Первейшей задачей любого делового взаимодействия (беседы, конференции, совещания и др.) является расположение к себе партнера, развитие у адресата положительного отношения к себе. Не секрет, что одни и те же аргументы в устах приятного собеседника воспринимаются совсем не так, как у неприятного.
К основным приемам формирования благосклонности в деловом общении относят:
• эффективное слушание (см. также разделы 4.3 и 5.2);
• способность одеваться, формировать имидж соответственно обстановке (см. также раздел 4.3);
• проявление уважительного отношения к партнеру;
• умение использовать социально «одобряемые» позы, жесты, мимику, межличностное расстояние (см. также раздел 4.3);
• талант «излучать» положительные эмоции, сопереживать собеседнику, улыбаться, делать комплименты;
• стремление делать записи во время беседы;
• пунктуальность;
• установка не перебивать собеседника и не давать советы, пока об этом не попросят.
В современном деловом общении в целях формирования благосклонности широко используются достижения прикладной психологии. В частности, в рамках нейролингвистического программирования разработан такой эффективный способ, как психологическая подстройка (присоединение), т. е. максимальное приспособление своего поведения к способу поведения другого. Она включает большинство из вышеперечисленных способов формирования благосклонности и может осуществляться с помощью вербальных и невербальных средств коммуникации. В основе подстройки лежит умение отзеркаливать манеру и стиль поведения партнера по общению.
Начиная взаимодействовать с деловым партнером, соблюдайте определенную последовательность:
• примите осанку своего партнера; повторяйте его основную жестикуляцию;
• отражайте эмоциональное настроение партнера; как только вы окажетесь с ним на одной эмоциональной «волне», он неосознанно последует за вами;
• приспособьтесь к темпу и громкости речи партнера;
• старайтесь занимать такие же позы, в которых находится ваш партнер;
• используйте в своих высказываниях языковые средства партнера (отдельные характерные слова, предложения, словосочетания, терминологию, возможно, и интонации); при этом нельзя перенимать изъяны речи, например диалект, заикание, назализацию;
• постарайтесь воспроизвести ритм дыхания партнера.
Вместе с тем не следует переусердствовать в имитации поз и жестов партнера. Не занимайтесь явным копированием, придерживайтесь лишь общей тенденции (например, если партнер сидит в закрытой позиции, сделайте то же самое, но в другой форме). Лучше всего отзеркаливать мелкие движения рук, ног, мимику, чтобы ваша имитация не бросалась в глаза. Синхронизируя ритм разговора, дыхания, движений, не стоит быть тенью партнера. Легкие и произвольные, но похожие движения будут вполне достаточны. Отражая особенности речи партнера, выискивайте лишь тонкие нюансы громкости, темпа, интонаций. Таким образом, подстройка первого порядка состоит в имитации поз, жестов и речи партнера по общению.
Подстройка второго порядка включает следующие шаги:
• определение основной и ведущей репрезентативных систем партнера (см. табл. 5 в разделе 4.3);
• использование языковых средств, прежде всего глаголов, характерных для его основной репрезентации;
• повторение за ним движений глаз;
• синхронное дыхание.
Присоединение можно считать эффективным, если:
• вы меняете позу, и ваш партнер, невольно подстраиваясь к вам, занимает такую же;
• ваш партнер начинает имитировать ваши жесты и речь.
Если вы заметили, что два этих приема сработали, вы можете рассматривать это как удачу: вы интересны собеседнику, к вам испытывают внутреннюю симпатию, расположение, и у вас есть все основания рассчитывать на конструктивное решение проблемы или эффективное завершение сделки.
