Восприятие и понимание партнера по деловому общению осуществляются путем оценки вербальной (от лат. verbum - слово) и невербальной информации. Если по словесному каналу в основном передается чистая информация, то по невербальному — отношение к партнеру по
61
общению, его эмоциональное состояние. Любое переживание человека так или иначе проявляется в его внешнем облике, мимике, жестах, позах, интонациях голоса. Результаты ряда исследований свидетельствуют о том, что в процессе общения 55-65% информации о партнерах человек получает посредством наблюдения за ними. Если слова человека - чаще всего плод его сознания, то невербальные проявления — реакция подсознательных процессов. Вот почему необходимо обращать самое пристальное внимание на рассогласование между словами и жестами.
Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения. В процессе общения невербальное поведение выступает объектом истолкования не само по себе, а как показатель скрытых для непосредственного наблюдения индивидуальных психологических и социальных характеристик личности. На основе невербального поведения раскрывается внутренний мир личности, осуществляется формирование психического содержания общения и совместной деятельности. Люди довольно быстро научаются приспосабливать свое вербальное поведение к изменяющимся обстоятельствам, но язык тела оказывается менее пластичным. В социальной психологии разработаны различные классификации невербальных средств общения. Одна из них приводится в табл. 4.
Наиболее значимые невербальные средства — кинесические — зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взгляде, походке.
Особая роль в передаче информации отводится мимике — движениям мышц лица, которое называют зеркалом души. Общаясь, люди стремятся к обоюдности и испытывают дискомфорт, если мимика отсутствует. По-
62
Таблица 4 Невербальные средства делового общения
Кинесика | Пара- | Экст ра- | Такесика | Проксе- | |
(выразительные | лингвис- | лингвис- | (динами- | мика | |
движения) | тика (не | тика (ис | ческие | (про- | |
Экспрес- | Визу- | связан- | связан- | прикос- | странст- |
сивмо- | альный | ная со | ная со | новения) | венная |
вырази- | контакт | смыслом | словами | близость | |
тельные | (взгляд) | слов их | характе- | к парт- | |
движе- | звуковая | ристика | неру) | ||
ния | характе- | речи) | |||
ристика) | |||||
Поза | Направ- | Интона- | Пауза | Рукопо | Ориента- |
Жесты | ление | ция | Смех | жатие | ция в |
Мимика | движения | Гром- | Плач | Поцелуй | про- |
Походка | Длина | кость | Кашель | Похло- | странстве |
паузы | Тембр | пывание | Дистан- | ||
Частота | ция меж- | ||||
контакта | ду парт- | ||||
нерами |
казано, что при неподвижном или невидимом лице лектора теряется до 10-15% информации. Главными характеристиками мимики являются ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, печали, удивления и отвращения) все движения мышц лица скоординированы. Установлено, что все люди, независимо от национальности и уровня культуры, с достаточной точностью и согласованностью интерпретируют эти мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций. И хотя каждое выражение является конфигурацией всего лица, тем не менее основную информативную нагрузку несут брови и область вокруг рта (губы). Так, испытуемым предъявлялись рисунки лиц, где варьировались только положение бровей и губ. Согласованность оценок была очень велика — опознание эмоций было почти стопроцентным. Лучше всего опознавались эмоции радости, удивления, отвращения, гнева, сложнее — эмоции печали и страха. Взгляд, или визуальный контакт, составляет исключительно важную часть общения. Американскими психологами Р. Экслайном и Л. Винтерсом было доказано, что направление взгляда связано с формированием высказывания и трудностью этого процесса. Когда человек только формирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону («в пространство»), когда мысль полностью сформировалась, - на собеседника. Если речь идет о сложных вещах, на собеседника смотрят меньше, когда трудность преодолевается, — больше. Вообще же тот, кто в данный момент говорит, меньше смотрит на партнера и только для того, чтобы проверить его реакцию и заинтересованность. Слушающий же больше смотрит в сторону говорящего и «посылает» ему сигналы обратной связи. Визуальный контакт свидетельствует о расположенности к общению. Если на нас смотрят мало, то мы имеем все основания пола! ать, что к нам или к тому, что мы говорим и делаем, относятся плохо, а если слишком много, то это либо определенный вызов нам, либо хорошее к нам отношение.
Имеет значение и то, куда направлен взгляд собеседника. Этот аспект влияет на ход общения и обычно совершенно точно истолковывается собеседниками. Существует несколько разновидностей взглядов. Так, при деловом взгляде глаза собеседника обычно сосредоточиваются на треугольнике, образуемом тремя точками: центры глаз и середина лба. Направляя свой взгляд на этот треугольник, мы создаем серьезную атмосферу управленческого общения. Этот взгляд передает нашему собеседнику деловой настрой, статусный характер общения. Если наш взгляд не опускается ниже уровня глаз собеседника, то мы можем контролировать ход общения. При социальном взгляде наши глаза направлены на треугольник, образуемый центрами глаз и серединой рта. При этом создается атмосфера непринужденного, межличностного общения не просто деловых партнеров, а приятных собеседников. Таким образом, направляя наш взгляд на тот или иной треугольник, мы можем передавать свое настроение.
С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии человека, поскольку расширение и сужение зрачков не поддаются сознательному контролю. При постоянном освещении зрачки могут расширяться или сужаться в зависимости от настроения. Если человек заинтересован чем-то или находится в приподнятом настроении, его зрачки расширяются в четыре раза против нормального состояния. Наоборот, сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться.
