И их государственное регулирование
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В качестве составной части ценового механизма выступает многообразие цен, находящихся между собой в тесной взаимосвязи и образующих целостную систему. В условиях рыночных отношений цены выступают связующим звеном между производителем и потребителем, механизмом обеспечения равновесия между спросом и предложением. Поэтому их взаимосвязь отражает динамичность данной системы, поскольку изменение одних цен (повышение или понижение) приводит, как правило, к изменению других цен. Так, например, повышение цен на товары промышленного производства, используемые в сельскохозяйственном производстве, обусловливают рост цен на продовольственные товары.

В научной литературе используется достаточно широкий спектр экономических признаков, которые являются основой классификации цен по различным видам и разновидностям.

Одним из важнейших признаков классификации цен является их дифференциация в соответствии с обслуживаемой сферой товарного обращения. На основе данного признака различают оптовые, розничные и закупочные цены, цены, обслуживающие внешнеторговый оборот, и тарифы, устанавливаемые на различные производственные и непроизводственные услуги (транспортные, коммунальные, связи и т.д.).

Под оптовыми ценами понимаются цены, по которым осуществляется реализация произведённой продукции крупными партиями независимо от форм собственности, в условиях так называемой оптовой торговли. Система оптовых цен применяется в торгово-сбытовых операциях между предприятиями, а также при реализации продукции торговым организациям (специализированные магазины и сбытовые конторы, товарные биржи и др.). В условиях рыночной экономики продукция продаётся и покупается оптовыми партиями со сменой собственника.

Розничные цены - цены, по которым происходит реализация товаров в розничной торговой сети индивидуальным покупателям, предприятиям и организациям при относительно небольшом объёме каждой продажи. По розничным ценам обычно реализуются товары народного потребления, потребляемые в домашнем хозяйстве или в производстве. Розничная цена обычно выше оптовой цены на величину торговой надбавки, за счёт которой компенсируются издержки обращения, формируется прибыль организаций и учреждений розничной торговли.

Закупочными называют цены, по которым государство закупает сельскохозяйственную продукцию у предприятий, фермеров и населения для продовольственного снабжения городского населения, районов Крайнего Севера, армии и создания государственных резервов. Основными составляющими элементами закупочной цены являются: себестоимость; размер прибыли, необходимый для обеспечения непрерывности в условиях рыночных отношений не только простого, но и расширенного воспроизводства; налог на добавленную стоимость.

Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот (экспортные и импортные цены), отражают внешнеэкономические связи государства с другими странами и находятся в зависимости от цен мировых рынков. Мировые цены это либо реально действующие на международном рынке цены, либо цены, признанные на определённый период организациями, ведающими такой торговлей.

Мировая цена есть денежное выражение мировой интернациональной стоимости товара. Она формируется под воздействием спроса и предложения того или иного товара на мировом рынке, колебаний валютных курсов и т.д.

Спецификой обладают цены на услуги определённых видов деятельности, при которых не создаётся продукт в его материально-вещественной форме, но изменяется качество имеющегося продукта. Это тарифы грузового и пассажирского транспорта, тарифы на коммунальные и бытовые услуги, предоставляемые населению коммунальными и бытовыми службами.

По степени и способам регулирования различают: договорные (контрактные), свободные (рыночные) и регулируемые цены.

Под договорными (контрактными) ценами понимаются цены, величина которых определена по согласованию продавца и покупателя на предмет купли-продажи товара и документально зафиксирована контрактом между ними. В современном деловом сотрудничестве условия по определению величины цены, как правило, выделяются в специальный раздел договора. При этом в ряде случаев в договоре фиксируется не абсолютная величина цены, а в определённом диапазоне, предусматривающем установление её верхнего и нижнего уровня. В качестве варианта по установлению величины цен также может быть использована их связь с государственными, рыночными и мировыми ценами. Важную роль играет соглашение продавца и покупателя о допустимости изменения цен под воздействием инфляционного процесса, возникновения форс-мажорных обстоятельств, принятия новых законов.

Свободные (рыночные) цены не зависят от непосредственного ценового вмешательства государственных органов, формируются под воздействием рыночной конъюнктуры, законов спроса и предложения и являются основной формой экономических взаимоотношений сельских товаропроизводителей с другими субъектами рынка. Теоретически свободные цены должны складываться в процессе свободного торга между покупателями и продавцами, а потому они являются наиболее адекватными рыночной экономике. Однако в силу специфики аграрного производства и рынка сельскохозяйственных и потребительских товаров формирование цен на основе свободного действия рыночных сил неприемлемо. Поэтому государство может оказывать воздействие на формирование свободных цен, их уровень, посредством косвенных экономических инструментов, определяя «правила игры» на рынке. Так, например, используя антимонопольное законодательство, государство ограничивает недобросовестную конкуренцию и монополизацию рынка.

