейте с собой запас минеральной воды, куда бы вы ни отправлялись. Кофеин вызывает сужение кро­веносных сосудов. Так как кофеин содержится во мно­гих лимонадах, кофе, чае и даже шоколаде, вам следу­ет по возможности отказаться от них. Вряд ли можно назвать хорошей идеей выпить подряд несколько ча­шек кофе, особенно в совокупности с никотином и ал­коголем.

Алкоголь — это депрессант. Обмен веществ наруша­ется даже после принятия одной его дозы (фужер вина, кружка пива, один коктейль), однако последствия в значительной степени зависят от вашего веса, от того, как много вы съедите при этом, и еще от многого-мно­гого другого. Эффект воздействия алкоголя увеличи­вается под ярким светом и в жаркой комнате. Алкоголь снижает способность терморегуляции, при определен­ных обстоятельствах одна доза может подействовать как две или три. Пиво на самом деле отнюдь не охлаж­дает вас, так как вы не получаете при его приеме доста­точного количества жидкости, чтобы регулировать тем­пературу тела. Следует хорошо взвесить, стоит ли при­нимать алкоголь перед тем, как собрать совещание или выступить с публичной речью. Ваша репутация может рухнуть даже после одного эпизода, если вы просто по­кажетесь кому-то пьяным.

5. Научитесь справляться со стрессами Руководитель (менеджер, общественный деятель) очень часто оказывается в стрессовых ситуациях. Впол­не вероятно, что временами вы сталкиваетесь с обсто­ятельствами, которые требуют от вас большего, чем то, на что вы способны. Вы должны предвидеть такие си-| туации и находить пути, как контролировать стресс. Существует множество книг, рекомендующих, как I справиться со стрессом. В мою задачу не входит уде­лять этому вопросу слишком много внимания и углуб­ляться в детали. Я лишь хочу указать на основные не­благоприятные последствия хронических стрессов. К таковым современные медики относят психосомати­ческие заболевания, возникновение неврозов и психо­патий, формирование асоциального привычного пове­дения (алкоголизма, наркомании, токсикомании и дру­гих вредных привычек). Негативный стресс может стать инструментом, воздействующим на вашу иммун­ную систему, он сделает вас уязвимым для простуд и инфекций. Стрессовые ситуации добавляют нагрузку на ваше сердце и кровеносные сосуды. Это может па­губно повлиять на ваш сон, сексуальные функции и общее физическое состояние. Некоторые люди сталки­ваются с ухудшением личной работоспособности, угрожающим их карьере. Слишком продолжительный стресс может привести к срыву, который будет иметь продолжительные негативные последствия.

Учитесь оценивать, когда вы функционируете на пределе своих возможностей. Умейте распознавать сиг­налы, говорящие вам о необходимости справиться со стрессом. Если вы чувствуете, что находитесь в депрес­сии, что постоянно ощущаете усталость, что вам хочет­ся обороняться от других людей или, более того, совсем их не видеть, что вы стали вспыльчивым и вечно недо­вольным, — сделайте что-то, что изменит ваше состоя­ние. Распознавайте проблемы, вызванные именно перегрузкой вашего организма. Оцените пределы ваших возможностей, установите границы, за которые в бу­дущем вам не следует заходить. Переадресуйте простые задания кому-нибудь еще, а сами займитесь более слож­ными вещами. Разбивайте сложные задания на более мелкие, легко выполнимые. Продумывайте ваши пла­ны, ежедневно составляя лист приоритетов. Предвос­хищайте черту, которую нельзя переступать.

По возможности старайтесь окружить себя помощ­никами, которые понимают, что вы можете столкнуть­ся со стрессовыми ситуациями, которые поддержат вас. Они должны быть профессионалами своего дела, людьми тактичными и работоспособными. Штат та­ких помощников может следить за тем, как идут дела, и беречь вашу энергию, если вы сами не можете этого делать.

Обязательно запланируйте время, когда вы сможе­те заняться вещами, от которых действительно полу­чаете наслаждение. Пересмотрите ваш гардероб, рационализируйте рабочее место, систематизируйте необходимые для работы материалы. Заведите хобби или займитесь спортом в свое удовольствие — будь то теннис, футбол, рыбная ловля, изготовление поделок из дерева, работа на садовом участке или коллекцио­нирование каких-нибудь вещей. Развивайте чувство юмора, и вы увидите — ваша жизнь изменится к луч­шему.

В то же время состояние стресса может иметь по­ложительные аспекты. Стресс повысит вашу способ­ность работать на пике своих возможностей. Он на ка­кой-то момент увеличит вашу производительность. Он подготовит вас к встрече с подобными ситуациями. К примеру, ответы на вопросы из зала — положитель­ный опыт воздействия стресса. Контролируемый стресс заставляет ваш организм увеличивать выработку гормонов, что создает у вас некую эйфорию, хорошее настроение и даже ощущение легкого опьянения. Этот вид стресса имеет название «хороший стресс». Неко­торые люди, которые любят бросать вызов судьбе, соревноваться, «ходить по краю» (к примеру, автогон­щики или горнолыжники), специально ищут его. Вы можете даже найти, что ваш облик становится ярче в те моменты, когда вы находитесь в состоянии «хоро­шего стресса».

