Уверенность в себе как фактор взаимодействия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Наши предки говорили: «Посеешь поступок — по­жнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь ха­рактер, посеешь характер — пожнешь судьбу». В пол­ной мере это крылатое выражение можно отнести к такому личностному качеству человека, как уверен­ность в себе. Уверенность — свойство личности, кото-

рое демонстрируют люди, знающие, к чему нужно стремиться и какими средствами достичь цели. Это качество преломляет подход человека к жизни и от­ражает осознанность витальных (жизненных) целей. Такой подход усваивается в раннем возрасте, зачас­тую влияя на человека в различных, довольно тонких формах. Умение быть по-настоящему уверенным в себе можно идентифицировать и ему можно научить­ся. Это умение и качество способствует достижению успеха в профессиональной деятельности. Уверен­ность усиливается тогда, когда вы:

• четко знаете свои цели, намерения и планируете их реализацию;

• в деловых отношениях осуществляете постоян­ный самоконтроль;

• занимаетесь делом, адекватным вашим возмож­ностям;

• чувствуете себя профессионально компетентным;

• не рассчитываете на поддержку партнеров и вос­принимаете ее как неожиданный подарок;

• получаете признание своих заслуг и успехов со стороны окружающих.

Исходя из перечисленных выше личностно-профессиональных качеств и установок человека можно,' соответственно, определить основные пути формирования уверенности в себе, понимая под этим и часто возникающее ощущение, и приобретаемое свойство [ личности:

• осмысление жизненных и профессиональных целей, | успешная реализация поставленных задач;

• анализ возникающих конфликтов и ошибок с отработкой приемов их устранения и предупреждения в бу- дущем;

• адекватное поведение в различных ситуациях человеческого общения;

• освоение и совершенствование профессионального мастерства;

• поддержание и укрепление здоровья и работоспо­собности;

• создание и поддержание благоприятного внешнего облика, собственного имиджа;

• освоение навыков самоконтроля и самопрезента­ции, четкого изложения своих мыслей.

Только в результате усилий человека на этих на­правлениях формируется уверенность как положитель­ное качество характера. Уверенность в себе — это дале­ко не то же, что агрессивность. Агрессивного человека можно назвать слишком напористым. Агрессивность часто приводит к попыткам запугать других, нарушить их права. Уверенный же в себе человек реализует право свободно высказывать свою точку зрения и добивается того, чтобы его слушали, уважая при этом права других людей.

Подлинная уверенность в себе способствует: сохра­нению психофизиологических резервов и энергетичес­ких запасов организма человека; повышению эффектив­ности профессиональной деятельности (чаще достига­ет успеха в деле); улучшению отношений с людьми; оптимизации процесса принятия решении; сохранению психического и физического здоровья.

Уверенность в себе не всегда воспринимается как положительное качество. Иногда люди, имеющие не­адекватно сниженную самооценку, воспринимают это качество у других как агрессивность, способность к принуждению, упрямство, нонконформизм, недоста­ток эмпатии. Поскольку уверенные в себе люди четко заявляют о своих целях и позициях, негативизм по от­ношению к ним может проявиться в попытках препят­ствовать достижению этих целей. Нельзя забывать того, что уверенность может базироваться на ложных посылках.

Значительный вклад в изучение проблемы уверен­ности как важнейшей поведенческой характеристики человека внес американский психофизиолог Р. Лазарус. На основе своих исследований он пришел к следу­ющим выводам:

1. Уверенность в себе есть поведенческое проявле­ние и следствие той или иной жизненной философии, которой придерживается конкретный человек. Под жизненной философией исследователь понимал внут­реннюю картину окружающего нас мира и в самом об­щем виде сводил ее к двум группам личных представ­лений: отношению к себе и отношению к окружаю­щим.

2. Содержательно-уверенное поведение проявляется как способность:

• сказать «нет», когда того требуют ситуации делового общения;

• открыто говорить о своих чувствах и требованиях к окружающим;

• самостоятельно устанавливать контакты, начинать и заканчивать те или иные акты делового общения;

• открыто выражать позитивные и негативные чув­ства.

3. Внешне уверенное поведение проявляется в ниже­следующем:

• открытости жестикуляции и мимических прояв­лений своего «я»;

• использовании местоимения «я»;

• способности идти на контакт глаз;

• характерных интонациях;

• осанке.

