Формы делового общения многообразны. Среди основных можно выделить следующие:
• беседа;
• переговоры;
• совещания и собрания;
• выступление перед аудиторией (публичная речь);
• прием посетителей и гостей;
• участие в презентациях и выставках;
• работа с документами и др.
Каждая из эгих форм общения предъявляет специфические требования к участвующим в них. Вместе с тем есть нечто общее, что объединяет все эти формы делового общения — стремление тем или иным способом разрешить конкретные деловые проблемы. В своей совокупности перечисленные формы составляют основу управленческого труда руководителя.
Беседа
В труде менеджера беседа является одним из ведущих методов управления и воздействия на подчиненных. Так же широко она используется и в юридической практике, например- при допросах свидетелей и потерпевших, подозреваемых и обвиняемых, в работе с клиентами, адвокатов, с посетителями юридических консультаций. В самом общем виде под деловой беседой понимается осмысленное стремление одного человека или группы людей посредством слова вызвать желание у другого человека или группы людей к действию, которое изменит хотя бы что-то в какой-либо ситуации или установит новые отношения между участниками беседы.
Прежде чем приступать к беседе, целесообразно оценить десять факторов ее успеха:
1. Профессиональные знания менеджера дают возможность для реализации высокой объективности, достоверности и глубины изложения информации, а также для владения ситуацией.
2. Ясность позволяет увязать факты и детали, избежать двусмысленности, путаницы, недосказанности.
3. Наглядность — максимальное использование иллюстративных материалов (документов, информационных источников, таблиц, схем и пр.), общеизвестных ассоциаций и параллелей — снижает абстрактность изложения информации.
4. Постоянная направленность — следует постоянно держать в голове основные задачи беседы и в какой-то мере знакомить с ними собеседника.
5. Ритм — повышение интенсивности беседы по мере приближения ее к концу.
6. Повторение основных положений и мыслей помогает собеседнику воспринять информацию.
7. Элемент внезапности представляет собой продуманную, но неожиданную для собеседника увязку деталей и фактов.
8. Насыщенность рассуждений предполагает необходимость следить за тем, чтобы в ходе беседы чередовались «взлеты», когда от собеседника требуется максимальная концентрация, и «спады», которые используются для передышки и закрепления мыслей и ассоциаций у собеседника.
9. Рамки передачи информации — французский писатель и мыслитель Вольтер как-то сказал: «Секрет быть скучным состоит в том, чтобы рассказывать все».
10. Юмор и ирония в определенной дозе и ситуативно уместно поднимают дух собеседников, их готовность к восприятию даже неприятных аспектов беседы.
К вариантам деловой беседы можно отнести и мимолетный разговор накоротке, и обстоятельную беседу «по душам», и разъяснение своих требований, и спор по ряду вопросов, и попытку добиться согласия по какой-либо проблеме, и многое другое.
Традиционно всякая деловая беседа проходит ряд этапов:
• начало беседы и установление контакта;
• передача информации;
• аргументирование (высказывание своих аргументов, выслушивание доводов собеседника, принятие или опровержение этих доводов);
• подведение итогов, принятие решения.
Начало беседы — это мост между нами и собеседником. На этом этапе решаются следующие задачи:
установление контакта с собеседниками;
создание приятной (комфортной) атмосферы;
привлечение внимания;
пробуждение интереса к беседе;
иногда, если необходимо, и «перехват» инициативы.
Зачастую многие беседы заканчиваются, так и не успев начаться. Почему? Потому что первые фразы беседы оказались слишком незначимыми. А ведь именно несколько первых предложений часто кардинальным образом воздействуют на решение собеседника, выслушивать нас дальше или нет. Собеседники обычно более внимательно слушают именно начало разговора — часто из любопытства, ожидания чего-то нового, для снятия напряжения, возникающего в начале беседы. Именно первые два-три предложения создают внутреннее отношение собеседника к нам и к беседе (рабочую атмосферу).
К типичным примерам губительного для беседы начала П. Мицич относит:
1) извинения и проявления признаков неуверенности: «Извините, если я помешал...», «Умоляю вас выслушать меня.. »;
2) неуважение и пренебрежение к собеседнику: «Я как раз случайно заходил мимо и заскочил на минутку к вам...», «Давайте г вами быстренько рассмотрим этот вопросик...»;
3) попытки первыми вопросами вынуждать собеседника подыскивать контраргументы и занимать оборонительную позицию: «Я бы хотел поговорить с вами о следующей проблеме. Мне кажется, вы крайне заинтересованы в ее обсуждении именно сейчас» На вполне логичный ответ. «Но меня сейчас эта проблема не волнует», — следует парирование: «А почему она вас не волнует сейчас? Какие на это есть причины?» Таким образом, собеседник оказывается в оборонительной позиции, он должен, хочет он этого или нет, искать объяснения, аргументы, о которых заранее и не думал.
В качестве тем, используемых в начале беседы, рекомендуются следующие: какая-либо новость (не шокирующая); собеседник и все, что с ним связано; общие интересы и темы. Последний вариант требует определенной подготовительной работы, так как здесь надо будет действовать наверняка и с первых фраз заинтересовать собеседника.
Приемы начала беседы
Прием снятия напряжения призван установить тесный контакт с собеседником. Он осуществляется при помощи теплых слов или комплиментов в адрес собеседника. Уместная шутка также способствует разрядке первоначальной напряженности и создает дружескую обстановку для беседы.
Прием «зацепки» позволяет кратко изложить ситуацию или проблему, увязав ее с содержанием беседы, и использовать эту «зацепку» как исходную точку для проведения запланированной беседы. В этих целях можно с успехом использовать какое-то небольшое событие, сравнение, личное впечатление, анекдотичный случай или необычный вопрос.
Прием стимулирования игры воображения предполагает постановку в начале беседы множества вопросов по ряду проблем, которые должны в ней рассматриваться. Этот прием целесообразен при разговоре с собеседниками, отличающимися оптимизмом и трезвым взглядом на ситуацию.
Прием прямого подхода означает непосредственный переход к делу. Схематично это выглядит так: вкратце сообщаются причины, по которым была назначена беседа, быстро переходят от общих вопросов к частным и приступают к теме беседы. Этот прием больше подходит для кратковременных и не слишком важных деловых контактов, при телефонных разговорах.
Основное требование к началу беседы — она должна начинаться с так называемого «Вы-подхода», т. е. умения человека, ведущего беседу, поставить себя на место собеседника, чтобы лучше его понять.
Передача информации — вторая фаза деловой беседы. Она создает предпосылки для аргументации и состоит из четырех этапов:
• обозначение проблемы;
• собственно передача информации;
• закрепление информации;
• обозначение нового направления информирования. Для того чтобы успешно пройти все четыре этапа,
необходимы:
лаконичное и четкое построение передаваемой информации: чем больше информации мы намереваемся адресовать собеседнику и чем неудобоваримей она будет, тем меньший ее объем запомнит наш собеседник;
умелая постановка вопросов: закрытых — на первом этапе, когда мы хотим ускорить получение согласия или подтверждения ранее достигнутой договоренности (например: «Вы согласны, что проблема требует всестороннего обсуждения?»); открытых (требующих какого-либо объяснения) — на втором этапе; риторических («Можем ли мы считать подобные явления нормальными?!») и вопросов на обдумывание («Правильно ли я понял ваше сообщение о том, что ...») — на третьем этапе; переломных (когда получено достаточно информации по одной проблеме и мы хотим перейти к следующей или когда мы почувствовали сопротивление собеседника и пытаемся «пробиться») — на четвертом;
изучение реакций собеседника: не выпускаем собеседника из виду, наблюдая за его внешней реакцией и движениями; осуществляем визуальный контакт, т. е. смотрим в глаза собеседнику, когда он излагает свою точку зрения и позицию; умение слушать собеседника: общеизвестна истина — все слушают, но далеко не все слышат.
Остановимся подробнее на двух сторонах этого сложного процесса — процесса слушания (см. также раздел 4.3).
Во-первых, для того чтобы активно слушать и сознательно воспринимать передаваемую информацию, необходимо.
• концентрировать внимание только на теме разговора;
• препятствовать возникновению побочных мыслей (скорость мышления в четыре раза больше скорости речи);
• не задумываться над контраргументами (это отвлекает и приводит к потере информации),
• использовать четыре активные ответные реакции:
а) выяснение (просто обращаемся к собеседнику за уточнением его слов, собственного понимания и др.);
б) перефразирование (переформулировка того, что сообщают своими словами, дабы проверить полноту понимания или направить разговор в нужную сторону);
в) отражение чувств (выяснение правильности понимания эмоционального состояния собеседника, что оптимизирует коммуникацию и говорит партнеру, что его понимают);
г) резюмирование (подытоживание основных идей и чувств говорящего, что, по сути, является квинтэссенцией беседы).
