КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

 

В современном обществе различные запросы и интересы людей не ограничиваются только политической жизнью. Многие из них реализу­ется в социально-экономической и социально-культурной сферах. Для этих целей создаются различные общественные объеди­нения: общества, движения, профсоюзы, союзы предпри­нимателей, потребителей, культурные и национальные фонды и др.

Согласно Закону Республики Беларусь от 4 октября 1994 г. «Об общественных объединениях» (в ред. Закона от 19 июля 2005 г.) в связи с реализацией права граждан на объединение в республике могут создаваться общественные объединения.

 Общественным объединением, в силу статьи 1 указанного Закона,  является добровольное объединение граждан, в установленном законодательством порядке объединившихся на основе общности интересов для удовлетворения нематериальных потребностей и достижения уставных целей.

Общественные объединения создаются и действуют на основе принципов добровольности, самостоятельности и гласности. Они основывают свою деятельность согласно уставу и осуществляют ее в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Законом «Об общественных объединениях» и иными актами законодательства Республики Беларусь. Не допускается создание общественных объединений, деятельность которых направлена на свержение либо насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности и безопасности государства, пропаганду войны, насилия, разжигание национальной, религиозной и расовой вражды,   а также общественных объединений, деятельность которых может отрицательно влиять на физическое и психическое здоровье граждан.                   

В соответствии со статьей 11 Закона «Об общественных объединениях» данные структуры имеют фиксированное членство. Членами общественных объединений могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста. В случаях, предусмотренных уставом общественного объединения, его членами могут быть граждане, не достигшие 16-летнего возраста, при наличии соответствующего письменного согласия своих законных представителей.

В соответствии со ст. 8 Закона «Об общественных объединениях» в качестве учредителей общественного объединения имеют право выступать граждане, достигшие 18-летнего возраста, за исключением молодежных и детских общественных объединений, учредителями которых могут выступать граждане, достигшие 16-летнего возраста.

Молодежным признается общественное объединение граждан в возрасте до 31 года (не менее двух третей от общего числа членов), которое выражает их специфические интересы и уставная деятельность которого направлена на обеспечение социального становления и всестороннего развития молодежи.

Детским признается общественное объединение граждан в возрасте до 18 лет (не менее двух третей от общего числа членов), которое выражает их специфические интересы и уставная деятельность которого направлена на обеспечение социального становления и всестороннего развития детей.

В опросы, связанные с государственной регистрацией международных и республиканских общественных объединений, международных и республиканских союзов (ассоциаций) общественных объединений, республиканских союзов (ассоциаций) по виду (видам) спорта, созданных с участием общественного объединения (общественных объединений), организационных структур, созданных на территории иностранных государств международных общественных объединений, рассматривает Министерство юстиции.

Вопросы, связанные с государственной регистрацией региональных общественных объединений, рассматриваются главными управлениями юстиции облисполкомов и Минского горисполкома.

В соответствии со статьей 20 Закона «Об общественных объединениях» данные структуры со дня их государственной регистрации имеют право:

1. осуществлять деятельность, направленную на достижение уставных целей;

2. беспрепятственно получать и распространять информацию, имеющую отношение к их деятельности;

3. пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, установленном законодательством;

4. учреждать собственные средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность в порядке, установленном законодательством;

5. защищать права и законные интересы, а также представлять законные интересы своих членов в государственных органах и иных организациях;

6. участвовать в подготовке и проведении выборов в порядке, установленном законодательством;

7. поддерживать связи с другими общественными объединениями, союзами;

8. создавать союзы.

Согласно статье 21 Закона «Об общественных объединениях» общественное объединение, союз могут иметь в собственности любое имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности, предусмотренной их учредительными документами, за исключением объектов, которые согласно закону могут находиться только в собственности государства.

Организационные структуры общественного объединения, наделенные правами юридического лица, имеют отдельный баланс и текущий (расчетный) банковский счет, а также могут иметь иные счета в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях.

Денежные средства общественного объединения, союза формируются из:

ü вступительных и членских взносов (если их уплата предусмотрена уставом общественного объединения, союза);

ü поступлений от проводимых в уставных целях лекций, выставок, спортивных и других мероприятий;

ü доходов от предпринимательской деятельности, осуществляемой в порядке, установленном Закона «Об общественных объединениях»;

ü добровольных пожертвований;

ü иных источников, не запрещенных законодательством.

Республиканским и местным общественным объединениям, их союзам запрещается хранить денежные средства, драгоценные металлы и иные ценности в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях, находящихся на территории иностранных государств.

Надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов общественными объединениями, союзами возлагается на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров.

За нарушение Конституции Республики Беларусь, иных актов законодательства и учредительных документов в отношении общественного объединения, союза могут быть применены следующие меры ответственности:

1. письменное предупреждение;

2. приостановление деятельности общественного объединения, союза;

3. ликвидация общественного объединения, союза.

Общественное объединение, союз могут быть ликвидированы по решению суда за однократное нарушение законодательства о массовых мероприятиях в случаях, предусмотренных законодательными актами, а также за нарушение общественным объединением, его организационной структурой, союзом установленных законодательством требований, предъявляемых к использованию иностранной безвозмездной помощи.

Важнейшим видом общественных объединений являются професси­ональные союзы. Главная задача, которую призваны выполнять профсоюзы – это защита интересов наемных работников.

В настоящее время возможность созда­вать профсоюзы признается законодательством всех демократичес­ких государств, что отражается в соответствующих конституцион­ных статьях.

 Профсоюзы Республики Беларусь свою деятельность осуществляют в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Законом от 22 апреля 1992 г. «О профессиональных союзах» (В редакции Закона от 14 января 2000 г. и с изм. и доп.)[7] и иными  актами  законодательства Республики Беларусь.