Кроме того, политика социальной защиты населения на определённых этапах развития требует прямого государственного регулирования розничных цен на отдельные предметы потребления. И, прежде всего, на те, которые определяют прожиточный минимум населения (хлеб, молоко, сахар, растительное масло и некоторые другие).

Формирование регулируемых цен происходит, с одной стороны, под влиянием спроса и предложения, а с другой, - при непосредственном регулировании их величины со стороны государственных органов. При этом государственное регулирование, которое носит косвенный характер, осуществляется посредством воздействия на изменение спроса или предложения товара. В качестве методов государственного воздействия могут быть: прямое ограничение роста или снижения цен, регламентация предельного уровня рентабельности (прибыльности), изменение налоговой ставки и процентных ставок за пользование кредитными ресурсами и др.

На законодательном уровне в период реформирования российской аграрной экономики неоднократно предпринимались попытки по выработке мер косвенного ценового регулирования. Однако по определённым причинам они были либо противоречивыми, либо трудновыполнимыми.

Новым этапом реформирования агропромышленного комплекса стало принятие Федерального закона от 14 июля 1997 г. № 100 - ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства». Принятие данного закона и целого ряда других нормативных актов предопределило создание правовой базы для построения целостной системы государственного регулирования АПК. Важной составной частью этой системы является формирование ценового механизма в сфере агропромышленного производства, включающего введение в действие целевых, гарантированных, залоговых, интервенционных и пороговых цен.

Использование целевых цен направлено на обеспечение получения доходов необходимых сельскохозяйственным товаропроизводителям для ведения расширенного воспроизводства. Целевые цены на сельскохозяйственную продукцию используются в качестве основы для установления гарантированных и залоговых ставок при залоге сельскохозяйственной продукции, а также для расчёта дотаций и компенсаций сельскохозяйственным товаропроизводителям.

Гарантированные цены представляют собой минимально допустимую границу уровня цен на сельскохозяйственную продукцию, которая предполагает не только покрытие затрат предприятия на производство конкретного вида продукции, но и обеспечение определённого уровня накопления, позволяющего осуществлять ведение расширенного воспроизводства за счёт собственных средств. Сложность данного положения определяется двумя основными проблемами: во-первых, затраты какого предприятия должны быть положены в основу гарантированной цены (передового, среднего или отстающего); во-вторых, каким должен быть нормативный уровень накопления.

Гарантированные цены применяются в том случае, если средние рыночные цены ниже гарантированных, а также при реализации сельскохозяйственной продукции непосредственно государству или при осуществлении доплат товаропроизводителям. Это означает, что гарантированные цены выполняют страховую функцию. Поэтому они призваны оказать государственную поддержку сельскохозяйственным предприятиям в случае затруднения сбыта продукции по тем или причинам. Источником поддержки государственных операций по закупкам продукции в федеральный фонд по гарантированным ценам является федеральный бюджет, в региональные фонды - бюджеты субъектов Федерации.

Гарантированные цены рассчитываются на основе целевых цен и устанавливаются органами государственной власти. Перечень сельскохозяйственной продукции, объёмы (квоты) её реализации, уровень гарантированных цен и порядок их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Залоговые цены представляют собой форму беспроцентных бюджетных ссуд и выделения кредитных ресурсов на федеральном и региональном уровне сельскохозяйственным товаропроизводителям при одновременном гарантировании им рынка сбыта продукции.

Данные цены используются при залоговых операциях, когда предметом залога является либо произведённая продукция, либо продукция будущего урожая сельскохозяйственного предприятия. При этом по окончании залогового срока залогодатель имеет возможность выбора завершения залоговой операции по одному из двух вариантов.

Во-первых, ему предоставляется возможность выкупа заложенной продукции посредством возврата залогодержателю кредита на платной основе. Во-вторых, при условии своей неплатёжеспособности залогодатель извещает об этом залогодержателя, и тогда заложенная продукция становится собственностью последнего.

Интервенционные цены используются государством при нарушении рыночного равновесия на рынках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Различают закупочные и товарные интервенции. Закупочные интервенции по гарантированным ценам применяются в том случае, если рыночные цены не превышают минимально допустимую границу уровня цен на продукцию агропромышленного производства или когда товаропроизводители данной сферы не в состоянии реализовать свои товары из-за сокращения спроса на них. Результатом использования закупочных интервенций является сокращение рыночного предложения продукции и стабилизация рыночных цен.

