Цена: понятие, значение и функции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Одним из ключевых элементов функционирования экономики является цена, которая отражает сложное переплетение практически всех основных экономических и социальных проблем развития общества. Это относится не только к общим экономическим процессам, включающим производство и реализацию товаров, формирование их стоимости, создание, распределение и использование валового внутреннего продукта и национального дохода, но и к отдельным покупкам и продажам товаров, совершаемым потребителями.

Цена как инструмент и рычаг управления экономикой представляет собой некую синтетическую категорию, которая объединяет целый комплекс экономических понятий и включает множество видов цен, различающихся между собой назначением, областью применения и способом формирования, подвергающихся постоянной модификации и приобретающих ещё большую гибкость в рыночных условиях. Все цены, вместе взятые, с учётом их формирования и изменения действуют как целостный ценовой механизм.

Поэтому сформулировать единое определение понятия «цена» представляется достаточно сложным. Тем не менее, в экономической науке получили развитие две основные теории, сторонники которых пытаются ответить на довольно сложный вопрос: чем же определяется размер цены товара? Подходы к определению понятия «цена» получили отражение в затратном (производственном) и рыночном принципе формирования цены.

В рамках затратного подхода цена рассматривается как денежное выражение стоимости товара, определяемой совокупностью суммарных затрат всех факторов производства при создании единицы товара и, прежде всего, затратами труда. При этом в основу количественного измерения стоимости закладываются воплощённые в товаре общественно полезные затраты, которые соответствуют средним (для данного периода) условиям производства, умелости и интенсивности труда. Именно эти затраты труда предопределяют качественную однородность произведённых товаров и, следовательно, их сопоставимость и соизмеримость. При таком подходе, труд, воплощённый в товаре, также становится качественно однородным (абстрактным трудом). Величина цены при этом определяется посредством измерения суммарных затрат всех факторов на производство единицы товара и прибавления к ним определённой величины прибыли.

Следовательно, отношение стоимостей различных товаров отражает отношение представленных в них величин абстрактного труда, что и предопределяет объективные пропорции обмена товарами, в которых стоимость выступает объективной основой цены. Иными словами, цена как экономическая категория имеет трудовую природу.

Однако определение цены в затратной трактовке не отвечает реальным условиям развития экономики в виду того, что обладает естественной ограниченностью, поскольку распространяется только на продукты, которые являются результатом человеческого труда. Это означает, что на предметы, вещи, природные богатства, не являющиеся продуктом человеческого труда, не представляется возможным установление цены.

С позиций функционирования рыночных отношений, при которых определяющим фактором ценообразования выступают конъюнктура рынка, спрос и предложение товара, цена представляется как форма выражения ценности благ, которая проявляется в процессе их обмена в результате взаимодействия различных субъектов рынка. При данной трактовке цены внимание уделяется двум основным аспектам. Во-первых, подчёркивается непосредственная связь цены товара с ценностью, которой обладает он как объект потребления. Во-вторых, цена товара в данной формулировке проявляется как экономическая сущность только в условиях его обмена на деньги или другой товар. Отсюда следует, что цену способен установить только рынок, поскольку вне рынка с его обменными операциями на основе купли-продажи о цене не приходится говорить.

Если цена рассматривается как форма выражения ценности благ, то она в данном случае зависит не столько от затрат производителя, сколько от личной оценки полезности таких затрат конкретным покупателем. При этом цена является самостоятельной внестоимостной величиной, для определения которой оценка покупателя более значима, чем затраты производителя. Иными словами, цена товара определяется суммой денежных затрат покупателя прямо или косвенно связанных с приобретением товара, а рыночное ценообразование характеризует направленность предприятия на работу с потребителем.

Таким образом, между двумя концепциями разногласия сводятся к выяснению основы цены товара, т.е. к тому, что определяет цену товара - предложение (стоимость) или спрос (полезность). Полезность товара выступает функцией его стоимости или стоимость является функцией полезности товара?

