Борьба с противоправным поведением
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Борьба с противоправным поведением не «чисто» социально-психологическая сфера деятельности, поскольку традиционно она относи-лась к компетенции юридических наук. Обвальный рост преступности в нашем обществе требует, однако, объединения всех усилий для его преодо-ления. В этой общей борьбе очень четко обозначился и социально-психологический угол зрения. Разделение труда, которое сложилось в этой области между системой юридических дисциплин и социальной психологи-ей, можно условно обозначить следующим образом: охрана общественного порядка, борьба с преступностью, разработка норм судопроизводства, опре-деление меры наказания за преступления — это естественно задача специ-альных общественных органов и соответствующих разделов юридической науки. Однако область профилактики противоправного поведения, в част-ности профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителя-ми, — это проблемы, в которых может сказать свое слово и социальная пси-хология.

 

Вклад, который она может внести в эти совместные усилия, связан с рядом вопросов, разработанных в ней на теоретическом и эксперименталь-ном уровне и относящихся к ее специфической проблематике. Большой блок проблем относится к условиям формирования противоправного поведения личности. В этой связи проводимые прикладные исследования сосредоточе-ны преимущественно на анализе противоправного поведения несовершенно-летних правонарушителей. Особое значение при этом имеет выяснение во-проса о роли тех первичных ячеек микросреды, в которых формируется лич-ность: семья и школьный класс. С точки зрения социальной психологии,


здесь особенно значимо ответить на следующие вопросы: каков механизм влияния на подростка группы членства и референтной группы (и механизм выбора определенной группы в качестве референтной)? Какова роль статуса личности в группе для формирования ее нравственно- психологического об-лика? Каков механизм формирования индивидуального отношения к соци-альному контролю и усвоению социальных норм? Наконец, каковы опти-мальные способы воздействия на подростка, еще не совершившего противо-правного поступка, но находящегося в «трудном» возрасте или «трудном» периоде своего развития (Беличева, 1993).

 

На основании упоминаний в публикациях можно сделать вывод, что исследования в этой области развиты достаточно широко. При выяснении вопроса об условиях формирования противоправного поведения личности, кроме анализа роли семьи и школьного класса, необходимо включение и в более широком плане всей проблематики социализации, формирования у человека социальных установок и ценностных ориентации, становления его личности.

 

Хотя в специальной литературе и идет дискуссия о правомерности употребления термина «личность преступника», в прикладных исследовани-ях этот вопрос получил определенную разработку. Большинство авторов по-лагают некорректным говорить об особой структуре личности преступника, хотя в каждом случае противоправного поведения выбор варианта поведе-ния имеет предпосылки в системе личностных свойств субъекта, к которым относятся «мировоззрение, опыт, установки, ценностные ориентации, а так-же особенности внутренней системы нравственного и социального контроля,

 

в том числе правосознания» (Кудрявцев, 1978. С. 23). Следовательно, задача социального психолога состоит в том, чтобы помочь выявлению тех откло-нений от свойств личности, соблюдающей нормы поведения, которые мож-но зафиксировать в каждом отдельном правонарушителе. Такой анализ есте-ственно требует выяснения вопроса о том, насколько эффективной является угроза наказания, каково вообще оптимальное соотношение «санкций», применяемых в случае совершения первых проступков, и т.д.

 

В этой связи особый интерес представляют исследования, по-священные роли конформности правонарушителей по отношению к группам разного типа. Стремление взрослых противостоять «независимости» как проявлению непослушания сплошь и рядом приводит к тому, что эталоном «позитивного» поведения рассматривается именно конформность. Вместе с тем чисто внешнее принятие позиции группы как раз и приводит неустойчи-вого человека к совершению правонарушения. Исследования конформности среди подростков-правонарушителей дают значительный материал в пользу этого утверждения; они свидетельствуют о том, что не существует одно-значного решения вопроса о роли конформности поведения.

 

Таким образом, все исследования, связанные с анализом «личности преступника», так или иначе замыкаются на проблеме группы, в частности специально заслуживает внимания исследование референтных групп. При анализе механизма противоправного поведения особенно важно выяснить, при каких условиях утрачивают свою привлекательность для личности такие ячейки микросреды, как семья, школьный класс, и, напротив, приобретают значение такие референтные группы, как группы «неформалов», алко-голиков, наркоманов, рецидивистов. Наряду с решением такого рода задач,


которые можно отнести к участию в предупреждении преступности, к объ-яснению механизмов противоправного поведения, социальная психология может сыграть определенную роль и в процессе раскрытия преступления', разрабатывая, например, психологические механизмы проведения допроса или психологической экспертизы. Другой круг проблем — это проблемы поиска оптимальных средств воздействия по отношению к лицам, уже осуж-денным за совершение преступлений. Очевидны также возможности соци-альной психологии — наряду с юридической психологией — в разработке форм и методов своеобразной реадаптации личности после понесения нака-зания, например после возвращения из мест заключения. Возможности со-циальной психологии в данной сфере ее приложения еще далеко не исчерпа-ны (Яковлев, 1971. С. 178).

 



Наука

 

Одна из относительно новых сфер приложения социальной психоло-гии — сфера научной деятельности. В сложной системе современной науки организация исследований и управление ими постоянно требуют решения вопросов, связанных с психологическими механизмами и закономерностями этой системы. Возрастает значение коллективных форм деятельности, и это

 

о значительной мере ломает устойчивый стереотип научного творчества как творчества отдельных выдающихся личностей, поскольку производство зна-ний является результатом работы множества людей на исследовательских «комбинатах». В соответствии с этим существенно изменяется тип исходной социальной ячейки по производству научных знаний: если ранее такой ячей-кой выступала научная школа, то теперь это, скорее, исследовательский кол-лектив. В таком коллективе возникает чрезвычайно высокая интеграция его членов, все чаще рождаются собственно коллективные продукты научного творчества: групповые проекты, групповые решения, групповая экспертиза и т.д. Субъектом исследовательского труда становится малая группа.

 

Это ставит ряд новых прикладных задач, прежде всего выявление особенностей научного коллектива по сравнению с другими типами трудо-вых коллективов, совершенствование социально-психологического климата

 

о нем, способов управления, повышение эффективности его деятельности и т.д.