Информативна также и долгота взгляда. Нормальным принято считать ситуацию, когда глаза собеседников встречаются от 1/3 до 2/3 времени общения. Если же наши глаза встречаются менее 1/3, то наш собеседник либо нечестен, либо смущен и скован, либо к тому, что мы говорим и делаем, относится плохо. Если наши глаза встречаются более 2/3 времени общения, то наш собеседник либо считает нас очень интересным и привлекательным собеседником (в этом случае зрачки будут расширены), либо нам бросают вызов и настроены враждебно (в этом случае зрачки будут сужены). Необходимо помнить, что долгота взгляда национально обусловлена. Например, жители Юга так часто смотрят на собеседника, что для жителей Севера это может показаться даже оскорбительным.
Важным подспорьем в управленческом общении является использование открытия, сделанного «отцом» нейролингвистического программирования М. Эриксоном [ 11, с. 56]: движения глазных яблок связаны с типом мышления, точнее, с основным способом обработки внутреннего опыта. На основе фактов, подтвержденных рядом экспериментов, была выявлена взаимосвязь между положением глаз субъекта и сенсорными процессами, отвечающими за прием и переработку поступающей информации. Нейрофизиологической основой этой взаимосвязи является специфика функций левого и правого полушарий головного мозга человека. Известно, что функции левого полушария связаны с сознанием, аналитическим мышлением, оперированием понятиями и категориями, а правого — с образной памятью, восприятием, воспроизведением зрительных и слуховых образов. Поскольку наблюдение за движениями глаз позволяет узнать многое о внутреннем мире человека, их стали называть невербальными глазными сигналами доступа.
Если взгляд партнера по общению движется влево, то он «включил» левую половину мозга. (здесь и далее направление движения глаз человека определяется по отношению к наблюдателю.)
Что дает такого рода информация? Она сообщает, что ваш оппонент (партнер, коллега, собеседник) хорошо осведомлен об обсуждаемой проблеме и постарается привести веские факты и доказательства в пользу своих доводов, будет останавливаться на деталях, постарается резюмировать сказанное. Вы, несомненно, увидите в его действиях определенную систему и технологию. Если партнер смотрит вправо, то тогда «включена» правая половина мозга. Эта область мозга управляет эмоциями, здесь сосредоточены все воспоминания и собираются конкретные впечатления. Чтобы проникнуть в правую половину мозга партнера, необходимо в деловой коммуникации широко использовать различного рода иллюстрации и образы: примеры, аналогии, исторические сведения. Было установлено, что, когда человек (если он не левша) смотрит вверх и направо, он обращается к визуальной (зрительной) памяти; когда глаза направлены вверх и налево, то это свидетельствует о возникновении нового зрительного представления, конструировании нового образа; если глаза находятся по преимуществу в горизонтальном положении (движутся вправо и влево по горизонтали) — значит, происходит аудиальный (слуховой) контролирующий процесс; перемещение глаз вниз и налево означает, что процесс кинестетического (осязательного) ввода информации является ведущим; движение глаз вниз и направо сигнализирует о внутреннем диалоге и, как следствие, — воспроизведении речи человеке. В связи с существованием трех категорий внутреннего опыта (зрение, слух, ощущения) были выделены соответственно визуальная, аудиальная и кинестетическая его модальности. Человек, у которого в мышлении преобладают зрительные образы, который «специализируется» на зрительном внутреннем опыте, будет называться визуалистом; специализирующийся на слуховом опыте — аудиалистом; специализирующийся в ощущениях — кинестетиком. Визуальный тип человека с активной правой рукой, прежде чем высказать возражение или мнение, перемещает взгляд вверх (налево, направо или вертикально вверх), аудиальный -смотрит вниз направо и по горизонтали (влево или вправо), тогда как кинестетический (осязательный) - вниз и влево. При этом, напомним, речь идет о человеке с активной правой рукой (у левши движения глаз зеркально противоположны). Только тогда, когда зрачки находятся посередине, человек воспринимает новую информацию.
На основе этих данных возникла гипотеза, в соответствии с которой знание ведущего в данный момент сенсорного способа (ведущей репрезентативной системы) визуального поведения человека позволяет гармонизировать процесс общения с ним. Так, если руководителю нужно переубедить подчиненного, который является преимущественно визуалистом, то апеллировать к нему следует с использованием не только логической аргументации, но и словесных образов. В то же время, если у подчиненного ведущий сенсорный канал кинестетический, то наилучшим способом общения с ним будет включение его в процесс совместной конкретной деятельности путем воздействия на его чувственную сферу (например, просьба: «Помоги, пожалуйста, перенести этот стол»). Схема глазных сигналов доступа представлена в табл. 5. Ее можно широко применять, поскольку лишь 10% людей — левши. У левщи воспоминания и конструкции зеркально поменяются местами, а общая закономерность распределения зрительного, слухового и кинестетического опыта по этажам останется той же.
Наряду с ведущей репрезентативной системой, используемой «здесь и сейчас» (определяем с использованием невербальных ключей доступа), у каждого человека есть также основная репрезентативная система, которая отражает доминирование того или иного способа поступления и переработки информации. Об основной репрезентативной системе можно узнать, оценивая часто употребляемые слова (см. табл. 5). Дело в том, что выбор слов также связан у человека с его ведущей модальностью. Если подчиненный говорит," о блестящем будущем, об ярких перспективах, о точке зрения, то он выбирает визуальные слова, соответствующие его ведущей визуальной модальности. Аудиальной модальности соответствуют слова и выражения: «монотонный», «приглушенный», «говорите громче», «давайте обговорим» и др. Слова «трогать», «касаться», «мягко», «грубо», «давит» являются наиболее употребимыми для представителей кинестетической модальности. Есть и такие слова, которые не относятся ни к одной модальности: «знать», «понимать», «думать», «анализировать». Однозначен вывод: в различных ситуациях управленческого общения для большей убедительности и повышения эффективности общения целесообразно формировать свои сообщения, используя слова, характерные для модальности подчиненного. Если руководитель научится говорить с подчиненным так, чтобы тому было удобно слушать руководителя, то у подчиненного сформируется бессознательное доверие к руководителю, значительно повышается
эффективность управленческого общения.