Современная теория предпринимает попытки синтезировать затратный (производственный) и рыночный подходы к определению основы цены, совмещая в цене объективную (стоимость) и субъективную (полезность) её стороны.

Объясняется это тем, что остаётся бесспорным положение о количественном определении затрат на производство и реализацию товара и услуг. Оно было и остаётся объективной потребностью и реальностью в любой экономической системе, поскольку объективный процесс формирования затрат в рыночной экономике происходит на основе рыночных цен. Цены должны обеспечивать эквивалентный обмен между отраслями национальной экономики, насыщение отечественного рынка продовольственными и промышленными товарами и услугами за счёт приоритетного и эффективного развития собственного производства.

Следовательно, принятие управленческих решений, направленных на эффективное использование ограниченных экономических ресурсов, предполагает необходимость возмещения всех расходов, связанных с осуществлением процессов производства и реализации продукции. Возмещение расходов обеспечивается при условии доходности производимой продукции, т.е. за счёт превышения доходов, получаемых предприятием от продажи продукции, над расходами. Выгодна или невыгодна данная продукция предприятию, нужно её производить или нет, зависит от её рыночной цены. В случае превышения цены над издержками производства и реализации производство данной продукции является выгодным. Если этого не происходит, то такие предприятия терпят банкротство и им на смену приходят преуспевающие предприятия, которые имеют при осуществлении индивидуального воспроизводства более низкие затраты на единицу продукции и получают более высокие доходы.

В то же время понятно, что для потребителя важно условие, при котором он мог бы на свой доход приобрести необходимые ему производственные факторы в нужном количестве и требуемого качества. Поэтому он принимает решение об их приобретении, исходя из уровня складывающихся цен. При уменьшении цены (что возможно при снижении издержек производства) у потребителя появляется больше возможностей в приобретении большего количества производственных факторов, и наоборот.

Однако при этом следует иметь в виду, что при развитой системе цен самостоятельное влияние субъективных оценок полезности на процесс ценообразования уменьшается, поскольку сложившаяся система цен и развитое денежное обращение сами по себе являются факторами воздействия на поведение продавца и покупателя, на формирование их субъективных оценок при взаимодействии на рынке. Влияние субъективных оценок может быть существенным при определении цены на новые товары. Но и здесь эволюция ценообразования привела к тому, что в современных условиях установление цен на новые товары больше зависит от производителя, а не от покупателя.

Соблюдение баланса интересов производителей и потребителей происходит на основе спроса и предложения, когда, с одной стороны, сложившийся уровень цены предопределяет получение производителями экономической выгоды и стимулирует их к дальнейшему производству и продаже товаров и услуг, а с другой, - потребители заинтересованы и готовы по данной цене приобретать товар, полезность которого отвечает их запросам. Но при этом нужно иметь в виду тот факт, что денежное выражение цены, рассматриваемое вне связи с другими ценами на товары и услуги, не имеет никакого значения в принятии решения каждой из сторон о производстве и покупке. Данное положение объясняется взаимозаменяемостью практически всех товаров.

Поэтому цена сегодня может рассматриваться как денежное выражение ценности товара, основанной на совпадении предельных величин затрат и полезности и окончательно определяемой соотношением спроса и предложения по данному товару [37]. При этом зависимость предельных величин полезности и затрат как бы очерчивает зону формирования равновесной цены, а соотношение спроса и предложения окончательно устанавливает её уровень.

Управление ценообразованием является одним из сложнейших направлений хозяйственной деятельности. Поэтому одним из важных способов понимания сути цены является изучение её функций, которые характеризуют роль цены в развитии экономики. Однако при изучении функций, следует иметь в виду, что функции цены и способы их реализации различаются в зависимости от характерных особенностей экономической среды, в условиях которой используются данные цены. В условиях развития экономики рыночного и централизованно-государственного типа, а также в условиях формирования смешанной экономии, имеются различия, специфика и особенности действия ценового механизма.

