По мнению специалистов Всемирной организации здравоохранения, под «здоровьем понимается не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие». В определении подразумевается, что у здорового человека не нарушена структура и функция (деятельность) органов и тканей (биологическая или физическая компонента), сохранено привычное настроение и хорошая адаптивность (приспосабливаемость) к воздействию повседневных факторов внешней среды (психическая компонента) и отмечается высокое качество жизни (оценка своего материального и социального статуса как удовлетворительного — социальная компонента).
Со свойственной мне критичностью я обдумал предлагаемое образованными коллегами определение и засомневался — существуют ли абсолютно здоровые люди? Однако врачи рассеяли мое сомнение, подтвердив, что таковые есть. Правда, подчеркнули они, здоровых людей становится все меньше, и это связано с ухудшением эколого-профессиональной обстановки не только в нашей стране, но и в мире в целом. Образ жизни жителей цивилизованных стран становится все более нездоровым и отсюда большинство проблем. Вместе с тем достижения медицины и психологии убедительно свидетельствуют о том, что здоровье можно не только длительно сохранять, но и улучшать его. Эти данные (о них я как-нибудь напишу в другой книге) позволяют с оптимизмом смотреть в будущее и вселяют надежду на счастливую старость.
Физическая компонента здоровья может быть оценена с использованием различных нагрузочных проб — велоэргометрии, степ-теста, обычного подъема на четвертый этаж по ступенькам и т. д. При этом чем больше частота ваших сердечных сокращений (пульса) в ответ на стандартную нагрузку (а также частота дыхания и некоторые другие параметры), тем хуже физическое здоровье.
Психическая компонента проявляется в настроении, чувствах, мыслях и поступках человека. Основными критериями психического здоровья считают стандартность поведения в обычных ситуациях (поведение соответствует принятому в данной группе), желательность этого поведения (не доставляет проблем окружающим) и эмоциональную адекватность (эмоции соответствуют реальности).
Социальное благополучие проявляется в удовлетворении своим положением в обществе, работой, семьей, зарплатой и т. д.
Несколько наукообразная преамбула к заключительному разделу книги побудила меня изменить стиль и перейти на бытовой, понятный каждому из нас язык. Позволю себе предложить формулировку: «хороший руководитель (менеджер, управленец, специалист, начальник и т. д.) — только здоровый руководитель». А здоровье руководителя (в этом, надеюсь, не сомневаются уважаемые читатели) на 95% зависит от самого руководителя. При прочих равных условиях можно полагать, что чем лучше здоровье руководителя, тем эффективней его управленческие воздействия, деловое общение, восприятие окружающих, решение производственных проблем.
Руководитель в силу обстоятельств постоянно находится в центре внимания, не может позволить себе заболеть, поскольку состояние его здоровья немедленно отражается на внешнем виде, голосе и движениях. Основная рекомендация, которую я всегда даю руководителям, звучит так: «Помните: вы очень нужны себе и другим, так любите же себя и будьте к себе внимательнее. От вашего эмоционального настроя зависит то, как вы будете реагировать на критику. Когда вы уверены в себе, вам важнее всего ваше собственное мнение, вам легче доминировать над превратностями вашей личной или профессиональной жизни. Смотрите на невзгоды как на возможность испытать себя и проверить, способны ли вы быть хозяином своей жизни».
Позволю себе дать несколько советов руководителям.
1. Старайтесь не заболеть инфекционными заболеваниями
Сделайте все от вас зависящее, чтобы избежать инфекционных болезней. Так как вы постоянно имеете дело с большим количеством людей, совершенствуйте собственные методы защиты. После пожатия рук в толпе обязательно мойте их перед тем, как коснуться лица, и перед приемом пищи. Мойте руки после прикосновений к лестничным перилам, кнопке лифта, дверной ручке Старайтесь находиться на возможно большем расстоянии от людей с кашлем или простудой. Когда кто-то кашляет или чихает, отворачивайте голову в сторону. Попросите доктора прописать вам профилактическое средство против инфекционных болезней. Мой собственный опыт свидетельствует, например, о высокой эффективности приведенного курсового приема эхинацеи. Сейчас многие верят, что освоение релаксационных методик может повысить иммунитет к простудам. Что ж, это логично, ведь когда вы очень устаете и плохо отдыхаете, сопротивляемость вашего организма резко падает, и вы становитесь более уязвимыми
2. Бросайте курить
В наши дни тот факт, что курение пагубно влияет на здоровье, стал уже общепризнанным. Теперь далее в самолетах — вне зависимости от продолжительности полета — или ограничивают, или вообще запрещают курение. Курение напрямую связано с качеством голоса Скопление табачного дыма внутри легких ограничивает вашу способность дышать. Под воздействием никотина кровеносные сосуды сужаются, работа сердца становится более тяжелой, затрудняется подача кислорода в мозг. Дым сигареты раздражает чувствительную оболочку ваших легких и горла, что может стать причиной кашля. Говорят, что дым сигареты, тлеющей в пепельнице, содержит больше вредных ингредиентов, чем дым, который вдыхает сам курящий.