Таблица 5
Определение ведущей и основной репрезентативных систем человека
Ведущая репрезентативная система | Основная репрезентативная система | |
Движения глаз (невербальные ключи доступа) | Система | Вербальные ключи доступа |
Вертикально вверх В левый верхний угол В правый верхний угол Расфокусированные глаза | Визуальная (воспоминание образа) Тоже Визуальная (конструирование образа) Визуальная (образ в целом) | Используемые слова: видеть, видение, рассматривать, с моей точки зрения, под углом зрения, в фокусе, ярко, смутно, перспективы, никаких перспектив; фразы: «не видел этого», «это, конечно, проясняет все дело», «заметил прекрасную особенность» Люди этого типа замечают цвета, формы, линии, гармонию и беспорядок |
По горизонтали влево, вправо В левый нижний угол | Аудиальная (внутреннее слушание) То же | Используемые слова, слышать, звучать, я вас слушаю, я прислушиваюсь, шумный, громко, мелодично, тихо; фразы: «не понимаю, что ты мне говоришь», «объясни еще раз», «не выношу таких громких мелодий». Для людей этого типа имеет значение все, что акустично: звуки, слова, музыка, шумовые эффекты |
В правый нижний угол | Кинестетическая (фиксация ощущений) | Чаще употребляются описания сенсорных переживаний, чувствую, ощущаю, схватываю, зажатый, скованно, свободно, удобно, остро; фразы: «не могу этого понять», «ее слова глубоко меня тронули», «подарок был для меня чем-то похож на теплый дождь», «атмосфера невыносима». Для людей этого типа важны прикосновение, интуиция, догадка |
Примечание. Направление взгляда (невербальные ключи доступа) здесь определяется относительно самого человека (не наблюдателя).
Для того чтобы потренироваться в определении неречевых ключей доступа, поставьте перед людьми, которых вы хорошо знаете, несколько вопросов, касающихся воспоминаний. Например:
— Помните ли вы, когда в последний раз ездили на море?
— Кто был ваш первый учитель, как его звали?
— Где и когда вы получили свою первую получку?
При этом наблюдайте за глазами партнера и отмечайте про себя движения глазных яблок. Вооружившись информацией о репрезентативных системах как значимых информационных каналах, вы можете объяснить причины часто встречающегося в деловом взаимодействии деструктивного общения. Если вы хотите эффективно общаться с разными людьми, научитесь быть конгруэнтным и научитесь подстраиваться. Быть конгруэнтным — значит стараться быть равным партнеру, вовлеченным, созвучным ему, синхронно участвовать во взаимодействии. Если вы конгруэнтны, вас лучше понимают и с вами чаще соглашаются, ваши слова, жесты и позы совпадают, между вербальными и невербальными сигналами отсутствует противоречие. Это связано с тем, что конгруэнтность вызывает симпатию, расположение и «доверие» подсознания того, с кем вы общаетесь. Психологи утверждают, что людям, умеющим вызвать к себе симпатию, часто верят на слово, в то же время людям, к которым испытывают неприязнь, не верят даже тогда, когда они говорят правду или сообщают очень важную информацию.
В реальной практике делового взаимодействия партнеры зачастую нарушают конгруэнтность тем, что буквально разговаривают на «разных языках». Это происходит по причине отсутствия или игнорирования информации о ведущих репрезентативных системах. К примеру, менеджер, принадлежащий к визуальному типу, предлагает подчиненному с кинестетической ориентацией: «Давайте рассмотрим данную проблему. Как вы ее видите?» И сразу же создается тупиковая ситуация с точки зрения адекватности понимания, так как подчиненный предпочитает не «видеть», а «чувствовать». Для того чтобы достичь взаимопонимания и мотивировать подчиненного на эффективную работу, целесообразно воздействовать на него через его основную и ведущую репрезентативные системы. Учитывая сказанное, лучше вопрос поставить следующим образом: «Как вы подойдете к данной проблеме?» Такой подход позволит подчиненному сразу же сообразить, что от него требуется, и включиться в процесс поиска идей и решений. Ошибки, подобные рассмотренной, допускают разные специалисты. Так, например, врачи, задающие традиционный вопрос: «Что вы чувствуете?» — не всегда получают необходимую для правильной постановки диагноза информацию. Если пациент не кинестетик, а визуалист или аудиалист, он сообщит о себе только часть данных. Следователю, ведущему дело об автомобильной катастрофе, необходимо опросить как можно больше свидетелей, так как каждый из расспрашиваемых будет выдавать лишь ту информацию, которую он «схватил» с помощью своего ведущего сенсорного канала. В результате один расскажет, что он видел столкновение, разбросанные осколки стекол, помятый кузов автомобиля и пр. Другой сообщит о криках и стонах раненых, скрежете искореженного металла. А третий будет все время повторять, какой это был ужас, как у него «буквально волосы встали дыбом» и как ему жалко людей и машины.