Первичной функцией цены следует считать измерительную, поскольку на рынке посредством цены происходит измерение стоимости товара, т. е. на основе цены определяется количество денег необходимых для оплаты покупателем необходимых ему товаров, а продавцу - получение их за проданный товар. Цены дают возможность деньгам как платёжному средству обрести количественную определённость при совершении акта купли-продажи.

Важную роль в экономике играет соизмерительная функция цены, которая позволяет сопоставлять ценности различных товаров. На рынке при совершении сделок хозяйствующий субъект сравнивает цены, что даёт ему возможность по их уровню на различные товары и услуги иметь представление о дорогих или дешёвых товарах или услугах. А в случае, если цена адекватно отражает полезность товара или услуги, то она может использоваться и при сопоставлении не только денежной ценности, но и полезности товара.

Анализ формирования рыночной цены на основе спроса и предложения показывает, что цена в условиях рыночных отношений выполняет учётную функцию движения материальных и трудовых ресурсов. Это объясняется тем, что при переводе показателей, отражающих количественные и качественные параметры товаров в материально-вещественном выражении, в адекватные денежные показатели, появляется реальная возможность учитывать затраты на производство продукции, рассчитывать валовую и товарную продукцию, прибыль и другие показатели.

Характерной особенностью цены является то, что она выступает инструментом регулирования экономических процессов. Для рыночной системы хозяйствования цена является уравновешивающим инструментом интересов продавца и покупателя путём взаимодействия спроса и предложения. Цена увязывает денежный запрос производителя или продавца товаров на их оплату с ответной реакцией потребителя, покупателя и является компромиссом между продавцом и покупателем. В условиях формирования смешанной экономики цена используется государством как экономический рычаг воздействия на предприятие для обеспечения целенаправленной государственной политики. В нерыночной экономике цене насильно навязывается функция регулирования, что предопределяет малоэффективность данного процесса.

В рыночном хозяйстве, когда трудовые, материальные и финансовые ресурсы предприятия включаются в общий процесс воспроизводства самим предприятием как хозяйствующим субъектом, цена выполняет распределительную функцию. Суть данной функции состоит в том, что под воздействием товарно-денежных отношений через механизмы ценообразования, сбалансированности спроса и предложения происходит движение инвестиций в те отрасли и секторы экономики, где необходимо расширение производства недостающего (дефицитного) товара. В свою очередь перераспределение спроса, возможность его влияния на предложение, приводит к сокращению производства избыточного товара. Это предопределяет «перелив» капитала из одной отрасли или сектора экономики в другие отрасли и секторы и способствует динамичному развитию национальной экономики. Направления «перелива» капитала определяются предприятиями самостоятельно под воздействием законов конкуренции и спроса. Предприятия сами решают, в какую сферу деятельности, отрасль или сферу экономики осуществлять вложения своего капитала.

Что касается российской экономики, где высок уровень монополизма промышленных и перерабатывающих предприятий в системе АПК, достаточно слабо развита конкуренция, «перелив» капитала из сферы промышленного производства и переработки сельскохозяйственного сырья в отрасль сельского хозяйства крайне ограничен.

В условиях централизованной экономики регулирование проводилось посредством закона планомерного развития и централизованного планирования. Воздействуя на структуру производства и получаемые доходы, государство через повышение или понижение оптовых или розничных цен перераспределяло доходы и прибыль регионов, отраслей, предприятий, населения, подчиняя все экономические инструменты, в том числе и цены, выполнению плана. Данная система ценообразования, где часто допускались волевые решения в установлении цен на те или иные товары, приводила к искажению реального представления о положении дел в экономике.

Рынок как совокупность товарно-денежных отношений, возникающих между экономическими субъектами, предоставляет им через систему цен информацию о состоянии и условиях реализации товаров и услуг. Следовательно, цена выполняет очень важную информационную функцию, которая позволяет экономическим субъектам сверять в процессе купли-продажи товаров и услуг свои возможности с потребностями рынка.