4. К факторам, обусловливающим неуверенное пове­дение, необходимо отнести:

• страх критики;

• страх сказать «нет» в ответ на требования окружа­ющих;

• страх контакта;

• страх потребовать и настоять на своем;

• чувство вины за уверенное поведение;

• чрезвычайную конформность и осторожность.

В соответствии с этими подходами уже упоминавшийся психолог Э. Берн (см раздел 2) выделил четыре жизненные позиции.

1. Я в порядке, вы в порядке. Для людей, стоящих на этой позиции, характерно в основном положительное отношение к себе В целом они своей жизнью довольны и довольству­ются тем, что имеют. Анализируя свое прошлое, они сосре­доточиваются на приятных и радостных воспоминаниях. Они положительно относятся к другим людям Они не ста­новятся сентиментальными или неразборчивыми. Но ценят добрые отношения, контакт с окружающими, исходящее от них одобрение своих поступков. Для них характерны: уве­ренность в себе; отзывчивость; спокойствие; адекватная ре­акция на изменившуюся обстановку; установление и под­держание добрых отношений с окружающими; они вызыва­ют доверие.

2. Я в порядке, вы не в порядке Люди, придерживающиеся такой жизненной позиции, в основном положительно относятся к себе, но они чувствуют очень значительную разницу между собой и окружающими. Они считают большую часть других людей несовершенными или хуже чем они сами, на­ходят, что окружающим не хватает таких важных качеств, как ум, честность, нравственность, привлекательность, интеллект или опытность. Люди этой жизненной позиции думают, что превосходят других, и стремятся демонстрировать это им и себе. Они могут выглядеть надменными, холодными, высо­комерными; таких руководителей обычно не любят, потому что они — как немой укор окружающим. Люди этой жизнен­ной позиции: имеют раздутое самомнение; трудны в обще­нии; выглядят надменными; подавляют других; преувеличи­вают свою роль в работе.

3. Я не в порядке, вы в порядке. Люди этой жизненной позиции считают, что у них есть существенная слабость или недостаток, из-за чего они уступают другим. Им не хвата­ет оптимизма по отношению к себе. Эти люди не слишком нравятся себе потому, что концентрируют свое внимание на слабостях, недостатках, неудачах, несоответствиях тре­бованиям4— действительных либо воображаемых. Пробле­мы и разочарования служат как будто специально для того, чтобы продемонстрировать им, что они никчемные люди, если не справляются с этим. Других же они оценивают бо­лее высоко; считают, что окружающие более значительны, зрелы, целеустремленны, талантливы и элегантны. Короче говоря, люди, стоящие на этой позиции, смотрят на окру­жающих снизу вверх. Люди этой жизненной позиции: не­достаточно уверены в себе; склонны к отступлению; не имеют достаточной убежденности; не способны взять на себя инициативу; недооценивают свою роль в работе; час­то поддаются стрессам.

4. Я не в порядке, вы не в порядке. Люди, стоящие на этой позиции могут, чувствовать себя подавленно, утратить спо­собность создать себе приемлемые условия или ощущать удо­вольствие от жизни. Они не только себя оценивают невысо­ко, но и окружающих воспринимают как людей тоже в том или ином смысле ущербных. Любые взаимоотношения ощу­щаются ими как сплошное разочарование. Эта позиция мо­жет иметь отрицательные последствия для личности, при­водя к утрате бодрости, сил и воодушевления. Люди этой жизненной позиции: недостаточно энергичны; склонны к по­давленности и стрессам; не проявляют настойчивости; свык­лись с неудачами; недостаточно творчески относятся к ра­боте; вызывают отрицательные чувства.

Из предложенных вариантов жизненных позиций видно, что уверенными в тех или иных ситуациях де­лового общения могут быть лишь сторонники первого и второго подходов. Однако у сторонников первого уверенность цельна и гармонична, не задевает своим высокомерием окружающих. Только позиция «я в по­рядке, вы в порядке» является позицией уверенного в себе и гармонично развитого человека, позицией победителя. Важно помнить, что победитель — это тот, кто побеждает вместе с людьми, а не кого-то. Для по-настоящему уверенных в себе и в жизни деловых парт­неров самым важным в жизни является не успех, а аутентичность (возможность быть собой). Уверенные люди реализуют свою неповторимую индивидуаль­ность и ценят ее в других.

