Массовая коммуникация и реклама
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Система средств массовой информации и пропаганды не может раз-


виваться, не опираясь на научные исследования, в том числе и на исследова-ния социальных психологов, поэтому проблематика социально- психологи-ческих исследований в этой сфере разрабатывается достаточно активно. Есть

 

и удачные примеры приложения результатов этих исследований, примене-ния их рекомендаций в практике (Богомолова, 1991).

 

Все компоненты рассмотренной выше пятичленной формулы, рас-крывающей структуру коммуникативного процесса, являются объектами прикладных исследований: коммуникатор, сообщение, аудитория, канал, эффективность. В каждой из групп исследований, посвященных изучению отдельного компонента, выделились наиболее важные и интересные темы. Это связано с тем обстоятельством, что массовая коммуникация, а значит, и область пропагандистского воздействия, являются разновидностью массово-го общения людей, где информация распространяется преимущественно при помощи технических средств (печать, телевидение, радио). Весь этот про-цесс организуется и направляется определенными социальными института-ми. Высокая социальная ориентированность массовой коммуникации и опо-средованность общения в ней техническими средствами естественно накла-дывают определенный отпечаток на структурные компоненты и отдельные стороны коммуникативного акта.

 

Коммуникатор приобретает в системе массовой информации как бы «коллективный» характер, поскольку в его роли здесь выступает не отдель-ный индивид, а определенная социальная группа. Это проявляется в том, что множество людей участвуют в подготовке сообщения, его редактировании, оформлении и т.д. Поэтому в данной области общения четко разграничива-ются такие функции коммуникатора, как: а) продуцирование и б) трансляция сообщения. Коммуникаторы, выступающие лишь в роли трансляторов чу-жих идей (например, дикторы радио и телевидения), играют тем не менее большую роль в процессе воздействия на людей. Весьма своеобразной явля-ется в массовой коммуникации и аудитория. Ее составляют группы весьма различного размера и различной степени организованности: от такой малой группы, как семья, до участников массового митинга и т.п. Почти при всех условиях (за исключением устного публичного выступления лектора в отно-сительно небольшой аудитории, что представляет собой особый случай) аудитория в массовой коммуникации остается анонимной, поскольку ком-муникатор никогда точно не знает, кто будет воспринимать предлагаемое им сообщение. Специфически разрешается здесь вопрос и об «обратной связи», которая не поступает немедленно, что сильно модифицирует весь процесс коммуникативного акта. Такие же специфические особенности можно уста-новить и относительно других компонентов структуры массового коммуни-кативного процесса.

 

При организации прикладных исследований приходится еще учиты-вать и специфику канала: одни проблемы возникают при изучении восприя-тия коммуникатора, если им является диктор телевидения, и совсем другие, если им является диктор радио. Точно так же совершенно различны психо-логические механизмы воздействия письменного и устного сообщений и т.д. Прикладные исследования в области массовой коммуникации и пропаганды должны поэтому проводиться применительно к каждому специфическому каналу: для радио, телевидения, печати, устных публичных выступлений. Исследования такого рода больше продвинуты в социологии. Что же касает-


ся социальной психологии, то ее усилия пока весьма разрозненны, отдель-ные частные и весьма «локальные» исследования здесь проводятся иногда по почину самих исследователей, иногда по прямым заказам, например от-дельных студий телевидения.

 

Так, интересные результаты дало исследование восприятия коммуни-катора. Одна из особенностей восприятия коммуникатора вообще, и в усло-виях массовой коммуникации в особенности, заключается в том, что реци-пиент одновременно воспринимает как исходящее от коммуникатора сооб-щение, так и личность самого коммуникатора. Исследования, в которых объ-ектами были популярные дикторы телевидения, показали, что для повыше-ния эффективности воздействия необходимо учитывать оба эти фактора. Традиционно выделяемые в социальной психологии такие характеристики коммуникатора, как «доверие» и «привлекательность», приобретают особое значение в прикладном исследовании (Богомолова, 1991).

 

Цикл исследовании посвящен проблемам оптимизации контакта ком-муникатора с аудиторией за счет использования различных форм общения: монологического и диалогического. Основной набор изучаемых здесь про-блем сводится к следующему: эффективность лекционной пропаганды, спе-цифика аудитории и восприятие ею лекции, ораторское искусство и вообще мастерство лектора и его роль как фактора эффективного воздействия на ау-диторию, проблемы установления психологического контакта с лекционной аудиторией и пр. Хотя эти исследования .преимущественно обращены к аудитории устного публичного выступления, рекомендации, содержащиеся

 

E них, могут быть использованы частично и в других системах массовой коммуникации.

 

С целом же ситуацию, сложившуюся в области прикладных исследо-ваний сферы массовой коммуникации и пропаганды, нельзя считать удовле-творительной: важность таких исследований осознается и специалистами, и заказчиками, особенно в современных условиях, когда роль средств массо-вой информации многократно возрастает. К социально-психологическим ис-следованиям в области массовой коммуникации тесно примыкают и иссле-дования в области рекламы (Зазыкин, 1992; Ширков, 1994). Их оживление в последние годы тоже заметно в связи с новыми запросами практики. Формы деятельности психолога здесь весьма многообразны, и работа эта относи-тельно хорошо обеспечена достаточно прочной традицией изучения рекламы

F мировой социальной психологии.