Участники производства товаров и услуг через постоянно меняющиеся цены получают объективную информацию о конъюнктуре рынка и его динамике, о соотношении спроса и предложения, о состоянии мирового рынка и степени его воздействия на внутренний рынок, о психологической ситуации на рынке и поведении потребителя, о качестве товара, о ценовой стратегии предприятия, об издержках производства и т.д.

Стимулирующая функция цены проявляется в том, что она при определённых условиях побуждает производителей к изменению объёма предложения и качества продукции в целях увеличения денежной выручки. Данное влияние цены реализуется в стремлении производителя к увеличению дохода и прибыли, которые непосредственно связаны с ценами на продукцию, товары и услуги. Посредством цены осуществляется стимулирование научно-технического прогресса, экономии затрат производственных ресурсов, повышение качества продукции, изменение структуры производства и потребления. При этом следует отметить, что если в рыночной конкурентной экономике это влияние находит отражение в стремлении производителя повысить и выпуск продукции, и качество, и цену, то в дефицитной экономике - только в росте цены.

Многообразие функций цены, противоречивость целей и задач осуществления отдельных из них не всегда предопределяет успешную реализацию функций цены в экономической системе. Так, например, учётная функция нередко вступает в противоречие со стимулирующей и распределительной функциями (а также с другими), поскольку для рыночной экономики характерно отклонение цены от издержек производства и реализации под воздействием множества факторов. Тем не менее, цена является важнейшим инструментом рыночной экономики, рычагом управления экономическими процессами. Она есть объективная категория, а её величина обусловлена действием законов стоимости, спроса и предложения, денежного обращения.

 

14.2. Механизм ценообразования

 

При анализе ценового механизма различают и выделяют две взаимодействующие его части: с одной стороны, это цены, их виды, структура, величина, динамика изменения, а с другой, - ценообразование как способ, правила установления, формирования новых цен и изменения действующих с учётом влияния различных ценообразующих факторов.

Ранее уже отмечалось, что различают два механизма ценообразования - затратный и рыночный. Для затратного механизма ценообразования характерны две основные особенности:

- во-первых, величина цены товара ставится в непосредственную зависимость от издержек производства и обращения, которые представляют собой затраты в денежной форме необходимые для производства и реализации единицы продукции. В этом случае решение задачи по формированию цены заменяется определением цен факторов производства, затраченных на производство и реализацию продукции, что приводит к упрощению процесса ценообразования;

- во-вторых, затратный механизм ценообразования связан с необходимостью установления вида издержек, на основании которых определяется цена. Основой для формирования цены могут быть средние издержки на единицу продукции, предельные издержки и калькуляционные издержки.

Затратный подход к установлению цены предполагает то обстоятельство, что товаропроизводитель при продаже своей продукции должен, с одной стороны, обеспечить возмещение затрат, понесённых на производство и реализацию продукции, а с другой, - получить определённую величину прибыли необходимую для ведения расширенного воспроизводства. Иными словами, для предприятия цена товара отражает стоимостную выручку от реализации продукции, которая призвана покрыть его затраты и обеспечить получение определённого объёма прибыли.

В этом случае формула цены будет представлена следующим образом:

Рt = AC +R,

где - средние издержки производства и обращения единицы товара; R - прибыль, получаемая производителями (продавцами) при продаже единицы товара, руб.

Допустим, что предприятие располагает следующими параметрами при производстве определённого вида продукции:

- сумма постоянных и переменных издержек на производство единицы продукции составляет 2400 руб.;

- ожидаемый объём реализации 1200 единиц.

Предприятие предполагает реализовать 40 % дохода от оборота, то есть иметь 40 % прибыли в цене. В этом случае оно должно установить цену за единицу продукции в 4000 рублей [2400 : (1-0,4)]. Общая сумма прибыли составит 1920 тыс. руб.

