Проект 2.
Направление «Финансовое планирование и бюджет»
Коэффициент понижения («коэффициент самостоятельности») данного проекта равен 0,9.
МАТЕМАТИКА В ЭКОНОМИКЕ СЕМЬИ[258]
Оглавление
Введение
Предмет исследования….…….....………………………………………
Цели исследования………………………….…………….…………..…
Метод исследования…………………………………..….…………….
Вступление .………………………………………………..…….……………
Основная часть ....…………..………………………………….…….………
Разработка урока …….…………………………….….…..……………
Разработка задачи ……....……..…………………………...………….
Подготовка презентации ……………….….………………..…………
Заключение .……………………………………………….…….…………
Список использованных источников ...……………………….….….……
Приложение……………………………………..….……..…………………..
Введение
Тема: «Математика в экономике семьи»
Почему меня заинтересовала именно эта тема? В нашей школе проводился «День дублера» и мне предложили провести урок математики для учащихся 5-х классов. Мне было интересно попробовать себя в качестве преподавателя, но передо мной стал вопрос, как провести урок интересно и познавательно для ребят? Так как наша школа с углубленным изучением экономики, то возникла идея показать использование математических знаний в экономической жизни человека, в частности в экономике семьи.
Предмет исследования
Как вести бюджет семьи, достигать определенной финансовой цели, и какие при этом применять математические способы расчета семейных доходов и расходов – вот о чем данный исследовательский и практико-ориентированный проект. Он познакомит с понятием доход, расход, бюджет, видами бюджета, структурой семейного бюджета, с основой домашней бухгалтерии, покажет практическое применение математических расчетов при решении задач по экономике.
Цель исследования
Целью проекта стало показать способы применения математических знаний в экономике, в данном случае, при построении бюджета семьи. Разработать интегрированный урок (математика и экономика) и создать презентацию, которая может быть использована на уроках математики и экономики, финансовой грамотности и обществознания.
Источники
Проводя исследование бюджета семьи, я использовала различные источники информации. Это всевозможная литература по экономике, математике интернет-ресурсы, личный опыт и консультации учителей.
Методы работы
Проект «Математика в экономике семьи» носит исследовательский и практико-ориентированный характер. Изучая тему, была поставлена цель – получить значимую информацию по вопросу о бюджете семьи, математических действиях и способах решения задач, применяемых в экономике. При подготовке проекта проводился опрос учащихся и их родителей, собиралась и обрабатывалась доступная информация по данным вопросам.
Результатом моей работы стал проектный продукт: разработка интегрированного урока по математике и экономике и презентация к этому уроку. Урок был успешно проведен в 5-м классе нашей школы.
Бездумно тратить деньги – дело нехитрое,
а вот расходовать их на то, что вам необходимо,
и с наибольшей пользой для семьи – наука непростая.
(Народная мудрость)
Вступление
В жизни каждого человека стоит вопрос о том, как приумножить свои доходы, сократить расходы и достичь определенных финансовых целей (например, путешествие в другую страну). В дореволюционные времена в семьях вели «Книгу имущества семьи» или «Хозяйственную книгу», которая позволяла контролировать все финансово-экономические операции семьи, но после революции 1917 года эта традиция пропала, и только в последние годы стали открыто поднимать вопрос о финансовом просвещении населения. «Формирование экономического мышления на уроках математики должно быть связано с развитием способностей и возможностей современного школьника - будущего хозяина - оперировать экономическими понятиями, уметь анализировать, осмысливать экономические ситуации практической деятельности, выбирать оптимальные решения» [1, стр. 3].
Основная часть
Начать работу над проектом я решила с проведения опроса учащихся 5-го класса (30 человек) и их родителей (27 человек) с одного единственного вопроса «Ваша семья составляет семейный бюджет?»
Ответы учащихся: «Да» – 1 %, «Нет» – 29 %, «Не знаю» – 70 %.
Ответы родителей: «Да» – 26 %, «Нет» – 74 %, «Не знаю» – 0 %.
Как показал опрос, проблема ведения семейного бюджета достаточно актуальна на сегодняшний день. Многие не составляют или не умеют составлять бюджет семьи, а ведь финансовое благополучие семьи зависит от разумного использования денежных средств.
Затем я узнала у учителя математики, с каким математическими действиями и формулами знакомы ребята. Оказалось, что это действия сложения, вычитания, деления, умножения, формулы нахождения частей от целого (дроби и проценты). Учитель экономики подсказал, как доступным языком для ребят этого возраста дать экономические определения и понятия по теме «Бюджет семьи», разобрать те или иные показатели.
Теперь можно было приступать непосредственно к разработке урока, экономической задачи с множеством действий и составлению презентации к уроку «Бюджет семьи».