Приемы психологического присоединения
Ведение — это описание реакции, которая возникает у партнера тогда, когда он начинает копировать ваши позы, жесты и речь; такой способ делового взаимодействия, при котором ваш партнер, не осознавая того, склонен принимать вашу сторону без какой-либо критики или сопротивления. Если ваше присоединение к партнеру оказалось эффективным, то вы уже его начали вести. Постарайтесь удержать эту ситуацию. Важное правило: если ваш партнер неосознанно имитирует («отзеркаливает») ваши позы, жесты, особенности речи, то этим самым он бессознательно подчеркивает свое согласие с вашим поведением. А соглашаясь с вашим поведением, он всегда согласится с вашими мыслями, словами, предложениями и установками. Если перед вами деловой партнер, с которым раньше вы испытывали проблемы, то в данной ситуации уверенно рассчитывайте на разрешение этих проблем. В этот момент вы можете добиться успеха и с подписанием долгожданного контракта. Подчиненный постарается выполнить ваше поручение, а менеджер быстрее пойдет навстречу вашим желаниям.
«Якорь» — это способность человека на основе одного элемента переживания (поступка, фразы, чувства) вызвать (мысленно воспроизвести, запустить) все переживание в целом. У каждого из нас существует много бессознательных «якорей», которые влияют на наше сознание и формируют те или иные эмоции. В деловом взаимодействии это можно использовать как осознанный прием, способный оказать на партнера мощное психологическое воздействие. Главное - хорошо знать особенности партнера и использовать подходящий момент. Если вы научитесь улавливать естественные изменения в состоянии людей и выяснять их причины (диагностировать «якоря»), то вам не составит труда добиться «якорного» запечатления.
Психологи утверждают, что «якорь» для партнера должен быть обязательно связан с его репрезентативной системой, т. е. для визуалистов нужно использовать визуальный «якорь». Например, во время собеседования или переговоров положите на стол несколько приятных картинок или фотографий и, когда ваш партнер проявит те или иные положительные эмоции, сделайте так (ненасильственно), чтобы он обратил внимание на приготовленные вами картинки. Для программирования у партнера желательного вам настроения в следующий раз вновь незаметно «подсуньте» ему эти же картинки. Позитивное переживание сформируется, как только он их увидит снова. Для аудиалиста целесообразно использовать акустический «якорь». Например, если когда-то музыка вызвала у партнера положительные чувства, благодушное настроение, удивительно приятные воспоминания, то, когда вам это необходимо, сделайте так, чтобы где-то ненавязчиво была слышна эта мелодия, и ваш партнер вновь почувствует себя счастливым, непроизвольно извлечет из своей памяти положительные эмоции и в этот момент несомненно пойдет вам навстречу в тех делах, которые обсуждались. Кинестетику нужно предложить кинестетический «якорь», например прикосновение. Как только вы заметите, что у партнера хорошее расположение духа, слегка прикоснитесь к его запястью, как бы невзначай, но при этом тщательно запомните все детали своего прикосновения. Повторите это прикосновение в рабочей обстановке, когда будете обсуждать важные для вас вещи. Ваш партнер автоматически войдет в то состояние, которое вы «заякорили» (ваше прикосновение — кинестетический «якорь»). Испытывая положительные эмоции, человек, как правило, идет навстречу.
«Переход» — это система речевых средств, представляющая собой способ переведения человека из его данного состояния в состояние легкого транса. Этот процесс осуществляется с помощью слов, имеющих значение какого-либо условия: «если», «когда», «если... то», «и» и пр. Если вы будете пользоваться союзами и союзными словами, то они придадут вашей речи оттенок закругленности и гибкости, что несомненно окажет влияние на партнера, введет его в гипнотическое состояние. Этот факт объясняется тем, что, когда в вашем тексте нет внезапных пауз между предложениями, внимание собеседника рассеивается и снижаются критические функции сознания. В этой ситуации можно не тратить время на дополнительные аргументации, партнер легко с вами согласится, будет реагировать в том ключе, который желателен вам.