И наконец, последний и, возможно, самый дельный совет: не пренебрегайте перечисленными рекомендаци­ями. Я верю, что эта книга будет нужным и важным «кирпичиком» вашего управленческого успеха.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Oт автора .........................................................................................3

Введение ........................................................................................5

1. Функции общения ...................................................................9

2. Виды общения ........................................................................19

3. Деловое общение ...................................................................36

4. Перцепция в деловом общении .......................................42

4.1. Механизмы восприятия

в межгрупповом общении .................................................44

4.2. Механизмы восприятия

в межличностном общении ..............................................57

4.3. Перцепция невербальной информации ...............61

5. Коммуникация в деловом общении ................................91

5.1. Вопросы и ответы

в ходе делового общения....................................................96

5.2. Коммуникативные барьеры ...................................108

6. Интеракция в деловом общении ...................................136

6.1. Виды управленческих воздействий ....................137

6.2. Убеждение ....................................................................146

6.3. Внушение ......................................................................157

6.4. Подражание ................................................................162

6.5. Принуждение ..............................................................164

282

6.6. Манипуляция................................................................166

6.7. Критика ........................................................................185

6.8. Формирование благосклонности

и комплименты ..................................................................198

6.9. Уверенность в себе

как фактор взаимодействия ...........................................213

7. Формы делового общения

и управленческих воздействий...........................................225

7.1. Беседа .............................................................................225

7.2. Переговоры ..................................................................237

7.3. Совещания и собрания ............................................243

7.4. Публичная речь ..........................................................252

Вместо заключения:

здоровье - предпосылка делового успеха...........................273

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Аграшенков А. В. Психология на каждый день. М., 1997.

2. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Сов. писатель, 1963.

3. Беркли-Ален М. Забытое искусство слушать / Пер. с англ. СПб., 1997.

4. Берн Э. Трансактный анализ в психотерапии: Сис­темная индивидуальная и социальная психиагрия / Пер. с англ. М.: Академический Проект, 2001.

5. Бигпянова М. Р. Социальная психология: Наука, практика и образ мыслей. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.

6. Бодалев А. А. Восприятие человека человеком. Л.: ЛГУ, 1965.

7. Браун Л. Имидж - путь к успеху. СПб.: Питер, 2000.

8. Бройниг Г. Руководство по ведению переговоров / Пер. с нем. М., 1996.

9. Джуэлл Л. Индустриально-организационная пси­хология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001.

10. Зимичев А. М. Психология политической борьбы. СПб.: Санта, 1993.

11. Кэмерон-Бендлер Л. С тех пор они жили счаст­ливо: НЛП в семейной терапии / Пер. с англ. А. Каре­лин. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2000.

12. Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2000.

13. Маккормак М. X. Секреты бизнеса для всех. Чему до сих пор не учат в бизнес-школе / Пер. с англ. М., 1998.

14. Моль А Социодипамика культуры. М/ Наука, 1973.

15. Общение к развитие психики: Сб. науч. трудов. М., 1988.

16. Панфилова А. П. Деловая коммуникация в про­фессиональной деятельности. СПб.: Знание, 1999.

17. Психология: Учебник / Под ред. А. А. Крылова. М.: ПБОЮЛ, 2000.

18. Психология менеджмента: Учебник / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 2000.

19. Роджерс К. Становление личности: Взгляд на пси­хотерапию / Пер. с англ. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.

20. Стюарт Я., Джойнс В. Современный транзаю-ный анализ / Пер. с англ. СПб., 1996.

21. Тимченко Н. М. Тайны успеха делового общения. Как найти нужное слово в нужное время нужному че­ловеку. СПб, 1995.

22. Ухтомский А. А. Письма. М.; Л.: Наука, 1966.

23. Филатова О. Г. Социальная психология: Конспект лекций. СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 2000.

24. Флоренская Т. А. Диалогические принципы в пси­хологии // Общение и диалог в практике обучения, вос­питания и психологической консультации: Сб. научных трудов. М, 1988.

25. Хофф Р. Я вижу вас голым: как подготовиться к презентации и с блеском ее провести / Пер. с англ. М., 1996.

26. Чаадаев П. Я. Полное собрание сочинений. Т. 1. М.: Наука, 1991.

27. Шейное В. П. Как управлять другими. Как управлять собой: Искусство менеджера. Минск: Амалфея, 1997.

28. Шопенгауэр А. Эристика, или Искусство спорить / Перевод и предисловие князя Д. Цертелева. СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1900.

29. Шостром Э. Анти-Карпеги, или человек-манипу­лятор. М., 1992.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 315.