 

Главная из стоящих здесь проблем — выявление специфики такого вида деятельности, как «коллективная научная деятельность». Для тради-

 

ционной психологии такой вид деятельности содержит очевидное противо-речие: эта деятельность является одновременно и совместной, и творческой, тогда как в традиционной психологии творческая (и, соответственно, науч-ная) деятельность всегда рассматривалась как индивидуальная. Хотя науко-ведение уже давно настаивает на том, что в современных условиях важно анализировать не только личность ученого, но и характер общения в науч-ном сообществе, традиционный подход остается непреодоленным: субъек-том творчества по-прежнему считается личность (в данном случае — лич-ность ученого), а ее микросреда, в том числе общение, выступает лишь как условие творческого акта. Задача социальной психологии — понять природу совместной творческой деятельности и дать ее психологическое описание.

 

Подход к решению этих вопросов содержится в «программно-ролевом подходе» к исследованию науки, разработанном в отечественной социальной психологии М.Г. Ярошевским (Проблемы руководства научным


коллективом, 1982). Одна из основных идей этой концепции заключается в том, что во всяком научном коллективе выделяются основные научные роли: «генератор», «критик», «эрудит» и др. Вычерчивается ролевой профиль каждого сотрудника, который является весьма специфичным, т.е. вклад каж-дого сотрудника в общую деятельность значительно отличается от вклада каждого другого. Это различие более очевидно, чем, например, различие вкладов работников в производственной бригаде, где они выполняют более или менее сходные функции. Особенно трудным является вопрос о том, вся-кая ли научная роль связана с таким вкладом, который можно отнести к под-линно творческой деятельности? Для этого необходимо не только тщатель-ное психологическое описание каждой научной роли, но и детальный анализ мотивации каждого ученого, ибо эффективное сочетание научных ролей предполагает высокую мотивированность каждого члена научного коллек-тива. Наконец, не менее важным является и исследование специфики самого процесса коммуникации между учеными, в частности психологической го-товности каждого исследователя принять, переработать и сохранить разно-образную информацию.

 

Неоднозначность вкладов различных сотрудников делает неявными критерии оценки их эффективности, а это может привести к неадекватному представлению сотрудников об их успешности и породить на этой почве особого рода конфликты, характерные для научных коллективов. В таких конфликтах порой трудно вычленить собственно деловую сторону и сторону межличностную. Руководитель научного коллектива должен уметь разре-шать подобные конфликты, чтобы обеспечить высокую эффективность дея-тельности руководимого им подразделения. Вместе с тем и его собственная позиция в коллективе специфична: остается дискуссионным вопрос о том, обязательно ли руководитель научного коллектива должен сочетать в себе функции администратора и генератора идей или они могут быть разделены между разными людьми? Этот вопрос также встает перед практической со-циальной психологией.

 

Идеи программно-ролевого подхода широко применяются в исследо-ваниях на прикладном уровне, проводимых непосредственно в научных учреждениях: институтах, лабораториях, высших учебных заведениях (Бел-кин, Емельянов, Иванов, 1987). На основе таких исследований социальный психолог может осуществлять деятельность трех видов. Первый вид дея-тельности состоит прежде всего в разработке рекомендаций на основе диа-гностики конкретных ситуаций в каждом коллективе (например, о том, как выделить оптимальные стадии реализации исследовательской программы, чтобы они были наглядны для членов научного коллектива, как построить систему научных ролей в коллективе и обрисовать ролевой профиль каждого сотрудника, как регулировать межличностные отношения вообще и межлич-ностные конфликты в частности и др.). Эти рекомендации обращены глав-ным образом к руководителям научных коллективов.

 

Второй вид деятельности социального психолога — это кон-сультационная работа. В данном случае консультация может быть дана и руководителям, и рядовым членам коллектива, способствуя в последнем случае осознанию ситуации в коллективе, своей собственной роли в нем и тем самым повышению чувства удовлетворенности работой.

 

Наконец, третий вид работы — это непосредственное обучение руко-


водителей научных коллективов методам управления в той их части, кото-рая связана со знанием социально-психологических механизмов общения и взаимодействия. Такое обучение организуется в различных формах, начиная

 

и традиционных лекций и кончая социально-психологическим тренингом. Исследования подобного плана, к сожалению, практически прекращены в настоящее время в связи с резким ухудшением финансирования науки со стороны государства. Более драматические проблемы, например, проблема «утечки мозгов», волнуют научную общественность. Но все это не снимает принципиальной необходимости практических усилий психологов в области управления наукой и оптимизации научного творчества.

 



Служба семьи

 

Социальная психология традиционно уделяла большое внимание се-мье, рассматривая ее как пример естественной малой социальной группы. Все особенности такой группы приобретают в семье определенную специ-фику, но тем не менее знание закономерностей функционирования и разви-тия малых групп может обусловить известный вклад в развитие оптималь-ных форм взаимоотношений и в этой микроячейке общества. Можно выде-лить несколько классов задач, которые могут быть решены и решаются на практическом уровне.

 

Первая часть таких задач связана с подготовкой молодых людей к со-зданию семьи. В последние годы достаточно часто ставится вопрос о необ-ходимости соответствующей работы школы в этом направлении, но при по-становке такого вопроса иногда все сводится лишь к проблемам полового воспитания. Важность этого вопроса очевидна, но подготовка к браку и к созданию семьи включает в себя и проблемы психологической подготовки. Это означает, что молодые люди должны не из случайных обрывочных све-дений, почерпнутых из обыденных суждений, знать о специфике семейных взаимоотношений, в том числе и об их психологическом содержании. Например, такие вопросы, как вопросы о семейных ролях, о тех изменениях, которые происходят в содержании этих ролей в современных обществах, об известной адаптации к этому новому их содержанию, — это вопросы, отно-сящиеся в том числе и к компетентности социальной психологии. Некоторые элементарные сведения о семье как об институте социализации ребенка так-же полезны не только молодым супругам, но и лицам, готовящимся к вступ-лению в брак. Иными словами, первой формой приложения социальной пси-хологии к этой области могут стать ее просветительская функция, включе-ние элементов подготовки молодежи к семейной жизни.