«Трюизм» представляет собой общее утверждение, иными словами — типичную банальность. Например, заявления типа: «Летом, как правило, бывает жарко, а зимой — холодно» или «Все люди способны испытывать страх». В деловом взаимодействии трюизмы используются как средство перехода от конкретного явления к обобщению. Сила трюизма в том, что с ним нельзя не согласиться. Например, у вас на сегодня запланировано совещание, а вы не подготовили доклад или отчет. В этой ситуации вас может выручить такой трюизм: «Жизнь меняется с каждой секундой (трюизм). Отчет, который я приготовил к сегодняшнему дню, завтра безнадежно устареет, а потому, мне кажется, нет смысла тратить на него время, которое, как известно, — деньги. Поэтому я хотел бы выслушать от вас те или иные соображения по поводу прибыли, если, разумеется, они окажутся конкретными. После чего мы соберемся через три дня, за которые я успею внести актуальные поправки в свой отчет».
«Переформирование» — важный аспект продуктивной коммуникации, так как позволяет в считанные секунды изменить оценку ситуации на прямо противоположную Например, фраза «День — это лишь светлый промежуток между двумя темными ночами» может быть «перевернута» и прочитываться уже совсем иначе. «Ночь — это лишь темный промежуток между двумя светлыми днями», или если «полумертвый» заменить на «полуживой» — смысл меняется. Любую ситуацию с негативным исходом постарайтесь рассматривать как новую возможность: в чем-то себя усовершенствовать, решить наконец проблемы, до которых не доходили руки.
«Выбор без выбора» — используется в деловом общении как один из вариантов жесткого или мягкого стиля — в зависимости от контекста. «Мы проведем переговоры в вашем или моем офисе?» Отрицательный ответ дать в такой ситуации невозможно, можно только выбрать вариант.
«Право выбора» — этот прием, как и предыдущий, лишь создает иллюзию выбора, но на самом деле никакого выбора нет. «Вы можете выполнять это задание или самостоятельно, или взять помощников, но я знаю, что вы выполните его безупречно». По сути, это маскировка распоряжения или принятого решения.
«Вопросы-ярлыки» — вопросы типа «Не правда ли?», «Не так ли?» делают вашу речь более убедительной и, по сути, своей мягкой и деликатной формой прикрывают утверждения, не допускающие возражений. Они оказывают на сознание делового партнера воздействие, снижающее его бдительность, способность к критическому восприятию. Чтобы эффект был более сильным, перед вопросом-ярлыком целесообразно ставить трюизм. «Ведь вам хочется, чтобы вас хорошо обслужили, не так ли?» Неоднократное использование этого приема позволит вашему партнеру постепенно принять вашу позицию.
«Номинализация» — это обобщенное обозначение, свободное от конкретного содержания. Номинализацию используют тогда, когда хотят воздействовать на чье-то подсознание. С этой целью глагольную форму переводят в существительное. Например, слова «Вы поймете...» можно выразить совсем иначе: «Вы обретете понимание». В первом случае партнер ждет продолжения ваших слов; если вы начнете выкладывать конкретную информацию, то вполне может оказаться, что партнер с ней не согласится. Во втором случае подсознание вашего делового партнера наполняет эту фразу своим собственным контекстом, и он не требует от вас никаких дополнительных пояснений.
Перечисленные приемы присоединения по своей сути относятся к гипнотическим. Они способны оказать
на вашего партнера или клиента весьма сильное воздействие. Применяя их в обычной беседе или переговорах, можно искусно манипулировать сознанием партнера и формировать его благосклонность.
Вообще-то подстройку можно осуществлять и по-другому. С учетом сформировавшихся в трансактном анализе представлений (см. табл. 10 в разделе 6.1) знание предпочтимых эго-позиций партнера по общению (руководителя, коллеги по работе, подчиненного и т. д.) позволяет заранее выбрать свою конгруэнтную (совпадающую) эго-позицию. В таком случае использование психологической позиции «родителя» (если партнер заведомо склонен к позиции «ребенка») называется подстройкой «сверху»; использование, напротив, позиции «ребенка» определяют как подстройку снизу; подстройка «на равных» используется при общении «взрослых». Очевидно, что применение обоих подходов (и нейролингвистического программирования, и трансактного анализа) только усиливает коммуникативные возможности человека.