Разработка урока (Приложение 1)
Для начала я дала определение семейных доходов. Также подробно рассмотрела виды доходов. Здесь очень важно, чтобы учащиеся точно могли определять, какие доходы будут постоянными, а какими непостоянными; какие доходы облагаются налогом, а какие – нет. Необходимо обратить внимание на то, что при поступлении на работу человеку заявляют заработную плату в определенном размере, а на руки он получает меньше, так как уплачивает подоходный налог. В реальности расчетом подоходного налога, удержанием и перечислением его занимается бухгалтерия предприятия, а не сам человек уплачивает этот налог в налоговую инспекцию. Но в своей задаче я решила, что учащиеся должны сами определить сумму подоходного налога и отнести ее к расходам. От этого в дальнейшем зависит составление бюджета семьи. Можно обратить внимание на такой вид дохода, как банковский процент по вкладу в банке. Здесь важно отметить, что сам вклад в банке будет не доходом, а накоплением. Доходом будет только банковский процент, который может выплачиваться по истечении определенного периода (в моем случае это процент по вкладу за год). В задаче я использую эти разные показатели для расчета частей доходов и определение различных сумм, выраженных в процентном отношении к какому-либо показателю. В экономике достаточно часто встречаются проценты, поэтому важно научиться работать с этим математическим показателем. В целом, умение анализировать те или иные виды доходов и расходов очень важно при решении экономических задач.
Далее, логично было познакомиться с расходами семьи. Получая доходы, семья приобретает те или иные товары и услуги. Здесь опять важно, чтобы учащиеся различали постоянные расходы, условно постоянные и непостоянные. Ставя перед собой какую-либо финансовую цель, нужно знать, какие расходы будут у семьи в любом случае (на питание, оплату услуг ЖКХ, связи и т. д.), а какие расходы можно сократить. Планирование расходов семьи помогает экономнее и эффективнее использовать полученный доход.
Немаловажным является знакомство и с особыми видами расходов в семье – налогами. «Российское налоговое законодательство возлагает на физических лиц обязанность уплачивать следующие налоги:
налог на доходы физических лиц в размере 13 % от получаемого дохода, (я брала вариант получения человеком только заработной платы и премии). Этот налог уплачивается ежемесячно (гл. 23 НК РФ). Необлагаемые виды дохода: стипендии, пенсии, пособия, дотации и др. (Ст. 217 НК РФ);
транспортный налог (он зависит от мощности двигателя транспорта, налоговой ставки, срока нахождения в собственности транспорта). Этот налог уплачивается раз в год и в разных регионах его ставки различны (гл. 28 НК РФ);
налог на имущество физических лиц (он зависит от стоимости имущества, налоговой ставки). Этот налог уплачивается раз в год, и в разных регионах его ставки различны. Чем дороже ваше имущество (квартира, дом, дача и т.д.), тем больше вы уплатите налог (Федеральный закон от 9 декабря 1991 г. № 2003-1)» [6, стр. 23 - 43].
Расходы именно на эти виды налогов существуют практически в каждой российской семье. Причем важно понимать, что подоходный налог – это постоянный расход в семье, а транспортный и имущественный налог – условно постоянные расходы, так как они уплачиваются один раз в год. В моей задаче я воспользовалась только расчетом подоходного налога. Вообще расчету различных налогов, налоговых вычетов можно посвятить отдельный проект. Это очень интересная тема.
После того, как прошло знакомство с доходами, расходами семьи и их видами, я дала определение семейного бюджета и его видов. Так как при определении вида бюджета необходимо сравнивать показатели всех доходов и всех расходов за определенный период, то здесь появляется математический анализ (сравнение: больше, меньше или равно). После этого семейный бюджет анализируется и делаются выводы (в случае избыточного бюджета – сколько денег можно отправить в накопления, в случае дефицитного бюджета – как можно сократить расходы, где взять денег взаймы).
«Чем больше доход семьи, тем меньшая часть уходит на товары и услуги первой необходимости. В мировой практике считается, что семья бедная, если более 30 % ее доходов уходит на продукты питания» [3, стр. 27].
Разработка задачи (Приложение 2)
Чтобы учащимся было интересно решать задачу по экономике, я решила поставить в условие достижение определенной финансовой цели семьи. Этой целью стало путешествие семьи в Париж в «Диснейленд» и отдых бабушки и дедушки в санатории. То есть, необходимо составить и проанализировать бюджет семьи Петровых и сделать выводы, смогут ли они осуществить свою мечту. Итак, цель определена.
Теперь нужно было определить различные источники доходов семьи, так чтобы среди них были и постоянные, и непостоянные. Постоянными источниками стали заработные платы родителей и старшего сына, пенсии бабушки и дедушки, пособия на детей, стипендия старшему сыну. Непостоянными источниками стали премия папы, выигрыш бабушки в лотерею, начисленный банковский процент по вкладу.
При расчете сумм различных доходов применяются следующие математические формулы и действия:
Общая сумма пособий на детей = Размер пособия на одного ребенка × Количество детей в семье;
Постоянные доходы = Заработные платы + Пенсии + Пособия + Стипендия;
Доход по банковскому вкладу = Сумма вклада ÷ 100 × 10 (при банковской процентной ставке по вкладу равной 10 %);
Непостоянные доходы = Выигрыш в лотерею + Доход по банковскому вкладу + Премия;
Общие доходы = Постоянные доходы + Непостоянные доходы.