Принимая во внимание все вышесказанное, перед тем как произнести речь или просто появиться на публике, избегайте накуренных помещений, старайтесь держаться подальше от курящих. И вообще, когда вы становитесь руководителем, следует серьезно задуматься, а не бросить ли вам курить. Тому есть еще одна серьезная причина. Если вы заядлый курильщик, то не сможете скрыть от людей свое «прокуренное дыхание» и запах, пропитавший ваши волосы и одежду. Этот запах особенно хорошо впитывается шерстяной одеждой. Курение может раздражать некурящих, и вообще, к слову сказать, оно становится весьма непопулярной привычкой в наши дни.
3. Занимайтесь физкультурой, боритесь с гиподинамией
Для улучшения кровотока, тренировки сосудов, улучшения кислородного питания мозга рекомендуется вести подвижный образ жизни, систематически разминаться или прогуливаться. Если вам приходится продолжительное время стоять или сидеть, необходимо периодически выполнять какие-либо физические упражнения. Прогулка — это отличное упражнение, прогуливайтесь везде, где только сможете, в любом месте. Перед тем как произносить речь, вы можете походить по коридору, по периметру комнаты, а еще лучше - прогуляться по улицам. Прогулка способствует снятию напряжения, вы успокаиваетесь даже в стрессовой ситуации, ваш сон становится крепче. Прогулка — это подходящее упражнение для людей любого возраста. Когда вы сидите, то можете выполнять необременительное упражнение: ставить ногу то на пятку, то на носок. Вы можете делать подобное упражнение, сидя за столом или в кресле самолета, особенно во время продолжительного полета. Можно также повращать стопой — это упражнение укрепляет мышцы ног. Стоя за трибуной, вы можете при случае перемещать свой вес с одной ноги на другую или переступать вперед-назад, назад-вперед. Даже простая прогулка по аудитории (лекционному залу) может стать приятным успокаивающим занятием. Есть и другое упражнение, которое вы тоже, вероятно, найдете полезным: стоя на пятках, приподнимите носки вверх — насколько сможете. Затем приподнимитесь стоя на цыпочках. Выполните это упражнение попеременно для каждой ноги, как часто говорят, пошагайте на месте. Вы почувствуете, как усиливается циркуляция крови.
4. Обратите внимание на свое питание От того, какую пищу вы употребляете, зависит и ваше здоровье, и ваш внешний вид. То, что вы едите, влияет на ваш энергетический уровень, на ваше настроение, вашу способность трезво мыслить. Основными требованиями к здоровому питанию являются количественная (энергетическая, калорийная) и качественная (баланс белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных веществ) достаточность, рациональный режим (распорядок). Разработайте свой специальный (распорядок питания, который работал бы на вас. Не-I которые руководители едят дома, игнорируя заведения общественного питания. Перед ответственными мероприятиями избегайте переедания. Тяжелая калорийная или пряная пища может украсть у вас энергию. Не забывайте, на банкете вы имеете право выбирать закуски и можете проигнорировать мясные блюда, предпочтя им салаты, овощи и жареный картофель. На вечеринке с коктейлями отдавайте предпочтение подносам с сырыми овощами. Съешьте яблоко, даже если оно выступает в качестве декоративного украшения. Помните, что, когда мероприятие закончится, вы сможете есть все что захотите. Избегайте блюд, выглядящих подозрительно, таких как салаты, заправленные майонезом, блюда из мяса черепахи или канапе с мясом, изменившим цвет. Нет нужды есть пищу только потому, что она находится на столе.
Следует не забывать о воде. Старайтесь употреблять не менее 2-2,5 л воды в сутки. Не заменяйте воду лимонадом, пивом, кофе или чаем. Когда путешествуете, всегда имейте с собой запас минеральной воды, куда бы вы ни отправлялись. Кофеин вызывает сужение кровеносных сосудов. Так как кофеин содержится во многих лимонадах, кофе, чае и даже шоколаде, вам следует по возможности отказаться от них. Вряд ли можно назвать хорошей идеей выпить подряд несколько чашек кофе, особенно в совокупности с никотином и алкоголем.