Во-вторых, чтобы нас активно слушали и сознательно воспринимали передаваемую информацию, мы.
• не «зацикливаемся» на многочисленных перечислениях (исследования показали, что даже тренированные люди могут точно запомнить не более пяти-семи пунктов),
• стараемся не употреблять «критических слов», которые особенно действуют на психику, выводя человека из состояния равновесия (например, слова типа «землетрясение», «рост цен», «галопирующая инфляция» вызывают у некоторых психический ураган, неосознанное желание протестовать и скандалить, и люди уже не следят за тем, что говорят в этот момент другие);
• используем метод логического скелетирования передаваемой информации, включающий три последовательных действия: а) передаваемая информация условно разбивается на смысловые группы, между которыми расставляются логические паузы; б) в каждой такой группе выделяются главные по смыслу слова и на них делается логическое ударение; в) используется весь диапазон голосовых возможностей и создается образная перспектива информации за счет изменения громкости, тембра голоса, темпа, ритма, высоты и 'юна речи.
Напомним особенности восприятия человеком вербальной информации:
фраза должна включать не более 11-13 слов (по некоторым источникам — не более 7);
скорость произнесения должна быть не более 2—3 слов в секунду;
фраза, произносимая без паузы дольше 5—6 секунд, перестает осознаваться;
человек высказывает 80% из того, что хочет сообщить, а слушающие его воспринимают не более 70% из этого, понимают — 60%, в памяти же у них остается ог 25 до 10%;
при импульсивном, эмоциональном реагировании обычно понимается не более трети воспринимаемой информации, поскольку возникающий при этом стресс готовит для активного ответа тело (увеличивая выброс гормонов, активизируя дыхание и пульс, мобилизуя энергетические ресурсы) и блокирует «ненужную» в данный момент работу мозга.
Важно при всяком удобном случае развивать у себя навыки рефлексивного (активного) слушания, умения слушать.
Те, кто действительно умеет прислушиваться к другим, обладают мощным средством влияния, средством, которым можно овладеть, обучившись следующим навыкам:
1) направлять свое внимание: посмотрите на человека, почувствуйте интерес к тому, что он говорит, не давайте себе отвлекаться;
2) следить за невербальными знаками: наблюдайте за выражением лица и движениями человека, красноречиво, хоть и безмолвно передающими важные отношения и чувства;
3) откладывать суждения: не выносите оценок до тех пор, пока полностью не уясните взгляды другого человека;
4) не позволять себе перебивать другого: прежде чем еде лать замечание, дождитесь, чтобы человек закончил свою речь;
5) проверять свое понимание: повторяйте сказанное, чтобы обеспечить полное понимание; если необходимо, уточните сказанное своими собственными словами;
6) выявлять логику высказываний: найдите образец, по которому строятся высказывания другого человека, и постарайтесь выявить содержащуюся в них логику и допущения;
7) предоставлять свою поддержку: поощряйте свободное высказывание суждений, даже если они неудобны для вас или кажутся неразумными;
8) создавать совместные идеи: стремитесь расширять и развивать сказанное другим человеком, а не выискивать в нем ошибки.
Фаза аргументации — наиболее трудный этап беседы, поскольку требует больших знаний, концентрации внимания, присутствия духа, напористости и корректности высказываний; при этом: мы во многом зависим от собеседника.
Обычно выделяют следующие двенадцать риторических методов аргументирования:
1. Фундаментальный метод предполагает ознакомление собеседника с фактами и сведениями, являющимися основой нашего доказательства. Наиболее важную роль при этом играют цифровые примеры (они, в отличие от словесных сведений, более объективны; в данный момент никто из присутствующих не в состоянии их опровергнуть).
2. Метод противоречия является оборонительным и основан на выявлении противоречий в аргументации противника.
3. Метод извлечения выводов основывается на точной аргументации, которая постепенно, шаг за шагом, посредством частичных выводов приведет нас к желаемому выводу. Метод применяется зачастую тогда, когда собеседник сделал лишь частичные выводы или вообще не сделал никаких, что дает нам возможность высказать свои суждения, которые разрушают даже исходную базу его аргументации.
4. Метод сравнения фактически является особой формой метода извлечения выводов. Когда сравнения подобраны удачно, они придают выступлению исключительную яркость и убедительность. При контраргумен-тации, когда наш собеседник приводит какое-то сравнение, нужно попытаться рассмотреть это сравнение критически и, если возможно, доказать его шаткость.
5. Метод «да... но». Чаще всего прибегают к аргументам односторонним, что позволяет смело применять этот метод.
6. Метод кусков состоит в расчленении выступлений собеседников на отдельные части, по каждому из которых высказывается мнение: «это точно», «об этом существуют различные точки зрения», «это полностью ошибочно». При этом целесообразнее не касаться наиболее сильных аргументов собеседника, а ориентироваться преимущественно на слабые места и попытаться именно их опровергнуть.
7. Метод бумеранга дает возможность использовать оружие собеседника против него самого. Этот метод не имеет силы доказательства, но оказывает исключительное действие, если его применить с изрядной долей остроумия. Например, на каверзный вопрос: «Сколько светофоров находится на участке Садового кольца от здания мэрии до Крымского моста?» — вполне уместен ответ: «Наверное, столько же, сколько от Крымского моста до здания мэрии».
8. Метод игнорирования применяется, когда факт, изложенный собеседником, трудно опровергнуть. В этом случае ценность и значение этого факта можно с успехом проигнорировать.
9. Метод потенцирования заключается в умении соответственно своим интересам смещать акценты, выдвигая на первый план то, что устраивает.
10. Метод выведения основывается на постепенном субъективном изменении существа дела. По сути своей — это перефразированные крылатые слова, пословицы, поговорки, высказывания, а зачастую — и экспромт. Как здесь не вспомнить знаменитое «Хотели как лучше, а получилось как всегда!».
11. Метод опроса основывается на том, что вопросы задаются заранее. Вопросы — ударный инструмент любой беседы, а поскольку мы хотим узнать от собеседника преимущественно не то, что он сам нам хочет сообщить, мы тщательно их продумываем, предусматриваем обстоятельства, при которых сможем в определенной последовательности и в нужном темпе задать собеседнику ряд вопросов, максимально кратких и содержательных. Как показывает практика, ряд правильно подобранных вопросов может довести любого собеседника до кипения.
12. Метод видимой поддержки состоит в том, что мы нашему собеседнику вообще не возражаем и не противоречим, а, к изумлению всех присутствующих, наоборот, приходим на помощь, приводя новые доказательства в пользу его аргументов. Но только для видимости! А затем следует контрудар. Например: «Вы забыли в подтверждение вашего тезиса привести еще и такие факты... (далее следует их перечисление). Но все это вам не поможет, так как...» — теперь наступает черед наших контраргументов. Таким образом, создается впечатление, что точку зрения собеседника мы изучили более основательно, чем он сам, и после этого убедились в несостоятельности его тезиса.
Основные задачи, решаемые на этапе завершения беседы, следующие:
1) достижение основной или, в самом неблагоприятном случае, запасной (альтернативной) цели;
2) обеспечение благоприятной атмосферы в конце беседы, независимо от наличия или отсутствия взаимопонимания;
3) стимулирование собеседника к выполнению намеченных действий;
4) поддержание (в случае необходимости) в дальнейшем контактов с собеседниками и их коллегами;
5) составление развернутого резюме беседы, понятного для ее участников, с четко выделенным основным выводом. Завершающую часть беседы можно начать, например, с таких фраз: «давайте подведем итоги...», «мы подошли к концу нашей беседы...», «таким образом, в результате состоявшейся беседы можно сделать следующие выводы...». Окончание беседы, как и ее начало, требует особого внимания. Последняя информация обычно запоминается лучше всего, так как последние слова оказывают наиболее длительное действие на собеседника. В этой связи менеджерам рекомендуется записывать и заучивать наизусть несколько последних предложений или хотя бы заключительное. Опытные деловые люди обдумывают заранее две или три группы заключительных предложений, чтобы потом в зависимости от хода беседы решить, какие из них - более мягкие или более жесткие по форме - произнести.
Девять вопросов для анализа результатов беседы Ответьте на следующие вопросы:
1. Последовательно ли велась основная линия в беседе?
2. Не навязывали ли вы собеседнику свои аргументы при выработке окончательного решения?
3. Основательны ли были ваши замечания и возражения?
4. Учитывались ли позиция и настроение собеседника?
5. Удалось ли быть корректным на всем протяжении беседы?
6. Добились ли вы максимальной полезности состоявшегося делового разговора для бизнеса, для фирмы, для взаимоотношений?
7. Смогли ли принять правильное решение и довести его значимость до партнера (собеседника)?
