Социально-психологических качеств личности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.

 

Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического анализа. М.,

 

1988.

 

Кон И.С. Социология личности. М., 1967.

 

Ковалев А.Г. Психология личности. М., 1970.

 

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. Личность и массовые коммуникации. Вып. 111. Тарту, 1969. Парыгин Б.Я. Основы социально-психологической теории. М., 1971. Платонов К.К. Личность как социально-психологический феномен //

 

Социальная психология.М.,1975.

 

Платонов К.К. Социально-психологический аспект проблемы лично-сти в истории советской психологии // Социальная психология личности. М., 1979.

 

Психология развивающейся личности. М., 1987.

 

Смелзер Н. Социология. М., 1994. (Компьютерная копия, библиотека Плешкова № 00000078)

 

Шорохова Е.В. Социально-психологическое понимание личности // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.

 

Глава 16. СОЦИАЛИЗАЦИЯ

 

Понятие социализации

 

Термин «социализация», несмотря на его широкую распространен-ность, не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки (Кон, 1988. С. 133). В системе отечественной психо-логии употребляются еще два термина, которые порой предлагают рассмат-ривать как синонимы слова «социализация»: «развитие личности» и «воспи-тание». Более того, иногда к понятию социализации вообще высказывается довольно критическое отношение, связанное уже не только со словоупо-треблением, но и с существом дела. Не давая пока точной дефиниции поня-тия социализации, скажем, что интуитивно угадываемое содержание этого понятия состоит в том, что это процесс «вхождения индивида в социальную среду», «усвоения им социальных влияний», «приобщения его к системе со-циальных связей» и т.д. Процесс социализации представляет собой совокуп-ность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функциониро-вать в качестве члена общества (Бронфенбреннер, 1976).

 

Одно из возражений и строится обычно на основе такого понимания и заключается в следующем. Если личности нет вне системы социальных свя-зей, если она изначально социально детерминирована, то какой смысл гово-рить о вхождении ее в систему социальных связей. Не будет ли при этом по-вторяться одна из старых ошибок в психологии, когда утверждалось, что но-ворожденное человеческое существо не есть еще человеческое существо и


ему предстоит пройти путь «гоминизации»? Не совпадает ли понятие социа-лизации с процессом гоминизации? Как известно, Л.С. Выготский реши-тельно протестовал против изображения ребенка как существа, которому еще необходимо гоминизироваться. Он настаивал на том, что ребенок, ро-дившись, уже задан как элемент определенной культуры, определенных со-циальных связей. Если социализацию отождествлять с гоминизацией, то есть все основания крайне негативно относиться к «социализации».

 

Сомнение вызывает и возможность точного разведения понятия со-циализации с другими, широко используемыми в отечественной психологи-ческой и педагогической литературе понятиями («развитие личности» и «воспитание»). Это возражение весьма существенно и заслуживает того, чтобы быть обсужденным специально. Идея развития личности — одна из ключевых идей отечественной психологии. Более того, признание личности субъектом социальной деятельности придает особое значение идее развития личности: ребенок, развиваясь, становится таким субъектом, т.е. процесс его развития немыслим вне его социального развития, а значит, и вне усвоения им системы социальных связей, отношений, вне включения в них. По объе-му понятия «развитие личности» и «социализация» в этом случае как бы совпадают, а акцент на активность личности кажется значительно более чет-ко представленным именно в идее развития, а не социализации: здесь он как-то притушен, коль скоро в центре внимания — социальная среда и подчер-кивается направление ее воздействия на личность.

 

Вместе с тем, если понимать процесс развития личности в ее актив-ном взаимодействии с социальной средой, то каждый из элементов этого взаимодействия имеет право на рассмотрение без опасения, что преимуще-ственное внимание к одной из сторон взаимодействия обязательно должно обернуться ее абсолютизацией, недооценкой другого компонента. Подлинно научное рассмотрение вопроса о социализации ни в коей мере не снимает проблемы развития личности, а, напротив, предполагает, что личность по-нимается как становящийся активный социальный субъект.

 

Несколько сложнее вопрос о соотношении понятий «социализация» и «воспитание». Как известно, термин «воспитание» употребляется в нашей литературе в двух значениях — в узком и широком смысле слова. В узком смысле слова термин «воспитание» означает процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны субъекта воспитательного процесса с целью передачи, привития ему определенной системы представлений, поня-тии, норм и т.д. Ударение здесь ставится на целенаправленность, планомер-ность процесса воздействия. В качестве субъекта воздействия понимается специальный институт, человек, поставленный для осуществления назван-ной цели. В широком смысле слова под «воспитанием» понимается воздей-ствие на человека всей системы общественных связей с целью усвоения им социального опыта и т.д. Субъектом воспитательного процесса в этом случае может выступать и все общество, и, как часто говорится в обыденной речи, «вся жизнь». Если употреблять термин «воспитание» в узком смысле слова, то социализация отличается по своему значению от процесса, описываемого термином «воспитание». Если же это понятие употреблять в широком смыс-ле слова, то различие ликвидируется.