Деятельность профсоюзов может быть ограничена в случаях, которые предусмотрены законодательными актами Республики Беларусь в интересах национальной безопасности, общественного порядка или обеспечения прав и свобод других лиц.

Профсоюзы самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, определяют структуру, избирают руководящие органы, организуют свою деятельность, проводят собрания, конференции, пленумы, съезды.

Профсоюзы (объединения профсоюзов), их символика, изменения и дополнения, вносимые в устав, подлежат государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

В силу статьи 1 Закона Республики Беларусь «О профессиональных союзах» (далее Закон о профсоюзах) профессиональный союз − это  добровольная общественная организация, объединяющая граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе обучающихся в учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, связанных общими интересами по роду деятельности, как в производственной, так и непроизводственной сферах, для защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов.

Порядок создания профсоюзов регламентируется Декретом Президента Республики Беларусь от 26 января 1999 г. № 2 «О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений»[8].

Для создания и деятельности профсоюзов необходимо:

1. республиканского профессионального союза – не менее 500 учредителей от большинства областей Республики Беларусь и г. Минска;

2. территориального профессионального союза − не менее 500 учредителей от большинства административно-территориальных и территориальных единиц соответствующей территории;

3. профессионального союза на предприятии, в учреждении, организации и в иных местах работы (учебы) − не менее 10 % работающих (обучающихся) от их общего числа на предприятии, в учреждении, организации, но не менее 10 человек.

Профсоюзы (объединения профсоюзов), их символика, изменения и дополнения, вносимые в устав, подлежат государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь (в соответствии с Инструкцией о порядке оформления и рассмотрения документов, связанных с государственной регистрацией профессиональных союзов, а также государственной регистрацией и исключением из журнала государственной регистрации, постановкой на учет и снятием с учета их организационных структур, утвержденная постановлением Минюста от 30 августа 2005 г. № 48).

Государственная регистрация осуществляется:

1. республиканских профессиональных союзов, их союзов (ассоциаций) – Министерством юстиции Республики Беларусь;

2. территориальных профессиональных союзов, профсоюзов в организациях, их союзов (ассоциаций) – главными управлениями юстиции облисполкомов, Минского горисполкома – по месту нахождения руководящего органа профсоюза.

    Союзы (ассоциации), в состав которых одновременно входят республиканские и местные профсоюзы, регистрируются в порядке, предусмотренном для регистрации республиканских союзов (ассоциаций). Государственную регистрацию наделенных правами юридического лица межобластных, областных, Минских городских организационных структур профсоюзов и постановку на учет не наделенных правами юридического лица межобластных, областных, Минских городских организационных структур профсоюзов осуществляют главные управления юстиции по месту нахождения их юридического адреса.

Государственную регистрацию наделенных правами юридического лица межрайонных, районных (городских) и прочих организационных структур профсоюзов и постановку на учет не наделенных правами юридического лица организационных структур межрайонных, районных (городских) и прочих организационных структур профсоюзов осуществляют местные исполнительные и распорядительные органы по месту нахождения юридического адреса организационных структур профсоюзов.

Основные права профсоюзов Республики Беларусь сформулированы в главе 2 Закона о профсоюзах, в соответствии с которой профсоюзы имеют право:

1. по защите трудовых прав граждан (ст. 10 Закона о профсоюзах);

2.  по социальной защите граждан (ст. 11);

3. участвовать в решении вопросов разгосударствления и приватизации государственной собственности (ст. 12);

4. общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда и окружающей среды (ст. 13);

5.  на ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров (ст. 14);

6. на заключение соглашений в социально-трудовой сфере (ст. 15);

7. на осуществление общественного контроля за выполнением коллективного договора (ст. 16);

8. право на осуществление общественного контроля за соблюдением законодательства о труде и профсоюзах (ст. 19);

9. право на информацию (ст. 20);

10. на участие в подготовке и повышении квалификации профсоюзных и других кадров (ст. 21);

11. на объявление забастовок (ст. 22).

      Порядок прекращения или приостановления деятельности профсоюза устанавливается статьей 5 Закона о профсоюзах. В случаях, когда деятельность профсоюзов (объединений профсоюзов) противоречит Конституции и иным законодательным актам Республики Беларусь, она может быть приостановлена на срок до шести месяцев или прекращена в отношении республиканских профсоюзов, их объединений решением Верховного Суда Республики Беларусь по представлению Генерального прокурора Республики Беларусь, а территориальных профсоюзов – решением суда по представлению прокурора данной административно-территориальной единицы.

Кроме того, прекращение деятельности профсоюза может быть осуществлено по решению его членов в порядке, определяемом уставом.

В соответствии со статьей 27 Закона о профсоюзах профсоюзы владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащими им на праве собственности имуществом и денежными средствами в соответствии с гражданским законодательством. В собственности профсоюзов могут находиться:

ü здания;

ü строения;

ü сооружения; 

ü санаторно-курортные, туристические, спортивные, оздоровительные учреждения; 

ü культурно-просветительные учреждения; 

ü высшие и средние специальные учебные заведения;

ü учебные центры, научно-исследовательские учреждения;

ü предприятия; 

ü жилищный фонд;

ü издательства; 

ü типографии;

ü ценные бумаги;

ü иное имущество, необходимые для обеспечения уставной деятельности профсоюзов.

Источники, порядок формирования и использования средств профсоюзного бюджета определяются уставами (положениями) профсоюзов.

Профсоюзы в соответствии с их уставными целями и задачами имеют право в установленном порядке осуществлять внешнеэкономическую деятельность, создавать профсоюзные банки, страховые и акционерные общества, совместные коммерческие предприятия, заниматься издательской деятельностью, формировать    необходимые фонды солидарности, культурно-просветительные и иные фонды.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 61.