8. Удалось ли на протяжении всей беседы удерживать инициативу, вести свою линию?
9. Достигли ли поставленных перед деловой беседой общей, ближайшей и перспективной целей и задач?
Переговоры
Самым эффективным способом разрешения конфликтных ситуаций, возникающих противоречий являются переговоры.
Для устранения конфликтов используют определенные технологии (стратегия) и техники (тактика). Выделяют индивидуальные и организационные стратегии устранения конфликта. Под индивидуальными понимают стили поведения, избираемые человеком в конфликтной ситуации (уклонение, приспособление, компромисс, конкуренцию, сотрудничество). Организационными называют стратегии управления конфликтами, используемые руководителями для их предотвращения или разрешения (табл.11). Таблица 11
Организационные стратегии и тактики управления конфликтами
Предотвращение конфликтов | Разрешение конфликтов при их возникновении |
1 Внимательное выслушивание, обратная связь, обсуждение межличностных отношений | 1 Четкая формулировка требований. Оцним ш лучших методов управления, предотвращающих дисфункциональные конфликты, является разьяснение требований к результатам работы каждого конкретного работника и подразделения в целом, наличие ясно и однозначно сформулированных прав и обязанностей, правил выполнения работы |
237
Продолжение таблицы
| 2 Уважение, терпимость, самоконтроль | 2. Использование координирующих механизмов Строгое соблюдение принципа единоначалия облегчает управление большой группой конфликтных ситуаций, так как подчиненный знает, чьи распоряжения он должен выполня гь. Если у работников есть разногласия по какому-либо производственному вопросу, они могут обратиться к «третейскому судье» - их общему начальнику. В некоторых сложных организациях создаются специальные интеграционные службы, задачей которых служат увязка целей различных подразделений. |
3 Отвлечение внимания в случае повышенной эмоциональности | ||
4 Уменьшение социальной дистанции | 3. Установление общих целей, формирование общих ценностей. Этому способствует информированность всех работников о политике, стратегии и перспективах организации, а также их осведомленность о состоянии дел в различных подразделениях. Очень эффективным оказывается формулирование целей организации на уровне целей общества. Например, работники фирмы «Макдональдс» считают главной целью свое: о нелегкого труда «вкусно и быстро накормить американцев, имеющих ограниченные средства» Осознание этой «социальной миссии» сплачивает коллектив, а это приводит к сокращению дисфункциональных конфликтов Наличие общих целей позволяет людям понять, как им следует вести себя в конфликтных ситуациях, превращая их в функциональные. | |
5. Информирование о своих чувствах | ||
6. Проверка реальности фактов | 4. Система поощрений. Установление таких критериев эффективности работы, которые исключают столкновение интересов различных подразделений и работников. Например, если премировать работников службы техники безопасности за количество выявленных нарушений правил безопасности, это приведет к нескончаемому дисфункциональному конфликту с производственными и эксплуатационными службами. Если поощрять всех работ ников за устранение выявленных нарушений, это приведет к снижению конфликтов и повышению безопасности. | |
7. Обращение за советом, обещание Помощи |
238
Процесс переговоров зависит от самых разнообразных факторов, многие из которых, например взгляды, мотивы, потребности участников, плохо поддаются' управляющему воздействию. Человеческие предубеждения, предрассудки, стереотипные представления также могут свести на нет все усилия. Но все же и здесь выработаны некоторые теоретические обоснования и практические рекомендации. В процессе переговоров необходимо использовать приемы установления контакта, передачи информации, аргументирования, принятия решения и подведения итогов, приведенные в разделе 7.1. Поскольку основным мотивом переговоров чаще всего является стремление минимизировать конфликт, наряду с указанными техниками психологи советуют руководствоваться следующими правилами:
1. Справедливо отнеситесь к инициатору конфликта. Инициатор конфликта выступает с требованиями, претензиями, обидами и ждет, что партнер прислушается к нему и изменит свое поведение. Обычно партнер реагирует на инициатора конфликта отрицательно, обвиняя последнего в том, что тот «снова чем-то недоволен, опять затеял ссору по пустякам», «вечно ему чего-то не хватает, всегда что-то не так». Роль обвиняемого неприятна, поэтому, естественно, каждый человек готовится дать отпор инициатору. Следует помнить, что инициатор конфликта (за редким исключением, когда это капризный, неуживчивый, склочный человек) всегда имеет основание «затевать ссору». За его недовольством скрыта существенная причина — какое-то положение вещей, которое его тяготит и мучает. Необходимо помнить, что всякий другой — тоже индивидуальность. Он просто отличается от нас, и это может вызвать несогласие. Сталкиваясь с другими людьми, мы обнаруживаем сходство или различие точек зрения, эмоциональных состояний, поведения.
Сходство вызывает удовлетворенность, но временную, а затем может наступить равнодушие и даже скука. Различие порождает напряженность, но затем возможен и интерес к личности другого. Сотрудничеству способствует поиск сходства между «я» и «он»
2. Создавайте атмосферу сотрудничества. В начале переговоров несколько минут следует провести в неофициальной беседе, растапливающей лед отчуждения. Неплохо организовать совместную трапезу или другое мероприятие, снимающее официальные оковы. Представителям обеих сторон следует предоставлять одинаковое время для выступлений, чтобы не возникло доминирования одной из них. Следует подчеркивать моменты, по которым удалось сблизить позиции. И главное условие — спокойный тон и постоянно подчеркиваемая уверенность в плодотворности сотрудничества.
Некоторые психологи полагают, что в конфликтной ситуации мы действуем зачастую под влиянием «ложных инстинктов». В древнейшие времена лучшим способом избежать опасности было бегство, которое избавляло от угрозы и, если бегство было невозможным, для самозащиты использовался ответ на силу силой в надежде уничтожить противника. Этот механизм реагирования на опасность постепенно стал нашим инстинктом, но сегодня мы должны уметь обуздывать инстинкты. Опасность, исходящая от наших сотрудников и друзей, редко имеет физическую природу. Поэтому разрыв отношений («бегство» в виде уклонения от встреч, отключения телефона и т. п.) или эскалацию конфликта («нападение» в виде сокращения субсидирования, неприятие возражений и выдвижение ультиматумов) в современном мире относят к крайним, радикальным способам разрешения противоречий. Такая инстинктивная реакция бессознательна, хоть и универсальна. Более эффективными являются осмысленные механизмы преодоления своих порывов и чувств, направленные на установление сотрудничества.
3. Стремитесь к ясности в общении. Заранее следует приготовить заявления, схемы, чертежи, диаграммы, таблицы с тем, чтобы вся ваша информация дошла до противоположной стороны быстро и без искажений. Важно уметь выслушать партнера. Полезно пояснять и обобщать сказанное оппонентом. Это помогает контролировать правильность понимания. Вопросы тоже полезны, но когда их слишком много, партнер может перейти к обороне.
4. Будьте сдержанны. Чтобы не пострадала логика, эмоции нужно держать под контролем. Вместо того чтобы горячась убеждать противника в его неправоте, разумнее объяснить ему, почему вы воспринимаете его так, а не иначе и что, по-вашему, он может сделать. Гнев — плохой советчик. Если кто-нибудь обошелся с вами несправедливо, не спешите отплачивать ему той же монетой. Это не значит, что вы должны забывать свои чувства — просто не нужно идти у них на поводу. Нередко конфликтующие партнеры в состоянии верно определить предмет конфликта, справедливо отнестись к праву инициатора, высказать свои требования, наметить выходы из конфликта, но весь тон разговора сводит на нет эти достижения. Партнеров захлестывают эмоции, и потому люди категоричны, безапелляционны и требовательны, говорят в повышенных тонах, не выбирая выражений.
5. Не переходите «на личности», не оскорбляйте чувство собственного достоинства оппонента. Многие люди, однако, конфликты воспринимают как сугубо личное. Каждый конкретный обидчик становится для них воплощением зла, недовольство им распространяется на его пол, возраст, профессию, образование, национальность и пр. Поэтому всемерно старайтесь отвлечься от обсуждения как ваших собственных личных качеств, так и особенностей другого человека.
6. Будьте открыты для новой информации. Простейший способ получить информацию — задавать вопросы. Другой способ — давать информацию. Люди, как правило, склонны к двусторонней коммуникации. Поэтому в ответ на вашу информацию они, скорее всего, захотят поделиться своей.
7. Сконцентрируйтесь на интересах, а не на позициях сторон. Конфликты отчасти возникают из-за того, что спорящие придерживаются несовместимых позиций по одному или нескольким вопросам. При обсуждении позиций ловушка заключается в том, что наиболее удачным решением часто рассматривается компромисс. Смысл же компромисса в том, что никто не получит того, чего он хочет. Каждое положение, выдвигаемое участником спора, основывается на его внутренних интересах, в которых он может и не отдавать себе отчет. Если, вместо того чтобы спорить по поводу позиций, обсудить и осмыслить лежащие в их основе интересы (свои и другие), то может появиться взаимовыгодный вариант решения.
