Глава 7. ОБЩЕНИЕ КАК ВОСПРИЯТИЕ ЛЮДЬМИ ДРУГ ДРУГА (перцептивная сторона общения)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Понятие социальной перцептии

 

Как уже было установлено, в процессе общения должно присутство-вать взаимопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопо-нимание может быть здесь истолковано по-разному: или как понимание це-лей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только по-нимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок. Однако

 

и в том, и в другом случаях большое значение имеет тот факт, как воспри-нимается партнер по общению, иными словами, процесс восприятия одним


человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.

 

Прежде чем раскрывать в содержательном плане характеристики этой стороны общения, необходимо уточнить употребляемые здесь термины. Весьма часто восприятие человека человеком обозначают как «социальная перцепция». Это понятие в данном случае употреблено не слишком точно. Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. в ходе разработки так называемого нового взгляда (New Look) на восприя-тие. Вначале под социальной перцепцией понималась социальная де-терминация перцептивных процессов. Позже исследователи, в частности в социальной психологии, придали понятию несколько иной смысл: социаль-ной перцепцией стали называть процесс восприятия так называемых соци-альных объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Именно в этом употреблении тер-мин закрепился в социально-психологической литературе. Поэтому восприя-тие человека человеком относится, конечно, к области социальной пер-цепции, но не исчерпывает ее.

 

Если представить себе процессы социальной перцепции в полном объеме, то получается весьма сложная и разветвленная схема (рис. 9). Она включает в себя различные варианты не только объекта, но и субъекта вос-приятия. Когда субъектом восприятия выступает индивид (И), то он может воспринимать другого индивида, принадлежащего к «своей» группе (1); дру-гого индивида, принадлежащего к «чужой» группе (2); свою собственную группу (3); «чужую» группу (4). Если даже не включать в перечень большие социальные общности, которые в принципе так же могут восприниматься, то

 

а в этом случае получаются четыре различных процесса, каждый из которых обладает своими специфическими особенностями.

 

Еще сложнее обстоит дело в том случае, когда в качестве субъекта восприятия интерпретируется не только отдельный индивид, но и группа (Г). Тогда к составленному перечню процессов социальной перцепции следует еще добавить: восприятие группой своего собственного члена (5); восприя-тие группой представителя другой группы (6); восприятие группой самой себя (7), наконец, восприятие группой в целом другой группы (8). Хотя этот второй ряд не является традиционным, однако в другой терминологии почти каждый из обозначенных здесь «случаев» исследуется в социальной психо-логии. Не все из них имеют отношение к проблеме взаимопонимания парт-неров по общению (Андреева, 1981. С. 30).


 



Рис. 9. Варианты социально-перцептивных процессов

 

Для того чтобы более точно обозначить, о чем идет речь в ин-тересующем нас плане, целесообразно говорить не вообще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции, или межличностном восприятии (или — как вариант — о восприятии человека человеком). Именно эти про-цессы непосредственно включены в общение в том его значении, в каком оно рассматривается здесь. Иными словами, в данном контексте речь идет лишь о позициях 1) и 2) предложенной схемы. Но кроме этого, возникает необходимость и еще в одном комментарии. Восприятие социальных объ-ектов обладает такими многочисленными специфическими чертами, что са-мо употребление слова «восприятие» кажется здесь не совсем точным. Во всяком случае ряд феноменов, имеющих место при формировании представ-ления о другом человеке, не укладывается в традиционное описание перцеп-тивного процесса, как он дается в общей психологии. Поэтому в социально-психологической литературе до сих пор продолжается поиск наиболее точ-ного понятия для характеристики описываемого процесса. Основная цель этого поиска состоит в том, чтобы включить в процесс восприятия другого человека в более полном объеме некоторые другие познавательные процес-


сы. Многие исследователи предпочитают в этом случае обратиться к фран-цузскому выражению «connaissanse d’autrui», что означает не столько «вос-приятие другого», сколько «познание другого». В отечественной литературе также весьма часто в качестве синонима «восприятие другого человека» употребляется выражение «познание другого человека» (Бодалев, 1982. С. 5).

 

Это более широкое понимание термина обусловлено специфическими чертами восприятия другого человека, к которым относится восприятие не только физических характеристик объекта, но и поведенческих его характе-ристик, формирование представления о его намерениях, мыслях, способно-стях; эмоциях, установках и т.д. Кроме того, в содержание этого же понятия включается формирование представления о тех отношениях, которые связы-вают субъект и объект восприятия. Именно это придает особенно большое значение ряду дополнительных факторов, которые не играют столь суще-ственной роли при восприятии физических объектов. Так, например, такая характерная черта, как селективность (избирательность) восприятия здесь проявляется весьма своеобразно, поскольку в процесс селекции включается значимость целей познающего субъекта, его прошлый опыт и т.д. Тот факт, что новые впечатления об объекте восприятия категоризуются на основе сходства с прежними впечатлениями, дает основание для стереотипизации. Хотя все эти явления были экспериментально зарегистрированы и при вос-приятии физических объектов, значимость их в области восприятия людьми друг друга в огромной степени возрастает.

 

Другой подход к проблемам восприятия, который также был исполь-зован в социально-психологических исследованиях по межличностной пер-цепции, связан со школой так называемой транзактной психологии, отдель-ные положения которой были уже рассмотрены в предыдущей главе. Здесь особенно подчеркнута мысль о том, что активное участие субъекта восприя-тия в транзакции предполагает учет роли ожиданий, желании, намерений, прошлого опыта субъекта как специфических детерминант перцептивной ситуации, что представляется особенно важным, когда познание другого че-ловека рассматривается как основание не только для понимания партнера, но для установления с ним согласованных действий, особого рода отноше-ний.

 

Все сказанное означает, что термин «социальная перцепция», или, в более узком смысле слова, «межличностная перцепция», «восприятие друго-го человека» употребляется в литературе в несколько вольном, даже мета-форическом смысле, хотя последние исследования и в общей психологии восприятия характеризуются известным сближением восприятия и других познавательных процессов. В самом общем плане можно сказать, что вос-приятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соот-несение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.

 


Дата: 2018-12-21, просмотров: 282.