Культура и цивилизация. Проблема Восток-Запад в культурологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Культура явление универсальное, но в ее типологии выделяют деление на Восток и Запад. Это деление не географическое и не хронологическое, она связана с различием социокультурных систем, несовпадением темпов и путей развития, отличия менталитета. Эти два культурных мира основаны на несовпадающих принципах: Запад связан с частнособственнической активностью, капиталистической, системой, Восток же не знал всеохватывающего использования частнособственнических отношений. Это отразилось на различии духовного мира, специфических умонастроений, правилах и обычаях, повседневной жизни.

Запад – это материализм, активизм, индивидуализм, свобода личности. Восток – духовность, созерцательность, коллективизм и тоталитаризм. Долгое время признавалось первенство Запада, но сегодняшнее положение показывает и многие негативные последствия. Практицизм Запада, западный образ жизни привел к утрате челокотворческого смысла, превращению человека в стандартизованный товар, т.е. к уничтожению самоценности и уникальности личности. Запад декларирует свободу личности и демократии, но свобода личности в конечном счете привела к индивидуализму, в истории Запада немало примеров отказа от демократических принципов. В конечном счете Запад не оказался способным к разрешению накопившиехся противоречий, это стало возможным только вместе с Востоком. У Запада оказалось возможным много заимствовать у Востока.

Современность поставило перед человечеством выбор – антогонизм или сотрудничество между Востоком и Западом. Поэтому ведутся поиски конструктивных подходов к синтезу Востока и Запада.

 

Культура и цивилизация

Слово " цивилизация " произведено от латинского "civilis" - гражданский, общественный, государственный . В 17-18 вв "цивилизованность" понималось как противоположность " династии " . Французский философ Гольбах понимал цивилизацию как процесс совершенствования образа жизни . Мыслители эпохи просвещения полагали что общество становится более цивилизованными по мере того как в нем воцаряется разум, наука , просвещение , социальная справедливость , законность . В 19 в под цивилизацией понимался не только исторический процесс но уже достигнутое состояние общества Ф.Энгельс, Л.Морган и др. рассматривали цивилизацию как ступень социального прогресса, следующего за дикостью и варварством. На этой ступени возникают различные формы ступени общества то получила признание мысль о существований разных цивилизаций. К концу 19 в вера в прогресс европейской цивилизаций поколебалась ( К.Маркс, Ф.Ницше ) стали говорить что европейская цивилизация порождает тенденций ведущие к разложению и упадку человеческой культуры. Постепенно культуру и цивилизацию стали отличать. Цивилизация стала представляться как совокупность материальных и социальных благ доставляемых человеку развитием общественного производства.  

Культура и цивилизация стали противопоставляться ( О.Шпенглер, Г.Зиммель и др.) С этой точкой зрений культура создает средства и способы развития  духовного начала человека она направлена на формирование и удовлетворение духовных запросов цивилизация же снабжает людей средствами существования на удовлетворение их практических нужд . Культура - это духовные ценности , образование , достижения науки , философии искусства, а цивилизация это – степень технологического, хозяйственного, социально-политического общества. Культура облагораживает и воз0вышает душу , а цивилизация обеспечивает комфорт его телу. Таким образом цивилизованный человек это не обязательно культурный человек. Культурный человек внутренние установки личности у которой достижений человеческой культуры превратилась во внутренние черты, диктующие его бытие мышление и поведения. Цивилизованный человек обладающий лишь внешней культурой тот. Состоит в соблюдений норм правил приличия, принятых в Цивилизованном обществе. В цивилизованном человеке могут скрываться дикарь, зверь.

Понятия цивилизаций может означать

-исторический процесс совершенствования жизни общества  (Гольбах.)

-образ жизни общества после выхода его и первобытного варварского состояния (Морган)

-материальную утилитарно-технологическую сторону общества, противостоящую культуре как сфере духовности, творчества и свободы (Г.Зиммель)

Основные термины и понятия

Духовная культура, общество, материальная культура, личность, мировая культура, индивид, национальная культура, субкультура, массовая культура, элитарная культура, правовая культура, политическая культура

Литература

Основная

1. Тимошинов Н. Культурология. А., 2000

2. Маркова А.Н. Культурология. А., 1999

Дополнительная

1. Кравченко А. Словарь по культурологии. М., 2000

2. Радугин А.А. Культурология. М., 1997

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 225.