Обобщая изложенное, еще раз подчеркнем, что умение вести переговоры — важное профессиональное качество руководителя, без которого затруднено эффективное осуществление им своих функций.
Совещания и собрания
Деловое совещание -- общепринятая форма общения коллектива для обсуждения производственных вопросов и проблем, требующих совместного осмысления и решения. В зависимости от управленческих функций и целей выделяет совещания по планированию (вопросы целеполагания, стратегии и тактики деятельности организации), мотивации труда (проблемы производительности и качества труда), внутрифирменной организации (вопросы структурирования организации, делегирования полномочий), контролю за деятельностью работников (проблемы срывов, низкой производительности).
Одиннадцать вопросов организатору совещания
1. Требуется ли вообще проводить совещание?
2. Чем и как можно заменить совещание?
3. Должен ли я лично принимать в нем участие?
4. Возможно ли сведение моего участия до минимума?
5. Что сделать, чтобы сократить число участников до минимума?
6. Удобно ли выбрано время или следует перенести совещание?
7. Закрыто ли помещение для посторонних?
8. Имеются ли все необходимые для проведения совещания материалы?
9. Каковы цели отдельных пунктов повестки дня?
10. Указано ли время для отдельных тем обсуждения и кто из сотрудников должен непременно в этом участвовать?
И. Как лучше рассадить участников совещания и какие приемы создания творческой атмосферы использовать?
Планирование совещания начинается с обдумывания повестки, которая представляет собой, как правило, письменный документ, рассылаемый заранее участникам совещания и содержащий следующую информацию:
тема и цель совещания;
перечень обсуждаемых вопросов;
время начала и окончания совещания;
место, где оно будет проходить;
фамилии и должности докладчиков, лиц, выступающих по основной информации и ответственных за подготовку вопросов,
время, отведенное на каждый вопрос;
место, где можно ознакомиться с материалами по каждому вопросу.
Тема совещания — это предмет обсуждения, а его цепь — ожидаемый результат, нужное решение. Чем более точно и целенаправленно сформулирован пред-мет обсуждения, тем больше шансов получить нужный результат. Тема должна быть актуальной, конкретно сформулированной и представляющей инхерес для участников совещания. Очень важно выносить на совещание лишь те темы, которые не удается реши гь о 1 дельным специалистам в рабочем порядке, в связи с чем требуется их коллективное осмысление.
Когда участники совещания информированы заранее о предмете обсуждения, тогда они могут не только предварительно ознакомиться с материалами, но и продумать конструктивные предложения по решению проблем. В тех случаях, когда люди превентивно не информированы, на совещаниях могут быть высказаны мнения, точки зрения, способные лишь спровоцировать дискуссию и отвлечь от принятия эффективного решения.
Деловые совещания целесообразно проводить в определенный день недели (за исключением экстренных заседаний), желательно в конце рабочего дня или во второй его половине. Часто проводимые внеплановые совещания выбивают людей из рабочего ритма, спижают культуру делового общения, вносят сумятицу в заранее спланированные сотрудниками мероприятия. Поэтому злоупотреблять такого рода оперативными встречами не следует. Длительность совещания не должна превышать 1,5-2 ч (после двух часов непрерывной работы большинству участников по чисто физиологическим причинам становится безразлично, как решится вопрос).
Полагают, что оптимальное число участников совместных обсуждений не должно превышать 6-7 человек. Увеличение числа приглашенных резко снижает средний коэффициент участия (или отдачи) присутствующих, одновременно удлиняя совещания. Очень важно избавиться от стереотипа прошлых лет и приглашать на совещание по любому вопросу не весь административно-управленческий персонал, а лишь тех руководителей среднего звена и специалистов, в чьей компетентности находится обсуждаемая проблема и кто способен решать вопросы. Важным условием эффективности совещания является способность его участников играть разнообразные роли: «эксперта», «оппонента», «генератора идей», «аналитика», «критика», «регистратора ценных мыслей».
Зарубежные менеджеры широко практикуют опыт делегирования полномочий по ведению совещания тем специалистам, кто наиболее компетентен по обсуждаемой проблеме. Во-первых, это способствует повышению ответственности за принимаемые решения у разных работников, а во-вторых, повышает активность участников по генерированию идей или конструктивных предложений. Замечено, что когда совещание ведет первый руководитель, да еще в привычном авторитарном стиле, то участники такого совещания стараются не «высовываться», думают не столько о проблеме, сколько о самосохранении и зачастую «одобряют» решение, предлагаемое руководителем, не считая его эффективным, из-за отсутствия выбора.
Важным элементом оптимизации работы является организация пространственной среды. Во время совещания рекомендуется рассаживать его участников таким образом, чтобы люди видели глаза, лицо, мимику, жесты друг друга. Это способствует наилучшему восприятию информации. Однако когда речь идет о внутрифирменных совещаниях, рекомендуют позаботиться о совместимости персонала. Психологами установлено, что при прочих равных условиях чаще начинают конфликтовать люди, сидящие друг против друга, и реже — те, которые сидят рядом. Организатор совещания, зная характеры и другие психологические особенности приглашенных, может, не привлекая внимания к этому, посадить участников так, чтобы не оказались напротив друг друга те, кто может сорваться и помешать рассмотрению вопроса.
Совещания проходят более оперативно и конструктивно, когда его участники информированы о правилах поведения в процессе делового взаимодействия. Предлагаемые правила различаются у руководителя и участников делового совещания.
Для руководителя важно:
• начать вовремя;
• сообщить о регламенте, о стоимости минуты;
• согласовать правила работы, уточнить повестку дня;
• назначить ответственного за регламент и протокол;
• предупредить о прекращении выступления в случае, если оно не соответствует существу вопроса (например, эмоциональные оценки людей и событий вместо конструктивных предложений);
• если используется критика, то требовать ее конструктивности (называть конкретные факты и их причины, не переходить на личность, высказываться по поводу ошибок, предлагать пути решения проблемы);
• жестко вести совещание к намеченной цели путем полного вовлечения в него каждого участника;
• регулировать деловитость выступлений, не допуская их затягивания, стимулируя конкретность, содержательный анализ, выработку реальных предложений и решений;
• соблюдать корректность дискуссии;
• использовать разнообразные приемы для активизации внимания участников совещания;
• подводя итоги, обобщить все сказанное, сформулировать выводы, определить задачи на будущее;
• завершить совещание точно в назначенное время; „ «в заключение оптимизировать ситуацию, настроишь персонал на эффективную работу.
Психологи рекомендуют руководителю использовать следующие приемы для управления ходом дискуссии:
а) для сохранения единства участников совещания:
в случае возникновения инцидента разрядить обстановку, сделать паузу;
не принимать чью-то сторону до окончательного подведения итогов;
не высказывать первым (если ты руководишь совещанием) свою точку зрения;
не позволять нападать на новых работников, молодых специалистов, плохо ориентирующихся в ситуации, и всячески поддерживать их;
б) для активизации участников делово! о совещания:
иметь оптимальную стратегию принятия решения;
создать условия для творческой работы;
не использовать самому и не позволять другим оперировать деструктивной критикой;
не давать участникам совещания возможности выключаться из работы;
не оставлять без внимания даже самые незначительные предложения;
умело осуществлять руководство групповым взаимодействием в процессе принятия решений;
в) для фокусирования внимания на обсуждаемой проблеме:
основываться на конкретных фактах и веских доказательствах;
записывать все вносимые предложения;
прогнозировать возможность внедрения предлагаемых идей, решений, проектов исходя из наличия и расхода времени и ресурсов;
г) для активизации обсуждения предложений: задавать основные вопросы и дополнительные по
ходу ответов на них;
высказывать одобрение тем участникам совещания, кто вносит конструктивные предложения;
побуждать возникновение альтернативных точек зрения;
не допускать резких выпадов в чей-либо адрес;
чем выше «температура» дискуссии, тем хладнокровнее должен себя вести ее организатор;
оказывайте всестороннюю поддержку новым прогрессивным идеям;
будьте готовы к отрицательному исходу коллективного обсуждения вопроса;
если невозможно выработать консенсусное решение, тогда идите на компромисс;
не подавляйте мнения меньшинства, так как оно часто бывает позитивным.
