Все динамические процессы, происходящие в малой группе, обеспе-чивают определенным образом эффективность групповой деятельности. Ло-гично и этот вопрос рассмотреть как составную часть проблемы групповой динамики. Эффективность деятельности малой группы может быть исследо-
вана на различных уровнях. Когда малая группа понимается прежде всего как лабораторная группа, эффективность ее деятельности означает эффек-тивность деятельности по выполнению конкретного задания экс-периментатора. Не случайно поэтому, что большинство экспериментальных работ по данной проблеме выполнены как лабораторные эксперименты. Начало этим работам было положено в школе групповой динамики. В них были выявлены некоторые общие характеристики эффективности деятель-ности группы: зависимость эффективности от сплоченности группы, от сти-ля руководства, влияние на эффективность способа принятия групповых ре-шений и т.д. Формальные стороны этих взаимосвязей весьма значимы для постижения природы групповых процессов.
Однако такие исследования ничего не могут сказать о том, как влия-ют на эффективность деятельности группы характер этой деятельности, ее содержание. Более того, при принятых образцах исследования этой пробле-мы она рассматривается односторонне. Эта односторонность усугубляется еще и тем обстоятельством, что эффективность деятельности групп стала уже давно объектом не только социально-психологических исследований, она в равной степени интересует, например, и экономистов, для которых, естественно, проблема оборачивается преимущественно одной стороной, а именно сведением эффективности деятельности группы к ее продук-тивности. Поскольку большинство работ по эффективности проведено на рабочих бригадах, проблема зачастую стала формулироваться как проблема производительности труда последних. Эффективность деятельности группы оказалась сведенной к производительности труда в ней.
с действительности же производительность труда группы (или про-дуктивность) есть лишь один показатель эффективности. Другой, не менее важный показатель — это удовлетворенность членов группы трудом в группе. Между тем эта сторона эффективности оказалась практически не ис-следованной. Точнее было бы сказать, что проблема удовлетворенности присутствовала в исследованиях, однако интерпретация ее была весьма спе-цифичной: имелась в виду, как правило, эмоциональная удовлетворенность индивида группой. Результаты экспериментальных исследований были до-вольно противоречивыми: в некоторых случаях такого рода удов-летворенность повышала эффективность деятельности группы, в других случаях — нет. Объясняется это противоречие тем, что эффективность свя-зывалась с таким показателем, как совместная деятельность группы, а удо-влетворенность — с системой преимущественно межличностных отноше-ний.
Проблема удовлетворенности, между тем, имеет другую сторону — как проблема удовлетворенности трудом, т.е. выступает в непосредствен-ном отношении к совместной групповой деятельности. Акцент на этой сто-роне проблемы не мог быть сделан без одновременной разработки вопроса о роли совместной деятельности группы как ее важнейшем интеграторе, об уровнях развития группы на основе развития этой деятельности. Принятие принципа совместной деятельности в качестве важнейшего интегратора группы диктует определенные требования к изучению эффективности. Она должна быть исследована в контексте конкретной содержательной деятель-ности группы и реальных отношений, которые сложились в этом процессе на каждом этапе развития группы.
Логично предположить, что группы, находящиеся на разных стадиях развития, должны обладать различной эффективностью при решении раз-личных по значимости и трудности задач. Так, группа, находящаяся на ран-них этапах развития, не в состоянии успешно решать задачи, требующие сложных навыков совместной деятельности, но ей доступны более легкие задачи, которые можно как бы разложить на составляющие. Наибольшую эффективность от такой группы можно ожидать в тех случаях, когда задача в минимальной степени требует участия группы как целого. Следующий этап развития группы дает больший групповой эффект, однако лишь при условии личной значимости групповой задачи для каждого участника совместной де-ятельности. Если все члены группы разделяют социально значимые цели де-ятельности, эффективность проявляется и в том случае, когда решаемые группой задачи не приносят непосредственной личной пользы членам груп-пы. Возникает совершенно новый критерий успешности решения группой стоящей перед ней задачи, Это — критерий общественной значимости зада-чи. Он не может быть выявлен в лабораторных группах, он вообще возника-ет лишь в системе отношений, складывающихся в группе на высшем уровне ее развития.
Это позволяет по-новому поставить вопрос о самих критериях груп-повой эффективности, а именно, значительно расширить их перечень — наряду с продуктивностью группы, удовлетворенностью трудом ее членов, речь идет теперь, например, и о таком критерии, как «сверхнормативная ак-тивность» (стремление членов группы добиваться высоких показателей сверх необходимого задания) (Немов, 1984). Что же касается традиционных критериев, то и здесь следует сделать определенные уточнения: в частности, нужно учитывать обе фазы, присутствующие во всякой трудовой деятель-ности, как подготовительную, так и инструментальную. Акцент большин-ства исследований на инструментальной фазе не учитывает того обстоятель-ства, что на определенном уровне развития группы особое значение приоб-ретает именно первая фаза — здесь наиболее ясно могут проявиться новые качества группы в их влиянии на каждого отдельного члена группы, Так же как и другие проблемы, связанные с динамическими процессами малой груп-пы, проблема эффективности должна быть связана с идеей развития группы.
ЛИТЕРАТУРА
Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. М., 1979.
Емельянов Ю.Н. Социально-психологическое обучение, Л., 1985.
Кон И.С. Социология личности. М., 1967.
Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. М., 1991. Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Психология руководства и лидерства в
спортивном коллективе, М., 1985.
Лекции по методике конкретных социальных исследований. М., 1972. Немов Р.С. Социально-психологический анализ эффективной дея-
тельности коллектива. М., 1984.
Парыгин Б.Я. Основы социально-психологической теории. М., 1971. Петровский А.В. Опыт построения социально-психологической кон-
цепции групповой активности. Вопросы психологии, 1973, № 5.
Руководство и лидерство. Л., 1973.
Тихомиров О.К. Психологические механизмы целеобразования. М.,
1977.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 274.