Хотя лицо, по общему мнению, является главным источником информации о психических состояниях человека, оно во многих ситуациях гораздо менее информативно, чем тело, поскольку мимические выражения лица сознательно контролируются во много раз лучше, чем движения тела. При определенных обстоятельствах, когда человек, например, хочет скрыть свои чувства или передает заведомо ложную информацию, лицо становится малоинформативным, а тело — главным источником информации для партнера. Поэтому в общении важно знать, какую информацию можно получить, если перенести фокус наблюдения с лица человека на его тело и его движения, так как жесты, позы, походка, стиль экспрессивного поведения содержат очень много информации.
Поза — это положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека. Общее количество различных устойчивых положений, которые способны принять человеческое тело, около 1000. Из них в силу культурной традиции каждого народа некоторые позы запрещаются, а другие закрепляются. Поза наглядно показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденные позы, чем их подчиненные. Главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отношению к собеседнику. Это размещение свидетельствует либо о закрытости, либо о расположенности к общению (табл. 6). Доказано, что «закрытые» позы (когда человек как-то пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве - «наполеоновская» поза стоя и сидя) воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики «Открытые» же позы (стоя: руки раскрыты ладонями вверх; сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты) воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта. Есть ясно читаемые позы раздумья (поза роденовского мыслителя), критической оценки (рука под подбородком, указательный палец вытянут к виску).
Известно, что, если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону, если не очень заинтересован, напротив, ориентироваться в сторону и откидываться назад. Человек, желающий заявить о себе, «поставить себя», будет стоять прямо, в напряженном состоянии, с развернутыми плечами, иногда упершись руками в бедра; человек же, которому не нужно подчеркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной, непринужденной позе. Практически все люди умеют хорошо «читать» позы, хотя редко осознают, как они это делают.
Так же легко, как и поза, может быть понято значение жестов, тех разнообразных движений руками и головой, смысл которых понятен для общающихся сторон. Прежде всего важно количество жестикуляции. Как бы ни различались разные культуры, везде вместе с возрастанием эмоциональной возбужденности человека, его взволнованности растет интенсивность жестикуляции, как и при желании .достичь более полного понимания между партнерами, особенно если оно почему-то затруднено. Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах. Однако во всех культурах есть сходные жесты (см. табл. 6), среди которых можно выделить: коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запретов, удовлетворительные, отрицательные, вопросительные и т. д.); модальные, т. е. выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, неудовлетворения, доверия и недоверия, растерянности и т. п.); описательные жесты, имеющие смысл только в контексте речевого высказывания.
Таблица 6 Основные группы жестов и поз человека
Жест ы и позы | Краткое описание |
От крытые | Развернутые навстречу собеседнику руки, демоне грация раскрытых ладоней, часто сопровождается поднятием плеч Расстегнутый пиджак (куртка) |
Закрытые | Скрешенные на груди руки либо попытка как-го закрыть корпус тела руками Закрытость усиливается, если папьцы сжагы в кулаки Посадка на стул, при которой спинка является как бы щитом Скрещенные ноги |
73
Продолжение таблицы
Окончание таблицы
Оценочные * | Жест «рука у щеки» означает, что человек над чем-то задумался, о чем-то размышпяет Подбородок опирается о ладонь, указательный палец вытянут вдоль щеки, остальные сведены вместе и расположены над подбородком. Этот жест свиде! ельствует о критической оценке Если то же сопровождается наклоном корпуса в сторону от собеседника, то оценка скорее всего негативная Наклон головы набок — заинтересованность Почесывание, поглаживание подбородка — жест размышления и оценки, идет процесс принятия решения | ||
Выражающие подозрительность, скрытность и отрицание | Сложенные руки, отклоненный назад корпус, скрещенные ноги, голова наклонена вперед, взгляд исподлобья Ступни и корпус тела повернуты по направлению к выходу Касание носа или лет кое его потирание (обычно указательным пальцем) свидетельствует о желании закончить раз] овор и уйти Касание мочки уха или почесывание глаз | ||
Свидетельствующие об уверенности | Гордая прямая поза Пальцы соединены наподобие купола; означает доверительность отношений, но также и некоторое самодовольство, уверенность в своей непогрешимости, эгоистичность или гордость Руки соединены теснее, чем купол Руки соединены за спиной, подбородок поднят вверх — поза абсолютного превосходства | ||
Указывающие на нервозность | Покашливание, прочищение горла, покусывание губ Курение сигарет; сигарету зажигают лишь тогда, когда напряжение спадает Рука прикрывает рот (этот жест передает эмоции, варьирующиеся от сомнения в себе до явной лжи) Локти, поставленные на стол, образуют пирамиду, вершина которой (кисти рук) расположена прямо перед ртом | ||
Выражающие готовность | Руки на бедрах в положении стоя или сидя Человек сидит на краю стула Опора на стол широко расставленными руками; это экспрессивный призыв слушать, так как этому человеку есть что сказать | ||
При неуверенности | Переплетенные пальцы рук, при этом большие пальцы нервно двигаются Человек грызет или сосет конец авторучки, карандаша Пощипывание, потирание ладоней | ||
Свидетельствующие о напряженности | Короткое дыхание, частые вскрики и неясные звуки — звуковой фон напряженности Крепко сцепленные руки; кроме того, это еще жест подозрения и недоверия Защитное поглаживание шеи ладонью Отворачивание лица в сторону; означает также недовольство, отрицание; в общении с людьми, демонстрирующими такие жесты, перед началом разговора надо снять напряженность; склониться к человеку, сесть с ним рядом и пр. | ||
При самоконтроле | Руки сведены за спину, и там одна сильно сжимает другую Скрещенные лодыжки ног Руки вцеплены в подлокотники кресла | ||
Указывающие на скуку | Постукивание по столу рукой или по полу ногой, пощелкивание колпачком ручки Голова лежит на раскрытой ладони, глаза полуприкрыты Отсутствующий взгляд Машинальное рисование на бумаге | ||
Выражающие расположение | Руки приложены к груди Приближение к другому человеку; надо вовремя замечать, когда партнер начинает отодвигаться | ||
По стилю передвижения человека, его походке довольно легко можно распознать эмоциональное состояние. Так, в исследованиях психологов большинство испытуемых с большой точностью по характеру походки человека определяли такие его эмоции, как гнев, печаль, гордость, счастье. Оказалось, что самая тяжелая походка при гневе, самая легкая — при радости, вялая, угнетенная походка — при страданиях, самая большая длина шага — при испытывании гордости. С попытками найти связь между походкой и психологическими особенностями человека дело обстоит сложнее. Выводы о том, что может выражать походка, делаются на основе сопоставления физических характеристик походки и качеств личности, выявленных с помощью психодиагностических тестов.
