Экспериментальные исследования психологии межгрупповых отношений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В серии экспериментов, выполненных в рамках изложенного подхо-да, проверялось предположение о зависимости межгруппового восприятия, в частности, его адекватности, от характера совместной групповой деятельно-сти.

 

В первой серии экспериментов, проведенных на студенческих груп-пах одного техникума в период экзаменационной сессии (Агеев, 1983), в ка-честве конкретных показателей адекватности межгруппового восприятия выступали: 1) прогнозирование групповой победы в ситуации межгруппово-го соревнования; 2) объяснение причин победы или поражения своей и чу-жой групп в этом соревновании; 3) представление о потенциальных успехах своей и чужой групп в различных сферах деятельности, не связанных непо-средственно с экспериментальной ситуацией. Мерой адекватности служила степень предпочтения по указанным параметрам, которая демонстрируется по отношению к своей группе. Эксперимент заключался в следующем: две группы студентов должны были одновременно сдавать зачет по одному и тому же предмету одному и тому же преподавателю. В двух эксперимен-тальных группах студентам сообщалось, что та группа, которая продемон-стрирует в процессе семинарского занятия хорошие знания, получит «авто-матический» зачет, члены же другой группы останутся и будут сдавать зачет обычным путем (каждый будет отвечать индивидуально). Им объяснялось также, что общая групповая оценка будет складываться в ходе семинарского занятия из оценок индивидуальных выступлений, каждое из которых полу-чит определенную сумму баллов. Однако в ходе эксперимента сумма баллов оставалась для испытуемых неизвестной; экспериментатор лишь называл лидирующую группу. Причем в первой ситуации экспериментатор умыш-ленно называл лидирующей все время одну и ту же группу, а во второй ситу-ации — обе группы попеременно. В третьей группе (выступавшей в качестве контрольной) студентам сообщалось, что автоматический зачет получит не та или иная группа в целом, а лишь часть наиболее успешно выступивших на семинаре студентов независимо от их групповой принадлежности.

 

Результаты этой серии экспериментов в целом подтвердили выдвину-тые гипотезы: экспериментальные ситуации по сравнению с контрольной показали, что в условиях межгруппового соревнования наблюдалось: а) зна-чительно большее количество выступлений и реплик в поддержку членов


своей группы; б) значительно большее количество попыток регуляции выбо-ра выступающих (стимулирование выступлений тех членов группы, которые увеличивают ее шансы на победу, и, напротив, стимулирование наиболее слабых выступлений представителей другой группы); в) давление на экзаме-натора (на его выбор выступающих). Кроме того, в экспериментальных си-туациях, т.е. в условиях межгруппового соревнования, гораздо чаще по сравнению с контрольной ситуацией употреблялись местоимения «мы» и «они», что само по себе является показателем идентификации с группой.

 

По всем трем параметрам межгруппового восприятия данные двух первых ситуаций значимо отличались от контрольной. Особенно показа-тельно это было при объяснении причин победы или поражения своей и чу-жой групп: успех своей группы объясняли, как правило, внутригрупповыми факторами, а неудачи — факторами внешними (случайными), успех и неуда-чи чужой группы объясняли строго противоположным образом. В экспери-менте было установлено, что присутствует феномен внутригруппового фа-воритизма. Пока из этого можно было сделать вывод о том, что меж-групповое восприятие зависит от характера совместной групповой деятель-ности; в ситуациях соревнования обе экспериментальные группы выбрали стратегию внутригруппового фаворитизма, т.е. их восприятие другой группы оказалось неадекватным. В определенном смысле результаты подтвердили данные Шерифа.

