ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ ПРАВЛЕНИЯ

К настоящему времени в юридической литературе наиболее распространенной является концепция организации формы го­сударства, заключающаяся в единстве трех основных элементов, а именно:

· фор­мы (государственного) правления;

· формы государственного устрой­ства;

· формы государственного (политического) режима.

  Понятие «формы правления» является одним из существенных и содер­жательных характеристик конституционно-правовой науки и государствоведения в целом.  Под формой правления следует понимать порядок организации верховной государственной власти, и, прежде всего, ее высших и центральных ор­ганов, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, сроки их полномочий, их взаимоотношения с населением, степень участия граждан в их формировании, а также порядок организации органов местного управления и самоуправления.

Формы прав­ления в значительной мере различаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом по наследству или коллективным выборным органом. В первом случае имеет место монархическая форма правления, во втором – республиканская.

МОНАРХИЯ И ЕЁ ВИДЫ

Термин «монархия» греческого происхождения («монос» − один, «архе» − власть) и означает «единовластие», «единодержавие».

Монархия – это форма правления государства, где источником государственной власти является монарх, а верховная власть наследуется на всю жизнь одним лицом, пользующимся ею по соб­ственному усмотрению. Лицо, имеющее титул монарха, принадлежит роду или «царствующему дому» и является свободным от какой-либо ответственности за свои действия.

На рубежах Нового времени со всей четкостью выработались важнейшие разновид­ности монархии:

· монархия абсолютная, неограниченная;

· монархия конститу­ционная, ограниченная уже общенародным представительством (пар­ламентом).

Общие черты монархической формы правления:

1. во главе государства находится монарх, который пользуется своей властью по наследству;

2. монарх приобретает власть по принципу крови, наследуя ее по собственному праву;

3. монарх не несет никакой юридической ответствен­ности за свои политические действия;

4. в руках монарха сосредоточе­на вся полнота верховной государственной власти. Он выступа­ет источником всякого права, только с его волеизъявления те или иные постановления могут приобретать силу закона;

5. монарх находится во главе исполнительной власти, от его имени вершится правосудие, ему принадлежит право помилования;

6. монарх единолично представ­ляет свое государство на международной арене, в сношениях с другими государствами;

7.  монарх пользуется титулом (князя, герцога, короля, царя, императора), получает значительное содержание из го­сударственной казны, имеет право на особую охрану личности.

  При неограниченной, абсолютной монархии всеми указанными выше правами монарх пользуется безусловно и неограниченно, независимо от какой-либо иной власти, а в конституционной (ограни­ченной) монархии − при посредстве или обязательном содействии каких-либо органов или властей, существующих независимо от монарха.

Кон­ституционную монархию подразделяют на:

§ представительную (дуа­листическую);

§ парламентарную (монарх делит власть с парламентом).

РЕСПУБЛИКА И ЕЁ ВИДЫ

 

При республиканской форме правления (в отличие от монархии) единственным источником власти по закону является народное боль­шинство. В республике власть осуществляется избран­ными народом на определенный срок представительными органами.

Существуют следующие виды республик:

ü республики парламентарные (Греция, Германия и др.)

ü республики президентские (Аргентина, Бразилия, Россия, США и др.).

Спецификой парламентарной республики является ведущая роль парламента в государстве, который не только принимает законы, но и оказывает сильное влияние на правительство и иные органы государственного управления. Состав правительства предопределяется парламентским большинством, принадлежащим либо одной партии, либо коалиции партий. С потерей парламентского большинства правительство ухо­дит в отставку. При всех существующих вариациях в парламентских республиках роль президента в политической жизни незначительна.

Президентская республика как форма правления характеризуется в первую очередь тем, что избранный глава государства, как правило, одновремен­но является главой исполнительной власти и занимает сильные позиции в руководстве государством. Он самостоятельно назначает министров (в ряде стран с согласия парламента или одной из его палат) и может отправить их в отставку.

  В политической жизни той или иной страны с учетом определенного соотношения политических сил, сложившихся тради­ций или вводимых реформ, возможны смешанные или промежуточ­ные (между президентской и парламентской республикой) формы го­сударственного правления.

   

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

 

Политическая власть в любом го­сударстве осуществляется с помощью особой системы приемов, ме­тодов, способов и форм. Их закрепление в конституции позволяет судить о характере политического режима, который установлен в стране.

Политический режим − это совокупность характерных для определенного типа государства политических отношений, применяемых властями средств и методов по руководству государством, а также сложившихся отношений государственной власти и общества; это − реальный характер и организация политической и, прежде всего, государственной власти в стране.

 Содержательные характеристики позволяют свести все многообра­зие политических режимов к двум большим разновидностям:

1. де­мократическому политическому режиму.

2. антидемократическому политическому режиму.

В современном мире существуют следующие виды политических режимов:

· либеральный;

· либерально-демок­ратический, или конституционный;

· бонапартистский;

· военно-поли­цейский;

· фашистский или «фашизмоподобный» (например, корпора­тивный или расистско-националистический);

· диктаторско-мо­нополистический;

·  марионеточный;

· клерикально-фундаменталистский (в некоторых исламских странах).

   Сердцевину лю­бых демократических политических режимов составляет демократия. Термином «демократия» обозначается форма государства в том случае, если законодательная власть в нем представлена коллегиальным органом, выбранным на­родом, если законодательство закрепляет широкие социально-эко­номические и политические права и свободы граждан независимо от их пола, расы, национальности, имущественного состояния, образо­вательного уровня и вероисповедания.

Антидемократические политические режимы также отличаются определенным разнообразием. Однако их содержательная сторона во многом едина и во многом противоположна вышеперечисленным чертам режима демократий.     

Характерными чертами антидемократических политических режимов являются:

1. господство одной политической партии или движения;

2. господство одной, «официальной» идеологии;

3. господство одной формы собствен­ности;

4. сведение к минимуму или ликвидация каких бы то ни было политических прав и свобод;

5. резкое расслоение населения по сослов­ным, кастовым, конфессиональным и другим признакам;

6. низкий эко­номический уровень жизни основных слоев народа;

7. акцент на карательные меры и принуждение;

8. агрессивность во внешней политике.

Антидемократические политические режимы делят обычно на ав­торитарные и тоталитарные. 

Тоталитарный политический режим (от лат. totus, totum − весь, целый, совокупность) − это такой режим, при котором осуществляется абсолютный контроль над всеми областями общественной и государственной жизни1.

Если тоталитаризм характеризует определенный тип отношений государства и общества, то авторитаризм (от лат. auctoritas − власть, влияние) означает антидемократический и часто антиправо­вой принцип правления. Авторитарным может быть назван по­литический режим, при котором концентрация главных функций государственной (политической) власти сосредоточена в руках группы лиц или одного человека.

Тема № 7

«КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА»

Дата: 2018-12-21, просмотров: 86.