Аналогичным образом нужно было определить виды расходов семьи, так чтобы среди них были и постоянные, и непостоянные. К постоянным расходам в данном периоде я отнесла: приобретение продуктов питания для всех членов семьи и корма для собаки, покупку бытовой химии (порошок, зубная паста, мыло и т. д.), оплату коммунальных услуг, услуг телефонии, Интернета, оплату детских спортивных секций и кружков, расходы на транспорт (проездные билеты, покупка бензина, мойка автомобиля), уплату подоходного налога. К условно постоянным расходам и непостоянным: уплата транспортного налога, покупка одежды и обуви, расходы на досуг, расходы на ремонт стиральной машины, расходы на услуги парикмахера и химчистки.
При расчете сумм различных расходов применяются следующие математические формулы и действия:
Подоходный налог = Начисленная зарплата (премия) ÷ 100 × 13;
Общая стоимость проездных билетов = Стоимость одного билета × Количество билетов;
Расходы на бензин = Цена 1-го литра × Количество потребляемых литров;
Расходы на химчистку = Цена услуги × Количество вещей;
Общие расходы = Постоянные расходы + Непостоянные расходы + Условно непостоянные расходы.
Для определения вида бюджета учащиеся должны сравнить общие доходы и общие расходы. Я решила сделать бюджет избыточным, но так, чтобы данный избыток, отправленный в накопление, не позволял достигнуть финансовой цели в данном периоде. Учащиеся должны будут подумать, что необходимо сделать со своими расходами в следующие месяцы, чтобы желанные поездки состоялись. В задаче я использовала круглые числа, так как в данном случае важно, чтобы учащиеся усвоили принцип применения тех или иных формул для расчета экономических показателей.
Мне кажется, что ребятам будет приятно отправить членов семьи из задачи в путешествие и на лечение, но именно от применения их экономического мышления, математических действий и расчетов зависит многое.
Подготовка презентации
Заключительным шагом в моей работе стала подготовка презентации. Я постаралась не нагружать слайды чрезмерной информацией, добавила тематические картинки к уроку, и работа была завершена.
Заключение
Работа над проектом показалась мне увлекательной, так как я пополнила свои экономические знания в области формирования бюджета семьи, узнала основы налогового законодательства, попробовала совместить две науки в решение одной проблемы. Мне удалось на практике применить результаты своего проектного продукта, участвуя в «Дне дублера», проводимого в нашей школе. Урок прошел интересно, большинство учащихся справились с поставленной задачей. Я получила похвалу от учителя математики и экономики.
Можно ли считать, что работа над моим проектом закончена? Наверно, вряд ли. Экономика современного мира требует серьезной подготовки школьников, как по экономическим, так и по математическим дисциплинам. Интеграция «царицы наук - математики» и «науки жизни - экономики» дает возможность еще больше узнавать, исследовать, экспериментировать и применять полученные знания на практике.
Самые главные цели, которые я обозначили, создавая этот проект, достигнуты:
во-первых, я нашла способы применения математических знаний в экономике, в данном случае, при построении бюджета семьи;
во-вторых, я, следуя рекомендациям учителей, разработала интегрированный урок (математика и экономика) и провела его для учащихся 5-го класса;
в-третьих, я смогла применить знания и умения при работе с компьютерными технологиями и мультимедийной техникой, которым была обучена на уроках информатики, создавая наглядный материал в форме презентации, которую можно использовать на уроках математики, экономики, финансовой грамотности и обществознания.
И в заключении хотелось бы еще добавить, что полученный опыт применения математических знаний в экономике пригодится мне правильно ориентироваться в дальнейшей моей жизни.
Источники информации
Список литературы
1. Заплати налоги и спи спокойно: учеб. пособие / Н.Н. Думная, Н П Мельникова, Б.Е. Ланин и др. / под ред. Н.Н. Думной. – М.: Интеллект-Центр, 2011.
2. Как вести семейный бюджет: учеб. пособие / Н.Н. Думная, О.А. Рябова, О.В. Карамова / под ред. Н.Н. Думной. – М.: Интеллект-Центр, 2010.
3. Сборник математических задач. Ч. I. Кн. Для учителей и учащихся 1-5 классов / Под общ. ред. И.Б. Соловьевой, А.В. Бадуриной и др. - М.: Центр инноваций в педагогике, 1997.
4. Школа юного экономиста. Разработки занятий для младших школьников / авт.-сост. М.М. Воронина. – Волгоград: Учитель, 2008.
5. Экономика для 3-5 классов. Барбара Дж. Флауренс, Пенни Каглер, Бонни Т. Мезарос, Лейна Стилс, Мэри С. Сьютер / Пер. с англ. Т. Равичевой / под ред. С. Равичева. МЦЭБО, 2006.
Интернет – источники
1. http://www.7budget.ru – сайт журнала «Семейный бюджет»
2. http://ekonomica.org – сайт по основам финансовой грамотности
3. http://ekonomica.info – сайт по основам финансовой грамотности с видеоматериалами
4. http://www.mirkin.ru – библиотека по финансово – экономической тематике
5. http://www.dostatok.ru – сайт по основам финансовой грамотности
6. http://www.nalog.ru – официальный сайт Федеральной налоговой службы России
Приложение 1.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 489.