Для участников делового совещания важными следует считать следующие правила:
• представьтесь перед выступлением;
говорите «я» вместо «мы» или безличной формы; когда выступающий говорит «мы», он, как правило, избегает возможности взять на себя ответственность за то, что говорит;
• ваши вопросы не должны оставлять сомнений в том, почему они задаются; целесообразно после прослушанной информации ставить вопросы: на уточнение, на понимание, на развитие и на отношение; вопросы, начинающиеся со слов «как», «что», «почему», предпочтительнее вопросов закрытого типа; не рекомендуется на совещаниях задавать провокационные вопросы или вопросы-ловушки, они провоцируют конфликты и заряжают людей отрицательной энергией, становятся причиной ухода от проблемы;
• в высказываниях будьте конкретны, ясно излагайте свои мысли, отвечайте за свои ошибки, выдвигайте новые идеи, отстаивайте личную точку зрения, будьте терпеливы к инакомыслию;
• не играйте роль, ожидаемую от вас другими, оставайтесь самим собой; если не считаете нужным высказываться - помолчите;
• воздерживайтесь, насколько возможно, от интерпретации чужих идей и мыслей; выражайте собственную позицию; старайтесь не делать неоправданных обобщений;
• говорите не о поступках и мыслях других, а о вашем восприятии этих поступков и мыслей, г. е. формулируйте суждения на языке «я-сообщений», а не «вы-утверждений» (например, вместо «вы ошиблись», скажите «я думаю, что здесь вкралась ошибка»).
Руководить совещанием легче, когда знаешь типологию людей, участвующих в нем. их интересы, причуды, вопросы, которые они, как правило, задают, стрессоустойчивость и пр. Марк Маккормак в книге «Секреты бизнеса для всех» [13] предлагает некоторые типы персонажей (не обязательно плохих), за которыми нужно следить в ходе любого внутрифирменного совещания (сравните с классификацией собеседников П. Мицича, приведенной в разделе 6.2).
Говоряшие начистоту. Это аюди, которые всегда честно высказывают свое мнение Они не хит рят, у них нет задних мыслей. Это ценные участники любого совещания. Но их необходимо защищать. Они склонны зацикливаться на мысли, что «лучшая оборона — это правда», и могут не столько положить конец спорам, сколько породить новые.
Мученики. Они хорошо разряжают обстановку и быстро берут на себя ответственность, когда что-то пошло не так. Опасность в том, что они берут на себя вину чересчур быстро, возможно прежде, чем вы сумеете докопаться, кто и что стоит у истоков случившегося.
Каменные лица. Эти держат свои мысли при себе, а возможно, делятся ими с боссом после того, как остальные разойдутся. Годятся их предложения или нет, но вам постоянно приходится гадать, какую игру эти люди ведут и на чьей они стороне.
Заводилы болельщиков. Они усвоили поразительную силу слов «Вы правы. Я никогда не думал об этом».
Ораторы. Эти начинают говорить мягко, потом расходятся и даже минут через 15 не в силах остановиться, извергая из себя что-то режущее слух и оскорбляющее сознание. Проникновение в суть вещей подменяется у них эмоциями и краснобайством. Создается впечатление, что они из кожи вон лезут, чтобы убедить в первую очередь самих себя, а не вас. Ведите себя с ними с осторожностью — или вообще не обращайте на них внимания.
«Адвокаты дьявола». Для них все спорно. Хорошо то, что, подобно настырному обвинителю, они часто докапываются до правды. Плохо то, что они отнимают чересчур много времени и наносят слишком много ран. На совещание следует приглашать не более одного из них.
Разрушители. Слова не могут произнести, чтобы не погубить чью-то идею, чей-то проект или «наступить» на чье-то самолюбие.
Любители расслабиться. Они откидываются на спинку стула, поудобнее устраивают ноги, настраиваются на долгий приятный отдых и вовсе не торопятся решать вопросы, стоящие на повестке дня. Целесообразно встречаться с такими партнерами в холле или в помещении, где нет стульев.
Государственные мужи. Эти продвигают себя или заставляют двигаться вперед совещание за счет умелого обращения с людьми. Теоретически таким государственным мужем Должен быть руководитель совещания.
Завершение совещания не означает автоматического решения обсуждаемой проблемы. Руководителю необходимо предпринимать очевидные планомерные усилия для обязательного воплощения разработанной стратегии в жизнь.
С этой целью:
проанализируйте ход и результаты совещания;
внимательно просмотрите протокол результатов;
размножьте и разошлите краткий протокол тем, кто будет выполнять решения;
контролируйте ход и выполнение решений;
создайте условия для реализации намеченных мероприятий.
Нельзя исключать вероятность неудачного завершения совещания, что не должно повергать руководителя в уныние. Следует справиться с отрицательными эмоциями (а как сложно иногда бывает это сделать) и извлечь опыт из создавшейся ситуации.
В качестве варианта анализа «поражения» предлагаю 11 вопросов, ответы на которые способствуют более ясному осмыслению неудачи:
1. Был ли правильно подобран состав участников делового совещания?
2. Правильно ли участники расположились в пространстве относительно друг друга?
3. Были ли заинтересованы участники в предмете обсуждения?
4. Возникали ли по ходу совещания спонтанные, плохо управляемые стратегии решения проблем?
5. Возникли ли у участников противоречия между индивидуальными и групповыми целями?
6. Было ли идентичным у участников понимание самой проблемы и если нет, то почему?
7. Была ли дискуссия конструктивной, или она шла хаотично, беспредметно, некорректно?
8. Возникали ли между участниками противоречия, конфликты и если да, то что послужило поводом, причиной?
9. Были ли согласованы разнообразные мнения и позиции участников, каким образом это было сделано и были ли те, кому не дали возможности высказаться?
10. Время было потрачено на поиск причин и виновных или на разработку конструктивных решений?
11. Просчитывались ли прогнозы эффективности и риска осложнений по поводу принятого решения и если нет, то почему?
Публичная речь
В деловой среде публичная речь всегда имеет прагматические цели (табл. 12). Например, для адвоката целью его речи в судебном заседании является защита клиента, для руководителя на совещании — стимулирование работы его участников, на митинге — убеждение митингующих. Своеобразие публичной речи со- стоит в том, что она воздействует на слушателей не только словами, использованными при построении фразы, но и тем, как эти слова сказаны (интонация, сила, высота звука и пр.). Эффективное воздействие на аудиторию происходит не столько из-за того, что и кому говорят, сколько из-за того, кто говорит и как это сказано (см. также разделы 6.2 и 6.8). Одно и то же слово «нет* может быть сказано повелительно или равнодушно, раздумчиво или колюче, категорически или нерешительно, каждый раз придавая этому слову совершенно иной смысл. На слушателей действует также обстановка, в которой произносится речь" помещение, состав аудитории, наличие или отсутствие свежего воздуха, освещение, технические средства, личность самого оратора, его внешний вид и многое другое. Ницше говорил: «Наиболее понятным в речи является не само слово, а тон, сила звучания, интонация, темп, в котором произносятся слова - короче, музыка стоящей за ними страсти: все то, что возможно описать». К сожалению, в реальной практике деловой коммуникации многие выступающие не задумываются над стилем и содержанием своей речи. А.П.Чехов писал: «Лектор медленно засыпал, аудитория намного его опередила».
Публичная речь требует даже от опытных ораторов тщательной подготовки, а для начинающих деловых людей это обязательное требование. Подготовка речи является творческой работой и включает последовательные этапы.
Античный риторический канон выделял пять этапов подготовки и произнесения речи.
1. Инвенция, или нахождение, изобретение. На этом этапе собирают и систематизируют необходимый для будущей речи материал.
2. Диспозиция, или расположение. Автор будущей речи обдумывает материал, структурирует его, связывает детали, готовит комментарии к материалу.