Алкоголь — это депрессант. Обмен веществ нарушается даже после принятия одной его дозы (фужер вина, кружка пива, один коктейль), однако последствия в значительной степени зависят от вашего веса, от того, как много вы съедите при этом, и еще от многого-многого другого. Эффект воздействия алкоголя увеличивается под ярким светом и в жаркой комнате. Алкоголь снижает способность терморегуляции, при определенных обстоятельствах одна доза может подействовать как две или три. Пиво на самом деле отнюдь не охлаждает вас, так как вы не получаете при его приеме достаточного количества жидкости, чтобы регулировать температуру тела. Следует хорошо взвесить, стоит ли принимать алкоголь перед тем, как собрать совещание или выступить с публичной речью. Ваша репутация может рухнуть даже после одного эпизода, если вы просто покажетесь кому-то пьяным.
5. Научитесь справляться со стрессами Руководитель (менеджер, общественный деятель) очень часто оказывается в стрессовых ситуациях. Вполне вероятно, что временами вы сталкиваетесь с обстоятельствами, которые требуют от вас большего, чем то, на что вы способны. Вы должны предвидеть такие си-| туации и находить пути, как контролировать стресс. Существует множество книг, рекомендующих, как I справиться со стрессом. В мою задачу не входит уделять этому вопросу слишком много внимания и углубляться в детали. Я лишь хочу указать на основные неблагоприятные последствия хронических стрессов. К таковым современные медики относят психосоматические заболевания, возникновение неврозов и психопатий, формирование асоциального привычного поведения (алкоголизма, наркомании, токсикомании и других вредных привычек). Негативный стресс может стать инструментом, воздействующим на вашу иммунную систему, он сделает вас уязвимым для простуд и инфекций. Стрессовые ситуации добавляют нагрузку на ваше сердце и кровеносные сосуды. Это может пагубно повлиять на ваш сон, сексуальные функции и общее физическое состояние. Некоторые люди сталкиваются с ухудшением личной работоспособности, угрожающим их карьере. Слишком продолжительный стресс может привести к срыву, который будет иметь продолжительные негативные последствия.
Учитесь оценивать, когда вы функционируете на пределе своих возможностей. Умейте распознавать сигналы, говорящие вам о необходимости справиться со стрессом. Если вы чувствуете, что находитесь в депрессии, что постоянно ощущаете усталость, что вам хочется обороняться от других людей или, более того, совсем их не видеть, что вы стали вспыльчивым и вечно недовольным, — сделайте что-то, что изменит ваше состояние. Распознавайте проблемы, вызванные именно перегрузкой вашего организма. Оцените пределы ваших возможностей, установите границы, за которые в будущем вам не следует заходить. Переадресуйте простые задания кому-нибудь еще, а сами займитесь более сложными вещами. Разбивайте сложные задания на более мелкие, легко выполнимые. Продумывайте ваши планы, ежедневно составляя лист приоритетов. Предвосхищайте черту, которую нельзя переступать.
По возможности старайтесь окружить себя помощниками, которые понимают, что вы можете столкнуться со стрессовыми ситуациями, которые поддержат вас. Они должны быть профессионалами своего дела, людьми тактичными и работоспособными. Штат таких помощников может следить за тем, как идут дела, и беречь вашу энергию, если вы сами не можете этого делать.
Обязательно запланируйте время, когда вы сможете заняться вещами, от которых действительно получаете наслаждение. Пересмотрите ваш гардероб, рационализируйте рабочее место, систематизируйте необходимые для работы материалы. Заведите хобби или займитесь спортом в свое удовольствие — будь то теннис, футбол, рыбная ловля, изготовление поделок из дерева, работа на садовом участке или коллекционирование каких-нибудь вещей. Развивайте чувство юмора, и вы увидите — ваша жизнь изменится к лучшему.
В то же время состояние стресса может иметь положительные аспекты. Стресс повысит вашу способность работать на пике своих возможностей. Он на какой-то момент увеличит вашу производительность. Он подготовит вас к встрече с подобными ситуациями. К примеру, ответы на вопросы из зала — положительный опыт воздействия стресса. Контролируемый стресс заставляет ваш организм увеличивать выработку гормонов, что создает у вас некую эйфорию, хорошее настроение и даже ощущение легкого опьянения. Этот вид стресса имеет название «хороший стресс». Некоторые люди, которые любят бросать вызов судьбе, соревноваться, «ходить по краю» (к примеру, автогонщики или горнолыжники), специально ищут его. Вы можете даже найти, что ваш облик становится ярче в те моменты, когда вы находитесь в состоянии «хорошего стресса».
