Действие Конституции, как и любого иного закона, – это один из общеправовых принципов, означающий, что вступивший в силу нормативный правовой акт считается официально действующим до тех пор, пока он не будет отменен.
Действие Конституции связано, прежде всего, с кругом общественных отношений и их субъектов и компетенцией, пространством, временем и иными факторами, нашедшими отражение в Основном Законе.
В истории права и на практике существует несколько способов принятия конституций:
§ октроирование[3];
§ принятие учредительным (конституционным) собранием;
§ принятие парламентом;
§ принятие путем всенародного голосования (референдума).
Изменение конституций производится двумя основными способами: решением парламента и путем всенародного референдума.
Толкование Конституции Республики Беларусь является важнейшим элементом процесса реализации конституционных норм, поскольку в конституционном праве вследствие недостаточной конкретности и абстрактности конституционных установлений допускаются различные их интерпретации. Смысл толкования Основного Закона заключается в преодолении неопределенности в понимании его положений, в выяснении его объективного смысла и выявлении содержащихся в нем позитивных правовых принципов, их разъяснении всем участникам конституционно-правовых отношений.
Интерпретация Конституции может осуществляться в письменной (нормативный или ненормативный правовой акт и т.д.) или устной (совет, рекомендация, публичное выступление) формах.
В соответствии со статьями 97 и 98 Конституции Республики Беларусь в компетенцию Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь входит рассмотрение проектов законов о толковании Конституции, которое осуществляется в письменной форме, т.е. в форме законов.
Толкование Конституции может быть:
ü буквальным (адекватным);
ü расширительным;
ü ограничительным.
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИИРЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОТ 15 МАРТА 1994 г. (с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.)
Конституция Республики Беларусь – это особый, обладающий наивысшей юридической силой, нормативный правовой акт государства, посредством которого белорусский народ, выражая свою суверенную волю, учреждает основы конституционного строя, систему и структуру государственной власти, местного управления и самоуправления, основы правового положения личности, территориальное устройство и символику государства.
Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с изм. и доп. от 24 ноября 1994 г. и 17 октября 2004 г.) – это:
1. первая Конституция суверенного белорусского государства;
2. в Конституции впервые закреплено, что Республики Беларусь – это:
ü унитарное государство;
ü демократическое государство;
ü социальное государство;
ü правовое государство.
3. в Конституции впервые закреплен принцип разделения властей;
4. в Конституции впервые учрежден институт президентства;
5. в Конституции впервые закреплен приоритет международного права.
Таким образом, Конституция Республики Беларусь – это Конституция:
1. нового поколения;
2. писанная;
3. консолидированная;
4. постоянная;
5. республиканская;
6. унитарная;
7. демократическая;
8. жесткая;
9. юридическая;
10. фактическая (социальная).
Тема № 3
«ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ» |
1. Понятие и структура конституционного строя. Закрепление основ конституционного строя в Конституции Республики Беларусь. 2. Основные черты и принципы конституционного строя. 3. Конституционные характеристики белорусского государства. Гражданское общество как атрибут правового государства: понятие, признаки, структурные элементы. 4. Конституционный строй как совокупность экономических, социальных, духовно-культурных и политических отношений. |
НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ
1. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. –1999. – № 1. – 1/0; 2004. – № 188.– 1/6032.
2. Избирательный кодекс Республики Беларусь от 11февраля 2000 г. (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. − 2000. − № 25. − 2 / 145; Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – 27.11.2013. – 2/2070.
3. Закон Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. «О свободе совести и религиозных организациях» (в ред. Закона от 31 октября 2002 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2002. – № 123. – 2/886; 2012. – № 2. – 2/1880.
4. Закон Республики Беларусь 4 октября 1994 г. «Об общественных объединениях» (в ред. Закона от 19 июля 2005 г. с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2005. – № 120. – 2 / 1133; Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – 19.11.2013. – 2/2069.
5. Закон Республики Беларусь от 5 октября 1994 г. «О политических партиях» (в ред. Закона от 19 июля 2005 г. с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2005. – № 120. – 2/1132; Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – 19.11.2013. – 2/2069.
6. Закон Республики Беларусь от 21 февраля 1995 г. «О Президенте Республики Беларусь» (в ред. Закона от 7 июля 1997 г. с изм. и доп.) // Ведомости Нац. собрания Респ. Беларусь. – 1997. – № 24. – Ст. 463; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2000. – № 100. – 2/203; 2006. – № 166. – 2/1263.
7. Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 г. «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2000. – № 7. – 2/136; 2009. – № 161. – 2/1583.