 

Вторая форма такого приложения: обеспечение так называемой службы знакомства. Во многих научных публикациях, в обсуждениях, ор-ганизованных государственными и общественными организациями, ставится вопрос о том, что современный образ жизни создает при определенных условиях для части людей трудности в поиске спутника или спутницы жиз-ни. Эти трудности связаны с тем, что занятость основных масс молодежи учебой, трудом достаточно сильно локализует сферу общения: например, в таком производстве, где преобладает труд только мужчин или только жен-щин, естественная среда общения ограничивает контакты с лицами другого пола. Работа и досуг, организуемый по производственному принципу, сужа-ют возможности общения с людьми определенного возраста, несемейных, одиноких и т.д. В данном случае помощь может быть оказана отнюдь не со-


циальной психологией, а системой различных государственных и обще-ственных мер, как например, создание клубов, различных форм содружества предприятий и т.п.

 

Но есть и другая сторона проблемы: возникновение у молодых людей определенных психологических барьеров, мешающих им по каким-то причи-нам устанавливать взаимоотношения с представителями другого пола. Здесь сплошь и рядом нужна помощь психолога. Что же касается социальной пси-хологии, то она может взять на себя функции организации психологической помощи одиноким людям, что тем более необходимо, так как зачастую они попадают в руки не просто непрофессионалов, но настоящих шарлатанов, работающих на чисто коммерческих началах. Всякая консультация в этой области должна обязательно включать в себя профессиональное обучение общению. Совершенно ясно, что «электронная сваха», даже если и принять

 

в услуги, не может решить всей проблемы: подбор партнера или партнерши по браку не может исключить вопросов психологической организации их взаимоотношений. Ряд экспериментов, проведенных к настоящему времени, свидетельствует о том, что успех знакомства во многом зависит от степени социально-психологической грамотности организаторов подобной службы.

 

Вторая часть задач в системе службы семьи относится к уже суще-ствующим семьям. Главный вопрос здесь — регулирование семейных взаи-моотношений, способствующее повышению устойчивости семьи. Среди разных причин увеличения числа разводов, проанализированных неодно-кратно в специальной демографической литературе, в качестве важной при-чины отмечается неумение строить повседневные взаимоотношения между супругами. Это означает, что важнейшей формой прикладных социально-психологических исследований должны стать исследования, выясняющие формы и структуру семейных конфликтов, способы их разрешения. Причем все это должно стать не просто темой исследования; социальный психолог-практик должен обучить нормальному общению в семье (Алешина, 1993).

 

Средством такого обучения является социально-психологический тренинг. Но всякий курс тренинга — это не только трудоемкая, но и дли-тельная работа. Для такого контингента, как члены семей, она должна быть где-то организована. Единственное решение проблемы -создание специаль-ных семейных консультаций, где эта работа уже проводится. Необходимость включения социального психолога в штат сотрудников семейной консульта-ции очевидна.

 


Политика

 

Прикладные исследования и практическая работа социального психо-лога в сфере политики — относительно новая сфера деятельности в нашей стране, хотя вообще такой опыт в мировой социальной психологии давно накоплен. Первые работы, принадлежащие Г. Лассуэлллу, относятся к 30-м гг. Обозначена специальная ветвь психологической науки — «политическая психология», в фундаментальных работах по которой выявлен круг и прак-тических ее приложений (М. Герман, И. Джанис, В. Стоун, П. Шаффнер). Перечень проблем политики, в анализе которых есть место для социальной психологии, очевиден: это психологические факторы принятия политиче-ских решений, психологические условия их восприятия; роль личностных характеристик и имиджа политического деятеля; политическая социализация и многое другое. Однако проблемы эти в большей степени разработаны как


теоретические (Дилигенский, 1994; Шестопал, 1990). Что же касается прак-тических приложений социальной психологии в этой сфере, то в общем этот вопрос достаточно детально еще не разработан, хотя кое-какие попытки и предпринимаются.

 

Важно отдавать себе отчет в тех специфических трудностях, которые стоят перед психологом, работающим, например, консультантом у какого-либо крупного политического деятеля (Гозман, 1994). Во-первых, это сов-мещение в политике двух качеств: возможности (в частности, финансовой) приглашать психолога и желания сделать это (т.е. понимания важности та-кой работы). Во-вторых, это проблема времени для исследования и консуль-тирования, и доступа к данным: политические решения часто должны быть приняты в сжатые сроки, а часть данных является секретной. В-третьих, психолог, дающий личные рекомендации политическому деятелю, должен в той или иной мере разделять его концепцию, его взгляды, т.е. встает про-блема соотнесения профессиональной и гражданской позиции психолога. В-четвертых, нужно преодолеть негативное отношение к психологической службе в политике, которое иногда имеет место среди общественности («по-литик не должен жить подсказками» и т.п.).

 

Тем не менее осознание необходимости психологической поддержки постепенно распространяется среди политических деятелей. В нашем обще-стве это осознание пришло вместе с радикальными преобразованиями в раз-ных сферах жизни общества, с изменениями экономических и политических структур, с возникновением совершенно новых отношений, в том числе в политической сфере, например в период избирательных кампаний. Поэтому постепенно формируются проблемы и методы работы психолога в этой об-ласти.

 

Обобщения первых опытов такого рода позволили выделить следую-щие направления (Гозман, 1994).

 

2. Участие в разработке и принятии решений. Беда многих по-

 

литических решений в том. что при их разработке не принимали в расчет та-кой фактор, как восприятие этих решений гражданами. Иными словами, не учитывались психологические последствия принимаемых решений. Коррек-цию политического решения с этой точки зрения и должен осуществлять психолог: учесть ожидания граждан, построить прогноз восприятия доку-мента разными слоями населения. Чтобы такой прогноз был обоснованным, необходимы предварительные замеры состояния массового сознания, что возможно сделать лишь совместными усилиями психологов и социологов, а

 

и экономической политике — и экономистов. Если решение заведомо непо-пулярно (а в кризисные периоды это встречается сплошь и рядом), психолог обязан предвидеть и возможные конфликты на почве принятия (или непри-нятия) политического решения, обозначить пути их возможного устранения.

 

Второе направление практической деятельности психолога (как,

 

впрочем, и социолога) — это систематический анализ динамики обще-

 

ственного мнения. Здесь речь идет не об отношении к каждому конкретному решению, а об общем представлении в массовом сознании тех или иных по-литических, экономических и социальных реалий. В дополнение к традици-онным методам изучения общественного мнения, принятым в социологии, социальный психолог может проводить серию глубоких интервью, получая специфические «срезы» мнений отдельных групп по отдельным вопросам.