Предрасположенность к той или иной позиции не означает абсолютной заданности характеристик по­ведения и деятельности, а свидетельствует о тенден­циях, об узловых, кардинальных проявлениях личнос­ти. Вместе с тем могут быть и качества, присущие лю­дям, исповедующим другую жизненную философию.

Установки, которые принимает по отношению к жиз­ни человек (см. также раздел 4.1), составляют фунда­ментальную часть его личности, влияющую на все сто­роны жизни: они высвобождают или подавляют энер­гию, поощряют храбрость или кротость, увеличивают шансы на успех или неудачу. Многие из существенных элементов установки — представления о своей приро­де и ценности — развились в раннем детстве под воз­действием формирующих характер впечатлений, но редко кто, будучи взрослым, изучает или изменяет приобретенные тогда установки. К счастью, установки закрепляются не навсегда. Изучив их неблагоприятные аспекты, можно выявить альтернативные возможнос­ти развития более стойкой, энергичной и многообеща­ющей личностной установки.

В определенные моменты людям не удается про­явить уверенность в себе. Потом же, когда они оказы­ваются недостаточно эффективными в работе, у них возникает чувство неловкости и обиды на себя. Как часто после неудачной для нас стычки мы думаем над репликой, которая бы нам тогда пригодилась. Для каждого человека характерны свои причины, из-за ко­торых у него уменьшается уверенность в себе:

1. Недостаток практики: вы недостаточно часто на  практике выявляете свои ограничения и не пытаетесь установить, можете ли вы быть более уверенными в себе.

2. Воспитание: заботившиеся о вас в ранние годы ро­дители и другие люди уменьшили вашу способность I постоять за себя.

3. Смутные представления: у вас нет четких образцов уверенного поведения, и вы сами не знаете, чего хо­тите (размытость целей).

4. Опасение враждебности: вы боитесь проявлений гнева и отрицательных реакций и хотите, чтобы вас счи­тали рассудительным, неконфликтным, конформным.

5. Недооценка себя: вы не чувствуете за собой права занимать твердую позицию и требовать корректного и честного отношения к себе в силу неадекватно |низкой самооценки и недостаточного уровня притя­заний.

6. Плохая самопрезентация: вы не умеете выражать свои мысли четко, убедительно, непротиворечиво и не­эмоционально.

Анализ своей способности чувствовать уверенность в себе поможет понять, как нужно себя вести. Есть ли ситуации, в которых вы постоянно испытываете не­достаток уверенности? Если да, нельзя ли найти об­щую причину? Не находите ли вы, что особенные трудности для вас создает определенное лицо или ок­ружающая обстановка? Ваши выводы могут помочь выявить те препятствия, которые в наибольшей сте­пени имеют к вам отношение. Когда же вы будете знать о них лучше, то сможете найти способы, чтобы быть действите-льно более уверенными в себе.

Можно развить в себе необходимые навыки, наблюдая за тем, как другие люди справляются с ситуациями, требующими уверенности в себе. Кому-то это удается, кому-то нет. При тщательном наблюдении воз-

можно выявить характеристики по-настоящему уве­ренных в себе людей. Используя на практике то, чему вы научитесь, вы расширите запас своих навыков.

Вам могут помочь следующие рекомендации:

• избегайте запутывающих эмоций: если вы разъ­ярены, оскорблены или эмоционально уязвлены, то окружающие будут реагировать на ваши эмоции, а не на то, что вы хотите до них донести; это может запу­тать вопрос и направить усилия в сторону от реше­ния задачи;

• будьте проще: иногда важность того, что люди хо­тят донести до других, теряется из-за излишней слож­ности или попыток решать сразу несколько проблем;

• добивайтесь своего: работайте над решением зада­чи, несмотря на необходимость долго разъяснять свои намерения и иногда откладывать решение;

• не «роняйте себя»: если что-либо для вас важно, добейтесь, чтобы другие знали о вашей позиции;

