ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА КАК КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА  И  ВАЖНЕЙШЕГО ЭЛЕМЕНТА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ГОСУДАРСТВА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Нормы конституционного права, закрепляющие статус государ­ства, образуют важнейший институт данной отрасли пра­ва. Указанный институт состоит из трех основных элементов, позволяющих раскрыть его сущность и содержание:

1.государство является официальным представителем всего общества, выражающее его волю и интересы;

2. государство рассматривается как особая организация государственной власти, располагающая специальным аппаратом принуждения в отношении незаконопослушных граждан;

3. это организация политико-территориального устройства государства, позволяющая характеризовать организацию государственной власти не только по горизонтали, но и по вертикали.

Сущность государства наиболее полно проявляется в его функциях, которые рассматриваются как  основные направления в деятельности государства.

Первые представления о государстве, основанном на господстве закона, сложились еще в Древней Греции. Сократ, Платон, Аристо­тель, Полибий развивали эти представления.

В эпоху начавшихся демократических революций (XVII-XVIII вв.) эти идеи легли в основу новой госу­дарственности.

Однако только в XIX в. в трудах великих немецких философов Э. Канта, Г. Гегеля, а также юристов Р. фон Моля, К.Т. Велькера и других сформировалась целостная теория государства, и прежде всего правового, которая стала претворяться в жизнь.

 В целом же в политической философии и теории государства и права сложились три различных подхода к исследованию государства.

Первый подход идет от античной традиции, сохранился и развивается до настоящего времени: государство рассматривается как средство решения «Общих дел» (Республика) и регулирования отношений правителей (власти) и народа (Аристотель)[5].

Второй подход носит согласно марксисткой трактовке классовый характер: «Государство – есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы»[6].

Третий подход носит правовой и организационно-структурный характер. Государство рассматривается как «юридическое государство», источник права и закона, организующее жизнь общества и деятельность самого государства, его структур в системе политических и общественных отношений.
Данный подход поддерживается многими современными учеными Республики Беларусь, РФ, Украины и других стран.

Действующие конституции большинства демократических государств обычно содержат такие характеристики государства, как социальное, демократическое, правовое, светское.

Характеристика государства как социального означает, что госу­дарство служит обществу и стремится свести к минимуму социаль­ные различия, создает такие условия, которые обеспечивают достой­ную жизнь и свободное развитие человека.

О демократизме государства судят по таким важнейшим консти­туционным установлениям как народовластие, разделение властей, политическое, экономическое и идеологическое многообразие. В практической деятельности государства особенно важен политичес­кий режим, который служит гарантией реализации конституционных прав и свобод граждан.

Правовым государство называется тогда, когда не только его кон­ституционные положения, но и реальная действительность характе­ризуется следующими чертами: признанием, соблюдением и защитой прав человека; установлением основ механизма гарантий прав и свобод; обязанностью государства, его органов, учреждений, должност­ных лиц и служащих действовать в рамках конституции и законов; конституционным закреплением принципа независимости суда; принципом верховенства конституции по отношению к другим законам; приоритетом норм международного права перед нормами на­ционального права.

Светским является такое государство, в котором никакая религия не устанавливается в качестве обязательной, а государственные органы не вмешиваются в деятельность религиозных организаций. В Республике Беларусь государство не финансирует религиозные организации и не возлагает на них каких-либо обязанностей. В свою очередь религиозные организации не участвуют в деятельности политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели, и не оказывают им финансовой поддержки.


Дата: 2018-12-21, просмотров: 267.