Следствием временного дефицита продукции, возникающего при условии неоправданного повышения уровня рыночных (договорных) цен, является использование товарных интервенций. Товарные интервенции осуществляются государством в форме распродажи продукции из федерального и регионального продовольственных фондов.

Пороговые цены выступают в качестве протекционистской меры по обеспечению продовольственной безопасности страны, защиты её аграрного рынка. На их основе рассчитываются таможенные пошлины. Использование пороговых цен предполагает создание равных условий для конкуренции на внутреннем рынке. Так, например, пороговые цены используются в том случае, если реализация отечественного продовольствия затруднена из-за превышения внутренних цен над ценами на импортные продовольственные товары.

Использование целевых, гарантированных цен и залоговых операций позволяет формировать государственные продовольственные ресурсы, осуществлять поддержку доходов товаропроизводителей и регулирование рыночной конъюнктуры по основным видам продукции (зерно, семена масличных культур, продукция переработки). Государственное регулирование цен на сельскохозяйственную продукцию должно обеспечить каждому нормально работающему предприятию доход, достаточный для ведения расширенного воспроизводства. Гарантией нормального функционирования индивидуального расширенного воспроизводства является доход при рентабельности производства продукции равной 30-40 %.

Обусловлено это тем, что аграрная экономика в силу своих особенностей развития, выражающихся в ограниченности природных ресурсов, зависимости от влияния климатических и демографических факторов, сезонности производства, относительно низкой доли в цене конечной продукции, является одной из наименее доходных отраслей экономики. Поэтому даже при наличии весьма благоприятных климатических условий агропромышленное производство способно функционировать стабильно и прибыльно только при значительной поддержке государства, ключевым звеном которой являются ценовые регуляторы.

Экономическое регулирование аграрного рынка основывается на государственном протекционизме, который предусматривает субсидирование расширенного воспроизводства, налоговое и кредитное стимулирование. Поэтому в большинстве стран мира применяется система мер государственного регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию с целью обеспечения интенсивного развития отрасли, соблюдения паритета цен и социальной стабильности в обществе.

Во всех странах Западной Европы действует механизм гарантированных цен на сельскохозяйственную продукцию. Так, например, в Финляндии действуют три вида цен: целевые, дотационные и дополнительные. Министерство сельского и лесного хозяйства ежегодно определяет целевые цены и утверждает их по согласованию с Центральной организацией сельскохозяйственных товаропроизводителей. В качестве основы целевых цен выступает ценовая модель, разработанная по калькуляции себестоимости производства важнейших сельскохозяйственных продуктов в хозяйствах с лучшими условиями производства (южные районы страны). В хозяйствах с худшими условиями производства предусмотрены дотации. В течение года целевые цены корректируются с учётом темпов инфляции.

Дотационные цены устанавливаются по той же процедуре, что и гарантированные, но на продукцию, которая поставляется на экспорт. При этом если фермеры производят экспортируемую продукцию с издержками выше дотационных цен, то убытки им не возмещают. Более того, если они превысили квоты производства продукции на экспорт, то излишки не подлежат оплате по дотационным ценам.

Дополнительные цены предусмотрены на сельскохозяйственную продукцию, произведённую сверх установленных государственных квот. Данные цены изменяются в зависимости от сложившейся ситуации на внутреннем рынке в отдельно взятом регионе страны. Они, как правило, ниже целевых цен.

Особенностью ценообразования на сельскохозяйственную продукцию в странах с развитой рыночной экономикой является помесячная дифференциация целевых (гарантированных) цен в пределах до 10 % их среднегодового уровня. Цель дифференциации - компенсация затрат фермерам за хранение нереализованной продукции непосредственно в своих хозяйствах или оплата тарифов коммерческих государственных складов. В последнем случае производится частичная компенсация убытков от потерь сельскохозяйственной продукции при хранении.

Общей основой ценообразования в системе агропромышленного производства развитых стран является приведение в соответствие закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию и общественно необходимых затрат на её производство и реализацию. При этом стремятся учитывать уровень и динамику мировых цен. Важнейшей функцией цены остаётся регулирование доходов сельского хозяйства для дальнейшего развития отрасли. Система ценообразования предусматривает оперативное слежение за динамикой цен на средства производства, издержек и доходов в сельском хозяйстве, цен на конечную продукцию и услуги агропромышленного производства.

В сфере российского агропромышленного производства, несмотря на многократные попытки, до сих пор так и не сформирован адекватный аграрному рынку ценовой и финансово-кредитный механизмы.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 265.