Наиболее универсальный прием, при мастерском исполнении которого практически всегда удается расположить к себе собеседника, — это сказать ему комплимент.
Комплиментом называется небольшое преувеличение достоинства, которое собеседник желает видеть в себе. Принято делать комплименты женщинам, ибо им это нравится. На самом деле выслушивать комплименты (но не лесть!) любят все, просто реакция мужчин бывает не так заметна. Такая слабость к комплиментам объясняется тем, что он удовлетворяет важнейшую психологическую потребность человека — потребность в положительных эмоциях. Собеседник, удовлетворяющий эту потребность, становится желанным собеседником.
Комплимент отличается от лести именно тем, что основывается лишь на небольшом преувеличении. Льстец сильно преувеличивает достоинства собеседника. Сравните: «Тебе очень идет этот цвет» (комплимент) и «Ты самая красивая» (лесть). Лесть грубее и имеет больше шансов быть отвергнутой из-за вопиющей неправдоподобности. Хотя есть люди, которым и лесть по душе. Впрочем, многих лесть отталкивает. Поэтому, особенно в деловом общении, явное преимущество за комплиментом как инструментом более тонким и действенным. Комплимент и похвала не одно и то же. При похвале осуществляется так называемая пристройка сверху (использование позиции «босса», «руководителя», «профессора»), когда дается положительная оценка действиям и поведению нижестоящего. При комплименте же в отличие от похвалы происходит пристройка снизу, когда вы «поднимаете» партнера по общению над собой. Отсюда следует, что самый эффективный комплимент тот, который реализуется на фоне антикомплимента себе, ибо пристройка снизу делается более ощутимой, если, возвышая другого, мы дополнительно обращаем внимание на свой неуспех.
Пример. Один начальник отдела говорит другому: «Как тебе удалось убедить шефа? Я вчера час его уговаривал, и все без толку, а ты за пять минут тот же вопрос решил». Хороший комплимент коллеге на фоне антикомплимента себе.
Положительному восприятию комплимента способствует использование в нем фактов, известных обоим партнерам. Дается интерпретация этого факта, представляющая собеседника в выгодном свете. Отсутствие фактической основы делает комплимент неубедительным и может низвести высказывание до уровня банальной лести. Если есть сомнения, поймет ли собеседник, о каком факте речь, то лучше не рисковать и прежде напомнить о нем, а затем уже обыгрывать его. Хуже всего, если комплимент противоречит фактам. Например, сотрудница не спала ночь, мучаясь от зубной боли, а ей скажут, что она прекрасно выглядит. Не иначе как насмешка будут восприняты эти слова.
Наибольший успех имеют комплименты, будящие воображение того, кому они предназначены, дающие ему возможность мысленно продолжить их.
Например, женщине с ребенком говорят: «Какой красивый ребенок!» Мать зарделась от удовольствия. Еще бы: ребенок бывает красивым у красивых родителей, сам он ухожен, хорошо одет — все это комплименты родителям. Хвалим ребенка, а родители домысливают похвалу как комплимент себе.
Комплиментарная часть высказывания должна быть как можно более краткой, содержать не более одной-двух мыслей, быть простой по конструкции, заведомо понятной. Комплимент не должен содержать поучений: «Ты хороший парень, но успеваемость надо подтянуть». Необходимо также избегать двусмысленных оборотов, могущих вызвать совсем не те чувства и ассоциации, на которые рассчитываете. Например, улыбка делающего комплимент может придать словам обратный смысл, который воспримется уже как насмешка.
Только проявив эмпатию, можно понять, что собеседнику будет приятно услышать. Однако есть вещи, приятные каждому. Все хотят хорошо выглядеть (особенно женщины), добиваться успеха во всем, пользоваться уважением, признанием, любовью, иметь хорошую семью, умных здоровых детей и т. д. Общение с человеком дает дополнительную информацию. Чем более персонифицирован комплимент, тем он ценнее, ибо полнее учитывает приоритеты данного человека.