 

Сделав это уточнение, можно так определить сущность социализации:

 

социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной


стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в соци-альную среду, систему социальных связей; с другой стороны (часто недоста-точно подчеркиваемой в исследованиях), процесс активного воспроизвод-ства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятель-ности, активного включения в социальную среду. Именно на эти две сторо-ны процесса социализации обращают внимание многие авторы, принимаю-щие идею социализации в русло социальной психологии, разрабатывающие эту проблему как полноправную проблему социально-психологического знания. Вопрос ставится именно так, что человек не просто усваивает соци-альный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации. Этот момент преобразования социального опыта фиксирует не просто пассивное его принятие, но предполагает активность индивида в применении такого преобразованного опыта, т.е. в известной отдаче, когда результатом ее является не просто прибавка к уже существующему социаль-ному опыту, но его воспроизводство, т.е. продвижение его на новую ступень. Понимание взаимодействия человека с обществом при этом включает в себя понимание в качестве субъекта развития не только человека, но и общества, объясняет существующую преемственность в таком развитии. При такой ин-терпретации понятия социализации достигается понимание человека одно-временно как объекта, так и субъекта общественных отношений.

 

Первая сторона процесса социализации — усвоение социального опыта — это характеристика того, как среда воздействует на человека; вто-рая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду с по-мощью деятельности. Активность позиции личности предполагается здесь потому, что всякое воздействие на систему социальных связей и отношений требует принятия определенного решения и, следовательно, включает в себя процессы преобразования, мобилизации субъекта, построения определенной стратегии деятельности. Таким образом, процесс социализации в этом его понимании ни в коей мере не противостоит процессу развития личности, но просто позволяет обозначить различные точки зрения на проблему. Если для возрастной психологии наиболее интересен взгляд на эту проблему «со сто-роны личности», то для социальной психологии — «со стороны | взаимодей-ствия личности и среды».

 



Содержание процесса социализации

 

Если исходить из тезиса, принимаемого в общей психологии, что личностью не родятся, личностью становятся, то ясно, что социализация по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинает-ся с первых минут жизни человека. Выделяются три сферы, в которых осу-ществляется прежде всего это становление личности; деятельность, обще-ние, самосознание. Каждая из этих сфер должна быть рассмотрена особо. Общей характеристикой всех этих трех сфер является процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром.

 

Что касается деятельности, то на протяжении всего процесса социа-лизации индивид имеет дело с расширением «каталога» деятельностей (Леонтьев, 1975. С. 188), т.е. освоением все новых и новых видов деятельно-сти. При этом происходят еще три чрезвычайно важных процесса. Во-первых, это ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. Она осуществляется через по-средство личностных смыслов, т.е. означает выявление для каждой личности


особо значимых аспектов деятельности, причем не просто уяснение их, но и их освоение. Можно было бы назвать продукт такой ориентации личност-ным выбором деятельности. Как следствие этого возникает и второй про-цесс — центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение вни-мания на нем и соподчинения ему всех остальных деятельностей. Наконец, третий процесс — это освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости. Если кратко выразить сущность этих преобразований в системе деятельности развивающегося индивида, то можно сказать, что перед нами процесс расширения возможностей индивида именно как субъекта деятельности. Эта общая теоретическая канва позволя-ет подойти к экспериментальному исследованию проблемы. Эксперимен-тальные исследования носят, как правило, пограничный характер между со-циальной и возрастной психологией, в них для разных возрастных групп изучается вопрос о том, каков механизм ориентации личности в системе дея-тельностей, чем мотивирован выбор, который служит основанием для цен-трирования деятельности. Особенно важным в таких исследованиях является рассмотрение процессов целеобразования. К сожалению, эта проблематика, традиционно закрепленная за общей психологией, не находит пока особой разработки в ее социально-психологических аспектах, хотя ориентировка личности не только в системе данных ей непосредственно связей, но и в си-стеме личностных смыслов, по-видимому, не может быть описана вне кон-текста тех социальных «единиц», в которых организована человеческая дея-тельность, т.е. социальных групп. Об этом здесь говорится пока лишь в по-рядке постановки проблемы, включения ее в общую логику социально-психологического подхода к социализации.

