К настоящему времени в юридической литературе наиболее распространенной является концепция организации формы государства, заключающаяся в единстве трех основных элементов, а именно:
· формы (государственного) правления;
· формы государственного устройства;
· формы государственного (политического) режима.
Понятие «формы правления» является одним из существенных и содержательных характеристик конституционно-правовой науки и государствоведения в целом. Под формой правления следует понимать порядок организации верховной государственной власти, и, прежде всего, ее высших и центральных органов, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, сроки их полномочий, их взаимоотношения с населением, степень участия граждан в их формировании, а также порядок организации органов местного управления и самоуправления.
Формы правления в значительной мере различаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом по наследству или коллективным выборным органом. В первом случае имеет место монархическая форма правления, во втором – республиканская.
МОНАРХИЯ И ЕЁ ВИДЫ
Термин «монархия» греческого происхождения («монос» − один, «архе» − власть) и означает «единовластие», «единодержавие».
Монархия – это форма правления государства, где источником государственной власти является монарх, а верховная власть наследуется на всю жизнь одним лицом, пользующимся ею по собственному усмотрению. Лицо, имеющее титул монарха, принадлежит роду или «царствующему дому» и является свободным от какой-либо ответственности за свои действия.
На рубежах Нового времени со всей четкостью выработались важнейшие разновидности монархии:
· монархия абсолютная, неограниченная;
· монархия конституционная, ограниченная уже общенародным представительством (парламентом).
Общие черты монархической формы правления:
1. во главе государства находится монарх, который пользуется своей властью по наследству;
2. монарх приобретает власть по принципу крови, наследуя ее по собственному праву;
3. монарх не несет никакой юридической ответственности за свои политические действия;
4. в руках монарха сосредоточена вся полнота верховной государственной власти. Он выступает источником всякого права, только с его волеизъявления те или иные постановления могут приобретать силу закона;
5. монарх находится во главе исполнительной власти, от его имени вершится правосудие, ему принадлежит право помилования;
6. монарх единолично представляет свое государство на международной арене, в сношениях с другими государствами;
7. монарх пользуется титулом (князя, герцога, короля, царя, императора), получает значительное содержание из государственной казны, имеет право на особую охрану личности.
При неограниченной, абсолютной монархии всеми указанными выше правами монарх пользуется безусловно и неограниченно, независимо от какой-либо иной власти, а в конституционной (ограниченной) монархии − при посредстве или обязательном содействии каких-либо органов или властей, существующих независимо от монарха.
Конституционную монархию подразделяют на:
§ представительную (дуалистическую);
§ парламентарную (монарх делит власть с парламентом).
РЕСПУБЛИКА И ЕЁ ВИДЫ
При республиканской форме правления (в отличие от монархии) единственным источником власти по закону является народное большинство. В республике власть осуществляется избранными народом на определенный срок представительными органами.
Существуют следующие виды республик:
ü республики парламентарные (Греция, Германия и др.)
ü республики президентские (Аргентина, Бразилия, Россия, США и др.).
Спецификой парламентарной республики является ведущая роль парламента в государстве, который не только принимает законы, но и оказывает сильное влияние на правительство и иные органы государственного управления. Состав правительства предопределяется парламентским большинством, принадлежащим либо одной партии, либо коалиции партий. С потерей парламентского большинства правительство уходит в отставку. При всех существующих вариациях в парламентских республиках роль президента в политической жизни незначительна.
Президентская республика как форма правления характеризуется в первую очередь тем, что избранный глава государства, как правило, одновременно является главой исполнительной власти и занимает сильные позиции в руководстве государством. Он самостоятельно назначает министров (в ряде стран с согласия парламента или одной из его палат) и может отправить их в отставку.
В политической жизни той или иной страны с учетом определенного соотношения политических сил, сложившихся традиций или вводимых реформ, возможны смешанные или промежуточные (между президентской и парламентской республикой) формы государственного правления.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ
Политическая власть в любом государстве осуществляется с помощью особой системы приемов, методов, способов и форм. Их закрепление в конституции позволяет судить о характере политического режима, который установлен в стране.
Политический режим − это совокупность характерных для определенного типа государства политических отношений, применяемых властями средств и методов по руководству государством, а также сложившихся отношений государственной власти и общества; это − реальный характер и организация политической и, прежде всего, государственной власти в стране.
Содержательные характеристики позволяют свести все многообразие политических режимов к двум большим разновидностям:
1. демократическому политическому режиму.
2. антидемократическому политическому режиму.
В современном мире существуют следующие виды политических режимов:
· либеральный;
· либерально-демократический, или конституционный;
· бонапартистский;
· военно-полицейский;
· фашистский или «фашизмоподобный» (например, корпоративный или расистско-националистический);
· диктаторско-монополистический;
· марионеточный;
· клерикально-фундаменталистский (в некоторых исламских странах).
Сердцевину любых демократических политических режимов составляет демократия. Термином «демократия» обозначается форма государства в том случае, если законодательная власть в нем представлена коллегиальным органом, выбранным народом, если законодательство закрепляет широкие социально-экономические и политические права и свободы граждан независимо от их пола, расы, национальности, имущественного состояния, образовательного уровня и вероисповедания.
Антидемократические политические режимы также отличаются определенным разнообразием. Однако их содержательная сторона во многом едина и во многом противоположна вышеперечисленным чертам режима демократий.
Характерными чертами антидемократических политических режимов являются:
1. господство одной политической партии или движения;
2. господство одной, «официальной» идеологии;
3. господство одной формы собственности;
4. сведение к минимуму или ликвидация каких бы то ни было политических прав и свобод;
5. резкое расслоение населения по сословным, кастовым, конфессиональным и другим признакам;
6. низкий экономический уровень жизни основных слоев народа;
7. акцент на карательные меры и принуждение;
8. агрессивность во внешней политике.
Антидемократические политические режимы делят обычно на авторитарные и тоталитарные.
Тоталитарный политический режим (от лат. totus, totum − весь, целый, совокупность) − это такой режим, при котором осуществляется абсолютный контроль над всеми областями общественной и государственной жизни1.
Если тоталитаризм характеризует определенный тип отношений государства и общества, то авторитаризм (от лат. auctoritas − власть, влияние) означает антидемократический и часто антиправовой принцип правления. Авторитарным может быть назван политический режим, при котором концентрация главных функций государственной (политической) власти сосредоточена в руках группы лиц или одного человека.
Тема № 7
«КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА»
Дата: 2018-12-21, просмотров: 317.