Поскольку заказчиком в таком исследовании выступает либо конкретный политик, либо какая-то политическая структура, надо быть готовым к тому, что полученная психологом картина не удовлетворит инициатора исследова-ния. В принципе каждый политик и сам определенным образом ориентиру-ется (или думает, что ориентируется) в общественном мнении, и его заклю-чение может не совпадать с выводами исследователя. Самая рас-пространенная среди политиков болезнь — принимать желаемое за действи-тельное, и психологу-практику надо быть готовым к тому, чтобы убедить заказчика в корректности своего анализа. Специфический вариант работы психолога-практика в этой сфере — рекомендации политику относительно его встреч с избирателями или с какими-то другими группами населения. Здесь имеется в виду, в частности, просветительская работа с политиком по поводу способов общения, роли диалогического общения и т.п.

 

Третье направление — это прямое консультирование политических деятелей перед их публичными выступлениями. Работа, которая выполняет-ся при этом, сходна с работой в рекламе: она обозначается как создание имиджа, т.е. определенного образа. Имидж политика это не прихоть, а важ-ное условие его популярности. Имидж имеет значение при выступлениях по телевидению, на митинге, на встрече, но это его непосредственные проявле-ния. Вместе с ними создается и более стабильный имидж, аккумулирующий публичные появления политика перед людьми, информацию о нем в печати,

 

9) слухах и т.д. Работа консультанта по созданию имиджа политика весьма щепетильна. Она не может заключаться в том, чтобы «сделать» человека (например, другим, чем он есть на самом деле, т.е. в полном смысле слова выступить «имиджмейкером»). Смысл работы в том, чтобы дать заказчику обратную связь, касающуюся того, как воспринимаются внешний вид ора-тора, его мимика, жестикуляция, построение речи и т.д. Такого рода кон-сультирование в общем сходно с тем, которое может быть предложено и ру-ководителю фирмы или компании, и педагогу, и любому лектору. Однако, учитывая специфику деятельности политика, масштаб его влияния, консуль-тирование в данном случае становится особенно ответственным.

 

С Четвертое направление работы — создание психологических порт-

 

ретов оппонентов, а. в более широком смысле — психологическое обеспе-

 

чение различного рода переговоров. Демократизация политической жизни поднимает все поставленные вопросы с особой остротой. На примере работы психолога-практика в области политики особенно отчетливо видна необхо-димость высочайшей компетентности специалиста, включающей в себя не только знание конкретных технологий экспертизы, консультирования, но и содержательных проблем общественной жизни.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Авдуевская Е.П., Араканцева Т.А. Проблема юношеского самоопреде-ления в практике школьной психологической службы // Введение в прак-тическую социальную психологию. М., 1994.

 

Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консуль-тирование. М., 1994.

 

Базаров Т.Ю. Практика работы с персоналом в организациях // Вве-дение в практическую социальную психологию. М., 1994.


Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М.. 1993.

 

Белкин П., Емельянов Е.Н., Иванов М.А. Социальная психология науч-ного коллектива. М., 1987.

 

Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевиде-ния. М„ 1991.

 

Гозман Л.Я. Психология в политике: от объяснений к воздействию // Введение в практическую социальную психологию. М., 1994.

 

Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М., 1994. Дубовская Е.М., Тихомандрицкая О.А. О стратегиях работы психолога

 

и школе // Введение в практическую социальную психологию. М., 1994. Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. М.. 1988. Зазыкин В.К. Психология в рекламе. М., 1992.

 

Кричевский Р.Л. Если Вы — руководитель... М., 1993. Кудрявцев В.Н. Право и поведение. М., 1978.

 

Липатов С.А. Методы социальной психологической диагностики ор-ганизации // Введение в практическую социальную психологию. М., 1994.

 

Рабочая книга школьного психолога. М., 1991.

 

Русаличова А.А. Взаимоотношения в производственном коллективе и их совершенствование. Л., 1977.

 

Свенцицкий А. Социальная психология управления. Л., 1986.

 

Социально-психологический климат коллектива. М., 1979.

 

Человек и его работа. М., 1967.

 

Шестопал Е.Б. Очерки политической психологии. М., 1990.

 

Ширков Ю.Э. Практические направления социально-психологических работ в области рекламы // Введение в практическую социальную психо-логию. М., 1994.

 

Яковлев А.М. Преступность и социальная психология. М., 1971,






ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

 

Здесь были перечислены только некоторые области общественной жизни, где находит применение социальная психология. Самая главная зада-ча, которая стоит сегодня перед прикладной областью этой научной дисци-плины, заключается в том, чтобы четко развести два круга вопросов: 1) что в принципе может выполнить социальная психология своими средствами ана-лиза, т.е. какой класс задач применительно к каждой сфере общественной жизни она может решить и 2) что она уже делает сегодня? Ответ на первый вопрос — это выявление перспектив социальной психологии в прикладной сфере. Ответ на второй вопрос — это обсуждение практических и организа-ционных мер, которые необходимо осуществить, чтобы прикладные иссле-дования стали не только возможными, но и эффективными. Решение и того,

 

в другого круга вопросов естественно обусловлено той новой ситуацией, ко-торая сложилась в обществе сегодня.

 

Перед профессиональной социальной психологией встает целый ряд совершенно новых задач. Весь накопленный ею опыт, все теоретические и экспериментальные разработки так или иначе апеллировали к стабильному обществу. Собственно такая переменная как «стабильность — нестабиль-ность» практически не фигурировала в исследованиях. Только относительно недавно лишь в некоторых работах (в частности А. Тэшфела) была поднята проблема недопустимого игнорирования социальной психологией со-циальных изменений. Если верен тезис о том, что вопросы социальной пси-хологии ставит общество, то следует признать ее обязанность искать ответы на вопросы изменяющегося общества. В противном случае социальная пси-хология оказывается разоруженной перед лицом глобальных общественных трансформаций: ее аппарат, ее средства не адаптированы к тому, как иссле-довать социально-психологические феномены в изменяющемся мире.

 

Если социальной психологии приходится существовать в этом мире, ее первая задача — осознать характер происходящих преобразований, по-строить своеобразную программу трансформирования сложившихся подхо-дов в связи с новыми объектами исследований, новыми типами отношений в обществе, новой ситуацией.