Однако производитель может поступить и несколько иначе, когда при расчёте цены к затратам устанавливается надбавка (прибыль в чистом виде). В этом случае расчёт цены приобретает следующий вид:

 

Рt = 2400 × (1+0,4) = 3360 руб.

При этом доля прибыли в цене составит примерно 29 %. Сумма прибыли при реализации всей продукции будет равна 1152 тыс. руб. По своей сути данные методы ценообразования ничем не отличаются. Однако для точного и быстрого определения цены, включающей заданную прибыль, более выигрышным является первый вариант этого метода, поскольку он сразу показывает желаемый результат.

Несмотря на недостатки методов ценообразования затратными подходами, они достаточно широко распространены. Объясняется это тем, что, с одной стороны, предприятия в большей степени обладают информацией об издержках на производство своей продукции и в меньшей степени о спросе на свою продукцию. А с другой стороны, при использовании затратных методов ценообразования всеми производителями данной отрасли цена у них практически одинакова, а потому ценовая борьба между ними будет минимальной по сравнению с отраслями, где цены напрямую зависят от спроса.

При затратном подходе к построению цен рынок как система экономических связей между хозяйственными единицами на основе законов товарного производства и обращения оказывает достаточно слабое воздействие на уровень и динамику цен. В лучшем случае он фиксирует степень спроса на товар при уже установленной цене.

По своему содержанию затратный механизм ценообразования наиболее соответствует централизованно управляемой экономике и устанавливаемым ценам. Однако, как известно, его элементы свойственны и рыночной экономике. Они являются частью рыночного механизма, поскольку продавец запрашивает на рынке такую цену на свой товар, которая не может быть ниже совокупных издержек производства и обращения. Кроме того, должен реализоваться материальный интерес продавца - получение прибыли. Однако механизм законов рынка вынуждает продавцов учитывать не только свои затраты, понесённые на производство и реализацию товара, но и реагировать на рыночный спрос, на ценовую реакцию покупателя. Эта ситуация предполагает необходимость приближения цены предложения к цене спроса.

Рыночный механизм ценообразования реализуется в том случае, когда цена устанавливается на основе выравнивания спроса и предложения, согласования интересов двух сторон - продавца и покупателя на свободном рынке. Соблюдение баланса интересов находит своё выражение в уровне цены, который, с одной стороны, предопределяет реализацию интересов производителей в увеличении производства товаров и услуг для продажи, а с другой, - отвечает покупательной способности потребителей, которые готовы расстаться со своими доходами и сбережениями для приобретения товаров и услуг. Цена, сложившаяся при реализации данных условий, получила название рыночной цены.

Необходимым условием для понимания сущности процесса формирования цен в рыночной экономике является установление взаимосвязи между ценой и спросом, предложением и ценой, спросом и предложением. При этом важно учитывать тот факт, что практически все производимые товары обладают взаимозаменяемостью. И основанием для принятия решения о производстве или приобретении товара выступают относительные цены, под которыми понимается отношение цены одного товара к цене другого, выраженного в деньгах. А это означает, что денежное выражение цены, взятое вне связи с другими ценами на товары, не имеет никакого значения в принятии решения о том, что и сколько производить, что и сколько покупать.

Каким образом спрос и предложение оказывают совокупное влияние на формирование равновесной цены, рассмотрим на примере рынка зерна. При наличии систематизированной информации, которая формируется в соответствующих аналитических центрах, о складывающейся ситуации на рынке зерна сельскохозяйственный товаропроизводитель прогнозирует величину спроса на данный вид продукции. При этом оцениваются объёмы поступления зерна на рынок из запасов прошлых лет и нового урожая, определяется структура величины спроса: потребности животноводства, экспорт, переработка и другие каналы.

Ориентирование на прогнозируемый спрос предопределяет соответствующее размещение зерновой группы культур в севообороте, размеры их посевной площади, урожайность и, в конечном итоге, получение валового сбора зерна. В свою очередь потребители данного вида сельскохозяйственной продукции формируют объёмы закупок.