И наконец, последний и, возможно, самый дельный совет: не пренебрегайте перечисленными рекомендациями. Я верю, что эта книга будет нужным и важным «кирпичиком» вашего управленческого успеха.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Oт автора .........................................................................................3
Введение ........................................................................................5
1. Функции общения ...................................................................9
2. Виды общения ........................................................................19
3. Деловое общение ...................................................................36
4. Перцепция в деловом общении .......................................42
4.1. Механизмы восприятия
в межгрупповом общении .................................................44
4.2. Механизмы восприятия
в межличностном общении ..............................................57
4.3. Перцепция невербальной информации ...............61
5. Коммуникация в деловом общении ................................91
5.1. Вопросы и ответы
в ходе делового общения....................................................96
5.2. Коммуникативные барьеры ...................................108
6. Интеракция в деловом общении ...................................136
6.1. Виды управленческих воздействий ....................137
6.2. Убеждение ....................................................................146
6.3. Внушение ......................................................................157
6.4. Подражание ................................................................162
6.5. Принуждение ..............................................................164
282
6.6. Манипуляция................................................................166
6.7. Критика ........................................................................185
6.8. Формирование благосклонности
и комплименты ..................................................................198
6.9. Уверенность в себе
как фактор взаимодействия ...........................................213
7. Формы делового общения
и управленческих воздействий...........................................225
7.1. Беседа .............................................................................225
7.2. Переговоры ..................................................................237
7.3. Совещания и собрания ............................................243
7.4. Публичная речь ..........................................................252
Вместо заключения:
здоровье - предпосылка делового успеха...........................273
ЛИТЕРАТУРА
1. Аграшенков А. В. Психология на каждый день. М., 1997.
2. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Сов. писатель, 1963.
3. Беркли-Ален М. Забытое искусство слушать / Пер. с англ. СПб., 1997.
4. Берн Э. Трансактный анализ в психотерапии: Системная индивидуальная и социальная психиагрия / Пер. с англ. М.: Академический Проект, 2001.
5. Бигпянова М. Р. Социальная психология: Наука, практика и образ мыслей. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
6. Бодалев А. А. Восприятие человека человеком. Л.: ЛГУ, 1965.
7. Браун Л. Имидж - путь к успеху. СПб.: Питер, 2000.
8. Бройниг Г. Руководство по ведению переговоров / Пер. с нем. М., 1996.
9. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001.
10. Зимичев А. М. Психология политической борьбы. СПб.: Санта, 1993.
11. Кэмерон-Бендлер Л. С тех пор они жили счастливо: НЛП в семейной терапии / Пер. с англ. А. Карелин. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2000.
12. Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2000.
13. Маккормак М. X. Секреты бизнеса для всех. Чему до сих пор не учат в бизнес-школе / Пер. с англ. М., 1998.
14. Моль А Социодипамика культуры. М/ Наука, 1973.
15. Общение к развитие психики: Сб. науч. трудов. М., 1988.
16. Панфилова А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. СПб.: Знание, 1999.
17. Психология: Учебник / Под ред. А. А. Крылова. М.: ПБОЮЛ, 2000.
18. Психология менеджмента: Учебник / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 2000.
19. Роджерс К. Становление личности: Взгляд на психотерапию / Пер. с англ. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
20. Стюарт Я., Джойнс В. Современный транзаю-ный анализ / Пер. с англ. СПб., 1996.
21. Тимченко Н. М. Тайны успеха делового общения. Как найти нужное слово в нужное время нужному человеку. СПб, 1995.
22. Ухтомский А. А. Письма. М.; Л.: Наука, 1966.
23. Филатова О. Г. Социальная психология: Конспект лекций. СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 2000.
24. Флоренская Т. А. Диалогические принципы в психологии // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации: Сб. научных трудов. М, 1988.
25. Хофф Р. Я вижу вас голым: как подготовиться к презентации и с блеском ее провести / Пер. с англ. М., 1996.
26. Чаадаев П. Я. Полное собрание сочинений. Т. 1. М.: Наука, 1991.
27. Шейное В. П. Как управлять другими. Как управлять собой: Искусство менеджера. Минск: Амалфея, 1997.
28. Шопенгауэр А. Эристика, или Искусство спорить / Перевод и предисловие князя Д. Цертелева. СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1900.
29. Шостром Э. Анти-Карпеги, или человек-манипулятор. М., 1992.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 315.