Следующие виды невербальных средств общения связаны с голосом, характеристики которого создают образ человека, способствуют распознанию его состояний, выявлению психической индивидуальности. Паралингвистическая характеристика (просодика) — общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения. Экстралингвистическая система — это включение в речь пауз, а также различного рода психофизиологические проявления человека: плач, кашель, смех, вздохи и т. д. Паралингвистическими и экстралингвистическими средствами регулируется поток речи, экономятся языковые средства общения, они дополняют, замещают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния. Энтузиазм, радость и недоверие обычно передаются высоким голосом, гнев и страх — тоже довольно высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Горе, печаль, усталость обычно передают мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу фразы. Скорость речи также отражает чувства: быстрая речь свидетельствует о взволнованности или обеспокоенности; медленная речь — об угнетенном состоянии, горе, высокомерии или усталости.
Итак, нужно уметь не только слушать, но и слышать интонационный строй речи, оценивать силу и тон голоса, скорость речи, которые практически позволяют выражать наши чувства, мысли, волевые устремления как наряду со словом, так и помимо него, а иногда и вопреки ему. Более того, хорошо подготовленный человек может по голосу определить, какое движение совершается в момент произнесения той или иной фразы; и наоборот, наблюдая за жестами в ходе речи, можно определить, каким голосом говорит человек. Поэтому не нужно забывать, что иногда жесты и движения могут противоречить тому, что сообщает голос. Следовательно, необходимо контролировать данный процесс и синхронизировать его.
К Сократу в Афины издалека приехал молодой человек, горящий желанием овладеть искусством красноречия. Поговорив с ним несколько минут, Сократ потребовал за обучение ораторскому искусству двойную плату. «Почему?» — удивился ученик. «Потому, — ответил философ, — что мне придется обучать тебя не только говорить, но и молчать и слушать». Этот ответ, прозвучавший более двух тысячелетий назад, перекликается с мнением писателя XX в. Л. Фейхтвангера, утверждавшего, что «человеку нужно два года, чтобы научиться говорить, и шестьдесят лет, чтобы научиться держать язык за зубами».
«Слышать» означает физически воспринимать звук, а «слушать» — сосредоточиваться на воспринимаемом, понимать значение принимаемых звуков. Большинство людей, по мнению ученых, плохо умеют слушать, особенно если слова партнера по общению не задеваю i их интересов. Умением выслушать собеседника спокойно и сосредоточенно, вникнуть в сущность гого, что говорится, обладают не более 10% людей. Умение слушать — необходимое условие правильного понимания позиции партнера, верной оценки существующих с ним разногласий, залог успешной деловой коммуникации. Умение слушать как метод восприятия информации требуется использовать в деловом общении намного чаще, чем умения читать и писать вместе взятые: слушание — 40% рабочего времени; говорение — 35%; чтение —16%; письмо — 9%.
Многие, размышляя об умении слушать, отождествляют его с умением слышать и убеждены, что и то и другое - инстинктивные, врожденные навыки, поэтому практически не предпринимают усилий по развитию навыка эффективного слушания. Отсюда у некоторых деловых людей появляются проблемы, которых могло бы не быть: неадекватное понимание, чувство обиды и раздражения, потеря важной информации. Умение слушать — это:
• восприятие информации от говорящих или самого себя, при котором человек воздерживается от выражения своих эмоций;
• поощряющее отношение к говорящему, «подталкивающее» его продолжать акт общения;
• незначительное воздействие на говорящего, способствующее развитию мысли последнего «на один шаг вперед».
Что дает говорящему умение другого слушать:
помогает снизить уровень эмоционального возбуждения и начать трезво и здраво рассуждать по поводу возникшей проблемы;
повышает самооценку поскольку осознается уважительное отношение другого к себе;
ослабляет воздействие стресса и психического напряжения;
способствует росту искренности, понимания и ощущения надежности;
развивает чувство уверенности в себе;
дает возможность выговориться в момент спада эмоций («рассказанная беда — уже полбеды»), и в то же время слушающий предоставляет ему небольшую, но действенную «подпитку», проявляя свое участие и внимание.