 

Все это имеет самое непосредственное отношение к развитию соци-альной психологии в нашей стране. Радикализм осуществляемых здесь пре-образований настолько очевиден, что многие их проявления просто не могут быть «схвачены» в рамках разработанных социально-психологических схем. Самая существенная черта современного российского общества — его не-стабильность — исключает его анализ методами и средствами, сформиро-ванными для анализа стабильных ситуаций.

 

Приходится отвергнуть аргумент о том, что тип отношений, склады-вающихся в нашем обществе — отношений рынка — не нов, а, напротив, имеет солидную историю во многих странах. «От имени» такого типа эко-номических структур ставились задачи традиционной социальной психоло-гии, и, следовательно, ответы на вопросы в социально-психологических концепциях, разработанных для этих, новых для нас, но достаточно устояв-шихся в других обществах реалий, уже найдены. Такой аргумент не вы-держивает критики потому, что новый тип экономических отношений у нас еще не установился, а лишь становится. Социальной психологии переход-


ного периода, к сожалению, не существует. И свой, отечественный опыт то-же сформировался в условиях, хотя и специфической, но социальной ста-бильности. Ее тоже уже не существует: общество совершает переход не только «к чему-то», но и «от чего-то». Таким образом, рассмотренный и с этой стороны опыт социальной психологии оказывается не вполне пригод-ным. Задачу можно поэтому сформулировать так: нужна социальная психо-логия переходного периода для нестабильного общества, с новым комплек-сом проблем, свойственных именно таким его характеристикам.

 

Соображение о том, что социальная психология изучает «сквозные» проблемы человеческих взаимоотношений, их общие, универсальные меха-низмы, не может поправить дела. На протяжении всего курса мы стремились показать, что действие этих механизмов различно в различных социальных контекстах. Следовательно, анализ этого нового контекста необходим. Такая задача не может решаться в короткие сроки; поэтому первая ее часть — это именно осознание ситуации, принятие в расчет того, что новый «социальный контекст» для нас сегодня — это глубочайшая нестабильность общества. Под социальной нестабильностью не следует понимать просто эквивалент быстрых и радикальных социальных изменений. Нестабильность проявляет-ся в рассогласованности этих изменений — по их направленности, по их темпу, по мере их радикальности в разных частях общественного организма (например, достаточно быстрая ломка политических институтов и медлен-ные преобразования в экономике). Термин «кризис» все чаще употребляется для характеристики переживаемого периода.

 

Проблема осложняется еще и тем, что социальная нестабильность, хотя и обладает некоторыми общими чертами, когда она возникает в опре-деленные периоды развития в разных странах, принимает в каждом случае специфическую форму; она сочетается с особыми условиями исторического развития каждой страны, ее традициями, национальным менталитетом. В частности, нестабильность «накладывается» и на тот образ общества, кото-рый существовал в массовом сознании до периода радикальных преобра-зований. Это зависит от того, предшествовал ли периоду кризиса период стабильного развития с жесткой регламентацией стереотипов и ценностей, или, напротив, период достаточно динамичного развития. В России новая возникшая ситуация оказалась психологически особенно сложной потому, что в прежний период, в тоталитарном обществе, стабильность его деклари-ровалась как официальной идеологией, так и самой организацией обще-ственной жизни. Ведь стиль жизни «в прошлом» содержал позитивную оценку всякой незыблемости устоев, заданное™ их объективным ходом ис-тории, несокрушимой верой в правильность принимаемых решений. Именно стабильность и прочность воспринимались как норма, а всякое расшатыва-ние их как опасное отклонение от этой нормы. Жизненная ориентация лич-ности была связана не с преобразованием, тем более в масштабах всего об-щества, а, напротив, с его абсолютной устойчивостью и неколебимостью. Это было поддержано и высокой степенью институционализированности общественных структур, жесткой регламентацией их деятельности.

 

и становящемся новом типе общества его нормы — плюрализм мне-ний, допустимость различных вариантов экономических решений, права че-ловека — воспринимаются многими социальными группами достаточно тя-жело. Что означает кризисное состояние общества для массового сознания?


От четкого ответа на этот вопрос во многом зависит программа преобразо-вания общества, да и самой социальной психологии, если она хочет ответить на вопросы общества. Уже сегодня можно обозначить те процессы, с кото-рыми сталкивается массовое сознание в ситуации нестабильности и которые требуют пристального социально-психологического внимания.

 

Прежде всего это глобальная ломка устоявшихся социальных сте-реотипов. Сама природа стереотипов, распространенных в нашем обществе в предшествующий период, весьма специфична. Во всяком случае никакое из известных социально-психологических исследований не имело дела с такого рода стереотипами: они «жили» весьма долго (практически в течение всего существования советского общества они передавались из поколения в поко-ление — «мудрость вождя», «дружба народов», «преимущества социалисти-ческой собственности», «справедливость партийных решений» и т.п.); они имели чрезвычайно широкий ареал распространения (внедрялись в сознание практически всех социальных групп, хотя, конечно, в различной степени и с возможными частными исключениями); они были поддерживаемы не только силой господствующей идеологии, но и институтами государства. Слом та-кого рода стереотипов непросто осуществляется в массовом сознании. Более того, он часто воспринимается отдельными группами как утрата идеалов.

 

Изменение системы ценностей второй блок социально-пси-хологических феноменов, требующих особого внимания исследователей.

 

Это касается вопроса о соотношении групповых (прежде всего клас-совых) и общечеловеческих ценностей. Воздействие идеологических норма-тивов на массовое сознание было так велико, что идея приоритета классовых ценностей принималась как сама собой разумеющаяся и, напротив, общече-ловеческие ценности зачастую интерпретировались как ценности «абстракт-ного гуманизма», т. е. получали негативную оценку. На более конкретном уровне это проявляло себя как принижение значения таких ценностей, как ценности жизни, человеческого существования, добра и пр. Неготовность к их принятию обернулась тем, что в условиях радикальных преобразований «старые» ценности во многом оказались разрушенными, а «новые» не при-няты. Утрата ориентиров относительно иерархии ценностей оплачивается дорогой ценой, она порождает порою нравственный беспредел.