Комплимент можно сказать любому. Для этого только нужно иметь хоть какую-то информацию о человеке. Зададимся сложной, казалось бы, задачей — сказать комплимент человеку, про которого известно только то, что это скряга, каких свет не видел. Начнем с эмпатии. Считает ли он себя скрягой? Наверняка нет! Скорее, человеком бережливым, хозяйственным, рачительным. И, несомненно, гордится этим, осуждая других за расточительность. Вот и основа для комплимента: «Мне так не хватает вашей бережливости!» Комплимент на фоне антикомплимента себе. Все оказалось просто.
Распространенным заблуждением является убежденность в том, что говорить комплименты необходимо только «нужным» людям, т. е. тем, от которых хотите что-то получить. При отсутствии должной практики это как раз самая сложная ситуация, ибо объект знает, что вы будете к нему как-то «подъезжать». А у вас и опыта-то нет. Поэтому велика вероятность, что ничего у вас путного не получится. Отсюда вывод: легкость и непринужденность в комплименте достигается в процессе практики. Поэтому очень полезно для начала поставить себе задачу: ни дня без комплимента! Ибо комплимент начинается с желания его сказать. Найдите, что лично вам нравится в собеседнике, что вы хотели бы позаимствовать у него. И скажите об этом прямо.
Как сделать комплимент комплиментом
В книге «Управленческое общение: Практические советы» А. Ю. Панасюк сформулировал правила, в которых раскрывает психологический механизм влияния приема «золотые слова» на человека. Эффективность улучшения деловых отношений впрямую зависит от следования этим правилам.
Правило 1. «Один смысл»-. Комплимент должен отражать исключительно положительные качества человека. В комплименте следует избегать двойного смысла. А вот здесь правило явно нарушено: «Слушая ваши беседы с людьми, я каждый раз удивляюсь вашей способности так тонко и остроумно уходить от ответа!»
Правило 2. «Без гипербол». Отражаемое в комплименте положительное качество должно иметь лишь небольшое преувеличение.
Правило 3. «Высокое мнение». Важным фактором в результативности этого приема является собственное мнение человека об уровне развития отраженных в комплименте качеств. Если комплимент по значимости ниже уровня самооценки партнера, то для него такой комплимент является банальностью и последствия могут быть самыми неожиданными, в том числе отрицательными.
Правило 4. «Без претензий». Партнер вовсе не стремится к совершенствованию данного своего качества. Более того, считает, что было бы плохо, если бы оно — это положительное качество — было выражено у него сильнее, чем есть, поэтому комплимент в адрес сильно проявляющегося такого рода качества может вызвать у него обиду.
Правило 5. «Без дидактики». Это правило заключается в том, что комплимент должен констатировать наличие данной характеристики, а не содержать рекомендаций или практических советов по ее улучшению.
Правило 6. «Без приправ». Это правило касается не столько самого комплимента, сколько тех добавок, которые могут следовать за ним. Например: «Руки у тебя действительно золотые. А вот язык твой — враг твой!» Или: «Мне очень импонирует ваша способность располагать людей к себе. Только вот если бы эту способность — да в интересах дела...» Такие приправы являются своеобразной «ложкой дегтя» и снижают или вообще сводят на нет даже самый блистательный комплимент, а следовательно, и ваши усилия по улучшению делового взаимодействия.
Люди принимают комплименты весьма благосклонно, ибо всякому приятно уже то, что ему хотят сказать что-то хорошее. И легко прощают возможные промахи. Особенно если не будет посторонних свидетелей. Поэтому учиться делать комплименты лучше один на один. Тем более что присутствие посторонних может смущать вас. Однако если комплимент хорош, то большее впечатление он производит, когда делается «при свидетелях». Поскольку мужчины не избалованы комплиментами, то они и менее требовательны к их качеству. Поэтому учиться делать комплименты лучше на мужчинах.