Стиль слушания каждого конкретного человека зависит от многих факторов: от личности, характера, интересов, пола, возраста, статуса участников общения, конкретной ситуации. Так, например, психологи установили существенные различия в поведении мужчин и женщин во время разговора. Обычно мужчина перебивает женщину почти в два раза чаще. Примерно одну треть времени беседы женщина собирается с мыслями, пытается восстановить их ход. Мужчины чаще сосредоточиваются на содержании разговора, а женщины больше внимания уделяют чувствам и самому процессу общения. Мужчины любят слушать самих себя. Они склонны слишком быстро давать готовые советы, не выслушивая собеседника до конца и не задавая ему вопросов. Многие очень часто слушают только вполуха, поглощенные собственными мыслями, поводом для которых стали высказывания партнера. Кто хочет внимательно слушать, тот на самом деле должен уметь и молчать, быть терпеливым. Однако практика делового общения свидетельствует о том, что нетерпеливые деловые партнеры — весьма распространенный тип. Они быстро теряют способность следить за пространными рассуждениями собеседника. Для этих людей высказывания другого — это лишь выжидание момента начать самому говорить.
Есть несколько причин, затрудняющих эффективное слушание:
1. Отключение внимания. Отвлечь внимание может все, что действует необычно или раздражает. Например, ваш собеседник безнадежно махнул рукой, отвел взгляд в сторону, и вы понимаете без слов, что он вам не верит, считает создавшееся положение тупиковым.
2. Высокая скорость умственной деятельности. Мы думаем в четыре раза быстрее, чем говорим. Поэтому, когда кто-то говорит, наш мозг большую часть времени свободен и отвлекается от речи говорящего.
3. Антипатия к чужим мыслям. Любой человек всегда больше ценит свои собственные мысли, и для него обычно приятнее и легче отслеживать именно их, нежели заставлять себя следить за ходом рассуждений партнера.
4. Избирательность внимания. Мы привыкли слушать одновременно многое, не уделяя равноправного внимания разным объектам восприятия (слова, мимика, жесты, позы, интонации и пр.). Попытка внимательно слушать все и одновременно фиксировать что-то является для многих непосильным занятием. Поэтому в порядке самозащиты мы приучаемся попеременно выбирать то, что в определенный отрезок времени представляет для нас наибольший интерес. Эта присущая нам привычка переключать внимание с одного на другое затрудняет концентрацию его на чем-то одном.
5. Потребность реплики. Чья-то речь может вызвать у нас неотвратимое желание перебить и (или) ответить, и тогда мы перестаем слушать. Наши мысли заняты формулированием «разгромных» комментариев, с по-
мощью которых мы хотим опровергнуть аргументы партнера.
К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя. Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции, а не просто сентиментальной подробностью человеческого общения. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами. Среди них особую силу имеют статус партнеров, возраст, пол, степень их знакомства. Рукопожатия, например, делятся на три типа: доминирующее (рука сверху, ладонь развернута вниз), покорное (рука снизу, ладонь развернута вверх) и равноправное. Такой такесический элемент, как похлопывание по плечу, возможен при условии близких отношений, равенства социального положения общающихся. Такесические средства общения в большей мере, чем другие невербальные средства, выполняют в общении функции индикатора статусно-ролевых отношений, символа степени близости общающихся. Неадекватное использование личностью такесических средств может привести к конфликтам в общении.
Общение всегда пространственно организовано. Известно, что животные устанавливают свою сферу обитания и охраняют ее. Оказалось, что и у человека есть свои охранные зоны и территории. Если мы будем их знать, то сможем обогатить наши представления о своем поведении и поведении других; сможем прогнозировать реакцию нашего подчиненного в процессе управленческого общения. Одним из первых пространственную структуру общения стал изучать американский антрополог Э. Холл. Он и ввел термин «проксемика», буквальный перевод которого означает «близость». К проксемическим характеристикам относятся ориентация (положение) партнеров в пространстве в момент общения и дистанция между ними. На проксемические характеристики общения прямое влияние оказывают культурные и национальные факторы. На основе многочисленных исследований психологи пришли к ряду важных выводов:
1. Физическое тело не только большинства животных, но и человека окружено определенной пространственной зоной, которую они считают своей собственной личной территорией.
2. Размеры личной пространственной территории социально и национально обусловлены (у южных народов и в городских условиях эта территория меньше, у народностей средней и северной полосы и в сельской местности она больше).
3. Личная пространственная территория человека имеет ряд зон, размещение в которых свидетельствует о степени эмоциональной близости, значимости партнера по общению.
Э. Холл описал нормы приближения человека к человеку — дистанции, характерные для североамериканской культуры. Эти нормы определены четырьмя расстояниями:
• интимное расстояние (от 15 до 45 см) — общение самых близких людей, из всех зон эта самая главная; разрешается в нее проникать только тем, с кем человек находится в тесном эмоциональном контакте (супруги, дети, родители, близкие друзья и родственники и др.); в этой зоне имеется еще сверхинтимная подзона (от 0 до 15 см), в которую можно проникнуть только посредством физического контакта; t
• персональное, или личное (от 45 до 120 см) — в пределах этой зоны осуществляется каждодневной общение между приятелями и знакомыми;
• социальное (от 120 до 360 см) — предпочтительно при общении с чужими людьми и при официальном общении; это общение людей происходит в строгом соответствии с их социальной ролью, когда желают подчеркнуть социальный статус общающихся; по сути дела, в этой зоне беседуют скорее не личность с личностью, а должность с должностью;
• публичное (более 360 см) — при выступлении перед различными аудиториями.
Дистанции:
ИНТИМНАЯ
этих правил. Из-за невозможности обеспечить всем общающимся необходимые зоны люди договорились сознательно нарушать эти зоны на занятиях в учебных заведениях, в местах массовых скоплений
4. Человек с трудом терпит вторжение постороннего в социальную и личную зоны, а вторжение в интимную вызывает неуместные в данный момент физиологические реакции (тахикардию, покраснение или побледне-ние, потоотделение, ухудшение координации движений и др.) и способствует развитию стресса.