• следите, чтобы вас не «сбивали»: окружающие, нео­сознанно или осознанно, будут пытаться увести вас в сторону от того, что вы хотите до них донести; это мо­жет быть вызвано давлением, которое на них оказы­вается; ознакомьтесь с их точкой зрения, но настаивайте на своем;

• ошибка не ослабляет: если вы ошиблись — что рано или поздно случается со всяким, — не давайте возник­нуть чувству несоответствия своему месту; такое чув­ство подрывает ваши позиции; страшна не ошибка, а ощущение несостоятельности, возникающее после ее совершения, неспособность делать правильные выво­ды и приобретать опыт;

• стремитесь к победе за победой: старайтесь создать ситуации, в которых ваша работа будет приносить вам победу, но не за счет других людей; посвятите некоторое время изучению того, как другие способны выигрывать; в этом случае обе стороны в личных взаимоотношениях могут чувствовать выгоду, создавая, таким об­разом, основу для дальнейших продуктивных контак­тов.

 

15 шагов на пути обретения уверенности в себе [16, с. 427]

1. Признайтесь себе в своих сильных и слабых сторонах и соответственно сформулируйте свои цели. Постоянно изучайте себя и анализируйте свои поступки.

2. Решите, что для вас ценно, во что вы верите, какой вы хотели бы видеть свою жизнь, насколько ваши планы со­ответствуют сегодняшнему дню.

3. Докопайтесь до корней. Проанализируйте свое про­шлое, разберитесь в том, что привело вас к нынешнему по­ложению. Поймите и простите тех, кто заставил вас стра­дать или не помог. Простите себе все свои ошибки, грехи, все похороните и не возвращайтесь к прошлому. Вспоми­найте успехи.

4. Вина и стыд, преследующие и разрушающие вас, не помогут вам добиться успеха. Не предавайтесь им.

5. Ищите причины своего поведения в физических, со­циальных, экономических и политических аспектах ны­нешней ситуации, а не в недостатках собственной личнос­ти.

6. Не забывайте, что каждое событие можно оценить по-разному. Реальность — это результат соглашения между людьми называть вещи определенными именами. Будьте терпимы к людям.

7. Никогда не говорите о себе плохо; особенно избегай-I те приписывать себе отрицательные черты — «глупый», «уродливый», «неспособный», «невезучий», «неисправи­мый».

8. Ваши действия могут оцениваться по-разному; если |л они подвергаются конструктивной критике за ошибки в деле — воспользуйтесь этим для своего блага, но не позво­ляйте другим критиковать вас как личность.

9. Помните, что иное поражение - это удача; из него вы можете заключить, что преследовали ложные цели, кото­рые не стоили усилий, а возможных последующих более крупных неприятностей удалось избежать.

10. Не миритесь с людьми, занятиями и обстоятельства­ми, которые заставляют вас чувствовать свою неполноцен­ность. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на уны­ние.

11. Позволяйте себе расслабляться, прислушиваться к своим мыслям, заниматься тем, что вам по душе, наедине с самим собой. Так вы сможете лучше себя понять.

12. Практикуйтесь в общении. Помогите тем, кто ис­пытывает страх и беспокойство. Будьте открыты для кон­тактов.

13. Перестаньте чрезмерно охранять свое «я». Оно гнет­ся, но не ломается. Кратковременный эмоциональный удар лучше, чем изоляция и бездействие.

14. Выберите цели. Достигайте их. Хвалите себя за каж­дую мелочь!

15. Вы — неповторимая личность! Воплощение надежд ваших родителей!

Таким образом, к важнейшим характеристикам уве­ренного поведения необходимо отнести следующие:

1. Эмоциональность и выразительность речи — от­крытое, спонтанное, подлинное и четкое выражение всех возникающих мыслей и испытываемых чувств.

2. Экспрессивность и конгруэнтность поведения — ясное проявление чувств в невербальной плоскости и соответствие между словами и жестами, мимикой.

3. Умение противостоять и атаковать — прямое и честное выражение своего собственного мнения, без оглядки на окружающих.

4. Использование местоимения «я» — выражение ответственности за свои поступки, отсутствие попы­ток спрятаться за неопределенными формулировками.

5. Принятие похвалы — отказ от самоуничижения и недооценки своих сил и качеств.

6. Умение анализировать свои ошибки, правильно оценивать свое поведение.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 303.