 

    Цена спроса

     и предложения (Р) 

                               

        D1                                           S1

                                                                  

                   Е1                                         S2

Р1                                  

                                              Е2

Р2

   

    

                                                                 Величина спроса

                                                                 и предложения (Q)

                                   

                           Q1         Q2

      Рис. 1. Схема формирования равновесной рыночной цены     

        

Иными словами, величина предложения сопоставляется с прогнозируемой величиной спроса, что выступает основой для формирования ожидаемой цены на зерно. Это означает, что при данной (равновесной) цене Р1 производители готовы поставить на рынок продукцию в количестве Q1, а потребители согласны приобрести именно такое количество продукции. Следовательно, рыночная цена устанавливается в точке пересечения E кривых спроса D и предложения S (рис.1).  Данная цена является основой переговорного процесса между продавцами и покупателями при заключении между ними договорных обязательств (контрактов) на будущую поставку и покупку зерна.

Однако уровень и динамика рыночных цен на сельскохозяйственную продукцию подвержены влиянию множества внешних и внутренних факторов. Так, например, изменения климатических условий в период возделывания зерновых культур могут предопределить либо увеличение объёма производства зерна, либо уменьшение. Скажем, в вегетационный период возделывания зерновых культур складываются весьма благоприятные климатические условия (влагообеспеченность, температурный режим и др.). Это означает, что будет получен урожай, превышающий прогнозируемый совокупный спрос зерна на рынке. Ожидаемое увеличение объёмов производства зерна приведёт к изменению рыночной цены. Результатом увеличения предложения S2 (кривая рыночного предложения перемещается вправо) при фиксированном спросе (заданной кривой спроса) будет уменьшение равновесной (рыночной) цены на зерно Р2.

И, наоборот, неблагоприятные климатические условия приводят к снижению предложения зерна, что при фиксированном спросе предопределяет смещение кривой рыночного предложения влево и изменение равновесной (рыночной) цены в сторону увеличения.

Ситуация несколько усложняется в условиях, когда одновременно изменяются спрос и предложение, наблюдается смещение и кривой спроса и кривой предложения. На данную ситуацию может повлиять, например, снижение цен на животноводческую продукцию. Это приведёт к сокращению поголовья животных и, следовательно, к уменьшению спроса производителей животноводческой продукции на зерно, используемое в кормовых целях. В этом случае происходит снижение цен на зерно. При росте цен на животноводческую продукцию увеличивается спрос на зерно, что приводит к росту цен. Если происходит одновременное увеличение или снижение и спроса и предложения, то определение какого-либо однозначного результата является достаточно трудноразрешимой задачей. Всё будет зависеть от того, какой из двух разнонаправлено действующих факторов окажется преобладающим при воздействии на равновесную цену.

Кроме того, продолжительность ценового цикла в сельском хозяйстве определяется продолжительностью производственного процесса, низким уровнем производственной мобильности сельскохозяйственных предприятий и в целом предприятий АПК, ценовой эластичностью спроса и ценовой эластичностью предложения, монополизмом перерабатывающих предприятий, конъюнктурой рынка, качеством продукции, кредитно-финансовой политикой государства и другими факторами. Названные факторы имеют различную степень неопределённости, разную скорость и частоту изменений.

Продолжительность производственного процесса при возделывании сельскохозяйственных культур, которая по отдельным видам культур составляет практически год, приводит к тому, что реакция рынка на предложение, как правило, запаздывает.

Ещё более сложными являются проблемы низкого уровня производственной мобильности предприятий АПК и ценовой эластичности спроса на продовольствие по цене и доходам.