 

Кризис идентичности еще один пример существенных изменений

 

а массовом сознании в эпоху перемен. Социальной психологии удалось на теоретическом и экспериментальном уровне доказать, что механизмом фор-мирования социальной идентичности является категоризация — процесс «отнесения» индивидом себя к определенной социальной группе. Социаль-ные категории, как и категории вообще, выступают в процессе познания как порождения стабильного мира: они фиксируют устоявшееся, прочное. Когда сам реальный мир становится нестабильным, социальные категории как бы разрушаются, утрачивают свои границы. Так, социальные и этнические группы, обозначаемые определенными категориями, или размывают свои границы или просто «исчезают» (как быть сегодня с такой, например, соци-альной категорией как «советский человек»?). Последствия этого драматич-ны для многих социальных групп: пожилые люди испытывают потерю иден-тичности, молодежь — затруднения с определением своей идентичности и т.п. Перечень проблем, порождающих особое — тоже нестабильное — со-стояние массового сознания в эпоху радикальных преобразований, можно


продолжить. Однако вывод уже ясен на основании приведенных примеров: социальная психология сталкивается с новой социальной реальностью и должна осмыслить ее. Это требует огромной работы всего профессиональ-ного, сообщества. Мало- просто обновить проблематику социальной психо-логии (например, исключить из курса тему «психологические проблемы со-циалистического соревнования» или добавить тему «мотивы трудовой дея-тельности в частной фирме»); мало также просто зафиксировать изменения в психологии больших и малых социальных групп и личностей в той, напри-мер, части, как они строят образ социального мира в условиях нестабильно-сти, хотя и это надо сделать., Необходим поиск новых принципиальных под-ходов к анализу социально-психологических феноменов в изменяющемся мире, новой стратегии социально-психологического исследования. С этой точки зрения все изложенное в данном учебнике — лишь база, основа для новых поисков.

 

Возможно, они приведут и к совершенно новой постановке вопроса о социальных функциях социальной психологии. Хотя в принципе такие функции определены и исследованы, но содержание их может существенно меняться, если взгляд социальной психологии на общественные проблемы станет более пристальным и если она сумеет избавиться от нормативного характера, который был ей свойствен в предшествующий период (т.е. в меньшей степени будет считать своей функцией предписание того, как должно быть вместо предоставления человеку информации, оставляющей за ним право выбора решения). Дело не только в лучшей ориентации социаль-ной психологии в новых возникших проблемах (например, в проблемах без-работицы, резкой имущественной дифференциации, возникновения органи-зованной преступности и др.), но и в нахождении адекватной общественной позиции своей дисциплины в решении этих проблем.. Конечно, формы прак-тической социальной психологии достаточно определились. Но вопрос за-ключается в том, как эти формы (экспертиза, консультирование, обучение) могут «работать» в новых условиях.

 

Можно организовать, например, психологическую консультацию как для сотрудников службы занятости, так и для ее клиентов, людей, потеряв-ших работу. Но как обеспечить в таком консультировании учет динамики отношения к проблеме безработицы как отдельного человека, так и целой социальной группы (да и населения, в целом)? Как учесть в практике кон-сультирования изменения в действии таких психологических механизмов, как социальное сравнение («моего» положения, положения «моей» отрасли по сравнению с другими), как обеспечение (или исчезновение) кредита тер-пения (по отношению к наблюдаемым фактам социальной несправедливо-сти), как сохранение потребности в самоуважении (в условиях, когда жизнь выталкивает человека за борт) и т.д. Пример только одной приведенной здесь ситуации делает абсолютно ясной ту истину, что традиционные формы социально-психологического вмешательства в общественную жизнь стано-вятся недостаточными и требуют значительного обогащения. Формирование иного статуса этой научной дисциплины в обществе — дело будущего. Ясно так же и то, что браться за выполнение этой задачи невозможно без овладе-ния той совокупностью знаний, которые уже накоплены в социальной пси-хологии и которые изложены в данном учебнике.






ЛИТЕРАТУРА

 

Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. М.: МГУ, 1983.

 

в с.

 

Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. М.: МГУ, 1990. 240 с.

 

Алешина О.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консуль-тирование. М., 1994. 170 с.

 

Андреева Г.М. Социальная психология. Изд. 1. М. МГУ, 1980 414 с.

 

Андреева Г.М. Социальная психология. Изд. 2. М. МГУ, 1988 430 с.

 

Андреева Г.М. Социальная психология. Изд. 3. М. Наука 1994. 325 с.

 

Андреева Г.М. Актуальные проблемы социальной психологии. М.:

 

МГУ, 1988. 109 с.

 

Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная соци-альная психология на Западе. Теоретические ориентации. М.: МГУ, 1978.

 

с с.

 

Артёмов В.А. Введение в социальную психологию М., 1927.

 

Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.: МГУ, 1979. 144 с.

 

Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования.

 

М.: МГУ, 1984. 103 с.

 

Беккер Г., Басков А. Современная социологическая теория в ее преем-ственности и развитии / Пер. с англ. М.: Изд-во ин. лит., 1961. 893 с.

 

Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993. 196 с. Белкин П.Г., Емельянов Е.Н., Иванов И.А. Социальная психология

 

научного коллектива. М.: Наука, 1987. 213 с.

 

Берн Э. Игры, в которые и1-рают люди. Люди, которые играют в иг-ры. М.: Прогресс / Пер. с англ. 1988. 398 с.

 

Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Пер. с англ. М.: Про-гресс, 1986. 414 с.

 

Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология // Избранные работы по социальной психологии. М., 1994.

 

Блонский П.П. Очерк научной психологии. М., 1924.

 

Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевиде-ния. М.: МГУ, 1991. 126 с.

 

Богомолова Н.Н., Стефаненко Т.Г. Контент-анализ. М.: МГУ, 1992.

 

и с.

 

Бодалёв А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.. МГУ, 1982. 198с.

 

Бабаева М.И. Социальные нормы и регуляции поведения. М.: Наука,

 

1978.

 

Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973. 272 с.

 

Будцлова Е.А, Философские проблемы в советской психологии. М.:

 

Наука, 1971.

 

Будилова Е.А. социально-психологические проблемы в русской наук.

 

М.: Наука, 1983. 230 с.

 

Бронфенбреннер У. Два мира детства. Дети в США и СССР / Пер. с англ. М., 1976. 165 с.

 

Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: МГУ, 1984. 198 с. Волков И.П. О социометрической методике в социально-психологических исследо-


ваниях. Л.: ЛГУ, 1970.

 

Введение в практическую социальную психологию. Под ред. Ю.М.