5. Современная юродская жизнь принесла с собой ряд исключений из этих правил. Из-за невозможности обеспечить всем общающимся необходимые зоны люди договорились сознательно нарушать эти зоны на занятиях в учебных заведениях, в местах массовых скоплений
СОЦИАЛЬНАЯ
людей (на стадионе, в киноконцертном зале, в общественном транспорте и др.). Это не значит, что в таких условиях человек не испытывает дискомфорта, но он научился внешне этого не выражать. Для того чтобы не усиливать дискомфорт, рекомендуется не смотреть в упор на соседа, не выражать на лице сильных эмоций и оставаться беспристрастным, быть сдержанным в движениях,
Таким образом, в ситуации управленческого общения целесообразно: а) для сохранения психологического комфорта держать дистанцию; б) при выборе дистанции в разговоре учитывать национальные и социальные особенности собеседника, обсуждаемую проблему, актуальное эмоциональное состояние партнера и пр.
ДРУЖБА
КООПЕРАЦИЯ
Ориентация в пространстве и угол общения также относятся к проксемическим компонентам невербальной системы. Ориентация, выражаемая в повороте тела и носка ноги в направлении партнера или в сторону от него, сигнализирует о направлении мыслей. Если общение носит сопернический или оборонительный характер, то люди садятся напротив; при обычной дружеской беседе занимают угловую позицию; при кооперативном поведении занимают позицию делового взаимодействия с одной стороны стола; независимая позиция выражается в расположении по диагонали.
Воспринимаемые признаки вербального и в большей степени невербального характера лежат в основе формирования имиджа (образа) руководителя. При этом представители различных социальных групп населения сопоставляют черты руководителя с ожиданиями и предпочтениями, отражающими их представления об «идеальном» лидере. Если провести предварительное обследование аудитории в целях выяснения ее желаний, предпочтений, ожиданий, то сформированный на его базе признак будет буквально «обречен» на успех, правда, в определенные временные периоды. Имиджмейкеры (специалисты в области формирования имиджа) на основании знаний об ожиданиях и предпочтениях социума могут усиливать нужные качества и затушевывать нежелательные, создавая, таким образом, харизматическую личность. Следует подчеркнуть, что «вживание» человека в новый образ постепенно приводит к изменению мыслей, чувств и характера в целом. Подобные изменения на бытовом уровне отражены в поговорке: «Посеешь привычку — пожнешь характер», а в научной литературе их относят к профессиональной деформации личности. При этом важно понимать, что последняя имеет как положительные, так и отрицательные проявления. Так, в частности, у руководителя высокого уровня, наряду с формированием ответственности, самоконтроля, пунктуальности могут возникать высокомерие, чрезмерная жесткость, эмоциональная холодность и т. п.
Имидж включает показатели по крайней мере трех уровней: внешний облик, психологические свойства и социальные задатки, соответствующие запросам времени и общества [18, с. 548].
Внешний облик (первый уровень показателей, составляющих имидж) включает прежде всего природные внешние данные плюс их умелое использование с целью произвести благоприятное впечатление с помощью одежды, прически, косметики. Некоторые специалисты по имиджу считают, что 55% впечатления зависят от того, как человек выглядит. В русской пословице это также отмечено: «Встречают по одежке...» Представление об одежде прямо соотносится с представлениями о моде, модных стандартах, модных ценностях. Мода выступает как один из механизмов социальной регуляции и саморегуляции. Моду характеризуют самостоятельные внутренние признаки: современность, универсальность, демонстративность. Самый главный признак моды — современность, что ассоциируется с прогрессивностью, готовностью к изменениям. Некоторые исследователи моды полагают, что в основе этого признака лежит естественное для человека стремление к новизне, неофилия. Противоположностью этого признака является традиционность, склонность к привычным формам.
В зависимости от скорости принятия и усвоения модного образца можно разделить потребителей на пять групп: инноваторы — 2,5%, ранние усвоители (лидеры) — 3,5%, раннее большинство (подражатели) — 34%, позднее большинство (консерваторы) — 34%, отстающие (традиционалисты) — 16%. Процесс модных инноваций состоит в том, что на смену одним стандартам и объектам приходят другие (изменение фасона шляпы, замена шляпы беретом, вообще отказ от использования головного убора). Способы инноваций — заимствования, традиции, изобретения. Некоторые изобретения производят настоящие революции в мире моды. Например, отказ от длинных платьев для женщин позволил им быть более мобильными, с легкостью использовать технику, водить машины и пр. Легендарная Коко Шанель перевернула отношение женщин к идеалу: ее маленькое черное платье стало неотъемлемой частью гардероба каждой француженки.
Предполагается, что цикличность в инновациях составляет примерно 100 лет, т. е. примерно через это время будут повторяться старые стандарты моды, и то, что казалось непристойным, неприличным, экстравагантным, в конце концов станут воспринимать как изящное, романтичное, очаровательное. По отношению к каждому циклу выделяются четыре варианта социальных оценок: осмеяние, терпимость, желанность, ценность.