Таблица 12
Характеристика различных видов публичной речи
Вид речи | Цель | Краткая характеристика |
Информационная | Обогащение слушателей новыми знаниями, представления ми о предмете, процессе, явлении, пробуждение любознательности | Требования: а) не должно быгь ничего спорного; б) должна пробуждать любознательность слушателя; в) должна удовлетворять запросы слушателя; г) сообщение должно быть сделано на актуальную тему. Реализуется в форме повествования, описания или объяснения Повествование — связный рассказ; описание — расчленяег предмет, показывает частности и придает им наглядный вид, как на картине; объяснение — показывает, каков предмет в действии или каково его |
Убеждающая | Доказательство или опровержение какого-либо положения, возбуждение у слушателей тех или иных чувств | Предмет речи самой спорностью вопроса должен стимулировать интерес слушателей. От оратора требуются ответы на вопросы: «Чему верить?» и «Что делать?». Если предмет речи не вызывает у слушателей интереса, при обсуждении проблемы нельзя предложить ее решение (или хотя бы продемонстрировать возможные пути, подходы к решению, обозначить те или иные варианты действий), то такая тема выступления не подходит для убеждающей речи. Необходимо, чтобы обсуждаемый вопрос непосредственно касался слушателей и затрагивал их практические интересы, а сама речь была остроумной и |
Призывающая | Призыв к конкретному новому (немедленному или отсроченному) действию или прекращению прежнего | Такая речь обычно не планируется заранее и тщательно не готовшся, ее тематика меняется в зависимости от актуальных событий; должна соответствовать требованиям: отождествление мыслей оратора с проблемами и размышлениями слушателей; будоражить личные мотивы слушателей, их интересы; быть краткой и эмоциональной; |
254
ориентировать аудиторию на конкретные прагматические действия; пользоваться логически безупречной аргументацией, учитывая эмоциональную культуру слушателей и их убеждения | ||
Протокольная (рамочная) | Открытие, презентация, приветствие или выражение благодарности | Рекомендуемая последовательность протокольной речи: открыть встречу, собрание и приветствовать слушателей; поприветствовать или представить докладчика (докладчиков); предоставить слово докладчику. Закрывая приветственную речь, следует: сказать слова благодарности оратору; кратко обосновать эгу благодарность; попрощаться со слушателями. Представление докладчика должно быть кратким (нужно помнить, что основную речь держит оратор и нельзя «отнимать у него хлеб»). Целесообразно: избегать стереотипов типа «мне выпала особая честь»; тему выступления обрисовать двумя-тремя фразами (и то в случае необходимости), а не сообщать краткое содержание доклада; не использовать тирады с превосходными степенями в адрес выступающего, но вместе с тем вполне уместно кое-что сказать о личности докладчика, сделав это изобретательно, ярко, с юмором; уместны простые, деловые и в то же время сердечные слова |
Траурная | Прощание с ушедшим из жизни деловым партнером, товарищем по работе, другом | Каким бы ни был покойник при жизни, говорящим о нем следует помнить латинское изречение: «О мертвых или хорошо, или ничего». Если надгробное слово посвящено ушедшему другу, то оно должно быть простым и очень достойным. Можно сказать о том, кем он был для вас, рассказать о достоинствах, но без чрезмерности, уместны в завершение речи стихи или изречения из Библии |
Торжественная | Создание праздничного настроения, стремление согреть сердца слушателей и | Уместны красивые слова, эпитеты, образные высказывания, авансированная похвала, эмоциональная поддержка. Если речи говорят последовательно несколько ораторов, например на юбилее, тогда они должны быть непременно короткими и |
255
Продолжение таблицы
удовлетворить их ожидания | оригинальн ы\1и Речь по случаю юбилея заслуженного человека может включать приветствие, повод для произнесения речи, перечисление важных моментов на жизненном пути юбиляра, краткая характеристика наиболее существенных его черт, акцен г на положительных, выразительных сторонах его личности, приведение ярких примеров из его жизни, рассказ о событиях, в которых выступающий лично взаимодействовал с юбиляром, рассказ о значении юбиляра для организации (фирмы), в которой он работает, выражение благодарности за участие, вклад во что-то значимое, высказывание добрых пожеланий на будущее | |
Речь в дружеском кругу | Преследует самые разные цели (чаше всего — объединение коллег на неформальной, дружеской основе) | Основные черты такой речи — добрая шутка, благожелательный тон, лаконичность, целеустремленность, эмоциональная насыщенность, экспрессивность При проведении мероприятий необходимо отразить приветствие и указание на смысл мероприятия, ретроспективный обзор проделанной работы, остроумно приправленный упоминанием какого-либо происшествия, выражение надежды на дальнейшее сотрудничество, объявление программы и пожелание радостного времяпрепровождения Тосты необходимо тщательно обдумывать, они должны бы гь оригинальны и экспрессивны Во время застолья деловых людей исполь)уются также развлекательные (юмористические) речи, в которых уместно сочетание шутки и серьезной мысли, правды и вымысла, юмора, иронии, насмешливой серьезности, карикатуры и преувеличения, шутливых выпадов против |
Окончание таблицы
той или иной группы, нападок на противоположный пол или отдельных людей, и все это на дружественной ноте Если речь не юморис гическая, в ней допжны быть новизна конкретность, по возможности отражение конфликтных драматических моментов, контрастов, действий |
3. Элокуция, или словесное оформление мысли. В этой части осуществляется первая редакция ключевых слов, стилистическое оформление главной части, формулирование выступления и заключения, окончательная редакция текста.
4. Меморио, или запоминание. На этом этапе необходимо мысленно освоить написанный текст, может быть, даже выучить его наизусть и попробовать освоить риторически, т. е. выделить места, где необходимы паузы, модуляции голоса, невербальная поддержка текста и другие проявления индивидуального ораторского стиля.
5 Произнесение.
Чтобы прийти к успеху, оратору необходимо каждый раз помнить о следующем:
1. Выступающий принимает на себя некое обязательство перед публикой. Он старается доказать нечто такое, что должно получить поддержку слушателей и вылиться в некое действие. Речь должна быть ориентирована на слушателей вне зависимости от того, предназначена она для индивидуального собеседования или для выступления перед большой аудиторией.
2. Слушатели молча оценивают это обязательство («Есть ли в этом смысл?», «Точны ли эти факты?», «Внушает ли мне доверие этот человек?»). А после окончания речи публика, как правило, выносит приговор. Опытный оратор не допустит отрицательного результата, он хорошо подготовится к встрече и будет постоянно следить за тем, как его выступление воспринимается аудиторией. Когда выступление не нравится, слушатели начинают менять положение тела, смотреть на часы, разворачивать ноги в сторону двери, поворачиваться к оратору боком, спиной, зевать, закрывать лоб руками, опираться головой на обе руки, разговаривать с соседом, всячески показывая нежелание слушать оратора.
3. Речь должна быть с начала и до конца захватывающе интересной и полезной. Французская поговорка гласит: «Хороший оратор должен иметь голову, а не только глотку!» Слушатели намного чаще, чем думают иные, точно чувствуют, на самом ли деле мельница речи перемалывает зерно, или она трещит так громко лишь оттого, что внутри пусто.
4. Речь должна быть правильно составлена (иметь внутреннюю структуру) и содержать вступление, основную часть и заключение. Введение и основная часть должны дать ответы на следующие четыре вопроса: введение — «почему я говорю?»;
основная часть — каково существующее положение (что было? что есть? что должно быть вместо этого? как можно изменить существующее положение?).
Заключение содержит побуждение к действию (идти путем, о котором узнал оратор), изменению существующего положения.
Рекомендации специалиста по общению [21]
• Исключайте безличные предложения. Например: «было проведено...», «было изучено...», «были спланированы перспективные направления...». Широко используйте форму первого лица: «мы спланировали...», «я изучил...», а также «вы-подход»: «вам будет интересно узнать...», «это поможет вам...», «для вас важно...».
• Говорите не слишком быстро, не пускайтесь в «галоп»; даже если времени на выступление мало, говорите в умеренном темпе.
• Голосом выделяйте существенные моменты вашей речи: слова, понятия, части предложений, цифры.
• Не перегружайте свою речь иностранными словами, придавая ей тем самым важность или научность. Например, «амбивалентность конструкции редуцируется за счет контракции ее редундантных элементов». Чтобы разобраться в смысле подобной фразы слушателю необходимо обратиться к лингвистическому словарю, из которого выяснится, что амбивалентность — это двусмысленность; редуцироваться — сокращаться; контракция — стяжение; редундантный — избыточный. Таким образом, на русском языке это предложение звучит просто и понятно.
Вместе с тем бывают ситуации, когда выступающий преднамеренно использует иностранные слова, чтобы ввести в заблуждение слушателей. Известен такой, например, случай. Один из противников сенатора К. Паппера, выступая перед аудиторией, заявил: «...Все ФБР и каждый член конгресса знают, что Клод Паппер бесстыдный экстраверт. Более того, есть основания считать, что он практикует непотизм по отношению к свояченице, сестра его была феспианкой в греховном Нью-Йорке. Наконец, и этому трудно поверить, хорошо известно, что до женитьбы Паппер практиковал целибат». Избиратели возмутились, и К Паппер потерял место в сенате Не владеющий подобным лексиконом слушатель попался в ловушку. На самом деле эти слова означают. экстраверт — общительный человек; непотизм — покровительство родственникам, феспианка — поклонница драматического искусства; целибат — безбрачие
• Обращайте внимание на ваши жесты; пользуйтесь ими с учетом их информативности и ситуативной уместности.
• Передавайте другим то что чувствуете сами. «Нельзя никого тронуть, — писал Ж Д'Аламбер, — не будучи в душе тронутым, нельзя никого убедить, но будучи в душе убежденным».
А вот несколько советов специалиста [25] по самопрезентации, предлагающего некоторые человеческие «слабости» использовать для успешного взаимодействия с аудиторией'
• Волнуйтесь Некоторая доля волнения придаст вашему выступлению остроту
• Трибуной пользоваться не обязательно. Она стесняет движения и делает вас похожим на какое-то чудовище.
