Эффективность прикладных исследований в социальной психо-
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Логии

 

Высокая моральная и социальная ответственность социального пси-холога является обязательным условием и при решении вопроса об эффек-тивности прикладных исследований. Из всего сказанного выше ясно, что прикладное исследование, финансируемое каким-то конкретным заказчиком, должно давать определенную отдачу, в противном случае оно не будет полу-чать необходимые средства. Для многих других областей науки, где практи-


ка прикладных исследований достаточно давно развита, вопрос об эффек-тивности не представляет особой сложности. Особенно это относится, например, к экономическим прикладным исследованиям. В системе психо-логических наук такие области, как психология труда и инженерная психо-логия, также имеют достаточно надежные формы определения эффективно-сти своих исследований. Как правило, в данном случае подсчитывается эко-номическая эффективность, т.е. прямой экономический выигрыш, который можно получить от внедрения того или иного результата исследования. Ре-зультаты исследований могут быть сравнимы с той точки зрения, которое из них более, а которое менее эффективно.

 

С области социальной психологии проблема эффективности не реша-ется столь просто. В ней нужно различать две стороны: в чем может прояв-ляться эффективность каждого отдельного исследования (и, соответственно, как измерять ее) и что значит эффективность социальной психологии в ши-роком плане (т.е. каковы возможности данной науки в принципе, с точки зрения внедрения результатов исследований)? Каждая из этих сторон имеет свои собственные проблемы.

 

Эффективность каждого отдельного прикладного исследования мо-жет, конечно, проявиться и в том, что рекомендации социальных психологов дадут прямой экономический выигрыш. Можно легко представить себе та-кую ситуацию, что исследование, предположим, психологического климата промышленного предприятия приведет к таким существенным преобразова-ниям в области трудовой дисциплины, что предприятие начнет резко повы-шать производительность труда, экономить сырье и т.д. При этом эффект социально-психологического вмешательства получит денежное выражение. Правда, такой подсчет никогда не может быть гарантирован от ошибки: только ли вследствие изменения климата произошли все названные переме-ны в коллективе промышленного предприятия? Или, может быть, здесь од-новременно имели место и совсем другие процессы, в ходе которых возник-ли новые «переменные» (например, улучшение условий труда не в силу ре-комендации социальных психологов, а в силу объективно изменившихся возможностей материального обеспечения). Развести точно различные при-чины в этом случае не так-то просто.

 

Но дело даже и не в этом. Предположим, что мы научились считать экономический выигрыш от внедрения социально-психологических реко-мендаций. Будет ли это означать, что мы умеем учитывать все аспекты эф-фективности прикладного исследования? Разумеется, нет. Эффективность социально-психологического исследования не может быть измерена лишь подсчетом того, насколько экономически эффективнее работает коллектив. Другая сторона вопроса — социальное развитие и группы в целом, и каждо-го ее члена в отдельности — не менее важная характеристика. Благо-приятный психологический климат может означать не только повышение производительности труда, рост дисциплины, уменьшение текучести кадров, но и улучшение настроения коллектива, каждого отдельного работника, сти-муляцию его к повышению собственной культуры, развитию в людях актив-ности, общительности, чуткости по отношению друг к другу и т.п. Единиц, в которых измеряется такой моральный, чисто психологический выигрыш, не существует. Следовательно, при оценке эффективности прикладных иссле-дований в социальной психологии надо как-то, хотя бы на описательном


уровне, фиксировать и эти стороны. Нельзя, сравнивая два исследования, сказать, что одно из них эффективно, а другое — нет, судя только по количе-ству увеличившейся продукции в одном из изученных коллективов. Поло-жительные изменения, которые произошли во втором коллективе, может быть дадут знать о себе значительно позже, но из этого не следует, что сего-дня работу исследователей можно подвергнуть критике как неэффективную. Улучшение способов определения эффективности прикладных исследований в социальной психологии — актуальная задача.

 

Здесь возникает и еще одно важное обстоятельство. В социальной психологии специфически решается проблема «внедрения». Не всегда соци-альный психолог в состоянии сам внедрить свою рекомендацию. Он может дать серьезный анализ, например, деятельности руководителей на каком-то предприятии, доказать, что в отдельных бригадах отношения неблагоприят-ны из-за того, что руководитель не обеспечивает оптимальной рабочей атмо-сферы. Рекомендация будет сформулирована так, что тот или иной мастер, бригадир, начальник цеха не соответствует своей должности и должен быть заменен. Но заменяет его не социальный психолог: принятие решения по этому вопросу есть компетенция администрации, профсоюза, но не социаль-ного психолога. Таким образом, в ряде случаев, как отмечал американский социолог П. Лазарсфельд, возникает дистанция между «знанием» проблем и «решением» их: субъектами знания и решения являются разные звенья орга-низации социального процесса. Если же согласиться с тем, что роль соци-альной психологии при проведении прикладных исследований чисто кон-сультативная, то это вновь заставляет задуматься над вопросом об измере-нии эффективности таких исследований. Для решения его, безусловно, прежде всего необходимо накопление некоторого опыта.

 

Вторая сторона проблемы эффективности социально-психоло-гических исследований касается не только прикладной области, но всей науки в целом. Однако в связи с практикой прикладных исследований эта проблема встает с особой остротой. Речь идет о том, чего в принципе можно ожидать от социальной психологии, с точки зрения ее роли в обществе, к чему в конечном счете должна привести хорошо налаженная система иссле-дований. Можно допустить, что развитие социальной психологии будет осуществляться весьма быстрым темпом, что многие частные вопросы, так же как и вопросы организации прикладных исследований, будут успешно решены. Что тогда общество может потребовать от социальной психологии? Что она сможет дать ему? Иными словами, старый вопрос: «Что может и че-го не может социальная психология?» должен теперь быть рассмотрен на более широком фоне, на фоне возможностей науки в целом.

