Новые подходы к развитию группы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Динамические процессы характеризуют ситуацию в группе в каждый конкретный момент ее существования. Но в отличие от лабораторных реаль-ные группы существуют достаточно длительное время, они в определенном смысле «проживают» свою собственную жизнь. С другой стороны, длитель-ность «жизни» малой группы не может быть сравнима с существованием больших групп, включенных в ход исторического развития. Каков характер изменений, которые происходят в малой группе (и с группой) на разных ста-диях ее существования? Ответ на этот вопрос может быть найден лишь при условии рассмотрения проблем развития группы. Потребность в разработке этой части социально-психологического знания могла возникнуть только при условии фокусировки внимания не на лабораторных, а на реальных со-циальных группах. Поэтому обозначенная проблема является относительно новой в социальной психологии. Важный вклад в ее разработку внесен оте-чественной социальной психологией, которая предложила решения по ряду позиций и хронологически раньше, чем это было сделано в других странах, и в специфическом методологическом ключе.

 

Однако, прежде чем раскрыть особенности этого подхода, не-обходимо проследить, как же идея развития группы оформлялась в других подходах. Можно указать на два русла, по которым эта идея вливалась в ткань социальной психологии.

 

Прежде всего идея развития группы была обозначена в психо-аналитической концепции, толчок чему был дан работой З. Фрейда

 

«Групповая психология и анализ Эго». Оформилась же идея на базе анализа психотерапевтической практики, имеющей дело хотя и со специфи-ческими, но вполне реальными группами. В рамках психоаналитической ориентации возникла теория развития группы Л. Бенниса и Г. Шеппарда (Андреева, Богомолова, Петровская, 1978. С. 161). Она построена на осмыс-лении тех процессов, которые происходят в так называемых Т-группах, или группах тренинга. Не вдаваясь сейчас в анализ содержания тренинга как та-кового, что есть совершенно особая проблема (Петровская, 1984), отметим лишь присутствие в этой теории идеи развития группы: в ее существовании выделяются две фазы, на каждой из которых группа решает определенный набор проблем. Отмечается, что каждая конкретная группа может по-разному реализовать общую модель развития: демонстрировать какие-то от-клонения или просто распадаться в случае недостижения поставленной цели. Естественно, что модель развития группы тренинга — это весьма специ-фическая модель и вряд ли она применима при описании другого типа групп. Но важно то, что соприкосновение с реальными группами, хотя и особого рода, заставило авторов обратить внимание на ту сторону функционирова-ния группы, которая ранее не фигурировала как предмет исследования.

 

в самые последние годы идея развития группы получила более широ-кое распространение. Р. Морленд и Дж. Ливайн ввели особое понятие «со-


циализация группы», при помощи которого по аналогии с процессом социа-лизации индивида рассматривается процесс группового развития. Критерии, на основе которых можно сравнивать различные стадии в развитии группы, следующие: оценивание (целей группы, ее положения среди других групп, значения целей группы для ее членов); обязательства группы по отноше-нию к членам (условия, при которых члены группы больше «обязаны» ей, последствия этих взаимных обязательств); преобразование ролей членов группы (большая или меньшая включенность членов группы, их идентифи-цированность с ней). На основании этих критериев фиксируются так называ-емые периоды в жизни группы и соответствующие им различные позиции членов. Сочетания периодов и позиций отражены в предложенной М. Чеме-рсом и названной «системно-процессуальной модели» развития группы.

 

Модель достаточно сложна, и ее подробное рассмотрение пред-ставляется особой задачей. Сейчас важно лишь отметить два обстоятельства. Во-первых, введено само понятие «стадий» (или «периодов») развития груп-пы, которые различаются друг от друга по набору критериев. Так или иначе каждая стадия связана со сменой состава группы: в нее входят новые члены, частично уходят старые, происходит превращение потенциального члена группы в «полного» члена, затем, иногда, в «маргинального» члена, если группа перестает его удовлетворять; наконец, возможен и разрыв с группой. Факторами этой смены ролей членов группы являются мера принятия груп-пой каждого члена и, напротив, принятие членом группы ее реальности.

 

Во-вторых, сформулирована мысль о том, что социализация группы происходит не в вакууме: на изменения в группе влияет характер культуры и общественных отношений, в рамках которых существует группа. Механизм этого воздействия раскрывается через внесение каждым новым членом группы ценностей общества, которые им отрефлексированы и применены к оцениванию ситуации в группе, своего положения в ней и т.п. Если в обще-стве нормативом является акцент на достижение и продуктивность, оцени-вание ситуации в группе будет в большей мере включать именно этот крите-рий. Если же в обществе популярна идея межличностной гармонии, в группе среди критериев оценивания можно также ожидать следования этой норме. Фаза развития группы, таким образом, соотносится с определенными изме-нениями в обществе.

 

Хотя число экспериментальных исследований, посвященных анализу развития групп, пока ограничено, а к самой теоретической схеме можно предъявить много претензий, сам факт появления такой идеи весьма приме-чателен.

 

о качестве второго блока исследований, где обозначается идея разви-тия группы, можно назвать исследования по сравнению таких ориентации личности, как коллективизм — индивидуализм. Хотя здесь и выявляются установки личности, тем не менее, поскольку все исследования выполняются как кросскультурные (сравнительные), в них по существу затрагиваются именно проблемы группы. Коллективизм и индивидуализм рассматриваются как полярные ценности, получающие весьма различное распространение в разных обществах. Большинство исследований проведено на основе сравне-ния преимущественной ориентации в США и различных странах Юго-Восточной Азии. При объяснении выявленных различий, естественно, при-нимаются в расчет культурные и исторические традиции разных стран, их


конкретное воплощение в поведении людей в малых группах. Индивидуа-лизм как ценность, свойственная американской культуре, порождает такие специфические нормы поведения индивида в группе, как ориентацию не на групповые, а на собственные цели, стремление подчеркнуть свой вклад в групповую деятельность, достаточную закрытость в общении, признание от-носительно низкой цены группы для своего существования в ней. Коллекти-визм как норматив традиционных обществ также определяет взаимоотноше-ния индивида с малой группой. Он проявляет себя в таких нормативах пове-дения, как позитивное отношение к целям группы, уважение к уравнитель-ному распределению «благ» в ней, большая открытость в общении, готов-ность поставить цели группы выше собственных.

 

та, и другая ориентации непосредственно связаны с процессом раз-вития группы: переход от одной фазы к другой в значительной степени зави-сит от того, какой конкретный стиль ориентации, а значит, поведения, «по-бедит» в группе и тем самым будет способствовать или препятствовать пе-реходу в новую фазу. Так же, как и в первом блоке проанализированных ис-следований, здесь важна идея зависимости развития групп от типа общества,

 

и котором они существуют.

 



Дата: 2018-12-21, просмотров: 224.