• Не следует формулировать вашу личную цель выступления. Слушателей гораздо более волнует, что вы можете сделать для них, а не наоборот. Для них важнее их собственные цели
• Не следует говорить медленно. Медленно говорящий оратор способен довести публику до исступления
• Не начинайте свою речь со смешной истории. Если история просто смешная и не несет никакой информации, вас перестанут слушать Подлинный случай, имеющий отношение к делу, намного лучше, чем просто анекдот
• Речь не должна быть плавной. В выступлении должны быть скачки и резкие переходы. Встряхивайте слушателей. Удивляйте их.
• Подводите итоги не только в конце выступления. Подводите итоги все время, на протяжении всей своей речи.
Этот прием называется «вывешивание флагов». Так слушателям легче будет запомнить то, о чем вы говорили.
• Не держите аудиторию в руках все время. Не пытайтесь уподобляться извергу-капитану, иначе вам не миновать бунта на борту. Пусть слушатели спорят с вами, если им вздумается — это доставит им удовольствие, а вы предстанете в их глазах человеком, который достаточно уверен в себе и не боится предоставить слушателям некоторую свободу мысли.
Важнейшим и необходимым условием публичной речи является впечатление, производимое оратором на аудиторию. В. О. Ключевский писал: «Сидящих в зале слушателей можно сравнить лишь с голодными гостями, уставившимися на вас». Помня об этом, следует уже на подходе к трибуне держаться уверенно, производить хорошее впечатление (вспомни материал раздела 6.9). Психологи утверждают: большинство слушателей в течение первых минут выступления уделяют оратору все свое внимание. Они внимательно присматриваются к нему: как он идет, как начинает говорить, как ведет себя за трибуной.
Кроме демонстрации жестов уверенности, необходимо установить со слушателями контакт глаз, демонстрировать уверенный, прямой взгляд. Социологи установили, что, если оратор только два-три раза украдкой посмотрит на присутствующих, его рейтинг значительно снизится. То же самое происходит, если говорящий смотрит поверх головы сидящего в последнем ряду или поглядывает в окно. Во всех этих случаях аудитория теряет доверие к оратору, решает, что выступающий неискренен или неуверен.
Необходимо обращать свой взгляд сразу же на нескольких слушателей, желательно в разных концах аудитории, охватывая как бы всех сразу и никого не оставляя без внимания. Взгляд должен быть теплым,
доброжелательным, дружеским. Избегайте смотреть на кого-либо искоса, поворачивайте голову, переводя взгляд с одного на другого.
Для установления психологического контакта с аудиторией используйте улыбку. «Улыбка, — пишет Д. Карнеги, — ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Никто не богат настолько, чтобы обойтись без нее, и нет такого бедняка, который не стал бы от нее богаче. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей».
Известный имиджмейкер Лиллиан Браун в своей книге «Имидж — путь к успеху» [7] дает следующие рекомендации выступающему:
• Постарайтесь выглядеть победителем, с поднятой головой, легкой улыбкой, открытым взором (а не побежденным, сгорбленным, нахмуренным, с опущенной головой и взглядом исподлобья).
• Распрямите свое тело, тянитесь вверх (а не сутультесь, не принимайте закрытые позы, не сидите, откинувшись назад, со скрещенными ногами).
• Руки должны висеть спокойно и свободно (не потирайте их нервно, не теребите платок, ручку, волосы или очки, что выдает внутреннее напряжение).
• Когда с вами говорят, слегка наклоняйтесь вперед (а не игнорируйте собеседника).
• Выражение лица должно быть ясным (а не безразличным и угрюмым).
• Будьте всегда наготове (но не психологически «демобилизованным»).
• Поддерживайте высокий энергетический уровень, хорошее состояние здоровья (а не привыкайте к плохому самочувствию, нездоровому цвету лица, малоподвижному образу жизни).
• «Обнимайте» весь зал (а не отстраняйтесь от слушателей, не зевайте).
В этом разделе приведено множество советов и рекомендаций, направленных на обеспечение успеха при произнесении публичной речи. Однако все они могут оказаться лишними в случае отсутствия у человека способности критически оценить себя, выявить у себя сильные и слабые качества оратора. Предлагаемый ниже тест предназначен для выявления этих задатков.
28 вопросов для самооценки задатков оратора [16, с. 393]
1. Задумываетесь ли вы когда-нибудь, о чем размышляют другие, когда вы говорите? Пытаегесь ли вы бессознательно поставить себя на их мест о?
2. Действительно ли вам нравится помогать другим решать их проблемы?
3. Какое слово вы чаще употребляете: «вы» или «я»?
4. Видели ли вы когда-нибудь геледебаты (или какие-нибудь другие дискуссии)? Не приходила ли вам в голову мысль: «Я бы тоже не прочь попробовать»?
5. Когда вы смотрите по телевизору передачу, в которой группа специалистов обсуждает какую-нибудь проблему, случается ли так, что вы можете ответить на вопрос ведущего раньше их?
6. Хорошая ли у вас память?
7. Любите ли вы настольные игры наподобие «Монополии»? Способны ли сами придумать такую игру?
8. Ощущаете ли вы, что чувствуют другие?
9. Бывает ли с вами так, что в разгаре оживленного спора вы иногда начинаете защищать иную точку зрения только потому, что вам нравится спорить?
10. Можете ли вы прекратить путаный, бестолковый разговор, ухватив главное и высказав это так, что все поймут и согласятся с вами?
11. Полны ли вы энергии? Кажется ли вам. что другие говорят слишком медленно?
12. Прислушивались ли вы когда-нибудь к собственному голосу просто из интереса: как он звучит?
13. Видели ли вы когда-нибудь себя в кинофильме или видеозаписи: как вы держитесь, как двигаетесь, как выглядите со стороны?
14. Есть ли в вас что-то от заводилы? Случается ли вам первым начинать аплодировать?
15. Любите ли вы рассказывать другим то, что знаете сами? Получился бы из вас хороший преподаватель?
16. Способны ли вы мыслить зрительными образами? Представляются ли вам, когда вы говорите, воображаемые картины?
17. Способны ли вы прямо сейчас, взглянув в окно, более или менее подробно описать то, что увидели?
18. Интересно ли вам выполнять упражнение, предложенное в предыдущем вопросе?
19. Хороший ли вы вербализатор? Можете ли вы, переварив обширный материал, изложить его простым, понятным языком?
20. Любите ли вы чувствовать себя хозяином положения?
21. Способны ли вы держать себя в руках, оказавшись в трудном положении? Можете ли спокойно отвечать на провокационные вопросы?
22. Нравится ли вам демонстрировать другим свою работу и объяснять, как вы это сделали?
23. Нравится ли вам наглядно демонстрировать то, о чем вы говорите? Хочется ли вам «разыграть» то, что вы описываете?
24. Оптимист ли вы или сразу отступаете перед трудностями?
25. Приходилось ли вам выступать в школьных спектаклях?
26. Смотрите ли вы людям в глаза, когда к ним обращаетесь?
27. Смотрите ли вы людям в глаза, когда они обращаются к вам?
28 Поворачиваются ли участники совещания в вашу сторону, когда наступает время подводить его итоги?
Если вы ответили «да» по крайней мере на половину вопросов, у вас неплохие шансы стать первоклассным оратором. Если ваш результат не столь хорош, не все еще потеряно. Вы, во всяком случае, не лукавите сами с собой, а это в конечном счете самое главное. И если вы все же не отступитесь, считайте, что получили дополнительное очко за настойчивость.
