КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ. ВИДЫ ПАРТИЙНЫХ СИСТЕМ. МАССОВЫЕ ПАРТИИ. КАДРОВЫЕ ПАРТИИ

Возрастание роли политических партий в жизни государства и общества, разви­тие форм и методов их деятельности привело к необходимости правовой регламента­ции деятельности партий.

В Республике Беларусь конституционной основой правового статуса политических партий являются несколько статей Конститу­ции Республики Беларусь. В целом деятельность политических партий в Республике Беларусь регламентируется Законом от 5 октября 1994 г. «О политических партиях» (В ред. Закона от 19 июля 2005 г.). Согласно статье 1 указанного Закона политической партией   является добровольное общественное объединение, преследующее политические цели, содействующее выявлению и выражению политической воли граждан и участвующее в выборах.

Граждане Республики Беларусь имеют право на свободу объединения в политические партии. Ч ленами политических партий могут быть только дееспособные граждане Республики Беларусь, достигшие 18-летнего возраста. 

Президент Республики Беларусь, члены Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов приостанавливают членство в политических партиях на весь срок своих полномочий.

Судьи, прокурорские работники, сотрудники органов внутренних дел, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов безопасности, военнослужащие не могут быть членами политических партий.

Член политической партии имеет право свободного выхода из политической партии. Гражданин Республики Беларусь может быть членом только одной политической партии.

     Политические партии учреждаются на их учредительных съездах, конференциях (других учредительных организационных мероприятиях). Учредительный съезд, конференция (другое учредительное организационное мероприятие) принимают решение о создании политической партии, ее названии, устав, программу и образуют выборные органы. Уставы политических партий должны быть открытыми для всеобщего ознакомления.

Политические партии строятся исключительно по территориальному принципу.

В соответствии со статьей 15 Закона «О политических партиях»  государственная регистрация политической партии, союза, их гимнов, значков, вымпелов, галстуков, изменений и (или) дополнений, внесенных в устав политической партии, союза, осуществляется Министерством юстиции Республики Беларусь. Зарегистрированным политической партии, союзу выдаются свидетельства о государственной регистрации политической партии, союза, их гимнов, значков, вымпелов, галстуков и один экземпляр устава политической партии, союза, на котором делается отметка о государственной регистрации политической партии, союза.

     В соответствии со статьей 18 Закона «О политических партиях» организационные структуры политической партии (областные, городские и др.), наделенные правами юридического лица, также подлежат государственной регистрации.

 Организационные структуры политической партии, не наделенные правами юридического лица, подлежат постановке на учет.

Государственная регистрация, постановка на учет организационной структуры политической партии осуществляются управлением юстиции областного, Минского городского исполнительного комитета по месту нахождения руководящего органа этой организационной структуры в порядке, установленном Законом «О политических партиях» и иными актами законодательства.

Согласно статье 21 Закона «О политических партиях» после государственной регистрации политические партии имеют право:

1. свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои идеи, цели и решения;

2. пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, установленном законодательством;

3. учреждать собственные средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность в порядке, установленном законодательством;

4. проводить собрания, митинги, демонстрации и другие массовые мероприятия в порядке, установленном законодательством;

5. защищать права и законные интересы, а также представлять законные интересы своих членов в государственных органах и иных организациях;

6. участвовать в выборах в порядке, установленном законодательством;

7. поддерживать связи с другими политическими партиями, союзами, иными общественными объединениями, их союзами (ассоциациями);

8. создавать союзы.

     В соответствии со статьей 22 Закона «О политических партиях» политическая партия, союз могут иметь в собственности любое имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности, предусмотренной их учредительными документами, за исключением объектов, которые согласно закону могут находиться только в собственности государства.

Источниками денежных средств и иного имущества политической партии, союза могут являться:

· вступительные и членские взносы;

· поступления от проводимых в уставных целях мероприятий;

· доходы от использования имущества, издательской деятельности, распространения печатных изданий и публикаций;

· пожертвования и дарения;

· иные источники, не запрещенные законодательством.

Согласно статье 24 Закона «О политических партиях» финансирование политических партий, союзов за счет средств республиканского и местных бюджетов не допускается. Не вправе финансировать политические партии, союзы и государственные органы и иные государственные организации.

Политическим партиям, союзам и созданным ими юридическим лицам запрещается прямо либо косвенно получать денежные средства и иное имущество от:

1. иностранных государств, иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства;

2. организаций с иностранными инвестициями;

3. организаций, получавших в течение года, предшествующего дню внесения пожертвования, иностранную безвозмездную помощь от иностранных государств, иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства и т.п.;

4. анонимных жертвователей;

5. граждан, не достигших 18-летнего возраста;

6. юридических лиц, зарегистрированных в установленном порядке менее чем за один год до дня внесения пожертвования;

7. религиозных организаций, а также юридических лиц, учрежденных религиозными организациями.

Денежные средства политической партии, союза могут размещаться только на счетах в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях, зарегистрированных на территории Республики Беларусь.

Политическим партиям, союзам запрещается хранить денежные средства, драгоценные металлы и иные ценности в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях, находящихся на территории иностранных государств.

Надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов политическими партиями, союзами возлагается на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров.

Контроль за соответствием деятельности политических партий, союзов Конституции Республики Беларусь, иным актам законодательства и их учредительным документам осуществляется Министерством юстиции.

Контроль за соответствием деятельности организационных структур политических партий Конституции Республики Беларусь, иным актам законодательства и уставам политических партий осуществляется соответствующими управлениями юстиции.

Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью политических партий, союзов осуществляется государственными органами и иными государственными организациями в пределах их компетенции.

За нарушение Конституции Республики Беларусь, Закона «О политических партиях», иных актов законодательства и (или) учредительных документов в отношении политической партии, союза могут быть применены следующие меры ответственности:

1. письменное предупреждение;

2. приостановление деятельности политической партии, союза;

3. ликвидация политической партии, союза.

Политическая партия, союз могут быть ликвидированы по решению Верховного Суда Республики Беларусь за однократное нарушение законодательства о массовых мероприятиях в случаях, предусмотренных законодательными актами, а также за получение политической партией, ее организационной структурой, союзом иностранной безвозмездной помощи.

  Виды партийных систем . Партийные системы, сложившиеся в различных странах, отлича­ются друг от друга по нескольким параметрам. Прежде всего, своей организационной структурой и характером членства. В соответствии с этим можно выделить:

· партии массовые;

· партии кадровые.

 Массовые партии близки по своему характеру к социальным или религиоз­ным массовым движениям. Они отличаются высокой степенью идеологизированности своих требований, наличием членских взносов и требованием к своим членам принимать активное участие в делах партии.     

Кадровые партии видят свою главную задачу в привлечении в ходе избирательной кампании максимально большого числа изби­рателей различных социальных слоев.

В странах, где политические традиции и история вызвали к жизни деятельность политических партий, сложившиеся партийные систе­мы можно классифицировать на:

§ многопартийные;

§ двухпартийные;

§ однопартийные.

     

Дата: 2018-12-21, просмотров: 58.