Когда комплимент пришелся по душе собеседнику, лицо его озаряется улыбкой. Хорошее настроение вме- сте с улыбкой имеет приятное обыкновение передаваться собеседнику. И вы также непроизвольно улыбнетесь и почувствуете, что и ваше настроение улучшилось. Так что польза от комплиментов всем.
Примеры комплиментов при деловом взаимодействии [16, с. 475]
• Когда партнер сумел во время переговоров добиться большего, чем было намечено: «Как вам удается так расположить к себе людей?»
• Когда партнер подметил что-то характерное и важное для фирмы у претендента на сотрудничество: «Я раньше не знал, что вы так тонко и хорошо разбираетесь в людях, вы потрясающий аналитик!»
• В ответ на добрую улыбку, явно адресованную вам: «Коллега! Знаете ли вы, что ваша улыбка просто обезоруживает людей!»
• После длительных переговоров, завершившихся для вас удачно: «Всегда приятно иметь дело с таким партнером».
• Когда беседа закончилась с успехом: «До чего же приятно взаимодействовать с таким интересным партнером».
• Партнеру, который неожиданно открыл вам на что-то глаза: «Общаясь с вами, можно многому научиться».
• Партнеру, который неожиданно для участников дискуссии блеснул эрудицией: «Меня всегда поражает широта вашего кругозора».
• Партнеру, который был участником конфликта, возникшего по ходу дискуссии, но удержался от ответного выпада: «Как вы смогли воспитать в себе такую сдержанность?»
• В ситуации, когда партнер мог легко «сорваться», но не сделал этого: «Ваша стойкость и выдержка меня всегда восхищали!»
• Партнеру, который, несмотря на трудности, довел дело до конца: «Вашей воле можно позавидовать!»
• Партнеру, который все-таки добился своего: «Это прекрасно, что у вас такой настойчивый характер!» или «Вы такой целеустремленный человек, как мне этого не хватает!»
• Партнеру, который чем-то бескорыстно пожертвовал ради другого: «Меня подкупают ваши доброта и отзывчивость!»
• Партнеру, который вел переговоры в трудной, конфликтной ситуации и сумел довести их до эффективного конца: «Коллега! Знаете ли вы, что ваша энергия просто заряжает других?»
• Партнеру во время дискуссии: «Смотреть и слушать, как вы ведете полемику - одно удовольствие!»
• Партнеру, сделавшему доклад или сообщение: «Какая у вас прекрасная речь, какая дикция! Слушать вас — наслаждение!»
• Партнеру, который впервые достиг больших результатов в переговорах и сам смущен этим: «Вы скромничаете! Ваши способности давно всем известны!»
• Партнеру, который в ходе дискуссии, не заглядывая в справочники, по памяти привел необходимые данные, интересную информацию: «У вас энциклопедическая память! Ваша эрудиция поразительна!»
Каждый человек должен не только уметь говорить комплименты, но и научиться правильно их принимать. Комплименты — это чудесный дар, и все же, как показывает практика делового взаимодействия, людям очень трудно с благодарностью принять похвалу в свой адрес. Большинство автоматически отвергают комплименты, а иногда и обижают их инициатора. Например: «Дорогая, ты сегодня великолепно выглядишь!» — а в ответ: «Я сегодня себя чувствую ужасно, как при этом можно хорошо выглядеть!» или: «Можно подумать, что обычно я выгляжу плохо»: или еще хуже: «Не выдумывай». Отвергать комплименты ни при каких обстоятельствах не следует. Во-первых, вы обижаете того, кто вам сказал приятные слова, во-вторых, вы должны быть благодарны этому человеку: вы принимаете положительную оценку и начинаете верить ей. Следуйте простому правилу: отвечайте «Благодарю вас» — и больше ни слова.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 447.