Публичная речь нередко приобретает характер дискуссии и даже спора, Выступающий вынужден вступать в словесную борьбу, отстаивая свое мнение и пытаясь изменить мнение оппонентов. Конечная цель публичного спора заключается в том, что вы должны убедить в чем-то слушателей. Так как то же самое стремится сделать ваш противник, возникает типичная ситуация борьбы. Для анализа такой ситуации воспользуемся представлениями А. М. Зимичева [10], изложенными в книге «Психология политической борьбы» (см. рис.): публичный спор (дискуссия) предполагает вовлечение в него трех действующих сторон - вас, вашего противника и слушателей. Поскольку ваша задача — убедить в чем-то слушателей, то вы воздействуете с этой целью на аудиторию (1). То же самое делает и ваш противник (2). Чтобы не дать ему добиться цели, вы мешаете ему сосредоточиться, нападаете на него, опровергаете его положения — одним словом, вы воздействуете на противника (_?). В свою очередь, решая ту же задачу противник стремится воздействовать на вас (4). Аудитория (ее реакция, эмоциональный настрой и пр.) оказывает какое-то влияние на вас (5). Так же аудитория влияет на вашего противника (6). Обычно человек, незнакомый с принципами ведения публичного спора, считает, что в его силах только воздействовать на публику (1) и на противника (3), а повлиять на характер четырех оставшихся процессов он не может. Это мнение неверно, и при желании вы можете:
• ослабить или нейтрализовать влияние противника на вас;
• улучшить обратную связь с аудиторией, более объективно оценивая ее реакцию;
• завладеть мыслями и чувствами аудитории, ослабив тем самым влияние на нее противника;
• направить вектор негативных реакций аудитории на противника;
Разумеется, для того чтобы контролировать все шесть процессов, требуются большие затраты энергии. Такое напряжение не всегда оправданно. Необходимо сказать несколько слов еще об одном аспекте ведения публичного спора. Дискуссия ad hominem (а не ad red или ad rem) абсолютно бесперспективна с точки зрения достижения истины, а победа в ней возможна только благодаря использованию (сознательному или непроизвольному) приемов эристики1. Спрашивается: нравственно ли вести спор, победа в котором достигается заведомо нечестным путем? Если вас волнуют такие соображения, то не пользуйтесь приводимыми ниже приемами. Когда же спор идет в кругу друзей или когда вы хотите показать свое превосходство над оппонентом, или если хотите отомстить либо просто досадить ему, или когда исход спора не принципиален и не имеет сколько-нибудь серьезных последствий, или когда необходимо склонить аудиторию в ту или иную сторону, следует еще раз взвесить цели, которых вы намерены добиваться. Если вы сочтете, что они не стоят того, то, конечно, лучше не вступать в дискуссию. Если нет — имейте в виду, что если спор не выиграете вы, то это сделает ваш противник. Поэтому, если цель поставлена, — набирайтесь решимости!
Часто можно услышать римское изречение «В спорах рождается истина». При этом не все знают, что у самих римлян была более популярна другая фраза «Споры погубили Рим». Обе они справедливы, а использование их вне контекста — это как раз пример одного из приемов эристики. Римляне различали три вида дискуссий: ad hominem, ad red и ad rem
Эристика — искусство побеждать в спорах Позволяет выиграть спор, даже будучи неправым по существу, и выглядеть правым в глазах слушателей
Ad red (к цели) — спор, в котором у участников есть какая-то общая цель, в осуществлении которой каждый заинтересован, но не согласен с тем способом ее достижения, который предлагает оппонент. Понятно, что если два человека хотят одного и того же, то рано или поздно что-то у них получится, и что у них больше шансов добиться чего-то вдвоем, чем у каждого из них в отдельности. Что касается способа, то, очевидно, каждый человек воспринимает проблему как-то по-своему, и в предложениях каждого есть какие-то достоинства и недостатки. Поэтому в такой ситуации люди часто останавливаются на каком-то компромиссном решении, которое и оказывается оптимальным. Это и есть тот спор, в котором рождается истина. Например, если двое оказались на необитаемом острове и хотят уплыть оттуда, но спорят над тем, какой сделать плот, понятно, что что-то они построят и, вероятно, более успешно, чем это же сделал бы один.
Ad rem (по факту) — спор по поводу какого-то события, факта. Факты можно принимать или не принимать, но без всяких комментариев. Трактовка любого факта, события у разных людей может быть самой различной, причем даже не имеющей ничего общего с действительным положением вещей. Поэтому, ведя дискуссию ad rem, надо отказаться от любых собственных комментариев и оценок, а рассматривать только факты. По мнению римлян, именно таким должен быть спор в суде. Фемиду (богиню правосудия) они изображали с завязанными глазами (что означало отсутствие каких-либо посторонних мотивов, мнений, кроме закона), с весами в одной руке (т. е. необходимо взвесить, определить, имел ли место тот или иной факт) и с мечом в другой (символ наказания, которое неотвратимо следовало, если выяснялось, что человек нарушил закон; при этом не имело значения, хороший это человек или плохой, совершил он преступление умышленно или нет и т. д.). Судья рассматривал только факты, и если выяснялось, что был убит римлянин, убийцу ждала смертная казнь независимо от того, сделал ли он это потому, что хотел отомстить за что-то, или потому, что хотел убить скорпиона у того на лбу, но ударил слишком сильно. Римляне хорошо понимали, что споры о том, справедливо ли это, — бессмысленны, поскольку справедливость существует только та, которая определена законами этноса.
Ad hominem (на толпу, на человека) — спор с целью убедить в чем-то слушателей и заставить их принять определенную точку зрения. При этом пытаются объяснить иррациональное поведение человека с точки зрения категорий рациональных — справедливого и несправедливого, добра и зла, красивого и некрасивого, истины и лжи. Этих категорий в природе не существует, каждый этнос закладывает их по-своему. Поэтому никакая истина в таком споре родиться не может. Зато в таком споре (и в этом причина его использования) можно доказать все что угодно и, в частности, оправдать любой поступок. Тот же самый убийца (или его родственник, или защитник, которого он нанял) мог сказать: «Посмотрите, какой перед вами хороший человек, у него есть семья, дети растут хорошие, друзья его очень любят, он добрый. А тот (убитый) был такой злодей, что так ему и надо. К тому же он и убивать-то его не хотел, а намеревался только скорпиона на нем убить» и т. д. Таким образом, законы становились бессмысленными (так как можно было оправдать любое преступление). Категории этноса разрушались, а .это, как известно, ведет к гибели этноса. Отсюда и поговорка: «Споры погубили Рим». В спорах ad hominem побеждает тот, кто лучше владеет приемами эристики, которая учит, как выиграть любой спор независимо от того, на чьей стороне истина. Разработаны специальные приемы, которым можно научиться. Определенный уровень владения ими может гарантировать победу в любом споре.
Итак, ad red (к цели) — продуктивен;
ad rem (no факту) — допустим, если в расчет принимаются только факты. Как только к ним примешиваются оценки, предположения, гипотезы, мнения, он становится бессмысленным;
ad hominem (на толпу, на человека) с точки зрения установления истины или выбора оптимального решения заведомо бесполезен и бесконечен.
Часто бывает трудно определить характер спора, но эта трудность легко преодолима, если вы понимаете психологию. Несмотря на то, что каждый аргументирует свои предложения различными соображениями общей пользы, ясно, что при любом исходе спора о пользе говорить не приходится. В 100 случаях из 100 спор, который ведется перед какой-либо аудиторией, является спором ad hommem.
Если доминирует цель выиграть публичный спор, следует поставить перед собой две задачи. В рамках каждой задачи можно использовать эристические приемы, предложенные А. Шопенгауэром.
Эристические приемы публичной дискуссии
1. Убеждение слушателей в своей точке зрения возможно:
а) путем обоснования своих положений с помощью следующих приемов:
• использования ответов противника; « использования неверных посылок;
• задавания вопросов не в том порядке, либо обратных теме дискуссии;
• не позволять противнику подводить итог дискуссии, а заключать спор самому;
• вместо оснований пользоваться ссылками на авторитеты;
• выбора благоприятного названия темы дискуссии;
• выставить положение как доказанное и выкрикнуть с триумфом;
б) путем отражения нападения противника с помощью анализа:
• спастись, воспользовавшись каким-либо тонким различием;
• прервать ход спора, перескочить, перевести его на другое;
• согласиться с противником и продолжать дальше свою линию;
• совершенно обобщить предмет, потом возражать, опровергая излишнее обобщение;
• с тонкой иронией признать себя непереубежденным;
• делать личные упреки противнику («переходить» на личность);
• ответить таким же лживым аргументом, как и противник;
• перехватить аргумент: «Как раз поэтому-то и надо...».
2. Указание на то, что точка зрения противника неверна, возможно с использованием таких приемов:
а) нападения на положения самого противника, применяя такие «достойные» аргументы, как:
• распространение
• использование омонимии;
• акцент на относительности вместо общности;
• противоречить, спорить и побуждать к расширению;
• «вылавливать» такие заключения, которых у противника нет;
• поискать, не противоречит ли аргумент противника сути дела;
• подвести под какую-нибудь ненавистную категорию;
• Возражение негодное, но в глазах публики верное, а лучше — смешное;
• фраза «это может быть верно в теории, но на практике ложно»;
б) нападение на самого противника (не дать ему обосновать свой тезис):
• возбуждая его гнев;
• не допуская его верных посылок;
• сбивая с толку набором бессмысленных слов;
• оскорбляя и грубя ему, особенно если замечаешь, что противник сильнее.
Реальная оценка своих качеств, внимательное отношение к себе предполагает понимание важнейшей, системообразующей роли в достижении делового успеха состояния нашего здоровья. На эту биопсихосо-циодуховную категорию (пусть вас не пугает это «навороченное» слово - оно лишь подчеркивает существование биологической, психической, социальной и духовной составляющих личности человека) хочется обратить внимание читателя в заключительном разделе книги.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 299.