Задачей первого впечатления является быстрая ориентировка в ситуации. Для людей как социальных существ главное — определение вопроса о групповой принадлежности партнера. Поэтому можно сказать, что первое впечатление почти всегда правильно. Ошибкой же является то, что стереотипизация вызывает определенную, не всегда верную оценку неизвестных еще пока свойств и качеств. Такая ошибка может привести к неадекватному общению в дальнейшем. В постоянном и длительном общении первое впечатление (механизм «грубой настройки») не позволяет достаточно глубоко и объективно понять актуальное эмоциональное состояние, намерения и отношение к нам партнера по общению. «Тонкая настройка» восприятия и понимания при межличностном общении осуществляется за счет механизмов идентификации, эмпатии, аттракции, рефлексии и каузальной атрибуции.
Наиболее простой способ понимания другого человека обеспечивается идентификацией (от лат. identifico — отождествляю) — перенесением свойств другого человека на себя. При идентификации человек прогнозирует свои мысли и поступки, уподобляя их мыслям и поступкам другого человека в подобной ситуации (как бы другой действовал на моем месте). Гораздо реже проявляется другой механизм — персонификация, т. е. перенесение своего «я» на других людей в процессе сравнения себя с ними. Путем идентификации осуществляется социализация ребенка в семье, школе, группах сверстников. Ребенок усваивает нормы поведения, эмоциональные состояния, мораль значимых для него окружающих, используя их в качестве эталона.
Очень близка к идентификации эмпатия, сопереживание, т. е. понимание на уровне чувств, стремление эмо-
ционально откликнуться на проблемы другого человека. Ситуация другого человека не столько продумыва-ется, сколько прочувствуется. Через эмоциональный отклик мы понимаем внутреннее состояние другого. Основоположник гуманистической психологии К. Роджерс определял эмпатическое понимание как «умение войти внутрь личного мира значений другого человека и увидеть: правильно ли мое понимание». Реализация этого механизма возможна в случае принятия партнера по общению в качестве безусловной ценности. Принятие другого нерасторжимо связано с доверием, готовностью самому раскрыться навстречу другому, стать для него объектом переживания. Эмпатическое понимание возможно в отношении немногих, поскольку составляет тяжелую нагрузку для психики.
Аттракция ( фр. attraction — привлечение, притяжение) — умение добиться благоприятного, стойкого положительного отношения собеседника к нам; формирование благосклонности другого человека; способность позитивно расположить, настроить его по отношению к нам. При этом используется подчеркивание незаурядности партнера по общению, благоприятное суждение о нем, оказание ему услуг. В данном случае понимание партнера по общению возникает благодаря формированию привязанности к нему, дружеского или глубокого интимно-личностного отношения.
Рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) — механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять и осознавать то, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто познание другого, но знание того, как другой понимает меня, т. е. своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения друг друга.
Рефлексивный процесс как механизм общения был описан еще в конце XIX в. Дж. Холмсом, который, исследуя общение двух субъектов, показал, что в этой ситуации наличествуют не два, а шесть субъектов. Он выделил ситуацию общения неких условных Джона и Генри, определив для каждого из них по три позиции. Впоследствии Г. Ньюком и Ч. Кули усложнили ситуацию, добавив четвертую, собственно рефлексивную, позицию:
1) Джон, каков он есть сам по себе (объективный, реальный);
2) Джон, каким он сам себя видит (самооценка);
3) Джон, каким его видит Генри (оценка партнером по общению);
4) Джон, каким ему. представляется его собственный образ в сознании Генри (знание оценки партнера по общению своей личности).
Соответственно у Генри тоже четыре позиции.
Общая модель рефлексии может быть представлена так: есть два субъекта общения — А1иБ1,у которых имеются представления о самом себе (соответственно у А1 - А2 и у Б1 - Б2) и о другом (соответственно у А1 – Б3, у Б1- А3). Взаимодействие в процессе общения осуществляется следующим образом. А (в качестве А2) обращается к Б (в качестве Б3), а Б (в качестве Б2) реагирует на А (в качестве А3). Насколько А2, А3, Б2, Б3 близки к реальным А, и Б{, еще надо исследовать, поскольку ни А, ни Б не знают, что имеются не совпадающие с реальностью А2, Б2, А3, Б3, и при этом между перечисленными позициями нет каналов коммуникации. Ясно, что успех общения будет максимальным при минимальном разрыве в линиях А1->А2-> А3 и Б1 -> Б2 -> Б3 Уменьшение разрыва между позициями происходит при возникновении адекватного рефлексивного процесса, когда верное знание того, как воспринимает нас партнер по общению (А4 или Б4), обеспечивает формирование реалистичной «Я»-концепции (А2 или Б2) и более критическую оценку другого (А3 или Б3). Если выступающий (А1) имеет неверное представление о себе (А2), о слушателях (Б3), и главное, о том, как его воспринимают слушатели (А4), то его взаимопонимание с аудиторией будет исключено.
Верное знание того, как вас понимают другие, признание другими ваших достоинств и заслуг порождает ощущение успеха и уверенности в себе. Этот практический аспект механизма рефлексии имеет очевидную жизнеутверждающую, психотерапевтическую, развивающую направленность.
Каузальная атрибуция {от лат. causalis — причинность и attributio — приписывание) — механизм интерпретации поступков и чувств путем выяснения причин поведения субъекта. Исследования показывают, что у каждого человека есть свои «излюбленные» схемы причинности, то есть привычные объяснения своего и чужого поведения. Так, например, люди с личностной атрибуцией в любой ситуации склонны находить виновника случившегося, приписывать причину произошедшего конкретному человеку. В случае же пристрастия к обстоятельной атрибуции люди склонны прежде всего винить обстоятельства, не утруждая себя поисками конкретного виновника. При стимульной атрибуции человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие, или в самом себе. Кроме этих схем, были выявлены и некоторые закономерности процесса каузальной атрибуции. Например, причину успеха люди чаще всего приписывают себе, а неудачу — обстоятельствам. Характер приписывания зависит также и от меры участия человека в обсуждаемом событии. Оценка будет различна в зависимости от того, был ли он участником (соучастником) или наблюдателем. Общая закономерность состоит в том, что по мере роста значимости случившегося испытуемые склонны переходить от обстоятельной и стимульной атрибуции к личностной (т. е. искать причину случившегося в осознанных действиях личности).
Дата: 2018-12-21, просмотров: 258.