 



Школа

 

и исследования проблем школы, традиционно осуществляемые в рамках педагогики и педагогической психологии, все более активно втор-гается и социальная психология. Весь комплекс проблем этой дисциплины представлен в сфере образования: и общение, и функционирование коллек-тива, и межгрупповые отношения, и вопросы социализации. Не случайно поэтому в условиях радикальных преобразований школы, связанных с изме-нениями в обществе, именно в этой сфере прикладные исследования и прак-тическая работа по социальной психологии приобрели права гражданства: здесь создана специальная психологическая служба.

 

Как и во многих других странах основными задачами психоло-гической службы в школе являются помощь в обеспечении развития здоро-вой личности, коррекция разного рода затруднении в ее развитии, проблемы


профессиональной ориентации и многое другое. Естественно, что в решении всех этих задач принимают участие и сами работники школы, и родители, и психологи различных специализаций, прежде всего в области возрастной и педагогической психологии.

 

Однако среди множества проблем и задач, которые приходится ре-шать психологической службе в школе, четко вырисовывается и блок соб-ственно социально-психологических проблем. Это легко проследить при пе-речислении основных видов деятельности школьного психолога (Рабочая книга школьного психолога, 1991): психологическое просвещение, психоло-гическая профилактика, психологическое консультирование, психодиагно-стика, психокоррекция. В области психологического просвещения учителей

 

в родителей социальный психолог концентрирует свое внимание на про-блемах общения, восприятия людьми друг друга, на проблемах юношеских и внутрисемейных конфликтов, на специфике социализации для детей разного пола. Вообще необходимость психологического просвещения как вида дея-тельности психолога-практика наиболее очевидна именно в школе; здесь присутствуют как минимум три вида совершенно различных по своему ха-рактеру групп: учителя, ученики и родители. Их взаимодействие особенно сложно, и недостаток психологических знаний в какой-либо одной из групп может легко разрегулировать все взаимодействие (Дубовская, Тихомандриц-

кая, 1994).

 

В области профилактики акцент на социально-психологические про-блемы призван выявить такие причины неблагополучного поведения, кото-рые коренятся в условиях семейного окружения, групп сверстников или воз-никают вследствие затруднений ученика в общении с одноклассниками. В данном случае консультационной работе должно предшествовать исследо-вание ситуации, а оно может быть проведено социально- психологическими методами. Особенно при этом следовало бы выделить такие вопросы, как переломные моменты процесса социализации (поиски и кризисы идентично-сти), специфика межгруппового взаимодействия в школе (образы учителя и ученика, их формирование; соотношение модели взаимодействия в коллек-тиве учителей школы и в коллективах классов и т.д.).

 

Что касается сугубо практической работы, то как и в других сферах общественной жизни психолог выполняет в школе прежде всего функции консультанта, а также прямого участника некоторых видов психологической деятельности. Для него даны два «объекта», с которыми нужно работать. С одной стороны, школил в целом, как некоторая организация. Тогда здесь справедливы все требования, предъявляемые к психологу, работающему в области развития организации: психолог проектирует ситуацию в школе с целью обеспечить оптимальное выполнение ею своих функций. В данном случае он имеет перед собой систему сложных и многоплановых отношений, которые нужно интегрировать. Характер консультаций обращен к этой си-стеме, хотя, конечно, непосредственно они могут быть адресованы и кон-кретному лицу — директору, завучу, педагогу-предметнику, классному ру-ководителю.

 

С другой стороны, консультационная работа может быть и прин-ципиально иного типа: она в этом случае направлена на оказание индивиду-альной помощи отдельному лицу: ученику, учителю, кому-то из родителей. Здесь психолог выступает в роли, аналогичной консультанту в семейной


консультации: он разбирает конкретный случай, помогает человеку ориенти-роваться в нем, совместно искать решение (Авдуевская, Араканцева, 1994). Среди многочисленных «житейских» трудностей, по поводу которых психо-лог дает консультации, есть и трудности, связанные с профессиональной ориентацией. В современном сложном, быстро меняющемся мире проблема профессиональной ориентации приобретает особое значение. Во-первых, потому, что в стране реальной угрозой становится безработица, и, следова-тельно, выбор профессии представляется особенно ответственным. Он тре-бует учета многочисленных факторов: не только характера склонностей и способностей, но и перспектив профессии, наличия рабочих мест в регионе и пр. Во-вторых, потому, что сами формы образования стали более много-образными, и значит, нужно ориентироваться в них с целью лучшего про-гноза своей собственной судьбы: выбрать ли для дальнейшего образования старшие классы обычной школы, перейти ли в лицей или избрать какое-либо учреждение для профессиональной подготовки.

 

с школу мощно вторгаются новые социальные реалии: изменения экономических структур, норм политической жизни, существенные переори-ентации в мировоззрении. Школьному психологу поэтому предстоит и еще одна сложнейшая работа — помочь ориентироваться ученику в этом меня-ющемся мире. Родители во многом утрачивают свой авторитет, поскольку их опыт представляется молодежи неубедительным, школа сама как система достаточно инерционна и не всегда оперативно реагирует на социальные из-менения. Вместе с тем каждому новому поколению предстоит жить в этом нестабильном мире.

 



Дата: 2018-12-21, просмотров: 218.