 

Вторая сфера — общение — рассматривается в контексте социализа-ции также со стороны его расширения и углубления, что само собой разуме-ется, коль скоро общение неразрывно связано с деятельностью. Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже. Что же касается углубления общения, это прежде всего переход от монологического общения к диалогическому, децентрация, т.е. умение ориентироваться на партнера, более точное его восприятие. Задача экспериментальных исследо-ваний заключается в том, чтобы показать, во-первых, как и при каких обсто-ятельствах осуществляется умножение связей общения и, во-вторых, что по-лучает личность от этого процесса. Исследования этого плана носят черты междисциплинарных исследований, поскольку в равной мере значимы как для возрастной, так и для социальной психологии. Особенно детально с этой точки зрения исследованы некоторые этапы онтогенеза: дошкольный и под-ростковый возраст. Что касается некоторых других этапов жизни человека, то незначительное количество исследований в этой области объясняется дискуссионным характером другой проблемы социализации — проблемы ее стадий.

 

Наконец, третья сфера социализации — развитие самосознания лич-ности. В самом общем виде можно сказать, что процесс социализации озна-чает становление в человеке образа его Я (Кон, 1978. С. 9). В многочислен-ных экспериментальных исследованиях, в том числе лонгитюдных, установ-лено, что образ Я не возникает у человека сразу, а складывается на протяже-нии его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. С


точки зрения социальной психологии здесь особенно интересно выяснить, каким образом включение человека в различные социальные группы задает этот процесс. Играет ли роль тот факт, что количество групп может варьиро-вать весьма сильно, а значит, варьирует и количество связей общения? Или такая переменная, как количество групп, вообще не имеет значения, а глав-ным фактором выступает качество групп (с точки зрения содержания их дея-тельности, уровня их развития)? Как сказывается на поведении человека и на его деятельности (в том числе в группах) уровень развития его самосознания

 

— вот вопросы, которые должны получить ответ при исследовании процесса социализации.

 

сожалению, именно в этой сфере анализа особенно много противо-речивых позиций. Это связано с наличием тех многочисленных и разнооб-разных понимании личности, о которых уже говорилось. Прежде всего само определение «Я-образа» зависит от той концепции личности, которая при-нимается автором. Весь вопрос, по выражению А.Н. Леонтьева, упирается в то, что будет названо в качестве составляющих «Я-образ».

 

Есть несколько различных подходов к структуре «Я». Наиболее рас-пространенная схема включает в «Я» три компонента: познавательный (зна-ние себя), эмоциональный (оценка себя), поведенческий (отношение к себе). Существуют и другие подходы к тому, какова структура самосознания чело-века (Столин, 1984). Самый главный факт, который подчеркивается при изу-чении самосознания, состоит в том, что оно не может быть представлено как простой перечень характеристик, но как понимание личностью себя в каче-стве некоторой целостности, в определении собственной идентичности. Лишь внутри этой целостности можно говорить о наличии каких-то ее структурных элементов. Другое свойство самосознания заключается в том, что его развитие в ходе социализации — это процесс контролируемый, определяемый постоянным приобретением социального опыта в условиях расширения диапазона деятельности и общения. Хотя самосознание отно-сится к самым глубоким, интимным характеристикам человеческой лично-сти, его развитие немыслимо вне деятельности: лишь в ней постоянно осу-ществляется определенная «коррекция» представления о себе в сравнении с представлением, складывающимся в глазах других. «Самосознание, не осно-ванное на реальной деятельности, исключающее ее как «внешнюю», неиз-бежно заходит в тупик, становится «пустым» понятием» (Кон, 1967. С. 78).

 

Именно поэтому процесс социализации может быть понят только как единство изменений всех трех обозначенных сфер. Они, взятые в целом, со-здают для индивида «расширяющуюся действительность», в которой он дей-ствует, познает и общается, тем самым осваивая не только ближайшую мик-росреду, но и всю систему социальных отношений. Вместе с этим освоением индивид вносит в нее свой опыт, свой творческий подход; поэтому нет дру-гой формы освоения действительности, кроме ее активного преобразования. Это общее принципиальное положение означает необходимость выявления того конкретного «сплава», который возникает на каждом этапе социализа-ции между двумя сторонами этого процесса: усвоением социального опыта и воспроизведением его. Решить эту задачу можно, только определив стадии процесса социализации, а также институты, в рамках которых осуществля-ется этот процесс.

 



Дата: 2018-12-21, просмотров: 229.