Поскольку одежда человека является основной частью его внешнего имиджа, специалисты по «гардеробной инженерии» дают ряд советов мужчинам и женщинам, занимающим разные социальные позиции, с целью улучшить впечатление о себе. Одна из известных книг даже называется «Одежда для успеха». Основные рекомендации все-таки сводятся к тому, чтобы не выделяться из окружающего вас социума: изучите, как одеты люди, которые вас окружают, и в целом следуйте их образцам одежды. Впрочем, не все высказывают такую точку зрения. Некоторые полагают, что одеваться надо так, как требует место, на которое вы претендуете, а не так, как требует то место, которое вы уже занимаете. Эти советы демонстрируют действие механизма идентификации -и перенесение свойств других людей на самого себя. Гораздо реже проявляется другой механизм — персонификации, перенесения своего «я» на других людей в процессе сравнения себя с ними. Наши отечественные модельеры деловой одежды, особенно мужской, рекомендуют небольшое отставание от моды, то «чуть-чуть», которое заставляет видеть в человеке его серьезность, основательность, исключительно деловую направленность.
Можно также воспользоваться следующей классификацией стилей одежды:
традиционный (форменная или национальная одежда) — выбор этого стиля свидетельствует о ригидности, стремлении к сохранению единообразия, культурной замкнутости, высокой степени этноцентризма;
однообразный — ее носитель не способен на духовные затраты; консервативный — расчетливость, рассудочность; классический — стремление укрепить свой авторитет и претендовать на престижные позиции; модный — свидетельство благоприятного отношения к переменам; разнообразный - беспокойство и недостаточная готовность к душевной самоотдаче; оригинальный - раскрывает предприимчивую личность; экстравагантный — подчеркивание своего отличия от других, самоутверждение.
Помимо одежды на первое впечатление большое влияние оказывают прическа, макияж, наличие или отсутствие украшений, различные деловые аксессуары типа портфеля, записных книжек, авторучек и т. д. Здесь также разработаны достаточно подробные рекомендации для различных ситуаций, включая нестандартные и неформальные. Самый главный совет состоит в том, что и за одеждой, и за самим собой, и за всеми даже небольшими дополнениями необходимо постоянно ухаживать: «Если человек не сияет чистотой, то он уже не красив». У американцев да и у многих европейских менеджеров этот совет распространяется еще дальше и доходит до ухода за своим здоровьем. Нездоровый, постоянно болеющий менеджер не вызывает к себе доверия в силу того, что не может выполнять свои деловые обязанности. Всячески демонстрируются и высоко оцениваются цветущий вид, хорошая спортивная форма, белоснежная улыбка, сильные мускулы, стройные фигуры, тонкие талии, легкая походка. Внешний имидж тем более значим для кратковременных контактов, когда первое впечатление оказывается особенно важным. Для более продолжительных контактов, длительного сотрудничества необходимо позаботиться о более глубоких составляющих имиджа.
Второй уровень показателей, составляющих имидж, включает психологические свойства человека: коммуникативность, эмпатию, рефлексивность, красноречие, навыки, приобретенные вследствие образования и воспитания.
Некоторые сведения о втором уровне можно совместить с первым, например: помещенный на лацкане пиджака значок с символом университета. Для второго уровня особенно важны показатели речи во всех ее вариантах - от устной до письменной, от активной до пассивной. Экспериментально было показано, что, например, громкая и отчетливая речь свидетельствует об энергичности, громкая и быстрая - об угрозе, мягкая и отчетливая — о рассудительности и отгороженности, мягкая и медленная — о стремлении к защищенности, тихая и неотчетливая — о страхе перед неудачей, робости. Высоко оцениваются такие профессионально важные качества, как приветливость, коммуникабельность, умение расположить к себе, внимательное выслушивание, выполнение всех деталей делового этикета. Особенно большое значение имеют фиксированные показатели, приобретающие характер делового документа: деловые письма, факсы, телефонограммы, отчеты, протоколы собраний, визитные карточки, анкеты и пр. Иногда специально для большего расположения к себе аудитории при построении своего имиджа в него включают какие-либо сведения частного характера, лучше всего относящиеся к интеллектуальной или спортивной сферам. Например, президент России В. Путин — хороший спортсмен л часто отдыхает на горнолыжных курортах, осваивая новый вид спорта. Эти дополнительные сведения о хобби, конечно, должны носить социально приемлемый характер и как-то импонировать большей части аудитории
Третий уровень имиджа включает социальные задатки, все то, что связано с жизненным и профессиональным опытом личности и отражается в соответствии поведенческих реакций запросам времени и общества. Поведение и его мотивы, реальные поступки в обычных, экстремальных и конфликтных ситуациях, отношение к собственным ошибкам, собственная иерархия жизненных ценностей, устойчивость социальных отношений, выбор дружеского и семейного круга общения, социальная независимость или социальный конформизм — все эти сведения социального порядка требуют для своего проявления достаточно много времени. Недаром в русской пословице говорится: «Чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть», т. е. пройти рядом очень большой отрезок жизни, или еще более пессимистически: «Чужая душа — потемки». Этот третий поведенческий уровень может сыграть свою решающую роль, полностью заблокировав более доступные первые два уровня. Именно третий уровень обеспечивает безупречность репутации, и нередко именно к нему обращаются специалисты по имиджу Впрочем, чаще всего имиджмейкеры работают над характеристиками первого и реже — второго уровней, рассчитывая на их силу при кратковременных и не долгосрочных контактах.
Представленные в данном разделе материалы позволяют заключить, что невербальное поведение личности полифункционально:
• создает образ партнера по общению;
• выражает и формирует взаимоотношения партнеров по общению;
• является индикатором актуальных психических (эмоциональных) состояний партнеров;
• выступает в роли уточнения вербального сообщения, изменения его понимания, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного;
• поддерживает оптимальный уровень психологической близости между общающимися;
• выступает в качестве показателя статусно-ролевых отношений.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 310.