 

Теперь нужно было ответить на вопрос о том, при всяких ли условиях межгрупповой деятельности будет избрана такая стратегия во взаимодей-ствии. Ведь в первой серии экспериментов совместная межгрупповая дея-тельность была организована по принципу «игры с нулевой суммой» (одна группа полностью выигрывала, другая — полностью проигрывала); кроме того, внешние критерии оценки достижений группы носили амбивалентный характер (не были достаточно ясными для участников, поскольку каждому не сообщался балл его успешности и давалась лишь общая неаргументиро-ванная оценка деятельности группы).

 

Во второй серии экспериментов условия межгрупповой совместной деятельности были существенно изменены. В этот раз эксперимент прово-дился в пионерском лагере, где отрядам два раза задавались ситуации сорев-нования с различной его организацией: в первом случае в середине лагерной смены дети участвовали в спортивном соревновании, во втором случае в конце лагерной смены совместно трудились, оказывая помощь соседнему совхозу. Параллельно с осуществлением двух этапов эксперимента вожатые отрядов по просьбе экспериментатора проводили определенную повседнев-ную работу с детьми: перед спортивным соревнованием всячески подчерки-вали состязательные моменты, а перед работой в совхозе этот акцент был снят. В результате проведенных экспериментов было выявлено, что в усло-виях спортивного соревнования наблюдался резкий рост внутригруппового фаворитизма, а на этапе совместной деятельности в совхозе, напротив, его резкое уменьшение.

 

При интерпретации этих результатов было принято во внимание сле-дующее: 1) тип межгруппового соревнования на обоих этапах второй серии отличался от типа межгруппового соревнования в первой серии — здесь не имела места модель «игры с нулевой суммой», поскольку не было однознач-ной победы или однозначного поражения (отряды просто ранжировались по

степени успеха). Кроме того, на каждом этапе критерии оценки были оче-видными и наглядными; 2) два этапа второй серии также различались между собой: на втором этапе межгрупповая деятельность (труд в совхозе) приоб-рела самостоятельную и социально-значимую ценность, не ограничиваю-щуюся узкогрупповыми целями в межгрупповом соревновании. Отсюда можно заключить, что важнейшим фактором, который привел к снижению уровня внутригруппового фаворитизма и тем самым неадекватности меж-группового восприятия, явилась не сама по себе ситуация межгруппового взаимодействия, но принципиально новая по своей значимости деятель-ность, с отчетливо выраженным содержанием и стоящая над узкогруппо-выми целями.

 

При сравнении данных второй серии с данными первой серии можно заключить, что негативная роль такой формы межгруппового взаимодей-ствия, которое организовано по принципу «игры с нулевой суммой» (что приводит к неадекватности межгруппового восприятия), может быть ком-пенсирована иным характером совместной межгрупповой деятельности. Средством такой компенсации являются более общие («надгрупповые») це-ли, ценности совместной социально значимой деятельности. При этом имеет значение и такой факт, как накапливаемый группами опыт совместной жиз-недеятельности. Понятным становится расхождение полученных данных с данными А. Тэшфела, ибо в его экспериментах фигурировали искусственно созданные лабораторные группы, не знакомые ранее друг с другом, между тем феномен внутригруппового фаворитизма был представлен как «универ-сальный».

 

На основе предложенного подхода принципиальная схема генезиса межгрупповых процессов может выглядеть следующим образом:

 

Объективные условия совместной

 

межгрупповой деятельности

 

 

Характер непосредственного

 

межгруппового взаимодействия

 

 

Параметры процессов

 

межгруппового восприятия

 

Наличие трех звеньев в этой схеме позволяет по-новому объяснить соотношение внутригруппового фаворитизма как стратегии межгруппового взаимодействия и как характеристики межгруппового восприятия. Меж-групповое восприятие оказывается неадекватным (феномен внутригруппово-го фаворитизма) в таком межгрупповом взаимодействии, которое оторвано от социально значимой совместной деятельности групп. Стабилизация не-адекватных представлений о других группах может, следовательно, быть преодолена, если группы включить в деятельность с общими для них целями и ценностями.

 


Дата: 2018-12-21, просмотров: 304.