8. Закон Республики Беларусь от 8 июля 2008 г. «О Национальном собрании Республики Беларусь» (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2008. – № 172. – 2/1467; Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – 27.11.2013. – 2/2070.
9. Закон Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. «О Совете Министров Республики Беларусь» (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2008. – № 184. – 2/1521; Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – 16.01.2014. – 2/2122.
10. Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 г. «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2010. – № 17. – 2/1660; Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – 23.01.2014. – 2/2128.
ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь. Учебник / Г.А. Василевич.– Минск: Книжный Дом, 2010. – 768 с.
2. Демичев, Д.М. Конституционное право. Учебное пособие / Д.М. Демичев. – Минск: Академия управления при Президенте Респ. Беларусь, 2003. – 379 с.
3. Демичев, Д.М. Конституционное право. Учебное пособие / Д.М. Демичев. – Минск: Выш. школа, 2004. – 351 с.
4. Демичев, Д.М. Конституционное право. Учебник / Д.М. Демичев. – Минск: Адукацыя I выхаванне, 2012. – 416 с.
Дополнительная
1. Авакян, С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации: конституционно-правовые основы. − М., 1996.
2. Автономов, А.С. Правовая регламентация деятельности партии в капиталистических и развивающихся странах // Советское государство и право. − 1990. − № 6. − С. 130 −139.
3. Аристотель. Политика.- М., 1965. − Ч. 3.
4. Баглай, М.В., Габричидзе, Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов. − М., 1996.
5. Бутенко, А.П. Советская многопартийность: современность и первый послеоктябрьский опыт // Советское государство и право. − 1991. − № 1. − С. 80 − 90.
6. Василевич, Г. А. Правовые основы взаимоотношений личности, общества и государства. − Минск: Право и экономика, 1999.
7. Головко, А.А. Советы народных депутатов. − Минск, 1979.
8. Гражданское общество и правовое государство: предпосылки формирования. Сб. статей. − М., 1991.
9. Демичев, Д.М. Конституционные основы классификации системы государственных органов в Республике Беларусь // Специфика государственного строительства на принципах устойчивого развития общества. Монография. − Минск: Право и экономика, 2007 − С. 147–149.
10. Демичев, Д.М. Государственное строительство как сфера деятельности органов государственной власти Республики Беларусь //Специфика государственного строительства на принципах устойчивого развития общества. Монография. − Минск: Право и экономика, 2007. − С. 132 – 230.
11. Демичев, Д.М. Конституционно-правовой статус Президента Республики Беларусь // Специфика государственного строительства на принципах устойчивого развития общества. Монография. − Минск: Право и экономика, 2007. − С. 149 − 166.
12. Демичев, Д.М. Законодательные органы в системе разделения властей // Специфика государственного строительства на принципах устойчивого развития общества. Монография. − Минск: Право и экономика, 2007 − С. 166 – 191.
13. Демичев, Д.М. Правительство-Совет Министров Республики Беларусь как высший исполнительный орган государства // Специфика государственного строительства на принципах устойчивого развития общества. Монография. − Минск: Право и экономика, 2007. − С. 192–210.
14. Козлова, Е.Н., Кутафин, О.Е. Конституционное право России. Учебник. − М., 1996.
15. Конституционный статус общественных организаций в СССР / Отв. ред. А.И. Щиглик. − М., 1983.
16. Лукашенко, А.Г. Сильная и процветающая Беларусь должна иметь прочный идеологический фундамент. Доклад Президента Республики Беларусь на постоянно действующем семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов по вопросам совершенствования идеологической работы 27 марта 2003 г. // Рэспублiка. − 2003. − 29 марта. − С. 1 − 7.
17. Лукашенко, А.Г. Сильная экономика и честная власть – фундамент независимости страны и процветания нации. Послание Президента Республики Беларусь белорусскому народу и Национальному собранию // Советская Белоруссия. – 2014. – 23 апреля. – С. 1 – 8.
18. Матусевич, А.В. Политическая система. Состояние и развитие. − Минск, 1992.
19. Оболонский, А.В. Какую политическую систему мы унаследовали? // Советское государство и право. − 1990. − № 10. − С. 59 − 71.
20. Румянцев, О.Г. Основы конституционного строя России: понятие, содержание, вопросы становления. − М., 1994.
21. Тодыка, Ю.Н. Основы конституционного строя Украины. − Харьков: Факт, 1999. − 320 с.
22. Черниловский, З.М. Гражданское общество: опыт исследования // Государство и право. − 1992. − № 6.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 335.