Объясняется это тем, что увеличение объёмов производства сельскохозяйственной продукции предполагает первичность наращивания производственных мощностей I сферы АПК (тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для пищевой промышленности, агрохимия, комбикормовая промышленность, система материально-технического снабжения, мелиоративное и сельское строительство), а затем отраслей ІІІ сферы АПК (пищевая промышленность, холодильное, складское, специализированное транспортное хозяйство, торговые и другие предприятия и организации, занимающиеся доведением конечного продукта до потребителя). При таких условиях сельское хозяйство не способно своевременно отреагировать на краткосрочные колебания цен. На длительные же изменения цен оно отзывается длительным временным лагом от момента их изменения. Результат - значительная продолжительность периода восстановления пропорций межотраслевого обмена (несколько лет).

Сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия (ІІ и ІІІ сферы АПК), в свою очередь, сталкиваются с низкой эластичностью спроса на продовольствие по цене и доходам, которая обусловлена постоянством и устойчивостью биологических потребностей населения в продуктах питания, а в случае снижения реальных доходов с приобретением продуктов за счёт уменьшения расходов на товары длительного потребления. Данный фактор приводит к тому, что даже незначительное увеличение поставок продукции по отношению к спросу приводит к снижению цены в несколько раз больше, чем рост предложения (особенно на скоропортящуюся продукцию). Незначительное уменьшение поставок продукции по отношению к величине спроса предопределяет возникновение её дефицита и более значительному росту цен (в процентах) в сравнении со снижением предложения продукции.

В виду того, что спрос на продовольственные товары в основном является неэластичным, то с увеличением доходов происходит рост расходов семейного бюджета, направляемых на приобретение промышленных товаров. Это означает, что прирост спроса на промышленные товары выше, чем на продукты питания. Такая тенденция приводит к нарушению торгового баланса между сельским хозяйством и другими отраслями экономики и, следовательно, образованию диспаритета цен.

Как видим, отраслевая специфика сельскохозяйственного производства оказывает значительное влияние на процесс ценообразования, что объективно предполагает в современных условиях развития российской рыночной экономики постепенное формирование по единым принципам и правилам системы цен, которая стала бы адекватной рыночным отношениям. На сегодняшний день экономические условия развития таковы, что цены на многие виды сельскохозяйственной продукции не компенсируют даже затрат по её производству. Поэтому достижение эффективности сельскохозяйственного производства напрямую зависит от государственного регулирования цен.

В качестве важнейших принципов ценообразования выступают: научность обоснования цен, целевая направленность цен, непрерывность ценообразования, единство процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен.

Принцип научности обоснования цен обусловливает необходимость познания и учёта в ценообразовании таких объективных экономических законов, как закона стоимости, законов спроса и предложения. Данный процесс предполагает изучение конъюнктуры рынка, анализ факторов производства и действующей системы цен, выявление тенденций развития производства, прогнозирование изменения уровня цен, спроса, качества товаров и т.п. Возможность научного обоснования цен базируется на использовании комплексного, достаточного, оперативного и достоверного информационного обеспечения, воздействующего на процесс установления цен.

Принцип целевой направленности цен в своей основе предполагает чёткое определение приоритетных экономических и социальных проблем развития, решаемых с помощью цен. Такими проблемами могут быть, например, социальная защита населения или целевая ориентация цен на освоение и расширение ассортимента новых видов продукции, повышение качества продукции. Например, в определённых временных границах возможно допущение установления высоких цен на принципиально новые виды продукции, которые обеспечивают получение максимальной (монопольной) прибыли.

Принцип непрерывности ценообразования предусматривает, с одной стороны, установление своей цены на каждом этапе движения продукции от сырья до готового изделия, а с другой, - постоянное внесение изменений и дополнений в действующие цены, увязанных с жизненным циклом товара и вытекающими из него особенностями потребительского восприятия.

Принцип единства процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен отражает необходимость контроля цен со стороны государственных органов. При этом важным условием является распространение контроля, прежде всего, на продукцию и услуги отраслей, по которым осуществляется государственное регулирование цен (газ, электроэнергия, услуги транспорта и т.д.). Различают два вида контроля: государственный и общественный (контроль обществами потребителей).

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 222.