 

Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. М.: Наука, 1994. 255 с:

 

Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. Т. 1.

 

М.: Педагогика, 1982.

 

Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Т.

 

к М.: Педагогика, 1983.

 

Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. 342 с. Гибш Г., Форверг М. Введение в марксистскую социальную психоло-

 

гию / Пер. с нем. М.: Прогресс, 1972. 294 с.

 

Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: МГУ, 1987.

 

с с.

 

Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М.: Наука, 1994. 304 с.

 

Донцов А. И. Проблемы групповой сплоченности. М.: МГУ, 1979. 126

 

с.

 

Донцов А.И. Психология коллектива. М.: МГУ, 1984. 207 с.

 

Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. М.: МГУ, 1987. 127 с.

 

Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.:

 

ЛГУ, 1985.

 

Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. М.: Знание, 1988. 64

 

с.

 

Зимбарао Ф. Застенчивость / Пер. с англ. М., 1992.

 

Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.:

 

Просвещение, 1991.220с.

 

Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах.

 

Минск, 1976. 347 с.

 

Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967.

 

Кон И.С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. 366 с.

 

Кон И.С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1979.

 

о с.

 

Кон И.С. В поисках себя. М.: Политиздат, 1984. 333 с.

 

Кон И.С. Ребенок и общество. М.: Наука, 1988. 268 с.

 

Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 254 с. Корнилов К.Н. Учебник психологии, изложенный с точки зрения диа-

 

лектического материализма. М — Л., 1929.

 

Косолапое Н.А. Социальная психология и международные отноше-ния. М.: Наука, 1983. 269 с.

 

Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. Л.: ЛГУ, 1990. 204 с.

 

Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. М.:

 

МГУ, 1991. 194с.

 

Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. М.: МГУ, 1985. 221 с.

 

Кричевский Р.Л. Если Вы — руководитель... М.: Дело, 1993. 342 с.

 

Кроник А.А. Межличностное оценивание в малых группах. Киев: На-укова думка, 1982. 157 с.

 

Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. Л.: ЛГУ, 1964. 172 с.


Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и при-кладных исследованиях / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1980. 390 с.

 

Кучинский Г.М. Психология внутреннего диалога. Минск.: БГУ, 1988.

 

В с.

 

Лабунская В.А. Невербальное поведение. Ростов-на-Дону: РГУ, 1986.

 

к с.

 

Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1896.

 

Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту, 1974.

 

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., МГУ, 1972. 565 с. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат,

 

1975. 302 с.

 

Ломов Б.Ф., Журавлев А.Л. Психология и управление. М.: Наука,

 

1978.

 

Лекции по методике конкретных социальных исследований. М.:

 

МГУ, 1972. 201 с.

 

Магун В.С. Потребности и психология социальной деятельности лич-ности. Л.: Наука, 1983. 175 с.

 

Межличностное восприятие в группе. Под ред. Г.М. Андреевой и А.И. Донцова. М.: МГУ, 1981. 292 с.

 

Методологические проблемы социальной психологии. Под ред. Е.В.

 

Шороховой. М.: Наука, 1975. 294 с.

 

Методология и методы социальной психологии. Под ред. Е.В. Шоро-ховой. М.: Наука, 1977. 228 с.

 

Методы исследования межличностного восприятия. Под ред. Г.М.

 

Андреевой и В.С. Агеева. М.: МГУ, 1984.

 

Методы социальной психологии. Под ред. Е.С. Кузьмина и В.Е. Се-менова. Л.: ЛГУ, 1977. 172 с.

 

Морено Дж. Социометрия / Пер. с англ. М.: Инлит, 1958. 285 с.

 

Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Пенза, 1994.

 

Муздыбаев К. Психология ответственности. Л.: ЛГУ, 1983.

 

Мясищев В.Н. Личность и неврозы. М., 1949.

 

Немое Р.С. Социально-психологический анализ эффективной дея-тельности коллектива. М.: Педагогика, 1984. 285 с.

 

Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л.: ЛГУ, 1979.

 

Общение и деятельность. Под ред. Г.М. Андреевой и Я. Яноушека.

 

Прага. Изд-во Карпова ун-та. 1981. 238 с.

 

Общение и оптимизация совместной деятельности. Под ред. Г.М, Ан-дреевой и Я. Яноушека. М.: МГУ, 1987. 300 с.

 

Очерки по теоретической социологии XIX — начала XX в. Под ред.

 

Ю.Н. Давыдова и др. М.: Наука, 1994.

 

Обуховский К. Психология влечений человека / Пер. с польского. М.:

 

Прогресс, 1972. 245 с.

 

Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.:

 

Мысль, 1971. 350 с.

 

Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: ис-

 

следование форм репрезентации в обыденном сознании. М.: МГУ, 1983.

 

Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социаль-но-психологического тренинга. М.: МГУ, 1982. 167 с.

 

Петровская Л.А. Компетентность в общении. М.: МГУ, 1989. 216 с.


Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. 253 с. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М.: ТОО

 

«Горбунок», 1992. 224с.

 

Проблемы руководства научным коллективом. Под ред. М.Г.

 

Ярошсвского. М.: Наука, 1982. 315 с.

 

Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1966.

 

211 с.

 

Психологическая теория коллектива. Под ред. А.В. Петровского. М.:

 

Педагогика, 1979. 238 с.

 

Психологические механизмы регуляции социального поведения. Под ред. М.И. Бобневой и Е.В. Шороховой. М.: Наука, 1979. 330 с.

 

Психологические проблемы социальной регуляции поведения. Под ред. Е.В. Шороховой и М.И. Бобневой. М.: Наука, 1976. 365 с.

 

Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук/ Пер. с фр. М., 1972.

 

Рабочая книга школьного психолога. Под ред. И.В. Дубровиной. М.:

 

Просвещение, 1991. 302 с.

 

Рейснер М.А. Проблемы социальной психологии. Ростов-на-Дону,

 

1925.

 

Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы / Пер. с фр.

 

М.: Прогресс, 1988. 255 с.

 

Русалинова А.А. Взаимоотношения в производственном коллективе и их совершенствование. Л.: ЛГУ, 1977.

 

Саганенко Г.Н. Социологическая информация. Л.: ЛГУ, 1977.

 

Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления. Л.: ЛГУ, 1986.

 

255 с.

 

Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. М.: Феникс, 1994. 686 с. (Ком-пьютерная копия, библиотека Плешкова № 00000078)

 

Современная зарубежная социальная психология. Тексты. Под ред.

