Методологическое значение социально-психологической теории коллектива
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Выделение проблемы коллектива в социальной психологии в каче-стве самостоятельного раздела в общем исследовании групп имеет большое методологическое значение, важное для судеб самой социальной психологии как науки (Донцов, 1984). Можно проанализировать несколько линий, по которым введение проблемы коллектива в тело социальной психологии из-меняет общую ситуацию в этой науке.

 

Выявление специфики такого нового группообразования, как коллек-тив, позволяет увидеть перспективность применения в социальной психоло-гии принципа деятельности. Он не просто декларируется, но в данном слу-чае именно работает в исследовании. Гипотеза о том, что группа может вы-ступать субъектом деятельности, приобретает теперь экспериментальное подтверждение. Именно на стадии коллектива группа приобретает черты та-кого субъекта, ибо лишь при условии принятия всеми членами группы целей групповой деятельности, наличия у всех членов группы ценностно-ориентированного единства, опосредования всех отношений в группе пред-метной деятельностью можно в полной мере ставить вопрос о механизмах образования таких атрибутов всякого субъекта деятельности, как групповая потребность, групповой мотив, групповая цель. Таким образом, описание и анализ наиболее развитой формы группы дают ключ к исследованию всех других видов групп.

 

Анализ характеристик коллектива способствует ликвидации того раз-рыва, который образовался в традиционной социальной психологии между исследованием групп и исследованием процессов. Недопустимость такого разрыва может считаться доказанным фактом. Если содержание любого группового процесса зависит от содержания групповой деятельности, при-чем от конкретного уровня ее развития, то принципиально невозможно про-должать исследования групповых процессов самих по себе: ни лабораторные условия, ни изучение процесса в «чистом» виде не могут привести к постро-ению удовлетворительных объяснительных моделей, ибо исключают анализ содержания социальной деятельности, реализуемой той группой, в которой эти процессы наблюдаются. Следовательно, построение социально-психологической теории коллектива способствует выработке совершенно нового объяснительного принципа в социальной психологии.

 

Открытие коллектива как особого уровня развития группы дает воз-можность построения совершенно новой классификации групп. В настоящее время предложены две такие типологии. В типологии Л.И. Уманского кон-тинуум групп имеет не только нулевую точку (момент создания группы), но

 

в отрезок «отрицательной протяженности», соответствующий группам анти-социального характера. С его точки зрения, это не обязательно фиксирован-ные антиобщественные группы (например, шайки преступников, группы ту-


неядцев}, но своеобразные модификации социально-позитивных групп, «угроза» для последних переродиться в социально-негативные образования.

 

и предложенной типологии обозначены условия, при которых это может произойти (т.е. группа может уклониться от пути развития к коллективу): к этому ведут дезинтегративные процессы, возникновение особого группового эгоизма и т.д. Вторая координата в типологии Л. И. Уманского предна-значена для определения меры влияния группы на личность. В целом типо-логия приобретает такой вид (Уманский, 1980. С. 81). Схема приводится с некоторыми сокращениями:

 

Коллектив Зона положительного
Группа-автономия влияния группы
Группа-кооперация на личность
Зона отрицательного Дезинтеграция
влияния группы Интраэгоизм
на личность «Антиколлектив»

 

Если сделать поправку на продолжающиеся поиски адекватной тер-минологии, то из схемы можно видеть, что два предложенных в ней измере-ния позволяют серьезно продвинуться вперед в классификации реальных социальных групп, выступающих в качестве объектов социально-психологического анализа.

 

в соответствии с общими установками концепции деятельностного опосредования межличностных отношении А.В. Петровский выделяет в сво-ей типологии групп два вектора: 1) наличие или отсутствие опосредования межличностных отношений содержанием групповой деятельности (X) и 2) общественная значимость групповой деятельности (Y). Векторы образуют пространство, в котором можно расположить все группы, функционирую-щие в обществе. Вектор «опосредованности» имеет одностороннее направ-ление, вектор «содержания деятельности» позволяет расположить группы по обе стороны от нулевой точки, что показывает возможность двух, принципи-ально различных содержаний деятельности, соответствующих обществен-ному прогрессу и не соответствующих ему.

 

Общая схема приобретает такой вид (рис. 14).