 

Одно из решений этого вопроса состоит в признании за этой дисци-плиной права на манипуляцию человеческой личностью. Наиболее полное выражение эта идея получила в книге Б. Скиннера «По ту сторону свободы и достоинства», где была разработана так называемая рациональная поведен-ческая технология. Ее сущность заключается в том, что в обществе выделя-ется особая группа операторов, которая обеспечивает на основе представле-ния о рациональном поведении манипуляцию всеми остальными людьми. Высказывается утверждение, что для последних подобная перспектива явля-ется благом, поскольку с них снимается тяжесть принятия решений, осу-ществления бесконечных выборов и т.д. Операторы манипулируют людьми,


с каждом случае продуцируя оптимальное поведение. Поэтому выигрывает общество, выигрывают сами люди, «освобожденные» от свободы, достоин-ства и т.д.

 

Предложения, сформулированные в этой работе, настолько очевидно противоречат идеям гуманизма, свободы человеческой личности, что они встретили в свое время самый резкий отрицательный отклик в американской литературе. Многие критики книги Б. Скиннера открыто заявили, что нари-сованная перспектива отдает фашизмом. Идея манипуляции человеческой личностью, доведенная до логического конца, приводит к неприемлемой для человечества перспективе вмешательства психологии в святая святых чело-веческой личности. Предложенное решение вопроса о возможностях психо-логической науки не может быть принято, исходя из элементарных требова-ний гуманизма. В настоящее время, когда в психологии большое значение приобретает гуманистическая ориентация, ее требования особенно важно учитывать при обсуждении проблемы эффективности социально-психологических исследований. Гуманистическая ориентация в психологии (А. Маслоу, К. Роджерс и др.) ставит во главу угла самоактуализацию и са-мореализацию человеческой личности, раскрытие всех ее потенциальных возможностей. Набор приемов и средств разрабатывается для этой цели, включая прежде всего организацию групп социально-психологического тре-нинга. «Рост личности» — главное условие самоактуализации человека. По-нятно, что система мер, обеспечивающих этот рост и задаваемых в группах тренинга, не существует в вакууме, она не может быть изолирована от соци-альных процессов, происходящих в обществе. Изменения в них, их характер обусловлены естественным ходом исторического развития, социальной по-литикой, от которых зависит и положение личности в системе этих процес-сов.

 

Особое место в решении этой общей задачи должна найти и социаль-ная психология. Ей предстоит выделить те социальные процессы, где имен-но она, своими средствами и методами, может служить делу их оптимиза-ции. Таким образом, в общей форме решение вопроса о ее возможностях и границах заключается в следующем: социальная психология не может и не должна претендовать на манипулирование каждой отдельной человеческой личностью. Она должна способствовать оптимизации отношений между людьми, условий для развертывания «сущностных сил» человека. Социаль-ная психология направляет свои рекомендации не в сторону предписаний, что и как делать каждому человеку, но в сторону такого развития отношений между людьми, при котором каждый сможет свободно осуществить свой выбор, и выбор этот будет оптимальным с точки зрения как потребностей общества (группы), так и с точки зрения отдельной личности.

 

Теперь можно перейти от этой общей постановки вопроса к более конкретному описанию роли социального психолога, работающего в прак-тике.

 

Если социальный психолог проводит свои исследования на промыш-ленном предприятии, то его позицию можно условно обозначить как пози-цию человека, находящегося в центре разнообразных отношений между ад-министрацией и профсоюзом, между администрацией и рабочими, между профсоюзом и рабочими и т.д. Социального психолога интересуют все ас-пекты этих отношении, свои рекомендации он делает относительно всех


направлений этих отношений. Он не «воздействует» ни на профсоюз, ни на представителей администрации, ни на рабочих, он «воздействует» на отно-шения между ними, оптимизируя их.

 

При этом следует иметь в виду еще одно обстоятельство. Было бы наивно думать, что в результате рекомендаций, полученных в прикладных исследованиях, могут быть немедленно решены все проблемы, возникающие

 

в различных сферах жизни общества. Переоценка возможностей прикладно-го исследования так же опасна, как и игнорирование его результатов. По-видимому, здесь нужно иметь в виду два рода ограничений.

 

Прежде всего социальная психология имеет дело лишь с опре-деленной, а именно, психологической стороной общественных явлений. Раз-витие общественных отношений осуществляется по своим собственным за-конам, и всякое преувеличение роли психологической стороны недопустимо. Любое исследование межличностных отношений в группе, как бы квалифи-цированно оно ни было осуществлено, не исчерпывает всех факторов, де-терминирующих поведение членов изучаемой группы. Корректная объясни-тельная модель функционирования группы может быть лишь результатом комплексных исследований, предпринимаемых всей совокупностью обще-ственных наук.

 

Во-вторых, хотя прикладное социально-психологическое ис-следование в состоянии выработать хорошую рекомендацию, следование ей обусловлено многими практическими соображениями — экономическими возможностями, организационными формами, даже политической ситуацией и т.д. Чтобы точно обозначить границы эффективности социальной психоло-гии, надо заранее разработать класс задач, которые, действительно, могут быть решены ее средствами в каждой сфере жизни общества.

 

Для более конкретного разрешения этой проблемы надо специально выделить еще одну составляющую социально-психологического знания, а именно «практическую социальную психологию».

 





Дата: 2018-12-21, просмотров: 235.