 

Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской. М.: МГУ, 1984. 254 с.

 

Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. М.: МГУ, 1992. 110 с.

 

Социальная психология. Под ред. Г.П. Предвечного и Ю.А. Шерко-вина. М., Политиздат, 1975. 315 с.

 

Социальная психология. Под ред. Е.С. Кузьмина и В.Е. Семенова. Л., 1979. 288 с.

 

Социальная психология классов. М.: Мысль, 1985. 292 с.

 

Социальная психология личности. Под ред. М.И. Бобневой и Е.В.

 

Шороховой. М.: Наука, 1979. 341 с.

 

Социальная психология: саморефлексия маргинальное™. Хрестома-

 

тия. М.: ИНИОН РАН, 1995. 252 с.

 

Стефаненко Т.Г., Шлягчна Е.И; Енчколопов С.Н. Методы этнопсихо-логического исследования. М.: МГУ, 1993. 79 с.

 

Сталин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. 240 с.

 

Тара Г. Законы подражания. СПб, 1892.

 

Теоретические и методологические проблемы социальной психоло-гии. Под ред. Г.М. Андреевой и Н.Н. Богомоловой. М.: МГУ, 1977. 204 с.

 

Трусов В.П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов. Л.: ЛГУ, 1980. 144 с.

 

Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М.: Наука,


1959.

 

Умансшй Л.И. Психология организаторской деятельности школьни-ков. М.: Просвещение, 1980. 152 с.

 

Человек и его работа. Под ред. А.Г. Здравомыслова, В.А. Ядова, В.П.

 

Рожина. М.: Мысль, 1967. 390 с.

 

Челпанов Г.И. Психология и марксизм. М., 1924. Шестопал Е.Б. Очерки политической психологии. М., 1990. Шчбутани Т. Социальная психология / Пер. с англ. М.: Прогресс,

 

1968, 535 с.

 

Шихирев П.Н. Современная социальная психология в США. М.:

 

Наука, 1979. 209 с.

 

Шихирев П.Н. Современная социальная психология в Западной Евро-пе. М.: Наука, 1985. 174 с.

 

Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии / Пер. с польско-го. М.: Прогресс, 1969. 238 с.

 

Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология. Программа.

 

Методы. М.: Наука, 1987. 237 с.

 

Ядов В.А. Социальная идентичность личности. М., 1994.

 

Яковлев А.М. Преступность и социальная психология. М.: Юриздат, 1971. 245 с.

 

Ярошевский М.Г. История психологии. М.: Мысль, 1985. 572 с.

 

Ярошевскчй М.Г. Психология в XX столетии. М.: Политиздат, 1974.

 

и с.

 

Deaux K., Dane F., Wrightsman L. (eds). Social Psychology in the '90s.

 

Brooks Publishing Company, California. 1993.

 

DeiUsch M., Homslein H. (eds). Applying Social Psychology. Implications for Research, Practice, and Training. John Wiley & Sons, New York, 1975.

 

ffewstone M., Stroebe W., CodolJ.-P., Stephenson G. (eds). Introduction to Social Psychology. Basil Blackwell Ltd, Oxford, 1989.

 

Shaver K. Principles of Social Psychology. Winthrop Publishers Inc., Cambridge, Massachussets, 1977.

 

Stephan C.W., Slephan W.G. Two Social Psychologies. Wardsworth Company, Belmont, California, 1990.

 

Strickland L.. Aboud E., Gergen K. (eds). Social Psychology in Transition. Plenum Press. New York and London, 1974


  ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ .................................................................................................... 3
Раздел I. ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................. 6

 

Глава 1.       МЕСТО     СОЦИАЛЬНОЙ  ПСИХОЛОГИИ  В       СИСТЕМЕ

 

НАУЧНОГО ЗНАНИЯ ..........................................................................................

6
Глава 2. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-

ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ ..........................................................................

20
         

 

Глава    3.    МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ   ПРОБЛЕМЫ    СОЦИАЛЬНО-

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ .................................................. 36
Раздел II. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ........ 53

 

Глава 4.       ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ    И       МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ

 

ОТНОШЕНИЯ ..................................................................................................... 53

 

Глава 5. ОБЩЕНИЕ КАК ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ (коммуникативная

 

сторона общения) ................................................................................................. 64

 

Глава 6. ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ (интерактивная сторона

 

общения) ............................................................................................................... 78
Глава 7. ОБЩЕНИЕ КАК ВОСПРИЯТИЕ ЛЮДЬМИ ДРУГ ДРУГА
(перцептивная сторона общения) ....................................................................... 90
Раздел III. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ГРУПП .................................... 107
Глава 8. ПРОБЛЕМА ГРУППЫ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ......... 107

 

Глава 9.       ПРИНЦИПЫ       ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ    БОЛЬШИХ

 

СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП ................................................................................... 117
Глава 10. СТИХИЙНЫЕ ГРУППЫ И МАССОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ ............. 133

 

Глава 11.    ОБЩИЕ    ПРОБЛЕМЫ МАЛОЙ   ГРУППЫ  В    СОЦИАЛЬНОЙ

 

ПСИХОЛОГИИ ................................................................................................. 145
Глава 12. ДИНАМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В МАЛОЙ ГРУППЕ ................ 158

 

Глава 13.    СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ

 

ГРУППЫ ............................................................................................................. 183
Глава 14. ПСИХОЛОГИЯ МЕЖГРУППОВЫХ ОТНОШЕНИЙ .................. 193

РазделIV.СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕПРОБЛЕМЫ

ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ..................................................................... 205

 

Глава 15. ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ .. 205

 

Глава 16. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ........................................................................... 213
Глава 17. СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА ....................................................... 223
Глава 18. ЛИЧНОСТЬ В ГРУППЕ ................................................................... 235

РазделV.ПРАКТИЧЕСКИЕПРИЛОЖЕНИЯСОЦИАЛЬНОЙ

ПСИХОЛОГИИ .................................................................................................

248

 

Глава 19. ОСОБЕННОСТИ ПРИКЛАДНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ .................................................................... 248 Глава 20. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРИКЛАДНЫХ

 

ИССЛЕДОВАНИЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ262


ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ.......................................................................................................... 280

 

ЛИТЕРАТУРА.................................................................................................................................... 284

 







Дата: 2018-12-21, просмотров: 273.