 



Рис. 14. Типология групп в рамках психологической теории коллектива (А.В. Петровский)

 

Обозначенные пять фигур соответствуют разным типам групп: фигу-ра 1 обозначает коллективы, где максимальна социальная значимость дея-тельности и максимальна степень опосредования межличностных отноше-ний деятельностью; фигура 2 — общность с высоким уровнем социальной значимости деятельности, но с невысокой степенью опосредования (приме-ром здесь может явиться только что созданная группа, где отношения не развились еще до коллективных); фигура 3 представляет антиобщественную по содержанию своей деятельности группу, где тем не менее высока степень опосредования межличностных отношений этой антиобщественной деятель-ностью (примером является высокоорганизованная преступная группа, например крупная банда преступников, мафия); фигура 4 изображает также антиобщественную группу при условии, что отношения между ее членами в слабой степени опосредованы антисоциальной деятельностью (с точки зре-ния общества такая группа опасна в меньшей степени, хотя и препятствует фактом своего существования общественному прогрессу); наконец, фигура 5 может быть интерпретирована как группа с чрезвычайно слабой степенью выраженности социального содержания деятельности (как позитивной, так и негативной) и такой же слабой степенью значимости этой деятельности для всех групповых процессов (авторы схемы полагают, что примером может служить собранная из случайных людей экспериментальная группа, хотя этот пример и нарушает общий принцип, поскольку схема создана для клас-сификации реальных естественных групп, а среди них подходящий пример найти не совсем просто).

 

Хотя можно говорить о необходимости дальнейшего совершен-ствования схемы, основные принципы концепции работают здесь достаточ-но четко и служат обоснованию критериев, выдвинутых для классификации групп.

 

Наконец, введение понятия коллектива способствует продвижению вперед и в области такой старой, но чрезвычайно значимой проблемы, как взаимоотношение группы и личности. Социальная психология на всех эта-пах своего развития и в разных теоретических системах обращалась к этому вопросу. Сформулированная еще философскими предшественниками соци-альной психологии коллизия свободы личности и ее детерминации обще-ством получает новую разработку. Она по существу противостоит идео-логическому диктату признать абсолютный приоритет коллектива над лич-ностью. Личность является субъектом социальной деятельности и включе-ние ее в группу ни в коей мере не умаляет субъектных свойств личности. Напротив, если группа достигает определенного уровня развития и стано-вится коллективом, то она не противостоит личности как ее члену, но сама становится интеграцией субъектных свойств своих членов и превращается в особый «совокупный субъект» деятельности (Буева, 1965). С другой сторо-ны, получает новое объяснение и процесс формирования личности. Общее положение социальной психологии о том, что это формирование осуществ-ляется как путем усвоения социальных влияний, так и путем активного вос-производства общественных отношений, может теперь быть раскрыто более


конкретно: в каждом отдельном случае нужен специальный анализ того, че-рез какие конкретные группы осуществлялось общественное воздействие на личность, и можно предположить, что результат будет варьировать в зави-симости от этого обстоятельства. Это происходит не потому, что личность пассивно впитывает в себя те модели поведения, которые задает ей группа («хорошая» или «плохая»), но потому, что ее активная позиция формируется

 

и различных направлениях, и с различной мерой выраженности определен-ных характеристик в зависимости от того, развивается она в коллективе или

 

и групповых образованиях, не достигших этого уровня.

 

Проблема коллектива, будучи новой проблемой в структуре со-циально-психологического знания, стимулирует определенные направления для переосмысления многого из того, что накоплено в области психологии групп до сих пор, поскольку представляет новый подход к проблеме разви-тия малых групп.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная соци-альная психология на Западе. Теоретические ориентации. М., 1978.

 

Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., 1965.

 

Донцов А.И. Психология коллектива. М., 1984. Макаренко А.С. Избр. сочинения. М., 1948. Психологическая теория коллектива. М., 1979. Социально-психологические вопросы общественной активности

 

школьников и студентов. Курск, 1971.

 

Уманский Л.И. Критерии и характеристики общественной активности личности и контактной группы как коллектива // Социально-психологи-ческие аспекты общественной активности личности и коллектива школь-ников и студентов. Ярославль, 1975.

 

Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьни-ков. М.: Просвещение, 1980.

 


Дата: 2018-12-21, просмотров: 375.